Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире



Этические нормы науки.

1) Социальная ответственность ученого (н-р, такая проблема, как клонирование)

2) Бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3) Общечеловеческие требования и запреты (н-р, плагиат)

Правило: ученый должен быть честен и объективен, добросовестно проверять результаты своего открытия. Пример: ученый Д. опубликовал результаты эксперимента, которые противоречат выдвинутой им теории, потому что он руководствовался правилом: «Платон мне друг, но истина дороже».

Правило: ученый должен проявлять уважение к творцам науки прошлого, к своим коллегам, для ученого недопустим плагиат. Пример: в статье ученого М. содержатся ссылки на работы других исследователей, его предшественников.

Правило: ученый должен думать о социальных последствиях своих открытий, следуя принципу, впервые сформулированному Гиппократом: «Не навреди». Пример: академик Сахаров, которого называют «отцом водородной бомбы», активно выступал за нераспространение ядерного оружия и получил Нобелевскую премию мира.

Вопрос 8. Особенности современной науки:

1) Постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается каждые 5-10 лет)

2) Охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)

3) Растет количество ученых (в начале 20 в-100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)

4) Наука превратилась в особую профессию.

Вопрос 9. Научная картина мира: понятие и этапы:

Научная картина мира – научно обоснованное, конкретно-историческое представление о мире, которое обусловливает характер и способы научного мышления.

Прошла 3 основных этапа:

1) Классическая картина мира (17 в, эпоха Галилея и Ньютона). Основана на детерминизме (все в мире может быть однозначно просчитано и предсказано).

2) Неклассическая картина мира (сформулированы первые теории термодинамики, теория относительности. 18 век – век Просвещения. К началу 20 века – скепсис и разочарование. Открытия в области естественных наук не спасли и не накормили человечество, не сделали людей счастливыми, даже поставили вопрос о существовании самих людей. 

3) Постнеклассическая картина мира (вторая треть 20 века) – до сегодняшнего дня. Наука решает глобальные проблемы человечества, что требует пересмотра старых классических экономических и политических законов.

Вопрос 10. Проблемы развития науки в современной РФ.

1) недофинансирование наукоемких технологий

2) «утечка мозгов» в коммерческие структуры и за границу

3) разработка, в основном, прикладных наук и технологий, а не фундаментальных исследований.

 

Социальная и личностная значимость образования.

План.

Образование как социальный институт.

2. Основные принципы современного российского образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;

2) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

3) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

4) светский характер образования в государственных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6)  демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.

3. Основные тенденции в развитии образования:

1) гуманизация

2) интернационализация

3) гуманитаризация

4) компьютеризация.

5) Переход к непрерывному образованию

6) развитие компетентности

7) Демократизация

4. Система образования и ее элементы:

1) Общее образование: дошкольное;начальное, основное общее и среднее общее образование;

2) Профессиональное образование: начальное (лицей) и среднее специальное образование (колледж);

3) высшее профессиональное образование: бакалавриат, магистратура.

5. дополнительное образование для детей и взрослых

6. Основные направления модернизации российского образования.

7. Функции образования:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.004 с.)