Теория и Методика избранного вида спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и Методика избранного вида спорта



ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА

Общие специальные принципы спортивной тренировки.

В теории спортивно тренировки используются разные принципы, которые имеют разные сферы влияния, более высокий и менее высокий уровень абстракции, отражают общие и частные закономерности подготовки спортсменов, т.е. находятся между собой в йерархарических отношениях. Есть общепедагогические принципы, которые справедливы для любой образовательно–воспитательной деятельности, в том числе и для спортивной тренировки как педагогически организованного процесса.

Существенное значение имеют и принципы развития физических способностей – регулярность педагогических воздействий, прогрессирование и адаптационно - адекватная предельность в наращивании эффекта педагогических воздействий и.др. При этом следует иметь в виду, что все эти принципы по отношению к спортивной тренировке не являются специальными.

Единство углубленной специальной подготовки спортсмена. В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим односторонним развитием спортсмена. Зависимость спортивных достижений от разностороннего развития спортсмена объясняется двумя закономерностями:

1. Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности.

2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений.

При реализации данного принципа необходимо опираться на следующие положения:

а) в любом виде спорта процесс тренировки должен включать в себя как общую, так и специальную подготовку спортсмена;

б) содержание общей подготовки спортсмена во многом зависит от спортивной организации его, а содержание специальной подготовки – от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой;

в) в процессе тренировки следует соблюдать оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, так как не всякое соотношение этих сторон подготовки будет полезным для спортсмена.

В каждом конкретном случае соотношение общей и специальной подготовки зависит от возраста спортсмена, уровня его спортивного мастерства, спортивной специализации, индивидуальных способностей, степени тренированности, этапа и периода тренировки.

Непрерывность тренировочного процесса. Этот принцип характеризуется тремя основными положениями:

1.Спортивная тренировка должна строится как круглогодичный и многолетний процесс, все звенья которого взаимосвязаны и подчинены задаче достижения максимальных результатов;

2.Воздействие каждого последующего тренировочного занятия, микроцикла, этапа, периода должно как бы наслаиваться на результаты предыдущих, закрепляя и развивая их;

3.Интервалы между тренировочными занятиями должны регламентироваться таким образом, чтобы они обеспечивали развитие необходимых качеств, способностей, навыков и в целом неуклонное повышение спортивных результатов;

В тренировке спортсменов должны встречаться 3-4 варианта интервалов между занятиями:

а) когда очередное занятие приходится на фазу суперкомпенсации, то есть на период повышенной работоспособности спортсмена;

б) когда очередное занятие приходится на фазу полного восстановления работоспособности;

в) очередное занятие проводится на фоне недовосстановления работоспособности и отдельных функциональных показателей организма, т.е. при различных степенях утомления спортсмена.

Эти положения находят различное отражение в практике подготовки спортсменов разного возраста и квалификации.

ТЕМА 2. Подготовка спортсмена в процессе тренировки.

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов:

1. Техническая подготовка.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства.

Выделяют четыре группы видов спорта со свойственной им спортивной техникой.

1. Скоростно-силовые виды. В этих видах спорта техника направлена на то, чтобы спортсмен мог развить наиболее мощные и быстрые усилия в ведущих фазах соревновательного упражнения, например во время отталкивания в беге или в прыжках в длину и высоту.

2.  Виды спорта, характеризующиеся преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки) Здесь техника направлена на экономизацию расхода энергетических ресурсов в организме спортсмена.

3. Виды спорта, в основе которых лежит искусство движений (гимнастика, акробатика и др.) Техника должна обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений.

4. Спортивные игры и единоборства. Техника должна обеспечить высокую результативность, стабильность и вариативность действий спортсмена в постоянно изменяющихся условиях соревновательной борьбы.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.

Критериями технического мастерства являются:

· Объем техники - общее число технических приемов, которые умеет выполнять спортсмен.

· Разносторонность техники - степень разнообразности технических приемов. Так, в спортивных играх это-соотношение частоты использования разных игровых приемов.

· Эффективность владения спортивной техникой характеризуется степенью близости техники спортивного действия к индивидуально оптимальному варианту.

Оценку эффективности техники осуществляют несколькими способами:

а) сопоставление ее с некоторым биохимическим эталоном. Если техника близка к биохимической рациональной, она признается наиболее эффективной;

б) сопоставление оцениваемой техники движения с техникой спортсменов высокой квалификации;

в) сопоставление спортивного результата с результатами в технически более простых заданиях, характеризующих двигательный потенциал спортсмена - силовой, скоростно-силовой и др. Например, выполняется бег на 30 метров с низкого, а затем с высокого старта. Разница во времени будет характеризовать эффективность техники низкого старта;

г) сопоставление показанного результата с затратами энергии сил при выполнении двигательного действия. Чем меньше будут затраты энергии, т.е. экономичность его движений, тем выше эффективность техники.

Освоенность техники движений. Этот критерий показывает, как заучено, закреплено данное техническое действие. Для хорошо освоенных движений типичны:

а) стабильность спортивного результата и ряда характеристик техники движения при его выполнении в стандартных условиях;

б) устойчивость (сравнительно малая изменчивость) результата при выполнении действия (при изменении состояния спортсмена, действий противника в усложненных условиях);

в) сохранение двигательного навыка при перерывах в тренировке;

г) автоматизированность выполнения действий.

 

1.1. Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена.

Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками, необходимыми в спортивной деятельности.

Задачи в процессе общей технической подготовки решаются следующие:

1.Увеличить (или восстановить) диапазон двигательных умений и навыков, являющихся предпосылкой для формирования навыков в избранном виде спорта;

2.Овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФИ. Специальная техническая подготовка направлена на овладение технической движений в избранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:

1.Сформировать знания о технике спортивных действий;

2.Разработать индивидуальные формы техники движений, наиболее полно соответствующие возможностям спортсмена;

3.Сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях;

4. Преобразовать и обновить формы техники (в той мере, в какой это продиктовано закономерностями спортивно-тактического совершенствования);

5.Сформировать новые варианты спортивной техники, не применявшиеся ранее(например техника толкания ядра по принципу поворота, как в метании диска).

В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки. Условно их можно подразделить на две группы:

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Понятие о физической подготовке спортсмена. Ее роль в современном спорте.

Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей-силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовленности спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

1.Рост спортивных достижений всегда требует нового уровня развития физических способностей спортсмена. Например, для того чтобы толкнуть ядро за 20 метров, необходима не только совершенная техника, но и очень высокий уровень развития силы и быстроты.

2. Высокий уровень физической подготовленности-одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта Однако каждый вид спорта предъявляет свои специфические требования к физической подготовленности спортсменов-уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

2.1. Виды, задачи и средства физической подготовки.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП:

1. Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2. Развитие всех основных физических качеств-силы,быстроты,выносливости, ловкости и гибкости.

3. Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости. У бегунов на длинные дистанции, наоборот упражнения на развитие общей выносливости играют особую роль.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована

На максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1.Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2.Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3.Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

4.Формирование телосложение спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. Например, показатели телосложения (рост, вес, конституция и.т.д.) у легкоатлетов, специализирующихся на разные дистанции, как правило, отличаются между собой.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и достижения тактического мастерства в избранном виде спорта. Тактика-это совокупность форм и способов ведения спортивной борьбы в условиях соревнований.

Различают индивидуальную, групповую и командную тактику. Тактика может быть также пассивной, активной и комбинированной (смешанной).

Пассивная тактика-это заранее предусмотренное предоставление противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять активные действия. Например, финишный «бросок» из-за спины в беге.

Активная тактика-это навязывание сопернику действий, выгодных для себя. Например, бег с нерегулярно меняющейся скоростью, так называемый рваный бег.

Смешанная тактика включает в себя активные и пассивные формы ведения соревновательной борьбы.

Тактика спортсмена в соревнованиях определяется, прежде всего, той задачей, которую ставят перед ним. Все разнообразие таких задач в конечном счете можно свести к четырем:

1.Показать максимальный, рекордный результат.

2.Победить соперника независимо тот того, какой будет показан результат.

3.Выиграть соревнования и одновременно показать высший результат.

4.Показать результат, достаточный для выхода в следующий тур соревнований-четвертьфинал, полуфинал и финал.

От решения какой-либо одной из этих задач в соревновании и будет зависеть, какую тактику изберет спортсмен или команда. Можно выделить четыре тактические формы ведения соревновательной борьбы:

1.Тактику рекордов.

2.Тактику выигрыша соревнований независимо от показанного результата.

3.Тактику выигрыша соревнований с высоким результатом.

4.Тактику выхода в очередной тур состязаний.

Рассмотрим наиболее типичные варианты и комбинации тактических приемов при использовании каждого вида соревновательной тактики.

Тактика рекордов. В циклических видах спорта чаще всего применяется тактика лидирования в ходе состязания. Спортсмен берет на себя роль лидера задолго до финиша и старается удержать преимущество до конца соревнований. Указанная тактика может вывести из равновесия

 основных конкурентов, заставить их нервничать, менять свои тактические планы.

Выделяют два варианта тактики лидирования:

- лидирование с равномерной скоростью при прохождении дистанции- в беге плавание, гребле;

- лидирование с изменением скорости, темпа на дистанции.

Тактика выигрыша соревнований независимо от показанного результата. Эту тактику обычно применяют в финальных соревнованиях, а также тогда, когда показанный спортивный результат не может повлиять на окончательное распределение мест между основными соперниками.

Как правило спортсмен:

1.стремится достигнуть максимальной результативности и оторваться от соперника в начале состязания(«тактика отрыва») –развить максимальную скорость в первой половине дистанции; прыгнуть на максимальную длину или высоту в первой зачетной попытке; выполнить хорошо самое трудное упражнение в первой части обязательной или произвольной программ в гимнастике, прыжках в воду и.т.д.

2.сохраняет силы для решающего финишного рывка («тактика финишного спурта»). После старта сразу же занимает место за лидером и внимательно следит за всеми конкурентами или держится в лидирующей группе, готовясь в любой момент предпринять маневр;

3.умышленно изменяет скорость, темп движений, отдельные тактические приемы и их комбинации в ходе состязания(«тактика изматывания соперника» –резко изменяет скорость на дистанции в беге, плавании, в лыжных гонках, проводит эпизодические взрывные атаки в боксе, в фехтовании), часто изменяет технические приемы, тем самым ставя соперника в затруднительное положение и.т.д.

Тактика выигрыша соревнований с высоким результатом. Это довольно редкая тактика. Она встречается тогда, когда места в соревнованиях определяются без финалов, т.е. по результатам, показанным в различных забегах, заплывах в конькобежном спорте, тяжелой атлетике, плавании.

При решении этой задачи возможны две ситуации:

1.когда основные соперники уже стартовали и спортсмену известен их результат;

2.когда основные конкуренты стартуют в последующих забегах, заплывах.

В первом случае спортсмен должен показать результат выше, чем у его основного соперника(«тактика побития результата соперника»):

а) пройти дистанцию по графику соперников с небольшим запасом в беге, плавании, гребле и т.д;

б) поднять штангу большего веса, чем у конкурента;

в) метнуть снаряд на большее расстояние;

г) забить больше голов, набрать больше очков- в футболе, гандболе борьбе и др.

Во втором же случае спортсмен стремится показать высокий результат в первых попытках («тактика первого удара», «тактика отрыва»).

Тактика выхода в очередной тур состязаний.

Некоторые спортсмены показывают высокие результаты в предварительных соревнованиях, затрачивая много сил, а в финале, не успев отдохнуть, значительно снижают свои достижения и проигрывают. Другие спортсмены слишком экономят силы в предварительной части соревнований и в итоге не попадают в финал. Чтобы избежать этих ошибок необходимо:

1.Знать, сколько спортсменов(команд) попадает в финал

2.Иметь представление о силе соперников

3.Уметь показать результат, достаточный для выхода в полуфинал, финал.

В практике спорта при решении этой тактической задачи спортсмен(команда) стремится:

1. Показать результат, достаточный для выхода в следующий этап состязаний («тактика рационального распределения сил на ходу состязания»).

2. Показывать высокие результаты на каждом этапе состязаний(«тактика поддержания психологического преимущества и непобедимости»).

3.1. Виды, задачи и средства тактической подготовки спортсмена.

Принято различать общую и специальную тактическую подготовку.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и совершенствование спортивной тактики в избранном виде спорта.

 В процессе тактической подготовки решаются следующие основные задачи:

1.Приобретение спортсменом знаний по спортивной тактике (о ее эффективных формах, тенденциях развития в избранном и смежных видах спорта).

2.Сбор информации о соперниках, условиях предстоящих состязаний, о режиме соревнований, социально-психологической атмосфере в этой стране и разработка тактического плана выступление спортсмена на соревновании.

3.Освоение и совершенствование технических приемов ведения соревновательной борьбы.

4.Формирование тактического мышления и непостредственно связанных с ним способностей наблюдательности, сообразительности, творческой инициативы, быстроты переключения от одних тактических действий на другие в зависимости от конкретной обстановки состязаний и действий противника.

5. Овладения приемами психологического воздействия на соперника и маскировка собственных намерений.

В тактических действиях выделяют три главные фазы:

1.восприятие и анализ соревновательной ситуации;

2.мыслительное решение тактической задачи;

3.двигательное решение тактической задачи.

В зависимости от этапа подготовки эти упражнения применяются: в облегченных условиях, в усложненных условиях, в условиях максимально-приближенным к соревнованиям.

Спортсмен должен знать:

-правила соревнований, особенности их судейства и проведения, условия соревнований и своих противников;

-основы тактических действий в спорте, их зависимость от физической, технической и волевой подготовленности; главные особенности тактики своего вида спорта и др;

 Важное значение имеет изучение специальной литературы, изучение правил, особенности судейства и проведения соревнований, анализ фото киноматериалов по тактике, анализ наблюдений на соревнованиях, изучение условий и мест соревнований.

Содержание и методика составления тактического плана выступления спортсмена в соревнованиях.

Все средства, способы и формы ведения соревновательной борьбы излагаются в тактическом плане. Тактический план имеет следующие разделы:

1.Главная задача, которая ставится перед спортсменом или командой в этих соревнованиях.

2.Общая форма тактической борьбы активная, пассивная, комбинированная.

3.Распределение сил на протяжении всего соревнования с учетом режима соревнований;

4.Распределение сил в процессе каждого выступление(график скорости прохождения дистанции, темп игры, боя, длительность и характер разминки;

5.Возможные переключения от одного вида тактики к другому непосредственно в процессе соревнования в связи возможными изменениями задач и остановки тактической борьбы;

6.Способы маскировки собственных намерений (действий);

7.Данные о противниках, слабые и сильные стороны в их полготовки;

8.Данные о местах соревнования, о погоде, о судействе предстоящих соревнований и о зрителях.

4. Психологическая подготовка спортсмена.

Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она направлена на развитие у спортсменов именно тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.

Компонентами психологической подготовки являются: психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях; высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.

Психологическая подготовка к тренировочному процессу.

В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и.т.д.

У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятия спортом-быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом, и по мере роста достижений, эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских международных соревнованиях, стать чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей, возникающих на пути к цели.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.065 с.)