Результаты экспериментальной работы по формированию графического навыка учащихся 1 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты экспериментальной работы по формированию графического навыка учащихся 1 класса



В рамках контрольного этапа исследования был проведен контрольный срез, по результатам которого появилась возможность оценить эффективность применяемых видов упражнений по графике. Основной акцент был сделан на правильное написание учениками основных элементов букв. Были сформированы такие задачи контрольного этапа:

• анализ записей в тетрадях учеников с позиций наличия и отсутствия графических ошибок при письме.

Цель: выявление основных графических ошибок, их типологическое структурирование с учетом графического оформления основных элементов букв. Исследование результатов контрольного среза демонстрирует, что удалось в среднем на 19,6% улучшить графический навык учащихся.

Анализ показал, что ученики допускают те же ошибки при написании сложных элементов (линия с закруглением внизу, прямая с петлей и малая петля), но число ошибочных написаний существенно снизилось (см.таблицу 4).

Таблица 4 -  Количество графических ошибок по результатам проделанной работы

Формируемые умения и навыки Число учеников, допустивших ошибки %
1. Написание короткой линии 9 42,8
2. Написание длинной линии 8 38,1
3. Написание линии с закруглением внизу 13 61,9
4. Написание прямой с петлей 12 57,1
5. Написание овала 7 33,3
6. Написание полуовала 5 15,2
7. Написание линии с закруглением с двух сторон 7 33,3
8. Написание малой петли 10 47,6

Рис.4 – Результативность работы по устранению ошибок

В целях проверки уровня сформированности правильного написания буквенных элементов школьникам были даны карточки с предложениями для списывания с печатного текста.

Критериями уровня сформированности графических умений явились:

1) соответствие начертания буквы образцу;

2) равный наклон;

3) безотрывное написание;

4) одинаковое расстояние между буквами, элементами;

5) одинаковая высота букв.

 

Результаты списывания с печатного текста выглядят следующим образом:

Без ошибок – 8 человек

1 ошибка – 7 человек

2 ошибки – 4 человека

3 ошибки – 1 человек

4 ошибки – 1 человек

5 ошибок – не допущено

Уровни сформированности графического навыка умений были определены по прежним критериям. Полученные результаты (см.таблицу5 и рис.5) в процентном выражении были представлены следующим образом: высокий уровень – 8 чел (38%); средний уровень – 11 чел (52,3%); низкий уровень – 2 чел (9,5%).

Таблица 5 - Результаты сформированности графических умений

Ученик СЧБ РН БО ОР ОВ Средний балл Уровень
Сергей А. + + + + + 15 Высокий
Лена Б.  + + - + - 9 Средний
Вика В. + + + + + 15 Высокий
Андрей Д. + + + - + 12 Средний
Вова Д. - + - - + 9 Средний
Дарья К. + + + - + 12 Средний
Ирина П. - - - + - 3 Низкий
Наталья К. + + + + - 12 Средний
Виктор Н. + + + + + 15 Высокий
Антон Ф. + + + + + 15 Высокий
Дима Ш. + + - + - 9 Средний
Артем В. + + - + + 12 Средний
Иван Р. + + + + + 15 Высокий
Елизавета Б. + + + + + 15 Высокий
Евгения Г. + + - + - 9 Средний
Степан Ч.  + + - + - 9 Средний
Павел Л. + + + - + 12 Средний
Дима М. + - - + + 9 Средний
Кирилл В. + + + + + 15 Высокий
Алексей Т. + + + - + 6 Средний
Валя Ф. + + + + + 15 Высокий

СЧБ – соответствие начертания буквы образцу; РН – равный наклон; БО – безотрывность; ОР – одинаковое расстояние между буквами, элементами; ОВ одинаковая высота букв.

Рис.5 – Сформированность уровня графических умений

Из таблицы 5 прослеживается, что после проведения разнообразных видов графических упражнений, при проведении дополнительной работы по улучшению уже сформированного графического навыка наблюдаются изменения. Фиксируется увеличение количества учеников на высоком уровне на 3 ученика, уменьшение количества на низком уровне на 5 учеников.

Рис.6 – Числовые показатели овладения графическим навыком

Аналитические мероприятия по результатам констатирующей беседы по технологической карте позволили сделать вывод о том, что школьникам нравится писать красиво (100%), большее количество учащихся знают способы проверки написания букв (62%), однако учащиеся по-прежнему допускают ошибки при обучении письму. Одним из факторов совершения этих ошибок остается невыполнение гигиенических норм письма (53%).

Каждому ученику после беседы в индивидуальном порядке было предложено задание: написан ряд букв К, г, Н, Ю, р, А, а, М, в котором нужно было подчеркнуть одинаковые элементы. Целью проверки было определено выявление умения детей выделять одинаковые элементы в букве. Результаты данного задания таковы: количество учащихся, которые умеют выделять из ряда написанных букв одинаковые элементы возросло до 62,2% (было - 46,71%).

Ряд 1 – до начала работы; ряд 2 – после окончания работы

Рис.7 – Результативность работы над графическим навыком на основе семиотического подхода

Итак, при проведении дополнительной работы по оптимизации уже сформированного графического навыка наблюдаются позитивные изменения. Необходима достаточно систематическая работа по использованию выявленных приемов, которые имеют наибольшую эффективность. Есть необходимость в четко структурированных и методически обоснованных видах упражнений, которые на основе семиотического подхода развивают знаково-символические аспекты умственного строя младших школьников.

Таким образом, формируются следующие выводы по 2 главе. Опытно-экспериментальная диагностика и констатирующий этап эксперимента дали возможность сделать вывод о том, что у первоклассников имеются трудности при формировании графического навыка. Выявленные трудности зависят от нескольких факторов: речь идет об индивидуальных особенностях школьников, о недостаточном уровне развития соответствующих мышц руки, о несоблюдении гигиенических норм письма. Индивидуальные беседы с учениками, диагностика на выявление уровня графического навыка свидетельствуют о том, что школьники, допуская графические ошибки, не видят своих ошибок, притом, что обладают знаниями способов проверки написания букв.

В рамках семиотического подхода параллельно с работой по практике запоминания новой буквы производилась отработка выполнения слого-звукового анализа слова. Школьники осуществляли запись звуковой модели слова-картинки в предназначенных для этого квадратах, характеризовали звуки, выделенные в схеме, и проводили работу по соотнесению его с изучаемой буквой. Деятельность по записи новой буквы и ее частей в пространстве рисунка превращало повторение одних и тех же графических структур в интересное занятие - «раскрашивание картинки». Исследование результатов контрольного среза демонстрирует, что удалось в среднем на 19,6% улучшить графический навык учащихся.

Анализ показал, что ученики допускают те же ошибки при написании сложных элементов (линия с закруглением внизу, прямая с петлей и малая петля), но число ошибочных написаний существенно снизилось. Уровни сформированности графических умений были определены по выделенным критериям.

Полученные результаты в процентном выражении были представлены следующим образом: высокий уровень – 8 чел (38%); средний уровень – 11 чел (52,3%); низкий уровень – 2 чел (9,5%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ использования семиотического подхода в практике обучения письму учеников первого класса позволяет сделать некоторые выводы.

В рамках семиотического подхода язык есть знаковая система неограниченной природы, функционально обеспечивающая познание и коммуникацию в ходе человеческой экзистенциальной практики. При использовании семиотического подхода необходим учет чувственного опыта учеников. Ценностная и эмоциональная сторона учебной деятельности развивается лишь в условиях уверенности в практической ценности получаемых навыков, умений, в чувстве необходимости в них, ощущении позитивной поступательности в овладении знаниями, навыками и умениями.

Понимание характера семиотической (знаковой) деятельности первоклассников в стадии обучения грамоте предполагает применение семиотического подхода в процессе формирования письменных видов речевой деятельности. Важнейшая составная часть познавательной деятельности младших школьников есть знаково-символическая форма деятельности. На уроках письма есть необходимость использования таких приемов, как групповой анализ написаний с ошибками, взаимная проверка, прочтение ошибочных написаний уверенно читающими учениками, с тем чтобы сущность ошибки в письме (в начертании, в написании) буквы обретала социально обобщающее значение, это в целом свойственно семиотическому подходу к обучению письму, которое «зашифровывает» звучащую речь.

Семиотический подход реализуется в использовании знаковых структурных конструкций, закрепляемых в мыслительной деятельности детей, и развитии графической зоркости.

Главными направлениями применения семиотического подхода при формировании навыков письменной речи у первоклассников являются:

1) построение системы знаков, соотнесенных с системой звуков;

2) усвоение способов обозначения фонем буквами;

3) представление буквенной записи как модели слова, отражающей связь между его значением и формой.

В рамках диагностики графических навыков первоклассников было проведено выявление основных ошибочных написаний, их классификация при анализе написания основных элементов букв. В свете реализации цели был осуществлен анализ прописей учеников первого класса.

Были разработаны и применялись следующие критерии уровня формирования графических умений:

1) соответствие начертания буквы образцу;

2) равный наклон;

3) безотрывное написание;

4) одинаковое расстояние между буквами, элементами;

5) одинаковая высота букв.

Изучение результатов демонстрирует, что наибольшее количество ошибок учащихся связано с написанием сложных графических элементов: линия с закруглением внизу, прямая с петлей и малая петля. Исследование работ первоклассников позволяет сделать следующие выводы: при написании указанных графических элементов были допущены ошибки. Был исследован уровень овладения графическими навыками, которые в процентном выражении они могут быть были представлены следующим образом: высокий уровень – 5 чел (23,8%); средний уровень – 9 чел (42,8%); низкий уровень – 7 чел (33,3%). Опытно-экспериментальная диагностика и констатирующий эксперимент дали возможность сделать вывод о том, что у первоклассников наличествуют трудности при графическом обеспечении письму.

У первоклассников присутствуют трудности при формировании графического навыка. Выявленные трудности зависят от нескольких факторов: речь идет об индивидуальных особенностях школьников, о недостаточном уровне развития соответствующих мышц руки, о несоблюдении гигиенических норм письма. Индивидуальные беседы с учениками, диагностика на выявление уровня графического навыка свидетельствуют о том, что школьники, допуская графические ошибки, не видят своих ошибок.

Формирование графического навыка учащихся 1 класса опиралось на выработку автоматизированного графического навыка на основе элементного восприятия графического облика букв и рационализации порядка их написания в процессе осознанного восприятия с применением элементов занимательности. В рамках семиотического подхода параллельно с работой по практике запоминания новой буквы производилась отработка выполнения слого-звукового анализа слова.

С целью выявления основных графических ошибок, их типологического структурирования с учетом графического оформления основных элементов букв в рамках контрольного этапа исследования был проведен контрольный срез и осуществлен анализ записей в тетрадях учеников с позиции наличия и/или отсутствия графических ошибок при письме, который показал, что ученики допускают те же ошибки при написании сложных элементов (линия с закруглением внизу, прямая с петлей и малая петля), но число ошибочных написаний существенно снизилось.

Полученные результаты в процентном выражении были представлены следующим образом: высокий уровень – 8 чел (38%); средний уровень – 11 чел (52,3%); низкий уровень – 2 чел (9,5%), что свидетельствует о высокой положительной динамике в усвоении графических навыков учениками первого класса. После проведения разнообразных видов графических упражнений по улучшению уже сформированных графических навыков наблюдаются изменения: фиксируется увеличение количества учеников, достигших высокого уровня развития графических навыков на 3 человека, при уменьшении количества на низком уровне на 5 человек.

Наиболее отчетливо форма реализации семиотического подхода состояла в использовании знаковых структурных конструкций, закрепляемых в мыслительной деятельности детей и развитии графической зоркости.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамян, Л.A. Гносеологические проблемы теории знаков [Текст] / Л.А. Абрамян. – Ереван: Изд-во АН Арм. 2010. –255с.

2. Агаркова Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. – с.9

3. Агаркова, Н.Г. Конструирование букв – ведущий прием в обучении шестилетних детей письму [Текст] / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 2011. – №12. – С.55 – 60с.

4. Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к Азбуке О.В. Джежелей [Текст] / Н.Г. Агаркова, - М.: Дрофа, 2011. – 94с.

5. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / Н.А. Агаркова // Начальная школа. – 2011. – №4. – С.42 – 49с.

6. Агаркова, Н.Г. Подготовка будущих учителей к обучению шестилетних первоклассников письму [Текст] / Н.А. Агаркова // Начальная школа. - 2011. - №6. – С.77 – 84с.

7. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя [Текст] / Н.Г. Агаркова, – М.: Дрофа, 2011. – 97с.

8. Антонова, Н.С., Боброва, С.В. Методика преподавания русского языка (начальные классы). Учебник для студ. сред. проф. уч. заведений [Текст] / Н.С. Антонова, С.В. Боброва. – М.: Академия, 2010. – 448 с.

9. Ахутина, Т.В. Вариативность письма у первоклассников: системный нейропсихологический анализ [Текст] / Т.В. Ахутина // Вестн. Моск. Унта. Сер. 14. - 2010. - № 3. – С.22 – 29с.

10. Ахутина, Т.В. Формирование письма у младших школьников: динамика взаимодействия технического и содержательного уровней [Текст] / Т.В. Ахутина // Культурно-историческая психология. – 2010. - №3. – С.55 – 63.

11. Барт, Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры [Текст] / Р. Барт; пер. с фр., вступ. и сост. С. Н. Зенкина. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2011. – 512 с.

12. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям [Текст] / М.М.Безруких. - М.: Просвещение, 2012. – 30с.

13. Безруких, М.М., Хохлова, Т.Е. Как писать буквы [Текст] / М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова. – М., 2012. – 48с.

14. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность [Текст] / Н.А.Бернштейн. – М., 2010. – 235с.

15. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст] / А.Д. Ботивинников. – М.: Педагогика, 2012. – 256с.

16. Брунер, Дж. На пути к теории обучения [Текст] / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 2016. – 242с.

17. Брыксина, О.Ф. Знаково-символическая деятельность в образовательном пространстве: семиотический подход к формированию ИКТкомпетентности выпускника вуза [Текст] / О. Ф. Брыксина, М. В. Шарьизданова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3(3). – С. 578 –583с.

18. Веряев, А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе. [Текст] / А. А. Веряев. – Барнаул 2010. – 37с.

19. Выготский, Л.А. Мышление и речь. Психологические исследования. 2016. – 45с. Издательство - Национальное образование.

20. Выготский, Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6 [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2012. – 442с

21. Гальперин. А.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин / Вступительная статья А.И. Подольского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. – 332с.

22. Гинзбург, Е.Л. Знаковые проблемы психолингвистики: Основы теории речевой деятельности [Текст] / Е.Л. Гинзбург. – М.: Наука, 2012. – 334с.

23. Горецкий, В. Г., Федосова, Н. А. Пропись 1, 2, 3, 4 к «Русской азбуке» [Текст] / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2011. –32с.

24. Гребнева, Д. М. Семиотический подход к обучению программированию в школе: Современные проблемы науки и образования [Текст] /Д.М. Гребнева. – М.: Наука, 2013. – 89с.

25. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2014. - №5. – С.22 – 27.

26. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 2012. – 544с.

27. Дудкина С.Г., Петрова С.В. Формирование графических умений и навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Г. Дудкина, С.В.Петрова – М.: Просвещение, 2018. – 314с.

28. Епифанова, О.В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся [Текст] / О.В. Епифанова // Начальная школа. – 2011 - №7. – С.22 – 28.

29. Желтовская, Л.Я., Соколова, Е.Н. Формирование графических навыков у младших школьников [Текст] / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – М.: Просвещение, 2014. – 124с.

30. Илюхина, В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме [Текст] / В.А. Илюхина // Начальная школа. - 2010. - №8. – С.7 – 12.

31. Капушева, Х.М. Психологические особенности формирования графических навыков письма [Текст] / Х.М. Карпушева // Наука, образование и инновации. Сб. статей международной научнопрактической конференции. Уфа, 2011. – С.175 – 177.

32. Карабанова, О.А. Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников. Автореф. дисс… канд. психол. наук [Текст] / О.А. Карабанова. – М., 2015. – 21 с.

33. Климко, А.И. Концептуальные основы методики формирования механизма чтения на основе семиотического подхода [Текст] / А.И. Климко // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2015. - № 1. – С.100 – 102.

34. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки [Текст] / П.В. Копнин // Философия науки: хрестоматия. – М.: Наука, 2015. – С.74 – 82с.

35. Коробова, О.В. Обучение первоклассников грамоте на основе формирования графического действия. Автореф. дисс… канд. пед. наук [Текст] / О.В. Коробова. – Рязань, 2014. – 22с.

36. Кудреватова, Л.И. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления [Текст] / Л.И. Кудреватова // Начальная школа. — 2015. – №3. – С.81 – 86с.

37. Леонтьев, А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность) [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2011. – 391с.

38. Лубовский, В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / В.И. Лубовский // Психологическая наука и образование. – 2012. - № 1. – С.1 – 5с.

39. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологии письма // Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – С.10 – 77с.

40. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 464с.

41. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах [Текст] / М.Р. Львов. – Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2011. – 160с.

42. Ляудис, В.Я., Негурд, И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников [Текст] / В.Я. Ляудис, И.П. Негруд. - М.: Международная педагогическая академия, 2014. – 148 с.

43. Марынкина, М.Н. Роль восприятия в графической деятельности [Текст] / М.Н. Марынкина // Психологическая наука и образование. –2014. – № 4. – С.7 – 12с.

44. Мирхайдарова, Д.М. Коррекционная работа по развитию мелкой моторики [Текст] / Д.М. Мирхайдарова // Начальная школа. – 2010. – №2. – С.32 – 36с.

45. Одегова, В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе [Текст] / В.Ф. Одегова // Начальная школа. — 2014. - №2. – С.16 –17с.

46. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов [Текст] / И.М Осмоловская., Л.Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 30–36с.

47. Основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / [сост. Е. С. Савинов]. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. — 223с.

48. Отыншинова, М.Б. Роль каллиграфии в начальной школе [Текст] / М.Б. Отыншинова, Д.А.Усольцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. - № 2 – 5. – С.31 – 34с.

49. Охотникова Т.А. Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащимися начальных классов [Текст] // Всероссийский научнопрактическая конференция «Актуальные проблемы специального образования и социальной помощи». – Бийск, 2013 // https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/03/25/doklad (дата обращения: 03.02.2018).

50. Пантина, Н.С. Зависимость формирования действия от типа ориентировки в задании [Текст] / Н.С. Пантина. — Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - М., 2016. — 23с.

51. Пиаже, Ж. Мышление и речь ребенка [Текст] / Ж Пиаже. — М.: Педагогика- Пресс, 2012. –322с.

52. Пономарева, Н.Ю. Как помочь первокласснику овладеть навыком письма [Текст] / Н.Ю. Пономарева// Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 42–48с.

53. Почепцов, Г.Г. Семиотика [Текст] / Г. Г. Почепцов. – М.: Рефл-бук; Киев:Ваклер, 2012. – 432с.

54. Прокина Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13654/ (дата обращения: 03.02.2018).

55. Резников, Л.О. Гносеологические вопросы семиотики [Текст] / О.Л. Резников. - Л.: Изд-во ЛГУ, 2016. – 302с.

56. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб. зав. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» [Текст] / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 2014. – 383с.

57. Салмина, Н.Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н.Г. Салмина. – М.: МГУ, 2011. – 288с.

58.  Серебренникова, Ю.А. Теория и практика обучения каллиграфии [Текст] / Ю.А.Серебренникова// Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 34–37с.

59. Сильченкова, Л.С. Графические ориентиры как лингвистическая основа обучения грамоте [Текст] / Л.С. Сильченкова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – N8. – С. 10 – 17с.

60. Сильченкова, Л.С. Правила чтения букв русского алфавита [Текст] / Л.С. Сильченкова // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 107–112с.

61. Сильченкова, Л.С., Егорова, Е.С. Формирование у первоклассников графического навыка на основе семиотического подхода [Текст] / Л.С. Сильченкова, Е.С. Егорова // Начальная школа. - 2016. - № 12. – С.43 – 48с.

62. Солнцева В.Т. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики [Текст]//http://fictionbook.ru/author/vera_solnceva/200uprajneniyidlya_razvitiya_obsheyi_i/read_online.html?page=1(дата обращения: 03.02.2018).

63. Суворова, О.В. Возможности и условия знаково-символического опосредования вербально-логических задач шестилетними детьми. Автореф. дис.. канд. психол. наук [Текст] / О.В. Суворова. - Н. Новгород, 2011. – 21с.

64. ФГОС. Начальная школа. 1-4 классы. Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 в ред. от18 мая 2015 года № 507.

65. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ(ред. 19.12.2016)

66. Федосова, Н.А. Особенности обучения письму шестилетних первоклассников / Н.А. Федосова // Начальная школа. –2013. –№4. – С.14 – 18с.

67. Фролова, С. Н. Уроки чистописания: формирование каллиграфического навыка [Текст] / С. Н. Фролова, Н. Г. Полуэктова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 103с.

68. Хангулова А.Э., Пелипенко Р.И. Методические рекомендации организации обучения детей каллиграфическому письму [Текст] // Современная педагогика. - 2015. - № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3553 (дата обращения: 01.02.2018).

69. Цыновникова, Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков при работе с прописью-раскраской [Текст] / Ю.Л. Цыновникова // Начальная школа. – 2011. - №7. – С.7 – 12с.

70. Эльконин, Д.Б. Еще раз о психологических основах первоначального обучения чтению [Текст] / Д.Б. Эльконин // Советская педагогика. – 2013 – N1. – С. 14 – 23с.

71. Эльконин, Д.Б. Как научить детей читать [Текст] // Избранные труды / Д.Б. Эльконин. – М. – Воронеж, 2010. – С.329 – 344с.

72. Якобсон, Р. Язык и бессознательное [Текст] / Пер. с англ., фр., К. Голубович, Д. Епифанова, Д. Кротовой, К. Чухрукидзе. В. Шеворошкина; ред. пер. — Ф. Успенский. - М.: Гнозис, 2011. – 248 с.

73. Якунина, О.В. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Якунина, О.В. // Логопед. – 2014. - №3. – С.12 – 17с.

74. Якупова, А.Ф. Формирование и развитие навыков письменной речи на начальном этапе обучения [Текст] / А.Ф. Якупова. – Самара: ООО «Офорт», 2010. – 72с.

Приложение 1

Конспект урока в 1 классе

Тема урока: Письмо строчной буквы «в»

Цель урока: Формирование графических навыков и каллиграфического письма строчной буквы «в»

Формирование УУД:

- личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности.

- метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; использовать на доступном уровне логические приемы мышления; использовать знаково-символические средства: освоение способов сравнения звуков в словах, анализа и синтеза речи. - предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «в»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «в»; закреплять письмо изученных букв.

Ресурсы: доска, пропись №3, волшебное дерево и шаблоны «яблоко», волшебные линеечки.

Карта урока



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.105 с.)