Вопрос 2. Задачи и принципы административной ответственности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Задачи и принципы административной ответственности.



Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:

1) защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно - эпидемиологического благополучия населения;

2) защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;

3) защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

4) предупреждение административных правонарушений.

В юридической литературе принципы административной ответственности составляют определенную систему и включают следующие:

а) принцип законности;

б) индивидуализация ответственности;

в) принцип ответственности субъекта права лишь за свои проступки;

г) ответственность только за виновные деяния;

д) принцип справедливости;

е) принцип целесообразности;

ж) принцип гуманизма;

з) принцип презумпции невиновности;

и) принцип своевременности.

Базовыми целями административной ответственности являются:

1) защита правопорядка;

2) воспитание граждан в духе уважения к закону;

3) восстановление социальной справедливости;

4) предупреждение совершения новых правонарушений.

Среди функций административной ответственности следует отметить такие, как:

1) штрафная (карательная) - состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой - средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);

2) воспитательная - состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;

3) компенсационная - состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности - система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности - совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

 Процессуальное основание административной ответственности - вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Вопрос 3. Система и общая характеристика административных наказаний.

Административные наказания являются одним из основных видов мер административного принуждения и существенно отличаются от иных мер принуждения, прежде всего своей функцио­нально-целевой направленностью.

Только административное наказание является установленной го­сударством мерой ответственности за административное правона­рушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку проти­воправного деяния нарушителя.

Содержание административных наказаний состоит в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они применя­ются.

Закон определяет административное наказание как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Правовой основой для их применения является глава 3 КоАП РФ.[45] Кроме того, устанавливаемые законом субъекта РФ запреты посредством формулирования составов административных правонарушений и административная ответственность за их нарушение, без сомнения, также являются составной частью правовой основы применения соответствующих правовых санкций.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Из понятия административного наказания, данного в КоАП РФ, можно выделить следующие признаки:

1) административное наказание есть установленная государством мера ответственности;

2) административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;

3) административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;

4) административное наказание есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;

5) административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;

6) административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию.

В системе мер административного принуждения административные наказания имеют особое значение, поскольку они применяются:

1) только в отношении конкретного лица, совершившего административное правонарушение, и обладающего всеми признаками субъекта административной ответственности – физическое или юридическое лицо (достижение возраста 16 лет, вменяемость, виновность, противоправность совершенных им действий). Речь идет о том, что применение административных наказаний носит всегда персонифицированный характер;

2) только на основании составленного протокола об административном правонарушении и других доказательств совершенного противоправного деяния, оформленных в установленном КоАП РФ порядке (за исключением случаев, когда наказание назначается на месте выявления правонарушения без составления протокола об административном правонарушении);

3) если меры административного пресечения и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях применяются в ходе возбуждения дела об административном правонарушении и его расследования, то меры административных наказаний применяются на стадии рассмотрения материалов дела уполномоченным на то органом;

4) административные наказания имеют свою форму процессуального выражения, т.е. имеют только письменную форму.

5) применение административных наказаний влечет за собой для правонарушителя состояние административной наказанности:

6) административные наказания применяются по правилам и в порядке, установленными КоАП РФ.

Таким образом, административные наказания – это вид мер административного принуждения, который применяется по факту совершения административного правонарушения, в отношении конкретного правонарушителя (физического или юридического лица), на основании процессуально оформленных доказательств его вины в содеянном, имеет процессуальную форму выражения установленного образца, а равно осуществляется в соответствии с правилами, установленными в КоАП РФ.

Сегодня КоАП РФ в ст. 3.2 установил десять видов административных наказаний:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. лишение специального права, предоставленного физическому лицу

5. административный арест;

6. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

7. дисквалификация;

8. административное приостановление деятельности;

9. обязательные работы;

10.  административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Перечень административных наказаний, приведенный в ст. 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является закрытым, исчерпывающим.

Вместе с тем, необходимо отметить, что административные наказания в виде предупреждения и административного штрафа могут быть установлены законами субъектов РФ, все иные административные наказания устанавливаются только КоАП РФ.[46]

Система наказаний представляет собой «лестницу», на которой каждую новую ступеньку занимает более строгий вид административного наказания. Исключение составляет только административный арест, который, по идее, должен быть передвинут в конец перечня и занять достойное место в системе наказаний как наиболее строгая санкция, максимально ограничивающая права и свободы физического лица.

Заметим, что до недавнего времени в КоАП РФ предусматривалось еще одно административное наказание - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, которое было исключено из перечня в виду его низкой эффективности.

Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Это может быть связано, например, с материальными потерями при применении штрафа, конфискации, ограничении свободы личности (арест) или иными неблагоприятными последствиями. При этом кара – сущность, а не цель наказания.

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение всегда выносится в письменной форме. Это может быть либо постановление о назначении наказания, либо постановление-квитанция установленного образца, когда наказание назначается на месте совершения административного правонарушения.

Поскольку в качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме, то широко применяемые в практике различных правоохранительных органов устные предупреждения не являются административными наказаниями. Не являются таковыми и письменные предписания контрольных и надзорных органов, выносимые с целью предупреждения либо устранения нарушений действующего законодательства.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других (третьих) лиц.

Предупреждение и по своим последствиям ничем не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение субъекта к административной ответственности со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. С применением предупреждения наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Так называемое состояние административной наказанности длится в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, т.е. со дня вручения под расписку физическому лицу или направления копии указанного постановления законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Административный штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством получения с него в доход государства определенной суммы денежных средств.

Административный штраф выполняет сразу несколько функций: карательную, превентивную и компенсационную, т.к. зачастую служит для пополнения бюджета при неполучении каких-либо средств в случае совершения административного правонарушения.

Среди всех санкций мера административной ответственности в виде административного штрафа является на сегодняшний день самой распространенной.

По своей природе административный штраф можно признать вполне допустимой формой вмешательства в права человека и гражданина в силу того, что такое вмешательство реализуется исключительно государством на основе федерального закона в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия и в целях предотвращения противоправных нарушений, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод других лиц.

До недавнего времени такой показатель, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был основным принципом исчисления суммы штрафа. В конце XX в. в связи с обвальной инфляцией законодатель вводит принцип расчета административных штрафов в суммах, кратных МРОТ, величина которого зависела от уровня инфляции, и, как следствие, МРОТ позволял поддерживать компенсаторную и превентивную функции такого наказания. До августа 2007 г. КоАП РФ сохранял этот принцип в качестве преобладающего при формулировании санкций статей Особенной части. Сегодня законодатель отказался от использования МРОТ в качестве критерия исчисления сумм административных штрафов, освободив МРОТ от выполнения не свойственной ему функции.

В настоящее время административный штрафявляется денежной санкцией, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Следующим видом административных наказаний является конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ).

Под орудием совершения административного правонарушения следует признавать то, посредством чего совершалось административное правонарушение или, иными словами, те имущественные объекты, посредством которых исполнялось задуманное административное правонарушение и с помощью которых непосредственно причинялись общественно вредные последствия (например, различные виды холодного и огнестрельного оружия, боевые припасы, орудия лова, транспортное средство с тайником и пр.).

Под предметом же административного правонарушения следует подразумевать то, по поводу чего и ради чего совершается административное правонарушение (например, товары, продажа которых совершается с нарушением закона, незаконно выловленная рыба или убитое животное, контрафактная печатная продукция).

Конфискация охотничьего оружия и боеприпасов к нему, а также иных дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным источником средств к существованию.

КоАП РФ допускает лишь судебный порядок конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является специальной, т.е. в отличие от общей конфискации может производиться только в отношении строго определенных имущественных объектов. Такими имущественными объектами являются вещи, непосредственно связанные с административным правонарушением, указание на которые имеется как в наименовании данного вида административного наказания, так и в санкциях соответствующих статей Особенной части КоАП РФ.

Конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также недвижимых имущественных объектов.

Достаточно специфическим видом административных наказаний является лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ).

Лишение специального права по своей правовой природе является уникальным административным наказанием, связанным с ограничением субъективных прав в области административно-разрешительной системы.

Этот вид наказания может применяться в отношении физического лица, совершившего грубое, систематическое нарушение порядка пользования ранее предоставленного ему специального права.

Категория «специальные права» содержательно представляет собой совокупность особых возможностей, предоставляемых государством гражданам. Особенность таких возможностей тесно соприкасается с эксплуатацией гражданами объектов материального мира, определенный контроль относительно режима их использования со стороны государства осуществляется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Лишение специального права физического лица как вид административной санкции состоит в невозможности реализации ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Содержательно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридической возможности целевого использования лицом имущественных объектов, эксплуатация которых способна причинить существенный вред общественно значимым интересам и в силу этого допустима только в разрешительном порядке.

Лишение специального права относится к «срочным» видам наказания, а его срок не может быть менее 1 месяца и более 2-х лет. При этом в статьях особенной части КоАП РФ, предусматривающих лишение специального права, санкция является относительно-определенной, т.е. представляющая установление временных рамок претерпевания правовых лишений по усмотрению судьи.

В КоАП РФ предусмотрено два вида специального права, которых может быть лишено физическое лицо, совершившее административное правонарушение:

- право охоты (ст. 8.37 - нарушение правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства);

- право управления:

а) воздушным судном (ст. 11.5 - Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов);

б) маломерным судном (ст. 11.7 - Нарушение правил плавания);

в) судном (ст. 11.9 - управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения); а также ст. 11.11 – нарушение правил погрузки и разгрузки судов;

г) транспортным средством.

Одним из самых серьезных видов административных наказаний является административный арест (ст.3.9 КоАП РФ).

Это вид административного наказания заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (специальные приемники ОВД для содержания лиц, арестованных в административном порядке) и устанавливается судом на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток.

Административный арест устанавливается КоАП РФ и применяется судом только в качестве основного административного наказания (ч. 1 ст. 3.3), что обусловливается исключительной суровостью данной санкции.

Административный арест применяется только за наиболее тяжкие проступки.

Юридически значимой для административного ареста как вида срочного административного наказания является такая количественная характеристика, как его размерность. Срок административного ареста исчисляется сутками, т.е. иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9 КоАП РФ).

До 30 суток административный арест может быть назначен только в одном случае, предусмотренном КоАП РФ - это ст. 20.5 - нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением случаев нарушения правил комендантского часа).

В связи с тем, что административный арест является одним из видов установленных законодателем административных наказаний, его применение не влечет за собой судимости и не может служить основанием для увольнения лица, подвергнутого административному аресту, с работы.

Самостоятельным видом административного наказания является административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10).

Как административное наказание административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу РФ за ее пределы, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ (ч. 1 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административное выдворение, понимаемое, по сути, как принудительная высылка за пределы России, непосредственно ограничивает право иностранного гражданина или лица без гражданства свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в России. Это обстоятельство влечет за собой ограничение (прекращение) других взаимозависимых прав на территории РФ - свободы экономической (предпринимательской), трудовой деятельности, семейной жизни.

От административного выдворения следует отличать депортацию, которая не является видом административного наказания, применяемого к иностранным гражданам (лицам без гражданства).

В международном праве депортация означает принудительную высылку лица в другое государство, обычно под конвоем.[47]

Депортация - это особый инструмент государственного принуждения, применение которого, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности и охрану здоровья иных граждан. Для применения депортации в отношении иностранного гражданина (лица без гражданства) наличие события правонарушения не обязательно. По общему смыслу существующего законодательства основанием для депортации служит само пребывание иностранного гражданина в государстве, создающее угрозу, как всему обществу, так и отдельным его членам.

Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства производится пограничными органами и Федеральной миграционной службой.

Выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого, при отсутствии таковых либо в случае, если иностранный работник принят с нарушением установленных правил, - за счет приглашающей стороны, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый. Если установление приглашающей стороны невозможно, административное выдворение производится за счет средств федерального бюджета.

Следующим видом административных наказаний является дисквалификация (ст. 3.11).

Это вид административного наказания, который был предусмотрен впервые КоАП РФ, вступившим в силу с 1 июля 2002 года.

Под дисквалификацией согласно ст. 3.11 КоАП РФ понимается лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим указанные должности, лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к занимающимся частной практикой.

Дисквалификация может устанавливаться на срок от 6 месяцев до 3 лет. Указанные сроки исчисляются в месяцах или годах, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении о назначении дисквалификации. Срок лишения физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет) не может быть сокращен.

Дисквалификация может быть применена в том случае, если она предусмотрена в санкциях соответствующих статей КоАП РФ. В целом закон определяет более 20 составов административных правонарушений, санкциями которых установлена данная мера административной ответственности.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и исполняется незамедлительно лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом (ч. 1 ст. 32.11 КоАП РФ), т.е. путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

По истечении срока дисквалификации полномочия подвергнутого ей лица восстанавливаются в форме возобновления возможности занимать руководящие должности и осуществлять конкретный вид предпринимательской деятельности.

Последним видом наказаний, предусмотренных КоАП РФ, является административное приостановление деятельности (ст. 3.12), который введен Федеральным законом от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ (ред. от 23.07.2010 г.) «О внесении изменений в КоАП и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»[48].

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

На основании ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в отношении субъектов хозяйственной деятельности: индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; юридических лиц; филиалов; представительств; структурных подразделений; производственных участков, а также в отношении средств производства, принадлежащих указанным субъектам: агрегатов; объектов; зданий; сооружений, либо в отношении выполнения отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Указанная мера административного наказания направлена на ограничение экономической свободы нарушителя, где цель недопущения угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды оказывается подчиненной общей цели исправления нарушителя.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Указанные сроки исчисляются в сутках, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении судьи об административном приостановлении деятельности. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Все перечисленные выше виды административных наказаний образуют единую систему.

Как отмечалось, КоАП РФ предусматривает восемь видов административных наказаний, которые по своим различным характеристикам (свойствам) образуют систему (взаимообусловленную, взаимосвязанную, рациональную и проч.). Известно, что любая система делится на группы (таксоны) исходя из различных выделенных критериев.

Таким образом, система административных наказаний – это целесообразная совокупность основных и дополнительных административных наказаний, применение которых имеет своей целью обеспечить индивидуализацию наказания конкретного лица, совершившего административное правонарушение.

В административном праве принято деление наказаний на две группы:

1) основные: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности, которые могут применяться только самостоятельно и не совмещаются с другими наказаниями (ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ);

2) дополнительные: конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, которые могут применяться самостоятельно, но, как правило, вместе с каким-либо другим основным видом административного наказания (ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ).

Каждому виду административных наказаний присущи как общие, так и специфические правила назначения, последние из которых присущи административному штрафу, конфискации, лишению специального права и административному аресту.

Специфика заключается в том, что орган, уполномоченный в соответствии с КоАП РФ назначать административные наказания, должен учитывать ограничения, установленные кодексом к их применению.

Вопрос 4. Общие правила назначения административных наказаний.  

Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в совершении административного правонарушения, урегулирован главой 4 раздела I КоАП РФ.

Кроме того, многие правила назначения административных наказаний содержатся и в других главах КоАП РФ. Вместе они все образуют единую систему правил.

Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя и другие.

Анализ статей КоАП РФ позволяет выделить следующие правила назначения административных наказаний:

Первое правило: наказания назначаются только компетентными органами и должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий по рассмотрению конкретных составов административных правонарушений.

Перечень этих органов и должностных лиц, а также пределы их полномочий закреплены в главе 23 КоАП РФ. К их числу относятся как судебные органы (судьи судов общей юрисдикции и мировые судьи), так и более 60 несудебных органов административной юрисдикции (милиция, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, налоговые органы, таможенные органы, органы рыбоохраны, органы российской транспортной инспекции, органы автомобильного, внутреннего водного, морского, железнодорожного транспорта и т.д.).

Второе правило: за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности (ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ).

Третье правило: административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1КоАП РФ).

Суть этого правила заключается в том, что:

- административное наказание назначается только за то деяние, которое признается противоправным и закреплено таковым как в КоАП РФ, так и в законе субъекта РФ об административной ответственности;

- назначению подлежит только тот вид административных наказаний, который предусмотрен в санкции статьи, предусматривающей административную ответственность за совершение административного правонарушения.

Четвертое правило: необходимо учитывать личность виновного, т.е. лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 4.1 КоАП РФ).

Сущность правила проявляется в том, что важно определить:

1) физическое или юридическое лицо совершило административное правонарушение:

а) если это физическое лицо, то нужно учитывать характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ). При этом важно определить является ли оно субъектом административной ответственности (достижение возраста, отсутствие иммунитета от административной ответственности и т.д.).

б) если это юридическое лицо, то также учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ), а также то, что в отношении юридических лиц могут применяться только четыре вида административных наказаний: предупреждение, административный штраф, конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности (ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ).

2) имеются ли основания, препятствующие применению того или иного вида административного наказания в отношении лица, совершившего административное правонарушение.

В данном случае важно помнить, что при применении административного штрафа, конфискации, лишения специального права, административного ареста, административного выдворения за пределы РФ КоАП РФ в главе 3 установил ограничения, при наличии которых наказание назна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.073 с.)