Понятие «социальная перцепция» в психологии и педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «социальная перцепция» в психологии и педагогике



Социальная перцепция, то есть процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, является предметом многочисленных исследований, как в отечественной, так и в зарубежной литературе [2, с. 90].

На основании данных исследований было установлено, что социальная перцепция:

1) Социальная перцепция в отличие от восприятия неодушевленных предметов, характеризуется большей пристрастностью, которая проявляется в слитности познаваемых и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представлений о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Человек воспринимает не столько качества другого человека, сколько его взаимоотношения с другими людьми.

2) Познаваемый социальный объект постоянно меняется и развивается. Это приводит к изменению самих представлений об объекте познания. В противном случае эти представления теряют адекватность, что негативно воздействует на отношения познающего субъекта и человека, являющегося объектом познания.

3) Социальный объект восприятия (индивид, группа) не пассивен по отношению к воспринимающему субъекту, что свойственно для восприятия неодушевленных предметов. Воспринимаемый человек стремиться преобразовать представление о себе в благоприятную сторону для его собственных целей.

4) Социально-перцептивная деятельность субъекта осуществляет регуляцию поведения субъекта познания, которая заключается в выборе мотивов и способов общения, адекватных личности познаваемого человека и ситуации общения. Обобщение данных мотивов и способов ведет к формированию коммуникативных черт характера субъекта познания.

5) Люди познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемой информации, но стремятся узнать причины поведения познаваемого человека и сделать выводы о его личностных качествах. Вследствие этого субъект познания ищет возможные причины поведения и личностных качеств и приписывает их познаваемому человеку. Такое «приписывание» зависит от установок, стереотипов и «эталонов», которые актуализируются в субъекте познания при восприятии другого человека.

Эти и другие специфические особенности специальной перцепции свидетельствует о его огромном творческом потенциале, его исключительной важности как для формирования личности субъекта, так и объекта познания.

Одно из направлений изучения социальной перцепции связано с выявлением его профессиональных особенностей. Изучены профессиональные особенности социальной перцепции экономистов, художников, юристов, писателей и представителей других профессий.

Можно утверждать, что определенное экспериментальное исследование проблемы понимания воспитателем воспитанника впервые предпринял                        Б.Г. Ананьевым [1, с. 120]. Анализируя психологию педагогического оценивания, он показал, что в характеристиках успевающих воспитанников педагоги выделяют, прежде всего, интеллектуально-волевой комплекс качеств; личность слабо успевающих детей характеризуют на негативной основе, то есть отмечают их инертность, пассивность, отсутствие способностей и интересов.

Установлено, что педагоги более широко и ярче описывают внешний вид сильных детей, а характеристики слабых детей уже поверхностны.

По результатам Л.Г. Ершовой выяснилось, что 90% исследуемых педагогов при попытке воссоздания образов хорошо известных им неуспевающих и трудных воспитанников отмечают только выражение их глаз и лица. Никто из воспитателей не помнит их жестов, позы и другие особенности внешности [8, с. 48].

Выяснилось, что успеваемость воспитанника воздействует и на адекватность его восприятия воспитателем. В. И. Битуев обращает внимание на то, что педагоги имеют тенденцию искажать внешность слабых детей         [5, с. 110].

Такое стереотипное восприятие педагогом воспитанников блокирует поток новой информации о нем, создает у воспитателя установку на восприятие определённых качеств.

Я. Л. Коломинский отмечает, что направленность на предметную успеваемость учащихся влияет на знания педагогом коллектива детей в целом. Педагог, как правило, переоценивает положение в коллективе тех воспитанников, которые им нравятся, потому что эти дети соответствуют традиционным критериям [9, с. 96].

Позже под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и объектов социальных (других людей, групп, классов, народностей и пр.), социальных ситуаций и т.д. Было установлено, что восприятие социальных объектов содержит ряд специфических особенностей, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:

1) социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту; влияя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится преобразовать представления о себе в благоприятную сторону для своих целей;

2) внимание субъекта социальной перцепции сконцентрировано, прежде всего, не на моментах формирования образа в результате отражения воспринимаемой действительности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных (атрибуция каузальная);

3) восприятие социальных объектов характеризует большим слиянием познавательных компонент с эмоциональными (аффективными) и большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.

Вместе с тем, этот термин имеет широкое социальное объяснение в психологии, что отличает его от толкования в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в психологии общей основной акцент делается на изучение процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение социальной перцепции связано с выяснением ее роли в регулировании поведения и деятельности индивида и групп социальных (теория когнитивного соответствия) и уточнение характеристик восприятия субъекта и объекта.

Первоначально существовало три класса социальных объектов: другой человек, группа и социальная общность; в качестве субъекта восприятия был отдельный индивид. Позднее возникли исследования, в которых субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно независимых класса процессов социальной перцепции: межличностное восприятие, самовосприятие и межгрупповое восприятие.

В отечественной психологии принцип деятельности позволил нам представить группу социальную как субъект деятельности и, следовательно, — как субъект восприятия. Было выделено восемь разновидностей социальной перцепции: члены группы воспринимали друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; групповое восприятие другой группы или групп. Таким образом, исследование вводит «групповой контекст» (принадлежащий  своей или «чужой» группе), а также учитывает принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это позволило развить исследование специфики перцептивных процессов в контексте совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся:

· формирование нормативов и эталонов перцепции социальной;

· структурная типология восприятия межличностного и межгруппового;

· восприятие статуса индивида в группе;

· точность и адекватность взаимного восприятия людьми;

· закономерности и эффекты восприятия межгруппового, и прочее (эффект первичности; эффект не давности; эффект ореола) [7, с.421 – 422].

В словаре по педагогике Коджаспировой приведено такое определение «перцепция социальная – выделение человека как объекта наблюдения»                [10, с. 249].

В педагогическом словаре М.Ю. Олешкова сказано так «перцепция социальная – процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а ещё восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие» [13, с. 400].

Социальная перцепция определяется как восприятие внешних признаков человека, их сравнение с его личными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на основе его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции, безусловно, существует оценка другого человека и развитие в зависимости от этой оценки и впечатления, производимого объектом, определенных отношений в эмоциональном и поведенческом аспектах. Этот процесс познания одним человеком другого, его оценивание и формирование определенных отношений является неотъемлемой частью человеческого общения и его условно можно назвать перцептивной стороной общения.

Некоторое различие в определениях социальной перцепции не случайно, так как обусловлено историческим развитием этой специфической области знания.

Термин "социальная перцепция" был введен психологом Дж. Брунером в процессе разработки, так сказать, иного взгляда на восприятие. Под социальной перцепцией подобный  термин рассматривался как социальная детерминация перцептивных процессов восприятия. Со временем ученые социальной психологии, внесли понятию немного иной смысл: социальной перцепцией стали называть процессом восприятия социальных объектов, под которыми предполагались другие люди или социальные группы. Таким образом, восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает его. Отдельный индивид выступал в качестве субъекта восприятия.

Было установлено, что восприятие социальных объектов содержит ряд специфических особенностей или признаков, которые качественно отличают его от восприятия неодушевленных предметов: активность, целостность и мотивированность.

Активность субъекта социальной перцепции означает, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, это имеет место при восприятии предметов. И объект, и субъект социального восприятия влияют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Целостность воспринимаемого показывает, что внимание субъекта социальной перцепции сконцентрировано, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе и причинных. Мотивированность субъекта социальной перцепции свидетельствует о том, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление конкретных эмоциональных взаимоотношений.

Существуют следующие социально-перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

· Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта.

· Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических данных. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.

Эмпатия — способность к эмоциональному сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональную позицию на основе поступков, мимических реакций, жестов.

Процесс социальной перцепции включает в себя отношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия является индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда индивид выступает субъектом восприятия, он обладает способностью воспринимать и познавать личную группу, постороннюю группу, другого индивида, который считается членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия является группа, тогда процесс социальной перцепции становится еще больше запутанным и сложным, поскольку группа познание себя и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и другую группу в целом.

Идентификация — это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе прямых или косвенных контактов с ними, в ходе которого проводиться сравнение или же сравнение внутренних состояний или положения партнеров, а ещё образцов для подражания с собственными психологическими и другими характеристиками.

Психологическое значение идентификации заключается в расширении спектра переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку.       С другой стороны, идентификация часто является элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, имитирующих тревожные и напряженные состояния [4, с. 50].

«Аттракция», рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом позитивном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют конкретные эмоциональные отношения между собой. На основе всевозможным эмоциональных оценок, появляется разнообразный спектр чувств: начиная от отвержения, отвращения к тому или иному человеку, до симпатии, в том числе и любви к нему. Аттракция также является механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Наличие аттракции в процессе межличностного восприятия, показывает, что общение – это всегда  реализация конкретных взаимоотношений и в основном аттракция больше имеет место в большей степени в  межличностных отношениях. Психологи определили всевозможные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как некий стабильный межличностный контакт, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью своих участников. В процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии               [2, с. 103].

Симпатия – это положительное, устойчивое, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, выражающееся в доброжелательности, приветливости, внимании, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному пониманию, стремлению узнавать собеседника в процессе общения. Любовь, высшая степень эмоционально-положительного отношения, действующая на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, и отношение к объекту восприятия выдвигается на первый план, объект становится центром внимания субъекта [15, с. 243].

Социальная рефлексия – это понимание другого человека методом рассуждения. Представление о том, что обо мне думают другие является важным моментом в социальном познании. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем обширнее круг общения, тем больше всевозможных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конце концов, человек знает о себе и других. Включение партнера в личный внутренний мир является наиболее эффективным источником самопознания в процессе общения [12, с. 133].

Каузальная атрибуция – это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотезы о его впечатлениях, мотивах, планах, качествах личности, причинах поведения, а затем приписывание их этому партнеру. Каузальная атрибуция, чем больше обусловливает социальную перцепцию, тем больше нехватка информации о партнере по взаимодействию. Более смелая и увлекательная теория построения процесса каузальной атрибуции выдвинута психологом Г. Келли, он выявил, что человек ищет причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут быть основой для создания социальных стереотипов [12, с. 162].

«Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие того или иного явления или человека, присущее членам той или иной социальной группы. Стереотипизация – это восприятие и оценка другого человека методом распространения ему характеристик той или иной социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе стереотипов, разработанных группой. Стереотипы считаются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку упростить процесс перцепции, а любой стереотип содержит свою социальную сферу использования.

Стереотипное восприятие возникает  на основании недостаточного опыта распознавания личности, в результате чего выводы основываются на ограниченной информации. Появляется стереотип относительно групповой принадлежности человека, например, в соответствии с его принадлежностью к профессии, а затем ярко выраженные профессиональные черты представителей этой профессий, встречавшиеся в прошлом, рассматриваются как черты, характерные для любого представителю данной профессии. В этих случаях существует предрасположенность извлекать информацию из предыдущего опыта, делать выводы о сходстве с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: упростить процесс познания одним человеком другого и к появлению предубеждения [12, с. 70 – 71].

Таким образом, социальная перцепция заинтересована исследованием содержательного и процессуального компонента процесса общения. В первом случае исследуются атрибуции всевозможных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором случае проводится анализ механизмов и эффектов восприятия (эффект ореола, первичности, проекции и другие).

В целом, процесс социальной перцепции является сложным механизмом взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и зависит от большого количества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личные качества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.016 с.)