Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «социальная перцепция» в психологии и педагогике
Социальная перцепция, то есть процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, является предметом многочисленных исследований, как в отечественной, так и в зарубежной литературе [2, с. 90]. На основании данных исследований было установлено, что социальная перцепция: 1) Социальная перцепция в отличие от восприятия неодушевленных предметов, характеризуется большей пристрастностью, которая проявляется в слитности познаваемых и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представлений о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Человек воспринимает не столько качества другого человека, сколько его взаимоотношения с другими людьми. 2) Познаваемый социальный объект постоянно меняется и развивается. Это приводит к изменению самих представлений об объекте познания. В противном случае эти представления теряют адекватность, что негативно воздействует на отношения познающего субъекта и человека, являющегося объектом познания. 3) Социальный объект восприятия (индивид, группа) не пассивен по отношению к воспринимающему субъекту, что свойственно для восприятия неодушевленных предметов. Воспринимаемый человек стремиться преобразовать представление о себе в благоприятную сторону для его собственных целей. 4) Социально-перцептивная деятельность субъекта осуществляет регуляцию поведения субъекта познания, которая заключается в выборе мотивов и способов общения, адекватных личности познаваемого человека и ситуации общения. Обобщение данных мотивов и способов ведет к формированию коммуникативных черт характера субъекта познания. 5) Люди познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемой информации, но стремятся узнать причины поведения познаваемого человека и сделать выводы о его личностных качествах. Вследствие этого субъект познания ищет возможные причины поведения и личностных качеств и приписывает их познаваемому человеку. Такое «приписывание» зависит от установок, стереотипов и «эталонов», которые актуализируются в субъекте познания при восприятии другого человека. Эти и другие специфические особенности специальной перцепции свидетельствует о его огромном творческом потенциале, его исключительной важности как для формирования личности субъекта, так и объекта познания.
Одно из направлений изучения социальной перцепции связано с выявлением его профессиональных особенностей. Изучены профессиональные особенности социальной перцепции экономистов, художников, юристов, писателей и представителей других профессий. Можно утверждать, что определенное экспериментальное исследование проблемы понимания воспитателем воспитанника впервые предпринял Б.Г. Ананьевым [1, с. 120]. Анализируя психологию педагогического оценивания, он показал, что в характеристиках успевающих воспитанников педагоги выделяют, прежде всего, интеллектуально-волевой комплекс качеств; личность слабо успевающих детей характеризуют на негативной основе, то есть отмечают их инертность, пассивность, отсутствие способностей и интересов. Установлено, что педагоги более широко и ярче описывают внешний вид сильных детей, а характеристики слабых детей уже поверхностны. По результатам Л.Г. Ершовой выяснилось, что 90% исследуемых педагогов при попытке воссоздания образов хорошо известных им неуспевающих и трудных воспитанников отмечают только выражение их глаз и лица. Никто из воспитателей не помнит их жестов, позы и другие особенности внешности [8, с. 48]. Выяснилось, что успеваемость воспитанника воздействует и на адекватность его восприятия воспитателем. В. И. Битуев обращает внимание на то, что педагоги имеют тенденцию искажать внешность слабых детей [5, с. 110]. Такое стереотипное восприятие педагогом воспитанников блокирует поток новой информации о нем, создает у воспитателя установку на восприятие определённых качеств. Я. Л. Коломинский отмечает, что направленность на предметную успеваемость учащихся влияет на знания педагогом коллектива детей в целом. Педагог, как правило, переоценивает положение в коллективе тех воспитанников, которые им нравятся, потому что эти дети соответствуют традиционным критериям [9, с. 96]. Позже под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и объектов социальных (других людей, групп, классов, народностей и пр.), социальных ситуаций и т.д. Было установлено, что восприятие социальных объектов содержит ряд специфических особенностей, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:
1) социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту; влияя на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится преобразовать представления о себе в благоприятную сторону для своих целей; 2) внимание субъекта социальной перцепции сконцентрировано, прежде всего, не на моментах формирования образа в результате отражения воспринимаемой действительности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных (атрибуция каузальная); 3) восприятие социальных объектов характеризует большим слиянием познавательных компонент с эмоциональными (аффективными) и большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Вместе с тем, этот термин имеет широкое социальное объяснение в психологии, что отличает его от толкования в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в психологии общей основной акцент делается на изучение процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение социальной перцепции связано с выяснением ее роли в регулировании поведения и деятельности индивида и групп социальных (теория когнитивного соответствия) и уточнение характеристик восприятия субъекта и объекта. Первоначально существовало три класса социальных объектов: другой человек, группа и социальная общность; в качестве субъекта восприятия был отдельный индивид. Позднее возникли исследования, в которых субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно независимых класса процессов социальной перцепции: межличностное восприятие, самовосприятие и межгрупповое восприятие. В отечественной психологии принцип деятельности позволил нам представить группу социальную как субъект деятельности и, следовательно, — как субъект восприятия. Было выделено восемь разновидностей социальной перцепции: члены группы воспринимали друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; групповое восприятие другой группы или групп. Таким образом, исследование вводит «групповой контекст» (принадлежащий своей или «чужой» группе), а также учитывает принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это позволило развить исследование специфики перцептивных процессов в контексте совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: · формирование нормативов и эталонов перцепции социальной; · структурная типология восприятия межличностного и межгруппового; · восприятие статуса индивида в группе; · точность и адекватность взаимного восприятия людьми;
· закономерности и эффекты восприятия межгруппового, и прочее (эффект первичности; эффект не давности; эффект ореола) [7, с.421 – 422]. В словаре по педагогике Коджаспировой приведено такое определение «перцепция социальная – выделение человека как объекта наблюдения» [10, с. 249]. В педагогическом словаре М.Ю. Олешкова сказано так «перцепция социальная – процесс и результат межличностного и межгруппового восприятия, а ещё восприятия человеком себя самого при взаимодействии с другими. Выделяют, соответственно, три типа социальной перцепции в зависимости от участников взаимодействия: самовосприятие, межличностное восприятие, межгрупповое восприятие» [13, с. 400]. Социальная перцепция определяется как восприятие внешних признаков человека, их сравнение с его личными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на основе его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции, безусловно, существует оценка другого человека и развитие в зависимости от этой оценки и впечатления, производимого объектом, определенных отношений в эмоциональном и поведенческом аспектах. Этот процесс познания одним человеком другого, его оценивание и формирование определенных отношений является неотъемлемой частью человеческого общения и его условно можно назвать перцептивной стороной общения. Некоторое различие в определениях социальной перцепции не случайно, так как обусловлено историческим развитием этой специфической области знания. Термин "социальная перцепция" был введен психологом Дж. Брунером в процессе разработки, так сказать, иного взгляда на восприятие. Под социальной перцепцией подобный термин рассматривался как социальная детерминация перцептивных процессов восприятия. Со временем ученые социальной психологии, внесли понятию немного иной смысл: социальной перцепцией стали называть процессом восприятия социальных объектов, под которыми предполагались другие люди или социальные группы. Таким образом, восприятие человека человеком относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает его. Отдельный индивид выступал в качестве субъекта восприятия. Было установлено, что восприятие социальных объектов содержит ряд специфических особенностей или признаков, которые качественно отличают его от восприятия неодушевленных предметов: активность, целостность и мотивированность.
Активность субъекта социальной перцепции означает, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, это имеет место при восприятии предметов. И объект, и субъект социального восприятия влияют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Целостность воспринимаемого показывает, что внимание субъекта социальной перцепции сконцентрировано, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе и причинных. Мотивированность субъекта социальной перцепции свидетельствует о том, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего. Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление конкретных эмоциональных взаимоотношений. Существуют следующие социально-перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей: · Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта. · Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических данных. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации. Эмпатия — способность к эмоциональному сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональную позицию на основе поступков, мимических реакций, жестов. Процесс социальной перцепции включает в себя отношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия является индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда индивид выступает субъектом восприятия, он обладает способностью воспринимать и познавать личную группу, постороннюю группу, другого индивида, который считается членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия является группа, тогда процесс социальной перцепции становится еще больше запутанным и сложным, поскольку группа познание себя и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и другую группу в целом. Идентификация — это социально-психологический процесс познания личностью или группой других людей в ходе прямых или косвенных контактов с ними, в ходе которого проводиться сравнение или же сравнение внутренних состояний или положения партнеров, а ещё образцов для подражания с собственными психологическими и другими характеристиками. Психологическое значение идентификации заключается в расширении спектра переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто является элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, имитирующих тревожные и напряженные состояния [4, с. 50].
«Аттракция», рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом позитивном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют конкретные эмоциональные отношения между собой. На основе всевозможным эмоциональных оценок, появляется разнообразный спектр чувств: начиная от отвержения, отвращения к тому или иному человеку, до симпатии, в том числе и любви к нему. Аттракция также является механизмом формирования симпатии между людьми в процессе общения. Наличие аттракции в процессе межличностного восприятия, показывает, что общение – это всегда реализация конкретных взаимоотношений и в основном аттракция больше имеет место в большей степени в межличностных отношениях. Психологи определили всевозможные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба, представляется как некий стабильный межличностный контакт, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью своих участников. В процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии [2, с. 103]. Симпатия – это положительное, устойчивое, эмоциональное отношение человека к другим людям или к группам людей, выражающееся в доброжелательности, приветливости, внимании, восхищении. Симпатия побуждает людей к упрощенному пониманию, стремлению узнавать собеседника в процессе общения. Любовь, высшая степень эмоционально-положительного отношения, действующая на субъект восприятия, любовь вытесняет все другие интересы субъекта, и отношение к объекту восприятия выдвигается на первый план, объект становится центром внимания субъекта [15, с. 243]. Социальная рефлексия – это понимание другого человека методом рассуждения. Представление о том, что обо мне думают другие является важным моментом в социальном познании. Это и познание другого через то, что он думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого. Чем обширнее круг общения, тем больше всевозможных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше, в конце концов, человек знает о себе и других. Включение партнера в личный внутренний мир является наиболее эффективным источником самопознания в процессе общения [12, с. 133]. Каузальная атрибуция – это интерпретация поведения партнера по взаимодействию через выдвижения гипотезы о его впечатлениях, мотивах, планах, качествах личности, причинах поведения, а затем приписывание их этому партнеру. Каузальная атрибуция, чем больше обусловливает социальную перцепцию, тем больше нехватка информации о партнере по взаимодействию. Более смелая и увлекательная теория построения процесса каузальной атрибуции выдвинута психологом Г. Келли, он выявил, что человек ищет причин для объяснения поведения другого человека. Результаты приписывание могут быть основой для создания социальных стереотипов [12, с. 162]. «Стереотипизация». Стереотип – это устойчивый образ или психологическое восприятие того или иного явления или человека, присущее членам той или иной социальной группы. Стереотипизация – это восприятие и оценка другого человека методом распространения ему характеристик той или иной социальной группы. Это процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе стереотипов, разработанных группой. Стереотипы считаются инструментами предварительного восприятия, позволяющие человеку упростить процесс перцепции, а любой стереотип содержит свою социальную сферу использования. Стереотипное восприятие возникает на основании недостаточного опыта распознавания личности, в результате чего выводы основываются на ограниченной информации. Появляется стереотип относительно групповой принадлежности человека, например, в соответствии с его принадлежностью к профессии, а затем ярко выраженные профессиональные черты представителей этой профессий, встречавшиеся в прошлом, рассматриваются как черты, характерные для любого представителю данной профессии. В этих случаях существует предрасположенность извлекать информацию из предыдущего опыта, делать выводы о сходстве с этим опытом, не обращая внимания на его ограниченность. Стереотипизация в процессе социальной перцепции может привести к двум различным следствиям: упростить процесс познания одним человеком другого и к появлению предубеждения [12, с. 70 – 71]. Таким образом, социальная перцепция заинтересована исследованием содержательного и процессуального компонента процесса общения. В первом случае исследуются атрибуции всевозможных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором случае проводится анализ механизмов и эффектов восприятия (эффект ореола, первичности, проекции и другие). В целом, процесс социальной перцепции является сложным механизмом взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и зависит от большого количества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личные качества.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.016 с.) |