Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1 теоретические положения исследованияСтр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ По мнению Е.В. Андриенко, социальная перцепция – это процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей [3, с. 37]. Формирование отношений взаимопонимания во много определяется особенностями социального восприятия человека, поскольку любое общение начинается с восприятия и оценки партнера по общению. Способность педагога не только меняться информацией во взаимодействии с ребёнком, но и быть дружелюбной и правильно оценивать его, осознавать свое собственное и чувствовать его состояние, правильно понимать и предсказывать его поведение, является неотъемлемым профессиональным требованием для современного педагога. Таким образом, социально-перцептивная компетентность педагога является одной из важнейших составляющих его профессиональной компетентности, обеспечивающей возникновение взаимопонимания и гуманных отношений с субъектами образовательного процесса в УДО. Реализация концепции личностно-ориентированного образования тесно связана с формированием коммуникативной компетентности педагога, важным элементом которой является социально-перцептивная компетентность. Таким образом, благодаря развитию социально-перцептивной компетентности становится возможной гуманизация личности педагога, а, значит, и процесса педагогического общения в целом. Актуальность темы исследования. В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, важное место занимает проблема восприятия и понимания детей старшего дошкольного возраста педагогом. Интерес к этой области психологических знаний связан с осознанием значения субъективного образа воспитанника в процессе осуществления педагогических воздействий, что дает основание рассматривать социальное восприятие как особое психологическое образование, играющее важную роль в повышении эффективности педагогического взаимодействия. В ряде исследований выявлены существенные различия в социальном восприятии, обусловленные характеристиками педагога как субъекта познания: педагогический стаж, специальность, уровня педагогического мастерства, индивидуальный стиль деятельности, пол педагога. Социальная перцепция, то есть процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, является предметом многочисленных исследований как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Зарубежные психологи изучают социальную перцепцию в основном в лаборатории, рассматривая когнитивную психологию в отрыве от реальных материальных условий и содержания деятельности, в ходе которой осуществляется социальная перцепция. Однако, это должно быть очень положительно оценено методами исследования социальной перцепции разработанными зарубежными психологами. В отечественной психологии социальная перцепция изучается в совместной социально значимой деятельности людей, на основе системного и личностного подходов, который позволяет переосмыслить многие факты и закономерности. Методологию исследования составили положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев), положения о профессиональной обусловленности восприятия и понимания человека человеком (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева). Эти положения легли в основу организации исследования и правомерности анализа межличностного восприятия и понимания воспитанников в рамках психосемантического подхода через систему личностных конструктов педагогов. Объект исследования — социальная перцепция. Предмет исследования — социальная перцепция молодых педагогов дошкольных учреждений. Цель исследования — определить особенности социальной перцепции молодых учителей. Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач: 1. Охарактеризовать исследуемую проблему социальной перцепции в педагогике и психологии. 2. Определить содержание и структуру социальной перцепции молодых педагогов УДО. 3. Разработать методические рекомендации исследования социальной перцепции молодых педагогов УДО. Для достижения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, метод «личностных конструктов» (автор Джордж Келли).
Таблица 1 — «Степень выраженности психологический понятий у молодых педагогов»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленной в данном исследовании цели, были решены следующие задачи: – Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме. – Выявлена разнородность и частотность качеств воспитанников, фиксируемых молодыми педагогами УДО. – Разработаны методические рекомендации исследования социальной перцепции молодых педагогов УДО. Педагог-воспитатель обладает развитым логическим мышлением, умеет выделять главное, структурировать, а также определенными личностными качествами, чтобы лучшим образом выполнять все эти функции. Педагог обладает высоким интеллектом и способностью к глубинной рефлексии, а также особенностями социальной перцепции, рассмотренной в данной курсовой работе. Перцептивный аспект общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, который достигается путем «прочтения» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Социальные психологи установили, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это потому, что, во-первых, социальный объект пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому субъекту. Воздействуя на субъект восприятие, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. В отечественной психологии социальная перцепция изучается в совместной общественной значимой деятельности людей, на основе системного и личностного подходов, что позволяет переосмыслить многие факты и закономерности, найденные в ранее проведенных исследованиях, и сформулировать на этой основе практические рекомендации, применяемые в социальной действительности. А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, С. В. Кондратьева и другие исследовали проблему изучения социальной перцепции в отечественной психологию. Анализ результатов исследования понимания молодыми педагогами УДО детей старшего дошкольного возраста позволил выделить блоки качеств: коммуникативные черты характера, эмоционально-динамические качества, воля, рефлексивные черты характера, интеллектуальные черты характера, целостная характеристика личности, отношение к труду, способности ребенка. В результате, самым представляемым блоком является воля. В этот блок входит 17 свойств воспитанников. И наименее представлен блок способностей, который включат в себя только 2 качества воспитанника.
Приложение А Разнородность и частотность волевых качеств, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение Б Разнородность и частотность коммуникативных черт характера, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение В Разнородность и частотность интеллектуальных качеств, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение Г Разнородность и частотность эмоционально-динамических качеств, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение Д Разнородность и частотность отношения к труду, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение Е Разнородность и частотность целостных характеристик, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение Ж Разнородность и частотность рефлексивных черт характера, фиксируемых молодыми педагогами УДО
Приложение З Разнородность и частотность способностей, фиксируемых молодыми педагогами УДО
ВВЕДЕНИЕ По мнению Е.В. Андриенко, социальная перцепция – это процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей [3, с. 37]. Формирование отношений взаимопонимания во много определяется особенностями социального восприятия человека, поскольку любое общение начинается с восприятия и оценки партнера по общению. Способность педагога не только меняться информацией во взаимодействии с ребёнком, но и быть дружелюбной и правильно оценивать его, осознавать свое собственное и чувствовать его состояние, правильно понимать и предсказывать его поведение, является неотъемлемым профессиональным требованием для современного педагога. Таким образом, социально-перцептивная компетентность педагога является одной из важнейших составляющих его профессиональной компетентности, обеспечивающей возникновение взаимопонимания и гуманных отношений с субъектами образовательного процесса в УДО. Реализация концепции личностно-ориентированного образования тесно связана с формированием коммуникативной компетентности педагога, важным элементом которой является социально-перцептивная компетентность. Таким образом, благодаря развитию социально-перцептивной компетентности становится возможной гуманизация личности педагога, а, значит, и процесса педагогического общения в целом. Актуальность темы исследования. В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, важное место занимает проблема восприятия и понимания детей старшего дошкольного возраста педагогом. Интерес к этой области психологических знаний связан с осознанием значения субъективного образа воспитанника в процессе осуществления педагогических воздействий, что дает основание рассматривать социальное восприятие как особое психологическое образование, играющее важную роль в повышении эффективности педагогического взаимодействия. В ряде исследований выявлены существенные различия в социальном восприятии, обусловленные характеристиками педагога как субъекта познания: педагогический стаж, специальность, уровня педагогического мастерства, индивидуальный стиль деятельности, пол педагога. Социальная перцепция, то есть процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, является предметом многочисленных исследований как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Зарубежные психологи изучают социальную перцепцию в основном в лаборатории, рассматривая когнитивную психологию в отрыве от реальных материальных условий и содержания деятельности, в ходе которой осуществляется социальная перцепция. Однако, это должно быть очень положительно оценено методами исследования социальной перцепции разработанными зарубежными психологами. В отечественной психологии социальная перцепция изучается в совместной социально значимой деятельности людей, на основе системного и личностного подходов, который позволяет переосмыслить многие факты и закономерности. Методологию исследования составили положения теории деятельности (А. Н. Леонтьев), положения о профессиональной обусловленности восприятия и понимания человека человеком (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева). Эти положения легли в основу организации исследования и правомерности анализа межличностного восприятия и понимания воспитанников в рамках психосемантического подхода через систему личностных конструктов педагогов. Объект исследования — социальная перцепция. Предмет исследования — социальная перцепция молодых педагогов дошкольных учреждений. Цель исследования — определить особенности социальной перцепции молодых учителей. Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач: 1. Охарактеризовать исследуемую проблему социальной перцепции в педагогике и психологии. 2. Определить содержание и структуру социальной перцепции молодых педагогов УДО. 3. Разработать методические рекомендации исследования социальной перцепции молодых педагогов УДО. Для достижения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, метод «личностных конструктов» (автор Джордж Келли).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.005 с.) |