Глава 1 теоретические положения исследования 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 теоретические положения исследования



ВВЕДЕНИЕ

По мнению Е.В. Андриенко, социальная перцепция – это процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей [3, с. 37].

Формирование отношений взаимопонимания во много определяется особенностями социального восприятия человека, поскольку любое общение начинается с восприятия и оценки партнера по общению. Способность педагога не только меняться информацией во взаимодействии с ребёнком, но и быть дружелюбной и правильно оценивать его, осознавать свое собственное и чувствовать его состояние, правильно понимать и предсказывать его поведение, является неотъемлемым профессиональным требованием для современного педагога.

Таким образом, социально-перцептивная компетентность педагога является одной из важнейших составляющих его профессиональной компетентности, обеспечивающей возникновение взаимопонимания и гуманных отношений с субъектами образовательного процесса в УДО.

Реализация концепции личностно-ориентированного образования тесно связана с формированием коммуникативной компетентности педагога, важным элементом которой является социально-перцептивная компетентность. Таким образом, благодаря развитию социально-перцептивной компетентности становится возможной гуманизация личности педагога, а, значит, и процесса педагогического общения в целом.

Актуальность темы исследования. В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, важное место занимает проблема восприятия и понимания детей старшего дошкольного возраста педагогом. Интерес к этой области психологических знаний связан с осознанием значения субъективного образа воспитанника в процессе осуществления педагогических воздействий, что дает основание рассматривать социальное восприятие как особое психологическое образование, играющее важную роль в повышении эффективности педагогического взаимодействия. В ряде исследований выявлены существенные различия в социальном восприятии, обусловленные характеристиками педагога как субъекта познания: педагогический стаж, специальность, уровня педагогического мастерства, индивидуальный стиль деятельности, пол педагога.

Социальная перцепция, то есть процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, является предметом многочисленных исследований как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Зарубежные психологи изучают социальную перцепцию в основном в лаборатории, рассматривая когнитивную психологию в отрыве от реальных материальных условий и содержания деятельности, в ходе которой осуществляется социальная перцепция. Однако, это должно быть очень положительно оценено методами исследования социальной перцепции разработанными зарубежными психологами.

В отечественной психологии социальная перцепция изучается в совместной социально значимой деятельности людей, на основе системного и личностного подходов, который позволяет переосмыслить многие факты и закономерности.

Методологию исследования составили положения теории деятельности                       (А. Н. Леонтьев), положения о профессиональной обусловленности восприятия и понимания человека человеком (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев,                                     Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева). Эти положения легли в основу организации исследования и правомерности анализа межличностного восприятия и понимания воспитанников в рамках психосемантического подхода через систему личностных конструктов педагогов.

Объект исследования — социальная перцепция.

Предмет исследования — социальная перцепция молодых педагогов дошкольных учреждений.

Цель исследования — определить особенности социальной перцепции молодых учителей.

Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач:

1. Охарактеризовать исследуемую проблему социальной перцепции в педагогике и психологии.

2. Определить содержание и структуру социальной перцепции молодых педагогов УДО.

3. Разработать методические рекомендации исследования социальной перцепции молодых педагогов УДО.

Для достижения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, метод «личностных конструктов» (автор Джордж Келли).

 


Таблица 1 — «Степень выраженности психологический понятий у молодых педагогов»

Блоки качеств и сторон личности детей старшего дошкольного возраста Количество фиксирований Абсолютная величина Процентный показатель
1. Коммуникативные черты характера 16 9 53,1%
2. Эмоционально-динамические качества 8 5 56,2%
3. Воля 17 10 55,8%
4. Рефлексивные черты характера 3 3 83,3%
5. Интеллектуальные черты характера 9 7 72,2%
6. Целостная характеристика личности 4 4 87,5%
7. Отношение к труду 4 4 87,5%
8. Способности 2 2 75%

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с поставленной в данном исследовании цели, были решены следующие задачи:

– Выполнен теоретический анализ источников по рассматриваемой проблеме.

– Выявлена разнородность и частотность качеств воспитанников, фиксируемых молодыми педагогами УДО.

– Разработаны методические рекомендации исследования социальной перцепции молодых педагогов УДО.

Педагог-воспитатель обладает развитым логическим мышлением, умеет выделять главное, структурировать, а также определенными личностными качествами, чтобы лучшим образом выполнять все эти функции. Педагог обладает высоким интеллектом и способностью к глубинной рефлексии, а также особенностями социальной перцепции, рассмотренной в данной курсовой работе.

Перцептивный аспект общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, который достигается путем «прочтения» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.

Социальные психологи установили, что восприятие социальных объектов качественно отличается от восприятия материального мира. Это потому, что, во-первых, социальный объект пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому субъекту. Воздействуя на субъект восприятие, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону.

В отечественной психологии социальная перцепция изучается в совместной общественной значимой деятельности людей, на основе системного и личностного подходов, что позволяет переосмыслить многие факты и закономерности, найденные в ранее проведенных исследованиях, и сформулировать на этой основе практические рекомендации, применяемые в социальной действительности.

А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, С. В. Кондратьева и другие исследовали проблему изучения социальной перцепции в отечественной психологию.

Анализ результатов исследования понимания молодыми педагогами УДО детей старшего дошкольного возраста позволил выделить блоки качеств: коммуникативные черты характера, эмоционально-динамические качества, воля, рефлексивные черты характера, интеллектуальные черты характера, целостная характеристика личности, отношение к труду, способности ребенка. В результате, самым представляемым блоком является воля. В этот блок входит 17 свойств воспитанников. И наименее представлен блок способностей, который включат в себя только 2 качества воспитанника.

 

Приложение А

Разнородность и частотность волевых качеств, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Ответственность 8 14,7%
2 Терпеливость 7 12,7%
3 Активность 7 12,7%
4 Трудолюбие 6 10,9%
5 Уверенность 5 9,1%
6 Аккуратность 3 5,5%
7 Целеустремленность 3 5,5%
8 Настойчивость 3 5,5%
9 Непоседливость 2 3,6%
10 Бережность 2 3,6%
11 Воспитанность 2 3,6%
12 Опрятность 2 3,6%
13 Работоспособность 1 1,8%
14 Упрямство 1 1,8%
15 Неспособность доводить начатое дело до конца 1 1,8%
16 Несобранность 1 1,8%
17 Смелость 1 1,8%

 

 


Приложение Б

Разнородность и частотность коммуникативных черт характера, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный показатель(%)
1 Доброта 8 10,8%
2 Общительность 8 10,8%
3 Открытость 8 10,8%
4 Отзывчивость 8 10,8%
5 Жизнерадостность 7 9,4%
6 Доброжелательность 7 9,4%
7 Вежливость 6 8,1%
8 Понимание 5 6,8%
9 Дружелюбность 4 5,4%
10 Склонность к лидерству 4 5,4%
11 Справедливость 3 4%
12 Ласковость 2 2,7%
13 Любезность 1 1,4%
14 Чуткость 1 1,4%
15 Щедрость 1 1,4%
16 Осторожность 1 1,4%

Приложение В

Разнородность и частотность интеллектуальных качеств, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Внимательность 8 24,3%
2 Порядочность 8 24,3%
3 Мечтательность 4 12,1%
4 Любопытность 4 12,1%
5 Наблюдательность 3 9,1%
6 Креативность 3 9,1%
7 Невнимательность 1 3%
8 Рассудительность 1 3%
9 Неряшливость 1 3%

 

 

Приложение Г

Разнородность и частотность эмоционально-динамических качеств, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Эмоциональность 5 20,9%
2 Уравновешенность 5 20,9%
3 Адекватность 4 16,7%
4 Энергичность 4 16,7%
5 Спокойствие 2 8,3%
6  Веселость 2 8,3%
7 Плаксивость 1 4,1%
8 Раздражительность 1 4,1%

Приложение Д

Разнородность и частотность отношения к труду, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Трудолюбие 7 41,2%
2 Ответственность 4 23,6%
3 Творчество 3 17,6%
4 Заинтересованность на занятиях 3 17,6%

 

 

Приложение Е

Разнородность и частотность целостных характеристик, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Позитивный 7 29,2%
2 Оптимистичный 6 25%
3 Культурный 6 25%
4 Интересный 5 20,8%

 


Приложение Ж

Разнородность и частотность рефлексивных черт характера, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Уверенность в себе 5 41,7%
2 Скромность 4 33,3%
3 Чувство собственного достоинства 3 25%

 

 

Приложение З

Разнородность и частотность способностей, фиксируемых молодыми педагогами УДО

№ п/п Перечень качеств Количество фиксирований Процентный ранговый показатель(%)
1 Артистические 5 50%
2 Художественные 5 50%

 

 

ВВЕДЕНИЕ

По мнению Е.В. Андриенко, социальная перцепция – это процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей [3, с. 37].

Формирование отношений взаимопонимания во много определяется особенностями социального восприятия человека, поскольку любое общение начинается с восприятия и оценки партнера по общению. Способность педагога не только меняться информацией во взаимодействии с ребёнком, но и быть дружелюбной и правильно оценивать его, осознавать свое собственное и чувствовать его состояние, правильно понимать и предсказывать его поведение, является неотъемлемым профессиональным требованием для современного педагога.

Таким образом, социально-перцептивная компетентность педагога является одной из важнейших составляющих его профессиональной компетентности, обеспечивающей возникновение взаимопонимания и гуманных отношений с субъектами образовательного процесса в УДО.

Реализация концепции личностно-ориентированного образования тесно связана с формированием коммуникативной компетентности педагога, важным элементом которой является социально-перцептивная компетентность. Таким образом, благодаря развитию социально-перцептивной компетентности становится возможной гуманизация личности педагога, а, значит, и процесса педагогического общения в целом.

Актуальность темы исследования. В повышении эффективности учебно-воспитательного процесса, важное место занимает проблема восприятия и понимания детей старшего дошкольного возраста педагогом. Интерес к этой области психологических знаний связан с осознанием значения субъективного образа воспитанника в процессе осуществления педагогических воздействий, что дает основание рассматривать социальное восприятие как особое психологическое образование, играющее важную роль в повышении эффективности педагогического взаимодействия. В ряде исследований выявлены существенные различия в социальном восприятии, обусловленные характеристиками педагога как субъекта познания: педагогический стаж, специальность, уровня педагогического мастерства, индивидуальный стиль деятельности, пол педагога.

Социальная перцепция, то есть процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов, является предметом многочисленных исследований как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Зарубежные психологи изучают социальную перцепцию в основном в лаборатории, рассматривая когнитивную психологию в отрыве от реальных материальных условий и содержания деятельности, в ходе которой осуществляется социальная перцепция. Однако, это должно быть очень положительно оценено методами исследования социальной перцепции разработанными зарубежными психологами.

В отечественной психологии социальная перцепция изучается в совместной социально значимой деятельности людей, на основе системного и личностного подходов, который позволяет переосмыслить многие факты и закономерности.

Методологию исследования составили положения теории деятельности                       (А. Н. Леонтьев), положения о профессиональной обусловленности восприятия и понимания человека человеком (Б.Г.Ананьев, А.А. Бодалев,                                     Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева). Эти положения легли в основу организации исследования и правомерности анализа межличностного восприятия и понимания воспитанников в рамках психосемантического подхода через систему личностных конструктов педагогов.

Объект исследования — социальная перцепция.

Предмет исследования — социальная перцепция молодых педагогов дошкольных учреждений.

Цель исследования — определить особенности социальной перцепции молодых учителей.

Предмет и цель исследования предполагают решение следующих задач:

1. Охарактеризовать исследуемую проблему социальной перцепции в педагогике и психологии.

2. Определить содержание и структуру социальной перцепции молодых педагогов УДО.

3. Разработать методические рекомендации исследования социальной перцепции молодых педагогов УДО.

Для достижения поставленных задач исследования были использованы следующие методы: опрос, наблюдение, метод «личностных конструктов» (автор Джордж Келли).

 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.005 с.)