Методика организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста С неживой природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста С неживой природой



Приносит ли проектная деятельность результаты в развитии детей? Какие?

Проектная деятельность приносит высокие результаты в развитии дошкольников. В-первую очередь, дети находят сами себя во время реализации проекта, они становятся более раскрепощенные, уверенные, самостоятельные, любознательные. В каждом проекте развиваются очень важные черты характера, необходимые в мире взрослых, такие как доброта, отзывчивость, открытость, трудолюбивость и др. Очень важным результатом становится то, что дети начинают взаимодействовать друг с другом, учатся слышать и слушать друг друга, помогать друг другу, искать совместно выходы их проблемных ситуаций. В ходе проектной деятельности налаживаются партнерские отношения. Любовь Герасимовна также обозначила, что благодаря проектной деятельности дети более эффективно получают новые знания, так как все происходит очень красочно и увлекательно. И наиболее важным является то, что в проектной деятельности могут участвовать родители. Благодаря которым, у детей складываются доверительные отношения к родителям, формируется положительный эмоциональный настрой, богатый творческий опыт и желание получать новые знания.

4. Как вы считаете, стоит ли внедрять проектную деятельность в образовательный процесс, как основополагающую в воспитании и образовании дошкольников?

Любовь Герасимовна считает, что дошкольные учреждения образования должны внедрять и развивать проектную деятельность для того, чтобы обогатить образовательный процесс яркими и красочными моментами в жизни маленьких дошкольников.

Как часто вы используете проектную деятельность?

Любовь Герасимовна ответила, что применяет проектную деятельность по возможности раз в месяц, но иногда бывают промежутки в 2-3 месяца.

Какие виды проектной деятельность легче и приятнее реализовывать?

На этот вопрос Любовь Герасимовна ответила, что каждый вид проектной деятельности по-своему эффективен. Притом разницы в принципе нет, каждый вид проектной деятельности требует особой подготовки. Имея широкий кругозор и глубокий уровень знаний – реализация любого проекта будет легкой и эффективной. Любовь Герасимовна любит реализовывать исследовательско- творческие проекты, так как сам процесс очень захватывает не только детей, но и самого воспитателя.

Использовали ли вы проектную деятельность в ознакомлении детей с неживой природой?

Любовь Герасимовна использовала проектную деятельность в ознакомлении детей с неживой природой. Старших дошкольников Любовь Герасимовна с помощью проектной деятельности знакомила со свойствами воды и воздуха, звездным небом, яркость солнечных лучей, температурой и др. Опыт ознакомления с неживой природой посредством применения проектной деятельность был и с детьми среднего дошкольного возраста.

11. Нужно ли готовится к реализации проекта? Кратно опишите подготовку к проекту?

На этот вопрос Любовь Герасимовна категорически ответила – да. Без подготовки ни одна деятельность не принесет результатов, и может принести только вред дошкольникам. Воспитатель должен набираться опыта, учитывать свои знания и умения. Перед организацией проектной деятельности, нужно познакомиться с проектной деятельностью, для этого необходимо изучать статьи, посещать открытые занятия, семинары. Подготовка требует четкого составления цели и задач, их анализирования. Педагогу необходимо организовать правильно предметно- пространственную среду. Все должно строиться на интересах и возможностях дошкольников. Подготовка необходима для того, чтобы проектная деятельность принесла свои плоды.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

Работу выполнила: Сушкевич Екатерина Сергеевна 3 курса группы «Б» специальность «Дошкольное образование» Руководитель: Ситько С.А

 

 

Гродно, 2020


 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

1.1. Проектная деятельность в образовательном процессе: понятие, особенности, классификация, виды, структура.                                                     4

1.2. Этапы осуществления проектной деятельности. Цель, задачи, принципы, условия, формы и методы для реализации.                                  10

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ     17

2.1. Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на ознакомление с неживой природой.

2.2. Определение значимости проектной деятельности для ознакомления с неживой природой в группе детей старшего дошкольного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Приложение

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Современная система дошкольного образования в наше время стремится расширить условия для реализации совершенствования образовательного процесса. Воспитатели дошкольного образования используют разные технологии, методы и приемы для этого. Без хорошо продуманных методов и приемов трудно организовать жизнь дошкольников в дошкольном учреждении. Поэтому важно использовать прогрессивные технологии, чтобы воспитать активных, любознательных, разносторонних, развитых и творчески свободных детей.

Одним из таких методов является- метод проектов. Метод проектов позволяет использовать разнообразные формы и методы работы с детьми, актуализировать преставления, формировать у детей экологическую культуру. В ходе применения проектной деятельности ребенок становится активным участником, приобретает новые экологические знания, имеет возможность проявить самостоятельность, инициативу, творчество, экологическую культуру, умение заботится о природе. Этот метод выделяется тем, что включает в себя разные практические задания, которые с каждым шагом усложняются. Его можно представить, как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии воспитателя, детей и родителей с окружающей средой, в котором дети в ходе поэтапной практической деятельности достигают поставленной цели. Отличительной чертой метода проектов является, включение в себя разных видов деятельности дошкольников.

Объект исследования- процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с неживой природой.

Предмет исследования- методика организации проектной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с объектами неживой природы.

Цель исследования- изучить структуру и особенности проектной деятельности, как развитие у детей старшего дошкольного экологических знаний о неживой природе.

Задачи:

1. Изучить проектную деятельность, как составной компонент образовательного процесса.

2. Описать содержание, требования и организацию проектной деятельности в ходе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с неживой природой.

3. Выявить важность включения и распространения проектной деятельности в образовательном процессе.

4. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников; количественная и качественная обработка материалов.

База исследования: Государственное учреждение образования "Ясли-сад №43 г. Гродно".

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

1.1. Проектная деятельность в образовательном процессе: история возникновения, понятие, виды, особенности, структура.

 История метода проектов насчитывает почти сотню лет, он возник во второй половине XIX века в Соединенные Штатах Америки. Метод проектов берет свое начало в трудах американского философов и педагогов Д. Дьюи и В. Килпатрика.

 По мнению Д. Дьюи, этот метод дает детям возможность учится лучше и быстрее, решая задачу совместными усилиями, планируя действия, пробуя различные пути и способы, сравнивая, анализируя и оценивая результат, отвечая на вопросы, которые неожиданно могут возникнуть в процессе. При этом, в ходе проектной деятельности у детей формируются особенности характера, необходимые им в дальнейшей жизни: бескорыстие, готовность помочь, самостоятельность, любознательность и т.д. Процесс организуется в многообразных формах поисковой, проектной, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. Этот метод нацелен на усвоение детьми знаний ради знаний, навыков, ради навыков и умений ради умений.

Таким образом методика проектов Джона Дьюи стала широко использоваться в системе образования и воспитания дошкольников. Методика проектов прошла огромный путь, набирала обороты в своей актуальности, долгое время не принималась системой образования, но все же стала неотъемлемой частью образовательного процесса. [1, с. 5]

Метод (от др.-греч. реЭобос; — путь) — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленная на усваивание конкретных знаний, умений, навыков, формирование их мировоззрения и развитие врожденных способностей.

Проект (от др.-греч. – путь исследования) — это специально организованный педагогом и самостоятельно пополняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания и умения в реальные продукты.

Проектная деятельность является важным структурным компонентом для организации образовательного и воспитательного процесса.

Проектная деятельность включает в себя принцип интеграции, обусловливающий органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями, что обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных ему видов деятельности, позволяет интегрировать образовательное содержание при решении образовательных, развивающих и воспитательных задач. [2]

Основное предназначение проектной деятельности состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В педагогике, эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

А. Хуторской и В. Гузеев с помощью своих исследований подтверждают, что метод проектов является составной частью образовательного процесса, который создает эффективные условия для развития у всех участников проекта, умения самостоятельно действовать в сложных жизненных ситуациях, навыков познания окружающего мира, стремления к самопознанию, самоорганизации. Он развивает индивидуальную ответственность участников за выполненную работу, учит их партнёрству, кооперации, взаимодействию друг с другом и педагогом. [3, с.4]

Особенности метода проектов:

· Обязательное наличие проблемной ситуации, требующей исследовательской, поисковой деятельности детей.

· Возможность детям самим выбрать тему исследовательского проекта.

· В проекте участвуют не только дети, но и их родители, педагоги.

· Включает в себя разные методы и приемы.

· Состоит из самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, творческой, продуктивной деятельность детей.

· Уникальность и непредсказуемость, до конца не понятно, к каким результат приведет определенный проект.

· Свобода применения

На данный момент в практике современных дошкольных учреждений классификацию проектной деятельности выделяется по разным критериям:

· По количеству участников в проекте

1. Индивидуальный

2. Подгрупповой

3. Семейный

4. Парный

5. Групповой

· По продолжительности выполнения проекта

1. Краткосрочные (1-4 недели)

2. Среднесрочные (до 1 месяца)

3. Долгосрочные (полугодие, учебный год) [1, с.14]

· По доминирующему виду проектной деятельности

1. Исследовательский

Проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.

2. Творческий

Проект, центром которого является творческий продукт. Он предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Результатами такого проекта могут стать: совместная газета, книжка-самоделка, творческая работа и т.д.

3. Ролевой

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат проекта либо намечается в самом начале, либо вырисовывается лишь в самом конце.

4. Информационный

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о том или ином объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Задача воспитателя и родителей, ознакомить ребенка с информацией, написанной в статье, после чего ребенок самостоятельно рассказывает об изученном объекте. В помощь ребенку выдаются фотографии в буклете или газете.

5. Практико-ориентированный

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Особенна поэтапным обсуждениям, корректировкой совместных и индивидуальных усилий, презентацией полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценкой проекта.

Каждый проект может быть двуединым, например, исследовательско- творческий проект, ролево-игровой проект.

· По содержанию

1. Монопроект, включающий в себя одну образовательную область («Ребенок и природа», «Развитие речи», «Элементарные математические представления» и т.д.)

2. Интегрированные проекты, включающие в себя 2 и более образовательные области.

· По предметно-содержательной области:

1. Открытая координация (педагог открыто руководит проектом, обучает детей, подсказывает).

2. Скрытая координация (педагог незаметно направляет деятельность детей, имеющих в данном случае большую свободу).

· По характеру контактов:

1. С воспитанниками одной группы

2. С воспитанниками нескольких групп

3. С воспитанниками всего дошкольного учреждения

Американский педагог, основоположник метода проектов В. Килпатрик определил 4 вида проектной деятельности:

· созидательный (производительный);

· потребительский (изготовление предметов);

· решение проблемы (интеллектуальных затруднений);

· -проект-упражнение (игровой).

Профессор Э. Коллинс выделил другие виды проектов:

· Проекты игр: игры, танца, драматические постановки.

· Конструктивные проекты: создание реального продукта (кормушка для птиц, маски на утренник).

· Исследовательско-информационный проект: исследования, эксперименты, опыты.

· Экскурсионные проекты: изучение проблем, связанных с окружающим миром (природой и обществом).

· Повествовательные проекты: передача своих впечатлений и чувств в различных формах: устной, музыкальной, художественной.

Доктор педагогических наук Е. Полат в 1999 году выделила следующие виды проектов, и классифицировала их:

· По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, творческие, ролевые, информационные, практико-ориентированные.

· По предметно-содержательной области: монопроекты, межпредметные проекты.

· По характеру контактов: внутренние, региональные, международные.

· По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, личностные.

· По продолжительности выполнения проектов: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

В современной системе образования широко используются виды проектов, выдвинутые Л. Киселевой:

· Исследовательско – творческий проект

Детям делают проверку предложенной им гипотезы с использование научных методов познания (наблюдение, опыт, эксперимент), после исследования результаты оформляют в виде творческого продукта.

Примерные темы научных исследований:

1. Свойства различных веществ: вода, лед, пар, снег и т.д.

2. Природные явления: снегопад, град, туман, радуга и т.д.

3. Исторические события, праздники, обычаи, традиции.

4. Условия жизни растений и животных. [5, с. 20]

Данный вид проекта формирует познавательную активность, самостоятельность; дает детям новые знания.

Формой исследования становится схема, календарь, газета и т.д.

· Ролево – игровой проект

Этот проект включает в себя элементы творческих, сюжетно-ролевых игр, драматизации. Детям дается возможность принять на себя роль (сказочный персонаж, выдуманный герой, человек определенной профессии), и в этих ролях решают поставленную им проблему. Благодаря этому проекту, дети осознают проблему в игровой ситуации, проживает эту проблему, и находит выход из этой проблемы.

· Информационный (практико-ориентированный) проект

В этом проекте дети собирают информацию о каком-то объекте, или явлении, из разных источников. В поиске информации им помогают родители или воспитатель. После того, как дети узнают информацию о каком-то предмете, им предстоит на практике использовать эту информацию, например, рассказать другим детям об этом предмете показывая иллюстрации.

Данный вид проекта развивает умения детей добывать информацию, отбирать нужную информацию согласно теме проекта, и доносить ее до других.

Формой продукта может стать книга, альбом, газета, календарь и т.д.

· Творческий проект

В ходе этого проекта дети создают новый, творческий продукт. В процессе создания творческого продукта, у детей формируются умения самостоятельно планировать предстоящую деятельность по созданию творческого продукта. Дети учатся действовать согласно составленному плану. У них формируется творческий потенциал.

Творческим продуктом может стать коллаж, книга, макет и т.д. Показать результат творческого продукта можно будет на концерте, утреннике.

В пособии для педагогов «Проектная деятельность дошкольников», авторами которой являются Н. Веракса и А. Веракса, прописан ещё один вид проектной деятельности – Нормативный проект.

Нормативный проект основывается на событиях, возникающих в жизни детей в дошкольном учреждении; возникающих детских конфликтах. Особенность этого проекта в том, что детям дается установка придумать правила поведения в различных ситуациях. Воспитатель берет на себя ответственность, что правила, созданные детьми, будут соблюдаться. В результате этого проекта, увеличиваются числа возможных вариантов поведения и создание новых правил поведения в определенной (согласно теме проекта) ситуации. [5, с. 21- 27]

Результаты проекта могут быть показаны в памятке, альбоме, рисунке и т.д.

Вывод: Исследования великих философов и педагогов доказали, что проектная деятельность является высокоэффективной педагогической технологией в дошкольном образовании. Содержательность проектной деятельности позволяет построить благоприятное образовательное и воспитательное развитие дошкольников. Проектная деятельность дает педагогом возможность выбирать и структурировать свою деятельность многообразно, дать детям возможность проявить себя в разных сферах деятельности. Поэтому, проектная деятельность должна осуществляться в жизни дошкольников, для более эффективного всесторонне творческого развития.

 

1.2. Этапы осуществления проектной деятельности. Цель, задачи, принципы, условия, формы и методы для реализации

Проектная деятельность, как высокоэффективная форма всестороннего развития ребенка, должна быть хорошо продумана, иначе никаких результатов она не принесет. Для реализации внедрения проектной деятельности в образовательный процесс стоит познакомиться с её целью, задачами, принципами, требованиями, этапами, методами и приемами.

Целью проектной деятельности становится воспитание личности, способной ставить перед собой значимые цели, находить способы и средства их достижения на основе самообразования, побуждение к ее самовоспитанию, развитие свободной творческой личности ребенка. [1, с. 13]

Общими задачи проектной деятельности:

- Формирование активной самостоятельной познавательной деятельности через создание проблемной ситуации.

- создание привлекательной среды, обеспечивающей возникновение интереса к разнообразной эвристической и поисковой детской деятельности.

- Формирование освоения детьми окружающей действительности.

- Развитие творческих способностей, мышления, памяти, воображения, речи.

- Развитие умений слушать, наблюдать, обобщать и анализировать.

- Воспитывать коллективизм, благоприятные и доверительные взаимоотношения со сверстниками, родителями и воспитателем. [1, 3, 5]

Задачи проектной деятельности необходимо осуществлять для более благоприятного развития всех психических процессов ребенка. В каждом реализуемом проекте может быть другая трактовка задач, при подборе задач педагог должен пользоваться Учебной программой дошкольного образования.

Принципы проектной деятельности, разработанные И.А. Колесниковой:

1. Принцип прогностичности

Принцип ориентированный на будущее состояние объекта проектной деятельности. Постепенный переход от проектного замысла через формулирование целей, задач, реализацию намеченной программы и структурирование действий в определенной преобразовательной логике, к получению желаемого конечного продукта и его презентации на основании заранее выработанной темы проекта.

2. Принцип пошаговости

Данный принцип предполагает логичность построения и содержания проектной деятельности, при котором усвоение знаний детьми происходит в определенном установленном порядке. Происходит постепенный переход от проектного замысла к формированию цели, задач, действий и реализации проекта. Каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.

3. Принцип нормирования

Требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с различными формами организации мыследеятельности.

4. Принцип обратной связи

напоминает о необходимости после осуществления каждой проектной процедуры получать информацию о ее результативности и соответствующим образом корректировать действия.

Принцип обратной связи дает сигнал о необходимости после осуществления каждого проектного этапа получать информацию о его результативности. После анализирования каждого проектного этапа, воспитателю следует скорректировать свои действия в правильном направлении.

5. Принцип продуктивности

Принцип продуктивности нацелен на совершенствование жизненного опыта дошкольников, накопление новых знаний об окружающем мире. Проект должен ориентироваться на получение результата (оформленного продукта), имеющего прикладную значимость.

6. Принцип культурной аналогии

Проектная деятельность должна проходить по определенным элементам педагогической культуры (педагогическая направленность, гуманность, культура общения, самооценка, самосовершенствование). Не овладение педагогом педагогической культуры, может привести к плохо реализуемому проекту. Педагог владеющий всеми культурными элементами, должен научить детей понимать и чувствовать свое место в мире, иметь и отстаивать свою точку зрения. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.

7. Принцип саморазвития

Саморазвитие в педагогике – это постоянный, направленный и контролируемый процесс, который формирует личностные, физические, профессиональные направления развития дошкольника. В проектировании в результате поставленной цели и задач, происходит постановка новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования. В процессе проекта, воспитатель совершенствует свои навыки, умения и знания. Реализуя проект, воспитатель должен построить деятельность детей так, чтобы формировались их физические и психические особенности. [6, с. 45]

Педагогу при реализации проектной деятельности, стоит помнить и о других важных педагогических принципах: принцип научности, принцип доступности и нарастающей трудности, принцип интеграции, принцип развивающего образования и др.

При реализации проектной деятельности, педагог должен четко соблюдать следующие условия:

- Учет возрастным психических и физических особенностей дошкольников.

- Учет интересов и желаний каждого ребенка- на каждом этапе реализации проекта педагог учитывает индивидуальные потребности и способности каждого конкретного ребенка.

- Создание мотивации дошкольников: традиция использования ритуалов (речёвок, песен, эмблем, элементов костюмов), участие сказочных персонажей, использование наград, сюрпризных моментов, проблемных ситуаций и др.

- Создание благоприятного эмоционального настроя в группе, между детьми и взрослыми.

- Создание развивающей предметно- пространственной среды, соответствующей реализуемой проектной деятельности, которая обеспечивала бы активизацию деятельности, соответствовала интересам, возможностям и потребностям детей, чтобы стимулировать поисковую активность и формировать навыки исследовательского поведения.

- Активное взаимодействие с детьми, стимуляция детской активности.

- Тесное взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса (сверстники, педагог, родители, представители ближайшего социального окружения).

- Наличие значимой, в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

- Использование разнообразных методов и приемов, которые позволяют решить проблему самостоятельными действиями дошкольников и предполагают презентацию продукта.

- Создание условий для самостоятельности дошкольников (индивидуальная, парная, групповая), и поддержка их инициативы, свободы выбора.

- Разнообразность и содержательность деятельности дошкольников в ходе проекта, с постоянно усложняющимися заданиями.

- Достаточное выделение времени для спокойного решения проблемы и её реализации.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов.

- Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы. [1, 3, 5, 6, 7]

Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна дошкольникам, соответствовать интересам и возможностям каждого.

Работа над проектами включает несколько этапов:

1. Подготовительный этап

- Выбор темы.

Педагог выбирает актуальную приобретенному жизненному опыту дошкольников тему. Тема должна быть интересной, захватывающей, доступной для детей. Педагог должен помнить о интересах и желаниях детей.

- Постановка цели.

При постановке цели, педагог должен использовать учебную программу дошкольного образования, учитывать индивидуальные психические и физические особенности детей, их возраст и уровень приобретённых знаний.

- Поиск форм реализации проекта.

При выборе темы и постановки цели, воспитатель изучает необходимую литературу, планирует этапы проекта, подбирает методы и проекты, разрабатывает задания. Изготовление план-схемы проекта.

Проблема должна быть актуальной и значимой именно для ребёнка, а главное - посильной для решения.

- Выдвижение вместе с детьми идеей, гипотез, предположений, путей решения проблемы.

- Обсуждение идеи дошкольниками, выдвижение ими своих идей, аргументирование и отстаивание своего мнения.

2. Основной этап

- Формирование микрогрупп.

- Распределение заданий по микрогруппам: изучение детьми проблемы, распределение ролей, выбор партнера.

- Поиск решения проблемы: нахождение информации в источниках (видеофильм, статья, газета, журнал), обращение за помощью в поиске решения (родители, педагог), определение средств для реализации (материалы, оборудование), уточнение последовательности деятельности.

На данном этапе дети поэтапно реализуют проект, договариваются

между собой, помогают друг другу, решают возникшие споры. Каждый

участник проекта должен четко представлять, что и зачем он делает, какие

могут быть результаты. Воспитатель наблюдает за деятельностью детей, дает им одинаковую проблемную задачу, но ориентируясь на интересы детей, дает им разные задания. Каждая микрогруппа должна получить свое задание: подобрать литературу, провести опыт, оформирмить выставку, изучить историю и др.

- Практическая реализация проекта

Дети практической деятельность ищут ответ на поставленную проблемную задачу. Для благоприятного и более эффективного поиска, стоит стимулировать активность детей посредством ведения дневника, создания плаката- наблюдений, мини- альбомов. Воспитатель анализирует и фиксирует все этапы деятельности детей, их успехи и неудачи, оформляет календарь наблюдений по проекту.

3. Заключительный этап

- Результат работы над проектом- творческий продукт. Оформляется вместе с детьми: материальный (подделка, открытка, картина, макет, выставка), письменным (анкета, таблица, стенгазета, журнал), действенным (конференция, дискуссия, демонстрация, ролевая игра, концерт),

- Анализ воспитателем проведенной работы в микрогруппах.

- Презентация продукта проекта.

Данный этап включает в себя организацию проведения презентации перед зрителями (родители, дети другой группы, школьники…).

Представление продукта подчеркнёт важность и значимость проделанной детьми работы. У детей появится возможность поделиться эмоциями, радостью. Перед презентацией необходимо провести с детьми предварительную работу: составить план выступления, речь по защите презентации.

- Подведение итогов проекта, его анализ.

Заключительный этап реализации проекта предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Это этап осмысления, осознания, анализа и оценки. Происходит совместная с детьми оценка результата проведенной работы, самооценка детьми личного вклада в проект, своей деятельности на этапах реализации. [1, 5, 7]

Роль педагога в проектной деятельности

1. Регулятор - организатор на подготовительном этапе проекта.

От него требуется тщательно продумать, разработать и спрогнозировать несколько возможных вариантов постановки возможной проблемы и подвести к ним с помощью наводящих вопросов самих детей. Педагог вместе с ребятами должен четко определить задачи и определить необходимый материал. Педагог не предлагает готовых решений. Они рождаются в совместных обсуждениях.

2. Консультант - координатор на этапе реализации проекта. Педагог прослеживает деятельность каждого участника проекта, оказывает помощь, дает консультации, выступает источником дополнительной информации, координирует взаимодействие между отдельными микрогруппами или участниками.

3. Независимый эксперт на заключительном этапе- дает оценку результатам проектной деятельности, помогает детям проанализировать свою работу и дать ей оценку. [1, с. 16]

Важной организационной часть проектной деятельности является – включение родителей. Это осуществляется в ходе бесед, консультаций, помощью динамичных информационных материалов, отражающих задачи и содержание проекта. Как показывает практика, одним из самых эффективных средств воспитания оказывается непосредственное общение ребёнка с родителями, бабушками, дедушками в конкретной совместной деятельности. Поэтому их присутствие и содействие очень важно. Родители могут: вместе искать ответы на поставленные вопросы, быть важным источником информации, организатором действий ребенка, участником в празднике или спектакле. Вместе с детьми создавать конечный продукт проекта, стать надежным другом и помощником своему ребенку. [3, с. 8]

 

ГЛАВА2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ

2.1. Педагогический опыт работы по использованию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с неживой природой. Наблюдение за организацией проектной деятельности в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с неживой природой.

В педагогике проектная деятельность насчитывает почти сотню лет, однако на протяжении десятилетий она не была востребована в реализации образовательного процесса. Для педагогов проектная деятельность считалась новизной, а для дошкольных учреждений реализация проектной деятельности вызывала трудности из-за отсутствия специальной адаптации дошкольников. Изучив литературные источники, можно сделать вывод, что проектная деятельность является педагогической технологией, которая способствует всестороннему развитию дошкольников, стимулирует активность, актуализирует интересы, самореализует и саморазвивает как дошкольников, так и педагогов применяющих проектную деятельность в своей работе.   

Для того, чтобы выявить опыт работы по использованию проектной деятельности в современном образовании дошкольников, было проведено анкетирование на базе государственного учреждения образования "Ясли-сад №43 г. Гродно", с воспитателем старшей дошкольной группы №5 Иодой Любовью Герасимовной. Метод анкетирования использовался для сбора сведений с помощью специально оформленного списка вопросов – анкеты.

Иода Любовь Герасимовна является воспитателем старшей дошкольной группы №5. Воспитатель имеет высшую квалифиционную категорию, и большой стаж работы в детьми дошкольного возраста. В ходе анкетирования, было задано 16 вопросов для выявления опыта работы по использованию проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Применяете ли вы проектную деятельность в образовательном процессе?

Любовь Герасимовна применяет проектную деятельность в работе с дошкольниками. Опыт применения проектной деятельности был с средними и старшими дошкольниками.

2. Как вы относитесь к проектной деятельности, как педагогической технологии в образовательном процессе дошкольников?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.114 с.)