I . Философия, ее предмет и значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Философия, ее предмет и значение



Ю.А. ИЛЬИНА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

 

 

Орел 2018

УДК 1 (075)

ББК 87Я7

И 46

Рецензенты:

 

Кандидат философских наук, доцент кандидат философских наук, доцент, и.о. декана факультета художественного творчества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный институт культуры»

А.В. Овсянников

Кандидат философских наук, доцент кафедры «Логики, философии и методологии науки» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ОГУ имени И.С. Тургенева»

А. А. Гревцева.

 

Ильина, Ю.А.

И 46 Философия. Конспект лекций / Ю.А. Ильина. – Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им И. С. ТУРГЕНЕВА», 2018.– 80 с.

 

Учебно– методическое пособие посвящено изложению основ философии охватывающий развитие историко–философского процесса от Античности до наших дней. Перечень рассматриваемых тем соответствует стандартной программе для данной дисциплины. В тексте лекций дается определение основным понятиям и терминам.

Конспект лекций по истории философии направлен на  закрепление студентами знаний, полученных на лекционных занятиях.

Предназначен для направлений подготовки бакалавров всех форм обучения.

 

УДК 1 (075)

ББК 87Я7

 
© ФГБОУ ВО «ОГУ», 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ. 5

II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.. 13

III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 2

IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 3

V. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 11

VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 19

VII. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX– XX вв 25

VIII РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 10

ЛИТЕРАТУРА.. 27

ОСНОВНЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ: 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конспект лекций по истории философии включает в себя большой исторический пласт времени, начиная с древнейших времен до наших дней.

Цель конспекта лекций: сформировать целостное представление об эволюции философской мысли (в рамках становления европейской философской традиции) на протяжении всего ее существования: от натурфилософии милетских философов до современных философских концепций о современной научной картине мира и показать место в ней человека; способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли философии в развитии цивилизации; развить у обучающихся навыков использования философских принципов мышления и владение категориальным аппаратом при анализе актуальных проблем современности; развитие навыков аналитического мышления, умения пользоваться философской литературой.

 

Структура конспекта лекций по истории философии:

В учебно–методическом пособии отражены восемь тем по истории философии связанные с материалом практических занятий. Изложение материала дисциплины предложено в виде схем и таблиц что способствует его лучшему усвоению и запоминанию.

Предлагаемый в конспекте лекций материал позволяет:

Во–первых, оптимизировать учебно–исследовательскую и само­стоятельную работу студентов с различными видами учебного мате­риала в процессе изучения дисциплины «Философия».

Во–вторых, позволяет максимально быстро и качественно под­готовиться к практическим занятиям, зачетам и экзамену по курсу «Философия».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Философия» и программным обеспечением по данной дисциплине. Предназначено для подготовки к практическим занятиям студентов всех направлений. 

 

 

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ

Структура философии

Предмет философии

Предметом философии выступает система «ЧЕЛОВЕК– МИР».

 

Концепции предмета философского знания:

Концепция «Распочкования»

Концепция берет истоки в идеях основоположника первого позитивизма – О. Конта. Согласно данной концепции, философия, выполнив важную миссию – формирования частных наук, в «контовский» исторический период времени перестала существовать как самостоятельная область знания. Согласно Конту, философия является методологом науки, главная функция которой заключается в изучении и систематизировании закономерностей формирования и развития знания в области точных наук.

2. Концепция «Предметного самоопределения»

В рамках данной концепции лежит утверждение, что частнонаучное знание с одной стороны, и философское с другой, берут свои истоки из общего, исходного начала – протознания (преднауки). В процессе развития проблемного поля, философия вырабатывает необходимый категориальный аппарат и принципы мышления.

Согласно концепции предметного самоопределения, философия никогда не была и не может быть «наукой наук». Предметное поле философии специфичено и неиз­мененно, не разделимо по частям.

 

Обращаясь к истории философии можно выделить три определения философии:

1. Первоначально, под философией понималась вся совокупность знаний, которая отлична от мифологии и теологии. Начиная с XVII века «философия» приобретает статус систематизатора научного знания, «протознания» от которого в дальнейшем начинают отделяться частные науки.

2. «Традиционная» трактовка философии  – связано с проблемой соотношения философии и науки. Философия, как сугубо теоретическое знание (общее знание) противопоставлялось частным наукам, для которых важен эмпирический пласт.  

3. «Современная» характеристика философского знания связана с окончательным разделением философии и частных наук уже в рамках теоретической сферы.

 

 

Методы философии

Функции философии

Основные понятия в китайской философии и мифологии

Древнеиндийская философия

Основные понятия космологической проблематики индийской философии:

 

III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Милетская школа

Первая натурфилософская древнегреческая школа, получившая развитие в VI в. до н.э. в Милете (Малая Азия). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы –последователи древнегреческого философа Пифагора из Самосса. Пифагор первым назвал себя философом: «Я не мудрец (софос), ибо мудр только бог, а тот, кто только любит мудрость (софию)».

Школа Элеатов

Школа атомистов

 

 

Софисты

  «Софисты» ( с греч. – мудрецы, учителя мудрости) – древнегреческая философская школа (V – IV вв. до н.э.).

Философия Сократа

Сократ стоял у истоков «сократических школ»:

– Академии Платона;

– Школы киников;

– Киренской школы;

– Мегарской школы;

– Элидо–эритрийской школы.

Философия Платона

Философия Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н.э.) – ученик Платона.

Три этапа деятельности Аристотеля:

1. 367–347 гг. до н.э. – учеба в Академии Платона;

2. 347–335 гг. до н.э. период воспитания Александра Македонского;

3. 335–322 гг. – этап формирования собственной философской школы – Ликея (перипатетической школы)/

 

Философия эпохи Эллинизма

Эпоха эллинизма – синтез греческой и восточной культур, закат классической культуры античной Эллады (IV в. до н.э.).

 

Эпикуреизм


 

Стоицизм

Школа стоиков получила свое название благодаря известной расписанной Полигнетом галерее «Stoa Picelis» - портика, находящегося на холме в Афинах.

Скептицизм

 

Фомы Аквинского

Учение Фомы Аквинского

Эпохи Возрождения

Философская мысль эпохи Возрождения представлена совокупностью философских взглядов и направлений, получивших свое возникновение и развитие в Европе в XV – XVII вв.

 

Характерные черты философии эпохи Возрождения:

ü Антропоцентризм и индивидуализм – в центр мира помещается человек;

ü Преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные творческие, познавательные возможности;

ü Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии;

ü Научное объяснение процессов и явлений окружающего мира (шарообразности Земли, гелиоцентризм, бесконечности Вселенной, новые знания в области медицины и т.д.);

ü Интерес к социально–политической проблематике;

 

Основные направления философии эпохи Возрождения:

 

Философия эпохи Просвещения

Философию мысль во Франции в XVIII в. принято называть философией французского Просвещения. Это название появилось в связи с тем, что под влиянием бурного развития естественнонаучного знания, культурного и происходила смена представлений о Боге, окру­жающей действительности и человеке.

Основные направления Французского просвещения:

Общая характеристика

Немецкая классическая философия явилась высшей ступенью развития ев­ропейской философии Нового времени, охватывает период времени с середины XVIII – до 70 гг. XIX века.

Характерные черты немецкой классической философии:

ü Философия представлялась немецкими мыслителями как специальная система философских дисциплин, идей, категорий, принципов;

ü В центре внимания представителей немецкой классической философии находилась не только антропологическая проблематика, направленная на выявление человече­ской сущности и способа существования человека в мире, но и философия истории, раскрывающая специфику и закономерности развития исторического процесса в целом.

 

Философия И. Канта

Эммануил Кант (1724–1804 гг.) – немецкий мыслитель, основатель немецкой классической философии. Принято говорить о своеобразном «кантовском перевороте» в сфере философии, связанным с переосмыслением Кантом особенностей философии как особого рода науки, новым взглядом на специфику философского познания.

Творчество И. Канта условно можно разделить на два пери­ода:

• докритический или до философский период (естественнонаучный, длившийся до начала 70–х гг. XVIII в.)– в центре внимания мыслителя находились проблемы естествознания и природы;

• критический (начало 70–х гг. XVIII в. и до 1804 г.) – философский период творчества Канта.

 

    Этапы познания по Канту:

«Вещь–в–себе»

 


Органы чувств = комплекс ощущений

 


Явления (объекты мира)

 


Рассудок = конкретное мышление

 


Разум = абстрактное мышление

Диалектика Г. Фихте

 

Метод и система Г. Гегеля

Философия Людвига Фейербаха

 

XIX–XX ВВ.

Философия Марксизма

Марксизм – материалистическое направление, теоретическими источниками которого выступили: диалектика Гегеля, материализм Фейербаха, учения французских социалистических–утопистов.

Составными частями являются: диалектический и исторический материализм, научный коммунизм.

Философия Ф. Ницше


Философия В. Дильтея

 

 

Позитивизм,

Этапы развития позитивизма

 

 

 

 

 

Экзистенциализм

 

Философская герменевтика

Герменевтика (от греч. Germeneutikos – разъясняющий, истол­ковывающий) – философское направление, иссле­дующее проблему понимания и связанные с ней вопросы языка.

 

 

 

Постмодернизм

VIII РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Русская философия XIX в.

 

В русской философской мысли XIX в. одной из ценральных проблем выступала проблема осмысления исторического пути для России, активное обсуждение которой развернулось в рамках двух направлений - «западников» и «славянофилов.

 

Философии XIX века

Основные представители:

• Чернышевский Н.Г.;

• Лавров П.Л., Михайловский Н.К., Бакунин М.А. (народники);

• Кропоткин П. А.  (анархизм);

• Плеханов  Г.В. (марксизм).

 

Всех представителей революционно - демократического направления русской философии XIX века объединяла социально-политическая направленность их взглядов и критика существующего экономического и общественно-политического строя. В то же время, будущее России выше отмеченные мыслители видели по-разному.

 

Русская философия ХХ в.

Основные направления русской философии конца XIX – ХХ вв.:

• Философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

• Естественно - научная философия;

• Советская философия;

• Философия русского зарубежья.

 

 «Золотой век» духовной жизни России датируется девяностыми годами XIX в. – десятыми годами ХХ в. Это период бурного расцвета русского искусства, литературы и философии.

Наиболее известными представителями данного направления: С. Л. Франк, C. H. Булгаков, братья Трубецкие, П. А. Флоренский, и другие.

 

 

Космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, в традиции античной мысли, как единое целое, объединяющее природу и человека. Наиболее известными мыслителями этого направления были В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и К.Э. Циолковский.

 

 

 

ПЕРВОИСТОЧНИКИ:

 

 

 

Ю.А. ИЛЬИНА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ»

 

 

Орел 2018

УДК 1 (075)

ББК 87Я7

И 46

Рецензенты:

 

Кандидат философских наук, доцент кандидат философских наук, доцент, и.о. декана факультета художественного творчества Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный институт культуры»

А.В. Овсянников

Кандидат философских наук, доцент кафедры «Логики, философии и методологии науки» Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «ОГУ имени И.С. Тургенева»

А. А. Гревцева.

 

Ильина, Ю.А.

И 46 Философия. Конспект лекций / Ю.А. Ильина. – Орел: ФГБОУ ВО «ОГУ им И. С. ТУРГЕНЕВА», 2018.– 80 с.

 

Учебно– методическое пособие посвящено изложению основ философии охватывающий развитие историко–философского процесса от Античности до наших дней. Перечень рассматриваемых тем соответствует стандартной программе для данной дисциплины. В тексте лекций дается определение основным понятиям и терминам.

Конспект лекций по истории философии направлен на  закрепление студентами знаний, полученных на лекционных занятиях.

Предназначен для направлений подготовки бакалавров всех форм обучения.

 

УДК 1 (075)

ББК 87Я7

 
© ФГБОУ ВО «ОГУ», 2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ. 5

II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.. 13

III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 2

IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 3

V. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 11

VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 19

VII. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX– XX вв 25

VIII РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 10

ЛИТЕРАТУРА.. 27

ОСНОВНЫЕ ПЕРВОИСТОЧНИКИ: 29

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конспект лекций по истории философии включает в себя большой исторический пласт времени, начиная с древнейших времен до наших дней.

Цель конспекта лекций: сформировать целостное представление об эволюции философской мысли (в рамках становления европейской философской традиции) на протяжении всего ее существования: от натурфилософии милетских философов до современных философских концепций о современной научной картине мира и показать место в ней человека; способствовать приобретению студентами практических навыков понимания роли философии в развитии цивилизации; развить у обучающихся навыков использования философских принципов мышления и владение категориальным аппаратом при анализе актуальных проблем современности; развитие навыков аналитического мышления, умения пользоваться философской литературой.

 

Структура конспекта лекций по истории философии:

В учебно–методическом пособии отражены восемь тем по истории философии связанные с материалом практических занятий. Изложение материала дисциплины предложено в виде схем и таблиц что способствует его лучшему усвоению и запоминанию.

Предлагаемый в конспекте лекций материал позволяет:

Во–первых, оптимизировать учебно–исследовательскую и само­стоятельную работу студентов с различными видами учебного мате­риала в процессе изучения дисциплины «Философия».

Во–вторых, позволяет максимально быстро и качественно под­готовиться к практическим занятиям, зачетам и экзамену по курсу «Философия».

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Философия» и программным обеспечением по данной дисциплине. Предназначено для подготовки к практическим занятиям студентов всех направлений. 

 

 

I. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.138 с.)