Деепричастие как особая форма глагола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деепричастие как особая форма глагола



Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Деепричастие как особая форма глагола».

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеется не менее трёх деепричастий.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор по схеме.

Схема разбора деепричастия как особой формы глагола

1. Словоформа в тексте.

2. Особая форма глагола; категориальное значение деепричастия.

3. Начальная форма (инфинитив). Определите, от какого глагола и от какой его основы образовано деепричастие, укажите формообразующий суффикс.

4. Морфологические признаки деепричастия как особой грамматической формы, совмещающей признаки глагола и наречия:

1) вид;

2) возвратность/ невозвратность;

3) переходность/ непереходность;

4) время деепричастия: значение времени (относительное: одновременность, предшествование, следование);

5) неизменяемость.

5. Функция в предложении.

 

Образец разбора

Он плакал, уткнувшись в подушку (В. Шукшин).

1. Словоформа в тексте – уткнувшись.

2. Деепричастие; категориальное значение – сопровождающее действие при главном действии, названном спрягаемой формой глагола или инфинитивом; плакал (как? каким образом?) уткнувшись.

3. Начальная форма – уткнуться. Деепричастие уткнувшись образовано от основы инфинитива при помощи суффикса -вши-:                                             уткну -вши- сь ß уткну -ть- ся.

4. Морфологические признаки деепричастия:

1) совершенного вида;

2) возвратное;

3) непереходное;

4) относительное время; значение времени – одновременность с действием глагола-сказуемого плакал;

5) неспрягаемая и неизменяемая грамматическая форма.

5. В предложении является обособленным обстоятельством образа действия в составе деепричастного оборота; плакал (как?) уткнувшись в подушку.

Тема 4

Наречие как часть речи

Морфологический разбор наречия

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Наречие».

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеется не менее трёх наречий.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор по схеме.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд наречия по функции в предложении (определительное/ обстоятельственное); подразряд по значению (количественное меры и степени; качественное; образа и способа действия; сравнительное; места, причины, цели, совместности).

4. Разряд наречия по типу значения (знаменательное/ местоименное).

5. Степень сравнения наречия (для определительных наречий, производных от качественных прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная), ее показатель, значение.

6. Словообразовательная структура (мотивированное или немотивированное).

7. Функция в предложении.

Образец разбора

Я знаю: дам хотят заставить читать по-русски (А. Пушкин).

1. Словоформа в тексте – по-русски.

2. Наречие; категориальное значение – признак действия.

3. Определительное, наречие способа действия.

4. Знаменательное.

5. – (не определяется, так как наречие образовано от относительного прилагательного).

6. Мотивированное; по – русск - и ß русск – ий (морфологический, префиксально-суффиксальный способ образования).

7. В предложении является обстоятельством образа действия: читать (как?) п о - р у с с к и.

Тема 5

Слово категории состояния

Морфологический разбор слова категории состояния.

 

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Категория состояния».

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеется не менее трёх слов категории состояния.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор по схеме.

Задание № 4. Сформулируйте и запишите, в чём состоит различие наречий и слов категории состояния.

Морфологический разбор слова категории состояния

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Морфологические признаки:

1) лексико-грамматический разряд (качественные/ модальные; качественные: состояние природы, окружающей среды, физическое или психическое состояние живых существ; модальные: значения желания, необходимости, возможности и др.);

2) наклонение; показатель наклонения;

3) время; показатель времени;

4) степень сравнения (у качественных), её показатель.

4. Функция в предложении.

5. Соотносительность слов категории состояния с другими частями речи (с краткими прилагательными, наречиями, именами существительными).

Образец разбора

Стало тихо в доме (А. Платонов).

1. Словоформа в тексте – тихо.

2. Категория состояния; категориальное значение – состояние окружающей среды, помещения.

3. Морфологические признаки:

1) качественное; обозначает состояние помещения;

2) изъявительное наклонение; показатель – форма изъявительного наклонения фазисной связки стать; ср.: стало тихо – стало бы тихо;

3) прошедшее время; показатель времени – форма прошедшего времени фазисной связки стать; ср.: стало тихо – станет тихо

4) положительная степень сравнения (ср.: стало тихо – станет тише).

5. Главный член односоставного безличного предложения: стало тихо.

6. Соотносится с краткой формой имени прилагательного тихо и наречием тихо.

Тема 6

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

НЕИЗМЕНЯЕМЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

 

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме.

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеются служебные части речи.

Задание № 3. Выполните по схеме морфологический разбор: а) двух предлогов; б) двух союзов; в) двух частиц; г) одного модального слова; д) одного междометия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.008 с.)