Причастие как особая форма глагола 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причастие как особая форма глагола



Тема 1

Глагол как часть речи

Задание № 1. Изучите теоретический материал.

Задание № 2. Выпишите предложение(-я) с 4 глаголами.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; общекатегориальное значение.

3. Начальная форма (инфинитив).

4. Несловоизменительные категории (постоянные признаки):

1) вид глагола;

2) возвратность/невозвратность;

3) переходность/непереходность;

4) спряжение;

5) продуктивный/непродуктивный класс; для продуктивного указать, какой именно

5. Словоизменительные категории (непостоянные признаки):

1) наклонение;

2) время (для изъявительного наклонения);

3) залог (двузалоговый или однозалоговый);

4) лицо (для форм настоящего и будущего времени);

5) род (для форм прошедшего времени);

6) число.

6. Функция в предложении.

Образец разбора

Я не унижусь пред тобою (М. Лермонтов).

1. Словоформа в тексте - унижусь

2. Часть речи - глагол; общекатегориальное значение процессуального признака

3. Начальная форма - унизиться

4. Несловоизменительные категории (постоянные признаки):

6) совершенного вида; имеет видовую пару унизиться - унижаться

7) возвратный; показатель – постфикс - ся

8) непереходный; не может управлять формой винительного падежа без предлога

9) 2 спряжения; в 3 лице множественного числа флексия - ят

10) пятого продуктивного класса; униз и …ся – уни з ’ …ся

5. Словоизменительные категории (непостоянные признаки):

7) изъвительное наклонение;

8) будущее время; формальный показатель – флексия - у

9) действительного залога; однозалоговый

10) 1 лицо; формальный показатель – флексия - у

11) показателей рода не имеет

12) ед. число; формальный показатель – флексия - у

6. Простое глагольное сказуемое.

 

 

Тема 2

Причастие как особая форма глагола

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Причастие как особая форма глагола».

Задание № 2. Образуйте все возможные причастия от шести глаголов.

Образец: забывать – глагол несовершенного вида, переходный. От таких глаголов могут быть образованы четыре причастных формы:

1. Действительное причастие настоящего времени забывающий (от основы настоящего времени забыва [j] прибавлением к ней формообразующего суффикса –ющ-);

2. Страдательное причастие настоящего времени забываемый (от основы настоящего времени забыва [j] прибавлением к ней формообразующего суффикса –ем -);

3. Действительное причастие прошедшего времени забывавший (от основы инфинитива забыва- прибавлением к ней формообразующего суффикса –вш-);

4. Страдательное причастие прошедшего времени от этого глагола не образуется.

Задание № 3. Из текста одного автора выпишите предложения с тремя причастиями. Выполните их морфологический разбор.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Особая форма глагола; категориальное значение причастия.

3. Начальная форма причастия как особой атрибутивной формы глагола (И.п. ед. ч. муж р.). Определите, от какого глагола и от какой его основы образовано причастие; укажите формообразующий суффикс.

4. Морфологические признаки причастия как особой грамматической формы, совмещающей признаки глагола и прилагательного:

1) вид (совершенный – несовершенный);

2) возвратность/ невозвратность;

3) переходность/ непереходность; показатель переходности/ непереходности;

4) залог; его показатель;

5) время (настоящее или прошедшее); показатель времени;

6) полная/ краткая форма (для страдательных причастий);

7) род;

8) число;

9) падеж (у причастий в полной форме).

5. Функция в предложении.

Образец разбора

Как сквозь сон помню нашу спальную комнату, освещённую скудным светом лампадки (И. Соколов-Микитов).

1. Словоформа в тексте – освещённую.

2. Особая форма глагола – причастие; категориальное значение – действие, приписываемое предмету как его признак, протекающий во времени.

3. Начальная форма – освещённый (И.п. ед.ч. м.р.). Причастие образовано от основы инфинитива освети – ть при помощи суффикса -ённ-.   

4. Морфологические признаки:

1) совершенного вида (образовано от глагола совершенного вида осветить (что сделать?);

2) невозвратное; не имеет аффикса -ся;

3) непереходное; не имеет сильноуправляемой формы в винительном падеже без предлога;

4) страдательного залога; показатель – суффикс страдательного причастия -ённ-;

5) прошедшего времени;

6) полная форма;

7) ж.р. (показатель флексия -ую); (какую?) освещённую;

8) ед.ч. (показатель флексия -ую);

9) в.п. (показатель флексия -ую).

5. В предложении является обособленным согласованным определением в составе причастного оборота.

Тема 3

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Деепричастие как особая форма глагола».

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеется не менее трёх деепричастий.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор по схеме.

Образец разбора

Он плакал, уткнувшись в подушку (В. Шукшин).

1. Словоформа в тексте – уткнувшись.

2. Деепричастие; категориальное значение – сопровождающее действие при главном действии, названном спрягаемой формой глагола или инфинитивом; плакал (как? каким образом?) уткнувшись.

3. Начальная форма – уткнуться. Деепричастие уткнувшись образовано от основы инфинитива при помощи суффикса -вши-:                                             уткну -вши- сь ß уткну -ть- ся.

4. Морфологические признаки деепричастия:

1) совершенного вида;

2) возвратное;

3) непереходное;

4) относительное время; значение времени – одновременность с действием глагола-сказуемого плакал;

5) неспрягаемая и неизменяемая грамматическая форма.

5. В предложении является обособленным обстоятельством образа действия в составе деепричастного оборота; плакал (как?) уткнувшись в подушку.

Тема 4

Наречие как часть речи

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Наречие».

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеется не менее трёх наречий.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор по схеме.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Разряд наречия по функции в предложении (определительное/ обстоятельственное); подразряд по значению (количественное меры и степени; качественное; образа и способа действия; сравнительное; места, причины, цели, совместности).

4. Разряд наречия по типу значения (знаменательное/ местоименное).

5. Степень сравнения наречия (для определительных наречий, производных от качественных прилагательных: положительная, сравнительная, превосходная), ее показатель, значение.

6. Словообразовательная структура (мотивированное или немотивированное).

7. Функция в предложении.

Образец разбора

Я знаю: дам хотят заставить читать по-русски (А. Пушкин).

1. Словоформа в тексте – по-русски.

2. Наречие; категориальное значение – признак действия.

3. Определительное, наречие способа действия.

4. Знаменательное.

5. – (не определяется, так как наречие образовано от относительного прилагательного).

6. Мотивированное; по – русск - и ß русск – ий (морфологический, префиксально-суффиксальный способ образования).

7. В предложении является обстоятельством образа действия: читать (как?) п о - р у с с к и.

Тема 5

Слово категории состояния

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Категория состояния».

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеется не менее трёх слов категории состояния.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор по схеме.

Задание № 4. Сформулируйте и запишите, в чём состоит различие наречий и слов категории состояния.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; категориальное значение.

3. Морфологические признаки:

1) лексико-грамматический разряд (качественные/ модальные; качественные: состояние природы, окружающей среды, физическое или психическое состояние живых существ; модальные: значения желания, необходимости, возможности и др.);

2) наклонение; показатель наклонения;

3) время; показатель времени;

4) степень сравнения (у качественных), её показатель.

4. Функция в предложении.

5. Соотносительность слов категории состояния с другими частями речи (с краткими прилагательными, наречиями, именами существительными).

Образец разбора

Стало тихо в доме (А. Платонов).

1. Словоформа в тексте – тихо.

2. Категория состояния; категориальное значение – состояние окружающей среды, помещения.

3. Морфологические признаки:

1) качественное; обозначает состояние помещения;

2) изъявительное наклонение; показатель – форма изъявительного наклонения фазисной связки стать; ср.: стало тихо – стало бы тихо;

3) прошедшее время; показатель времени – форма прошедшего времени фазисной связки стать; ср.: стало тихо – станет тихо

4) положительная степень сравнения (ср.: стало тихо – станет тише).

5. Главный член односоставного безличного предложения: стало тихо.

6. Соотносится с краткой формой имени прилагательного тихо и наречием тихо.

Тема 6

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

НЕИЗМЕНЯЕМЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

 

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме.

Задание № 2. Выпишите предложения из текста, в которых имеются служебные части речи.

Задание № 3. Выполните по схеме морфологический разбор: а) двух предлогов; б) двух союзов; в) двух частиц; г) одного модального слова; д) одного междометия.

Схема разбора

1. Слово в тексте и в словосочетании (предлог в отдельном употреблении и предлог в словосочетании).

2. Часть речи.

3. Какие отношения выражает?

4. Тип предлога по строению (производный / непроизводный); его происхождение.

5. С формой какого падежа употребляется? Может ли употребляться с другими падежами?

Образец разбора

В передней прощались (М. Булгаков).

1. Слово в тексте и в словосочетании – в; прощались в передней.  

2. Предлог.

3. Выражает пространственные отношения.

4. Непроизводный предлог.

5. Употребляется с предложным падежом; относится к имени существительному, образуя с ним предложно-падежную форму в передней – неморфологизованное обстоятельство места.

Употребляется также, напр., с формой В.п. с пространственным значением (в театр; в избу); с формой В.п. с объектным значением (характером в отца); с формой В.п. с целевым значением (в наказание за пропуски…); с формой В.п., выражающей количество, размер (мороз в 20 градусов; А девушке в семнадцать лет какая шапка не пристанет!) и др.

Схема разбора

1. Слово в тексте.

2. Часть речи.

3. Тип союза по категориальному значению и сфере синтаксического использования: сочинительный или подчинительный.

4. Тип союза по значению и грамматическим функциям:                          а) сочинительный / подчинительный; сочинительный: соединительный, противительный, разделительный, сопоставительный, присоединительный, пояснительный;            б) подчинительный: изъяснительный, временной, причинный, следствия, условный, уступительный, целевой, сравнительный.

5. Разряд по структуре (производный/ непроизводный, простой или составной).

6. Вид союза по употреблению: одиночный, повторяющийся, двойной.

7. Функция союза в предложении: соединяет члены предложения, части сложного предложения, части текста.

Образец разбора

Хозяин, суровый мужик, не рад был ни гостям, ни наживе              (Н. Лесков).

1. Слово в тексте – ни … ни.

2. Союз.

3. Сочинительный союз.

4. Сочинительный соединительный союз.

5. Непроизводный, простой союз.

6. Повторяющийся.

7. Связывает однородные морфологизованные косвенные дополнения: не рад был ни (кому?) г о с т я м, ни (чему?) н а ж и в е.

 

 

Схема разбора

1. Слово в тексте.

2. Часть речи.

3. Грамматический класс частицы: модальные/ немодальные.

4. Функционально-семантическая группа: модальные: модально-волевые, персуазивные, вопросительные, отрицательные и др.; немодальные: указательные, выделительно-ограничительные, определительно-уточняющие и др.

5. Структура частицы (простая/ составная; производная/ непроизводная).

6. К чему относится: к слову, группе слов, предложению?

7. Позиция в предложении: препозиция/ постпозиция.

Образец разбора

На небе ни клочка лазури  (А. Фет).

1. Слово в тексте – ни.

2. Часть речи – частица.

3. Модальная.

4. Отрицательная частица.

5. Простая, непроизводная.

6. Относится к слову.

7. Препозиция по отношению к форме родительного падежа существительного – главному члену односоставного предложения.

Оформляет односоставное генитивное отрицательное предложение: Ни клочка лазури.

 

 

Схема разбора

1. Слово в тексте.

2. Часть речи.

3. Разряд по значению (обозначает оценку степени достоверности/ недостоверности – предположение, уверенность и др.; обозначает эмоциональную оценку содержания передаваемой информации; указывает на источник информации; указывает на порядок следования мыслей; служит для привлечения внимания собеседника).

4. Синтаксическая функция модального слова: относится к предложению в целом или к его части.

5. Соотносительность модальных слов со знаменательными частями речи (с кратким прилагательным, наречием, словом категории состояния, глаголом).

 

Образец разбора

Тогда садись, старик. Садись без слёз,

Доверься ты стальной кобыле.

Ах, что за лошадь, что за паровоз!

Её, наверное, в Германии купили (С. Есенин).

 

1. Слово в тексте – наверное.

2. Часть речи – модальное слово.

3. Обозначает оценку степени достоверности – предположение – высказывания.

4. В предложении выполняет функцию вводного компонента; относится к части предложения – обстоятельству места: … наверное, в Германии.

5. Соотносится с наречием наверное(устар.) несомненно, верно, точно’: Если я буду знать наверное… я вам тогда всё скажу. [1]      .

 

Схема разбора

1. Слово в тексте.

2. Часть речи.

3. Разряд междометия (эмоциональные / императивные / этикетные).

4. Тип по строению (непроизводное / производные, простое/ составное).

5. Функция междометия в предложении (грамматически не связано с предложением; само является предложением).

 

 

Образец разбора

Ах, не выйти в жёны девушке весной,

Запугал её приметами лесной (С. Есенин).

1. Слово в тексте – ах.

2. Часть речи – междометие.

3. Эмоциональное; выражает сожаление.

4. Непроизводное; простое.

5. Грамматически не связанное с предложением.

 

 

 

 


 

Тема 1

Глагол как часть речи

Задание № 1. Изучите теоретический материал.

Задание № 2. Выпишите предложение(-я) с 4 глаголами.

Задание № 3. Выполните их морфологический разбор.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Часть речи; общекатегориальное значение.

3. Начальная форма (инфинитив).

4. Несловоизменительные категории (постоянные признаки):

1) вид глагола;

2) возвратность/невозвратность;

3) переходность/непереходность;

4) спряжение;

5) продуктивный/непродуктивный класс; для продуктивного указать, какой именно

5. Словоизменительные категории (непостоянные признаки):

1) наклонение;

2) время (для изъявительного наклонения);

3) залог (двузалоговый или однозалоговый);

4) лицо (для форм настоящего и будущего времени);

5) род (для форм прошедшего времени);

6) число.

6. Функция в предложении.

Образец разбора

Я не унижусь пред тобою (М. Лермонтов).

1. Словоформа в тексте - унижусь

2. Часть речи - глагол; общекатегориальное значение процессуального признака

3. Начальная форма - унизиться

4. Несловоизменительные категории (постоянные признаки):

6) совершенного вида; имеет видовую пару унизиться - унижаться

7) возвратный; показатель – постфикс - ся

8) непереходный; не может управлять формой винительного падежа без предлога

9) 2 спряжения; в 3 лице множественного числа флексия - ят

10) пятого продуктивного класса; униз и …ся – уни з ’ …ся

5. Словоизменительные категории (непостоянные признаки):

7) изъвительное наклонение;

8) будущее время; формальный показатель – флексия - у

9) действительного залога; однозалоговый

10) 1 лицо; формальный показатель – флексия - у

11) показателей рода не имеет

12) ед. число; формальный показатель – флексия - у

6. Простое глагольное сказуемое.

 

 

Тема 2

Причастие как особая форма глагола

Задание № 1. Изучите теоретический материал по теме «Причастие как особая форма глагола».

Задание № 2. Образуйте все возможные причастия от шести глаголов.

Образец: забывать – глагол несовершенного вида, переходный. От таких глаголов могут быть образованы четыре причастных формы:

1. Действительное причастие настоящего времени забывающий (от основы настоящего времени забыва [j] прибавлением к ней формообразующего суффикса –ющ-);

2. Страдательное причастие настоящего времени забываемый (от основы настоящего времени забыва [j] прибавлением к ней формообразующего суффикса –ем -);

3. Действительное причастие прошедшего времени забывавший (от основы инфинитива забыва- прибавлением к ней формообразующего суффикса –вш-);

4. Страдательное причастие прошедшего времени от этого глагола не образуется.

Задание № 3. Из текста одного автора выпишите предложения с тремя причастиями. Выполните их морфологический разбор.

Схема разбора

1. Словоформа в тексте.

2. Особая форма глагола; категориальное значение причастия.

3. Начальная форма причастия как особой атрибутивной формы глагола (И.п. ед. ч. муж р.). Определите, от какого глагола и от какой его основы образовано причастие; укажите формообразующий суффикс.

4. Морфологические признаки причастия как особой грамматической формы, совмещающей признаки глагола и прилагательного:

1) вид (совершенный – несовершенный);

2) возвратность/ невозвратность;

3) переходность/ непереходность; показатель переходности/ непереходности;

4) залог; его показатель;

5) время (настоящее или прошедшее); показатель времени;

6) полная/ краткая форма (для страдательных причастий);

7) род;

8) число;

9) падеж (у причастий в полной форме).

5. Функция в предложении.

Образец разбора

Как сквозь сон помню нашу спальную комнату, освещённую скудным светом лампадки (И. Соколов-Микитов).

1. Словоформа в тексте – освещённую.

2. Особая форма глагола – причастие; категориальное значение – действие, приписываемое предмету как его признак, протекающий во времени.

3. Начальная форма – освещённый (И.п. ед.ч. м.р.). Причастие образовано от основы инфинитива освети – ть при помощи суффикса -ённ-.   

4. Морфологические признаки:

1) совершенного вида (образовано от глагола совершенного вида осветить (что сделать?);

2) невозвратное; не имеет аффикса -ся;

3) непереходное; не имеет сильноуправляемой формы в винительном падеже без предлога;

4) страдательного залога; показатель – суффикс страдательного причастия -ённ-;

5) прошедшего времени;

6) полная форма;

7) ж.р. (показатель флексия -ую); (какую?) освещённую;

8) ед.ч. (показатель флексия -ую);

9) в.п. (показатель флексия -ую).

5. В предложении является обособленным согласованным определением в составе причастного оборота.

Тема 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.159 с.)