Жан жорж новер и его реформы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жан жорж новер и его реформы.



Тенденции балетмейсткрского театра формировались не во Франции. Интерес к серьёзному балетному спектаклю проявил Джон Уивер в Англии и Франц Хильфердинг в Австрии.

Франц Хильфердинг впервые убрал из балета комические образы комедии Дель-Арте, заменив их на реалистичные образы терольских крестьян. То есть идеи на счёт балетной реформы носились в воздухе воздухе разных странах. Обобщил данные идеи французский балетмейстер Жан Жорж Новер.

Всё творчество Новера можно разделить на несколько периодов:

I. Лионский. Называют живописным. В это время Новер искал новый хореографический язык. Он хотел, прежде всего, сделать был серьёзным искусством, исключив бездумную развлекательность. В этих идеях он близок к французским просвятителям - энциклопедистам: Руссо, Дидро, Вальтер. В своих работах посвященных балету они предлагали разделить балет и оперу как равноценные самостоятельные жанры. Для удобства восприятия французские просвятители предлагали действия балета разделить на акты и картины. Герои в операх должны были танцевать только тогда, когда танцу было место и время.

Характерной чертой первого живописного периода Новера является не глубокая проработка образов, а выделение персонажей одной характерной чертой.

Таким образом, французские просвятители заявляли о вредности балетный интермедий, которые нарушают целостность оперного действия и не дают развиться действию белетному.

Жан Жорж Новер был тем человеком, который не просто поддержал данные идеи, он оформил их в теоретический труд, зафиксировав таким образом принципы балетной реформы и вид балетного спектакля, надолго утвердившийся на балетной сцене. Но это было чуть позже. А в Лионе Новер ищет новый хореографический язык и создает три замечательных спектакля:

- "Источник юности".

Напоминал античный гобелен. Богиня Геба открывала источник юности, к ней приходили представители четырёх континентов и приносили в дар свои танцы. Приходили влюблённые пастушкИ и пастУшки. Открытие источника заканчивалось всеобщим праздником.

- "Фламандские увеселения".

Вечер во фламандской деревне. Крестьяне играют в карты, сидят за столами и пьют пиво. Появляются музыканты и начинаются танцы, в разгар которых появляются двое дерущихся крестьян. Крестьяне делятся на две враждующие команды, и в разгар драки появляется бургамистр. Дерущиеся успокаиваются и праздник продолжается с присутствием бургамистра.

- "Китайский праздник".

Представляет собой дивертисмент танцев в стилизованных китайский декорациях.

Эти балеты очень понравились публике и Новера приглашают в Англию. Артист Шекспировского театра Дэвид Гаррик пригласил Новера и организовал ему гастроли. Гастроли в Англии не удались, так как из-за войны между англичанами и французами публика закидали камнями сцену, разбив декорации и напугав артистов. Самым важным в посещении Лондона были беседы Новера и Дэвида Гаррика. Они разговаривали о серьёзности искусства, о глубине и психологичности образов, о балетной драматургии. Поэтому в третьем периоде творчества Новера, который проходил в Лионе, образы в балетах уже изменились.

"Ревность или празднества в Серале" Самый показательный балет.

Главные действующие лица.

Султан.

Две султанши: Заира и Заида.

Султан танцуя галантерея па де труа с двумя султаншами отдает предпочтение одной из них, Заире. Они удаляются за кулисы, и разгневанная Заида исполняет монолог полный ревности и ярости. Когда Заира возвращается между девушками вспыхивает конфликт. Заида бросается с ножом на Заиру. Возвращается султан, девушки делают вид, что ничего не было. Султан танцует па де труа с обеими султаншами, отдавая явное предпочтение Заире.

Затем Новер едет работать в Штутгарт по приглашению герцога Вюртембергского. Именно ему Новер посвящает "Письма о танце и балетах", которые пишет в Штутгарте. В воображаемой переписке с воображаемым молодым человеком Новер излагает принципы своей реформы:

1. Действие балета должно быть понятным для зрителя, делиться на акты и картины.

2. Балет должен иметь свой специфический язык - пантомимы и танец. Пения и декламации в балете быть не должно.

3. Все герои должны иметь пластику, соответсвующую их душевном состоянию, жесты и позы должны быть выразительными, соответствовать ситуации и чувствам героя.

4. Маски с лица надо убрать - лицо должно быть выразительным.

5. Музыка должна соответствовать действию балета. Танцы должны соответствовать ситуации.

6. Костюм должен соответствовать эпохе и образу персонажа.

Штутгартский театр предоставил Новеру свою сцену для постановки хореодрам - пантомимных балетов с серьёзным содержанием.

Именно Новер впервые произнёс термин "действенный танец", соединив танцевальные движения с выразительным жестом и позой.

"Смерть Геракла" один из самых показательных балетов этого периода.

Содержание.

Во время праздника Геракл влюбляется в прекрасную пленницу Эолу, в которую также влюблён и его сын. Жена Геракла Деянира видит это и ревнует. Геракл смиряет свои страсти и признает право на Эолу за своим сыном. Деянира об этом не знает. Во сне её терзают ревность, ярость и злость. Они колют её кинжалами и всячески мучают. Она в ужасе просыпается с решением отомстить мужу. Она пропитывает ядом плащ Геракла. Он надевает его и прыгает со скалы из-за адской боли.

Затем Новер работает в Вене, после чего его приглашают в Париж. В Париже он работает всего три года, пытаясь удивить парижан своими хореодрамами. Но парижане любят развлечения, поэтому кровавая драматургия Новера их мало интересует.

Несмотря на поддержку французских просвятителей серьёзные балеты Новера не очень популярны. В добавок к этому Новер сталкивается с сопротивлением артистов оперы. Козни Максимилиана Гарделя, который хотел быть главным балетмейстером, капризы Аллар и Гимар, нежелающих разыгрывать всякие ужасы на сцене сильно осложнили работу Новера.

После долгих конфликтов с Мари Аллар и Мари Гимар а также интриг Максимилиана Гарделя, Новер был уволен из Парижской оперы до окончания договора.

По окончании работы в Парижской опере Новер едет работать в Лондон. В это время во Франции проходит Великая революция. Всех уехавших из страны дворян считают эмигрантами и национализируют их имущество. Артисты Парижской оперы заступаються за Новера, объясняя, что Новер не эмигрант, а человек, который уехал на гастроли, поэтому его имущество надо сохранить. Но Новер был революционером только в искусстве, он ставит номер на музыку "Боже, храни короля", тем самым показывая, что он не поддерживает политику революционной Франции. Его имущество тут же национализируют, и он остаётся без средств к существованию.

Этот период работы в Лондоне был тоже не очень удачный. Новер много болеет, его постановки не всегда приходятся по вкусу публике. В это время в его труппе работает молодой балетмейстер Шарль Дидло. Он впитывает принципы реформы и основу психологических портретов, которая которая такой точностью удавалось мастеру.

Шарль Дидло один из самых известных балетмейстеров эпохи преромантизма. Этот человек работая в России сделал русскую балетную школу одной из лучших в Европе. О русском балете времён Дидло писал Пушкин в "Евгении Онегине". Лучшая танцовщица Дидло Авдотья Истомина известна всему прогрессивному человечеству благодаря роману "Евгений Онегин".

Таким образом, реформы Новера пришли в Россию.

Другой путь появления реформвторских течений: артист труппы Новера Шарль Лепик работая в России перенёс его балеты целиком.

Новер возвращается во Францию и умирает в бедности. Из-за революции он потерял своё имущество. Авторское право на постановку тогда ещё не существовало, поэтому сложилась парадоксальная ситуация - балеты Новера и поняли в разных театрах, его книгу читали, а великий мастер умирает в бедности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.01 с.)