Путешествие к лесному болотцу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие к лесному болотцу



 

Задачи:

– закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

– развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

– формировать интерес к природе, умение играть сообща.

Предварительная работа: чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций с изображением болота.

 

* * *

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на опушке болотце? Чем оно отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

 

Дети отвечают.

 

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, так необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями-лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

 

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

 

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы».

 

Дети подражают крику лебедей.

 

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, над полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого находится болотце. Приземляемся. Я предупреждаю, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно и в детей превратиться опять. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. Какие там красавицы были! А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

 

Дети отвечают, воспитатель дает краткие пояснения.

 

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане. Покажите. А теперь покажите березку у болота.

 

Дети изображают березку на болоте.

 

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. А какие еще растения растут на болоте? Почему они не погибают?

ДЕТИ. Осока, ряска, камыш, вереск, сабельник и другие влаголюбивые.

ВОСПИТАТЕЛЬ. По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна?

 

Дети отвечают, воспитатель дает краткие пояснения.

 

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, то можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

 

Воспитатель проводит игру «С кочки на кочку».

 

Начались кочки. По ним можно ходить. (Кочки обозначены мелом или дощечками.) Помните, как в мультфильме зайка перебрался через болото с помощью волшебной палочки-выручалочки? Вот так и мы пойдем. Будем переставлять палочку от одной кочки до другой. Старайтесь быть осторожными, не спешите. Кочки стали попадаться чаще, теперь можно прыгать с кочки на кочку. Только не попадите мимо! Не спешите, хорошо отталкивайтесь. Наконец-то добрались до сухого места! Можно передохнуть.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик, плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

 

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки:

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра».

 

Воспитатель. Лягушата, давайте покажем веселых лягушек, о которых говорится в стихотворении.

 

 

Лягушки-хохотушки

Две лягушки-хохотушки – Дети показывают указательный и средний пальцы, остальные собирают в щепоть.

Прыгали-скакали. – Изображают прыжки пальцами.

Лапкой – хлоп, другою – хлоп, – Хлопают рукой по ноге.

Щеки раздували. – Показывают пальцами округлость щек.

Увидали комара, – Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета.

Закричали: «Ква-ква-ква!» – Изображают пальцами рот лягушки.

Улетел комар, как ветер. – Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.

Хорошо пожить на свете! – Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

 

Стоит остроносая птица в воде.

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит иль на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница?

 

(Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Эта редкая птица находится под охраной. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге.

 

Дети показывают.

 

Чем питаются цапли?

 

Дети отвечают.

 

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

 

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

 

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

 

Дети отвечают.

 

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа – начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода! Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

 

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым вкусом наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

 

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю собранную клюкву. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Станем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

 

Дети отвечают.

 

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком черные змеи – гадюки. Как страшно! Ведь они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить. А теперь тихо расскажем о том, что мы сейчас сделали, чтобы хорошо запомнить, как надо вести себя на болоте.

 

 

На болоте

Будь осторожен на болоте – Дети поднимают указательный палец вверх.

И на змею не наступи. – Отдергивают ноги.

Ее заметить здесь не просто. – Подносят ладонь домиком ко лбу.

Иди тихонько, не спеши. – Ходят на носочках на месте.

Как палка, может растянуться – Кисти сжимают в кулак, соединяют перед собой, раздвигают в стороны по прямой линии.

Опасная для нас змея. – Скрещивают пальцы обеих рук.

Потом клубком она свернется,

Среди кустов лежит, шипя. – Скрещивают руки, пальцы расставляют.

Не нарушай ее покоя – Скрещивают руки, пальцы вместе.

И осторожно обходи. – Изображают круг указательным пальцем.

Болото – дом ее законный, – Из сомкнутых ладоней делают домик.

А ты здесь – гость, – Кланяются.

Вот и смотри!

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Уф, наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

 

Дети поют.

 

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось много друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

 

Дети отвечают.

 

Давайте поиграем в пиявок.

 

Игра «Пиявки»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Я буду первой пиявкой. Все пиявки бегают по болотцу, а я должна догнать кого-нибудь и «присосаться». Теперь нас двое, и мы так продолжаем бегать, пока не «присосемся» к третьей пиявке и так далее, пока все пиявки не будут как одна. Начали.

Какая длинная пиявка у нас получилась! Можно разъединиться и превратиться в детей.

Интересное путешествие у нас получилось! А вам понравилось? Но пора возвращаться в детский сад. Ну, гуси-лебеди, приготовились, полетели. Куда бы вы хотели отправиться в путешествие еще?

 

Дети планируют дальнейшие путешествия.

 

Путешествие на луг

 

Задачи:

– закреплять знания о флоре и фауне луга;

– развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую выразительность, речь;

– формировать умение играть сообща, интерес к природе.

 

* * *

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сегодня мы отправимся в путешествие на летний луг. Кто из вас был на лугу? Какие растения там растут? Какие насекомые ползают и летают?

 

Дети отвечают.

 

Я тоже была на летнем лугу на берегу Оки. Как там красиво! Цветы белые, желтые, лиловые, красные. Самые разные! А как они пахнут! Даже голова кружится. Я легла в цветы и стала смотреть на небо, а надо мной летали жучки, комары, пчелы, шмели, бабочки. Вот на такой луг мы и отправимся. Садитесь на крылья волшебной бабочки. Только покрепче держитесь друг за друга.

 

Бабочку можно вообразить, указав на место ее расположения, можно нарисовать контур на земле, сделать его из тесьмы, веревочки, нарисовать мелом и т. п.

 

Неси нас, бабочка, над полями.

Неси нас, бабочка, над лесами.

Опустись-ка на лугу

Прямо в радугу-дугу.

 

Наконец-то мы прилетели. Сейчас раннее утро, цветы еще не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчелы и шмели, трава вся в росе. Идем по росе на носочках, осторожно, чтобы ноги не промокли.

А вот и солнышко взошло! Покажите, как оно поднимается и расправляет свои лучи.

 

Солнце ясное взошло,

Принесло на луг тепло.

Рады травка, и цветки,

И жучки, и паучки!

 

Дети сначала имитируют ходьбу по росе, а затем останавливаются, поднимают руки вверх, раздвигают пальцы, разводят руки в стороны.

 

Давайте протянем к солнышку руки и попросим его нас обогреть.

 

Дети читают потешку.

 

Солнышко-ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей —

Телят да ягнят,

Еще маленьких ребят.

 

Солнышко нас услышало и обогрело. Осмотритесь, как много на лугу цветов. Они уже раскрыли свои лепестки. Назовите луговые цветы.

 

Дети перечисляют.

 

Выберите тот цветок, в который вы бы хотели превратиться и назовите его. Давайте покажем, как наши цветы распускают свои лепестки. Сначала это закрытый бутон. Но вот пригрело солнышко, и бутон начал потихоньку раскрываться, выпрямляя свои лепестки.

 

Дети изображают цветок с помощью движений рук.

 

Подул ветерок, и закачались цветы на тонких стебельках, запели свои песенки. Сначала запел колокольчик: «Динь-дон, динь-дон». Покачайте головками-бутончиками, спойте звонко песенку колокольчика. А за ним запели свою песенку луговые гвоздики: «Тик-так, тик-так». Изобразите руками часики, и спойте песенку гвоздик. В хор вступили цветки клевера розового и красного цвета, которые обычно называют кашкой: «Кыш-кыш, кыш-кыш». Покачайте головками клевера, спойте его песенку.

А теперь устроим настоящий хор. Одна группа будет петь песенку колокольчика, другая – песенку луговой гвоздики, а третья – песенку клевера. Я буду дирижером. Внимательно на меня смотрите. Песенка должна получиться нежная, поем высокими голосочками.

Столько разных цветов! Даже рябит в глазах. Давайте сплетем из них красивый венок. Много цветов рвать не будем. Пусть радуют своей красотой других. Каждый из вас будет каким-то луговым цветком, который будет вплетаться в круглый венок. Встаньте в круг, но за руки не беритесь. Будете по очереди вплетаться в венок – переплетать руки. Последние цветки должны быть в венке хорошо закреплены, поэтому их надо обвязать ленточкой.

 

Воспитатель обходит круг с внутренней стороны, называя цветок и дотрагиваясь до очередного ребенка.

 

Луговые цветы

Мы на луг ходили,

Хоровод водили,

Рвали там цветочки

И плели веночки.

Вот ромашка – белый цвет,

Соберем скорей в букет.

К ней добавим василек.

Синий к белому цветок.

Колокольчик голубой

Тоже мы возьмем с собой.

И гвоздичку-невеличку,

И душистый зверобой.

Даже розовую кашку

Вставим рядышком

с ромашкой.

А медовый подмаренник

Манит запахом отменным.

Мы вплетем в один венок

Каждый луговой цветок,

Чтобы долго любоваться

Каждый тем веночком мог.

 

Красивый получился венок! Наденьте каждый по такому веночку. Вы сами стали как цветы! Мы попали на луг как раз в июне, когда поспела луговая земляника. Посмотрите себе под ноги, сколько здесь ее! Давайте ее соберем. Вот вам по лукошку. Одну ягодку – в лукошко, другую – в рот. Разойдитесь по лугу.

 

Ягодка по ягодке,

Ягодка по ягодке.

Дело продвигается,

Ягод прибавляется.

Солнце греет горячо,

Собирать нам нелегко.

 

Дети имитируют сбор земляники.

 

Покажите свои кузовки, сколько вы собрали? Попробуйте землянику на вкус. Какая она? И у меня ягоды душистые, сладкие, очень вкусные! Все съедать не будем. Возьмем с собой, чтобы угостить родных. Согласны?

А вот в траве листочки, похожие на щавель. Какой щавель на вкус? Давайте соберем полезный щавель маме на щи. А, чтобы показать, какой кислый щавель, будем четко произносить звук «щ».

 

Ты нас мама не ищи —

Щиплем мы щавель на щи.

В поле, травы шевеля,

Мы нащиплем щавеля.

 

Дети имитируют сбор щавеля и произносят чистоговорку.

 

Попробуйте щавель на вкус. Покажите мимикой, какой он кислый.

 

Дети изображают кислый вкус с помощью мимики.

 

Но что это? Набежало дождевое облако. Светит солнце, и идет дождь! Это же грибной (или слепой) дождик. Попрыгайте под летним дождем, порадуйтесь. Он теплый. Подставьте под него лицо и руки.

 

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

 

Понравилось вам прыгать под летним дождем? Давайте ему с помощью рук прочитаем стихотворение.

 

 

Капля раз, капля два, – Дети показывают один, затем два пальца.

Капли медленно сперва – Хлопают в медленном темпе.

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать, – Указательным и средним пальцами показывают передвижение.

Капля каплю догонять. – Хлопают или щелкают в более быстром темпе.

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик мы скорей раскроем,

От дождя себя укроем. – Смыкают руки над головой.

 

Дети, посмотрите, рядом с лугом целое поле ржи. И ее дождик напоил. Помогайте мне рассказывать об том.

Приплыли тучи дождевые.

ДЕТИ. Лей, дождь, лей!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Дождинки пляшут, как живые.

ДЕТИ. Пей, рожь, пей!

ВОСПИТАТЕЛЬ. И рожь, склоняясь к земле зеленой…

ДЕТИ. Пьет, пьет, пьет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А теплый дождь неугомонный…

ДЕТИ. Льет, льет, льет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Всех порадовал дождь. Но вот снова выглянуло солнышко. Появились насекомые, как много их на лугу! Давайте о них прочитаем стихотворение и покажем его с помощью движений.

 

 

Насекомые летом

Шмель жужжит, – Дети прижимают руки к туловищу, быстро машут ладонями.

Пищит комар, – Выставляют указательный палец, остальные сжимают в кулак.

Бабочки летают. – Плавно машут руками.

Целый день

Душистый мед, – Изображают слизывание меда.

Пчелы запасают. – Указательный палец правой руки засовывают в кулак левой.

Теплая в реке вода, – Делают волнообразные движения руками.

Ягоды в лукошке. – Из полукруглых пальцев делают «лукошко».

Это жмурится весь день – Зажмуривают глаза.

Лето на окошке.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Полетайте по лугу, как насекомые. Позудите, как комары, пожужжите, как пчелы и шмели, погудите, как жуки.

 

Дети бегают легко на носочках и звукоподражают насекомым.

 

А теперь превратимся в прекрасных бабочек и попорхаем над цветами.

 

Дети изображают полет бабочек.

 

Из вас получились настоящие бабочки! Только прошу вас, смотрите под ноги. Не наступите на ящерку. Она нас испугалась и убежала.

 

Ящерку я ловил,

Страх меня остановил.

А чего же тут бояться?

Хвостик может оторваться.

 

Г. Виеру

Одни из вас будут детьми, а другие – ящерками. Ящерки будут убегать, а дети – догонять. Побеждает ящерка, до которой ребенок не дотронулся.

Мы забыли рассказать про самых трудолюбивых насекомых. Кто же это? Конечно, пчелы. Целое лето они собирают с цветов нектар, чтобы потом превратить его в мед. Давайте превратимся в таких трудолюбивых пчелок.

 

 

Трудолюбивая пчелка

Пчелка трудится весь день – Дети обрисовывают перед собой круг.

И работать ей не лень. – Покачивают указательным пальцем из стороны в сторону.

От цветка летит к цветку, – Ритмично взмахивают руками-крылышками.

Клеит на брюшко пыльцу, – Совершают круговые движения ладонью по животу.

Хоботком нектар сосет, – Одну руку вытягивают вперед, затем наклоняются вниз.

За день много наберет. – Раскрывают пальцы правой руки.

Унесет нектар тот в улей – Обрисовывают в воздухе треугольник.

И назад вернется пулей. – Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.

В сотах утрамбует мед, – Топают на месте.

Скоро ведь зима придет. – Ежатся.

Будет пчелкам чем питаться, – Имитируют движение ложкой.

Летом надо им стараться. – Имитируют накладывание меда в соты.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, внимательно осмотритесь по сторонам. Кроме насекомых вы никаких животных не видите на лугу? Давайте споем про них песенку «На лугу пасутся ко…».

 

Дети поют.

 

Закончим наше путешествие хороводом «Мы на луг ходили».

Наше путешествие закончилось. Что вам больше всего запомнилось? Понравилось? Куда бы вы хотели отправиться еще?

 

Путешествие на речку

 

Задачи:

– закреплять знания о речной фауне и флоре;

– развивать воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность;

– формировать умение играть сообща, интерес к природе.

 

* * *

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Дети, хотите отправиться на речку? Можно ли это сделать в такую погоду? А в наших путешествиях все возможно. В нашей волшебной стране солнечно и жарко. Самое время окунуться в прохладную воду. Как же мы попадем туда? На какую речку отправимся?

 

Дети отвечают.

 

У реки всегда много насекомых. Я сейчас вас в них превращу. Кто в какое насекомое хочет превратиться?

 

Дети отвечают.

 

Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ. Вокруг себя повернись, в насекомое превратись! Приготовили крылышки. Полетели. Зудим и жужжим, чтобы все нас слышали.

Спускаемся осторожно на берег.

 

Дети приседают.

 

Вот мы и на речке. Пока еще раннее утро. Туман расстилается над водой. Можно половить рыбу. Сделаем удочки из веток ивы, которая растет у воды. Надрезайте ветку низко, чтобы получилась длинная удочка. Привяжите на удочку леску, наденьте на леску крючок. А на что же мы будем ловить рыбу? Давайте накопаем червяков.

 

Дети имитируют подготовку к рыбалке и саму рыбалку. Рассказывают, кто, что поймал.

 

От воды веет прохладой, а солнце печет жарко. Можно немного позагорать на песочке. Раздевайтесь, одежду складывайте аккуратно, рядом поставьте обувь, носки и гольфы сложите вместе, чтобы не потерять.

 

Дети имитируют раздевание и складывание одежды.

 

Я захватила всем панамы. Наденьте их, чтобы не напекло голову. Расскажите, какой формы и цвета досталась вам панама.

 

Дети имитируют надевание панамы, рассказывают о ней.

 

Вот мы и на пляже. Давайте об этом расскажем стихотворением.

 

 

На пляже

Лето знойное в разгаре.

Все на пляже загорают. – Дети проводят тыльной стороной ладони по лбу.

Руки солнцу подставляют, – Поднимают руки вверх, раскрывают ладони.

Носик кверху задирают. – Задирают нос.

И бегут к реке скорей, – Бегут на месте.

Охладиться чтоб быстрей. – Похлопывают ладонями по телу.

Плавают туда-сюда – Изображают руками плавательные движения. Складывают ладони домиком.

Не утонут никогда! – Отрицательно качают головой.

Брызги в стороны летят

И на всех попасть хотят. – Резко выбрасывают руки в стороны.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ложитесь спиной на песок, подставьте солнышку животики. Как припекает! Перевернитесь на живот, пусть загорает спинка. А теперь на бочок. Ну-ка, я посмотрю, никто не сгорел? Нет. Все стали золотистыми, словно солнышко вас покрасило. Вы стали похожи на черепаху и львенка из мультфильма. Давайте споем их веселую песенку.

 

Дети исполняют песенку черепахи из мультфильма «Как львенок и черепаха пели песню» (муз. Ген. Гладкова, сл. С. Козлова).

 

А теперь надо подготовиться к плаванию. Разогреть мышцы. Сделаем энергичные движения руками. А теперь ногами.

 

Дети выполняют упражнения по показу воспитателя.

 

Теперь можно и в воду. Но что такое?! Песок так нагрелся, что стал горячим. Бегите осторожно, на носочках, не обожгитесь. А у реки, как назло, острая галька. Не уколитесь.

 

Дети имитируют ходьбу по горячему песку и острым камушкам.

 

Прислушайтесь, как шуршат под ногами камушки. На самом деле они разговаривают между собой.

 

Обижаются камешки пляжные:

– Ох, дела-то у нас неважные —

Загораем круглый год,

А загар не пристает!

 

Смешные какие! Зачем им нужен загар?! А мы немного погрелись, подзагорели, и теперь можем искупаться. Попробуйте рукой, теплая ли вода? А теперь ногой. Полейте себе осторожно водой на грудь, плечи, ноги. Ух, как прохладно! Брр! Теперь потихоньку заходим в воду. Все глубже и глубже. Вода прохладная после горячего солнца. Как хорошо, как приятно! Немного страшно окунаться в прохладную воду. Давайте возьмемся за руки и поиграем в игру «Бабка сеяла горох».

 

Дети показывают все, о чем говорит воспитатель.

 

А теперь поплавайте. Только далеко не заплывайте. Друг другу не мешайте. Кто каким способом будет плавать?

ДЕТИ. Кролем, брасом, по-собачьи, как лягушка и т. п.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Плавать надоело. Давайте поиграем в брызгалки, кто кого больше обрызгает. Это так весело!

А теперь я раздам вам специальные маски с очками и трубкой для подводного плавания. Мы будем нырять и наблюдать за тем, что происходит под водой. Каких речных рыб вы видите?

 

Дети отвечают.

 

Покажите, как плавают рыбки, разбегаются от нас.

Давайте расскажем о животных водоема, которых мы видим в реке.

 

 

Рыбка плавала в реке

Рыбка плавала в реке,

Хвостиком виляла, – Дети складывают ладони, делают плавные движения.

Корм глотала на ходу,

Ротик открывала.

Лягушонок мимо плыл, – Сжатые пальцы соединяют, кроме больших, которыми изображают открывание и закрывание рта.

Щеки раздувая. – Округлыми пальцами показывают щеки.

Ножкой дрыгал влево – Откидывают одну ногу, потом другую.

Вправо,

Устали не зная.

Уж шуршал по камышам, – Собирают пальцы в щепоть – голова ужа, извивающееся тело изображают рукой.

Камыши шумели, – Покачивают руками, поднятыми вверх.

И над нами в небесах

Птицы звонко пели. – Взмахивают руками, вытянув шею.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Под берегом в норе живет рак. Покажите, какие у него клешни, как он пятится.

Давайте посмотрим в камышах, может, там кто-то спрятался? Да это большая, зубастая щука! Чтобы она не сердилась, мы про нее прочитаем стихотворение и покажем его содержание движениями.

 

Щука в речке жила,

Щеткой воду мела,

Плавниками трепеща.

И зубаста, и тоща

Щи варила для гостей,

Угощала пескарей.

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща!

Вот так штука!

 

Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение, выделяя звук [щ], и сопровождают строки движениями.

 

Пока щука нас заслушалась и на нас засмотрелась, надо выбираться из воды. Давайте немного обсохнем, вытремся полотенцами и поиграем в мяч.

 

Дети имитируют игру с мячом.

 

Посмотрите, дети, у берега привязаны лодки. Мы можем на них покататься.

 

Дети разбиваются по парам, садятся в ряд, берутся за руки, упираются друг другу в ноги, начинают по команде воспитателя перетягивать то в одну, то в другую сторону. Воспитатель движения сопровождает стихами или песенкой (например, «Веселый ветер»), задавая ритм.

 

Мы на лодочке катались,

Дружно веслами гребли.

Песню звонкую запели,

Нам подпели соловьи.

Раз и два, и три, четыре,

Лодка быстренько плывет.

Ветлы косами нам машут,

Речка вдаль к себе зовет.

 

Пока мы катались на лодке, прошел грибной дождик, а над рекой появилась радуга. Какая красота! Давайте покажем, что произошло на реке после того, как взошла радуга, четко выделяя звук [р].

 

Радуга

Солнце светит, дождь идет,

В небе ра дуга цветет.

Над ре кой она взошла,

Радость людям при несла.

Речка краше сразу стала,

Разным цветом засияла.

Робко выглянул карась:

– Не заря ли занялась?

Вылез рак на бережок:

– Радуга? Какой восторг!

Дождь вокруг все оросил

И у солнышка спросил:

– Можно радугу убрать,

Дальше по лугам шагать?

А в ответ дождю: «Прощай!

Рокот грома забирай.

Ты на славу потрудился,

Как бы ты не простудился.

Расцелуй скорей цветы,

Заждались тебя они».

Дождь пророкотал: «Пока!»

Успокоилась река.

 

В процессе игры можно использовать стихотворения на определение родственных слов «Лягушки-хохотушки», «Солнечный денек».

 

Путешествие по воздуху

 

Задачи:

– закреплять представления об обитателях воздушной среды;

– развивать воображение, память, речь, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, двигательные умения;

– формировать умение совместно играть, интерес к природе, окружающей действительности.

 

* * *

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, мы сегодня отправляемся в такое путешествие, что даже дух захватывает! Интересно? Мы уже были на болотце, в лесу и на лугу. А вот по воздуху мы еще не летали. Хотите полетать? Включаем воображение, и вперед!

На чем же можно полетать? Выдвигайте свои версии.

 

Дети высказывают предложения.

 

Конечно, можно полетать и на воздушном транспорте: самолете, вертолете, ракете, воздушном шаре, аэростате, дельтаплане. А можно превратиться в птиц, полетать в небе. Можно очутиться в сказках, где кто-то летал. Напомните мне, какие это сказки.

 

Дети отвечают.

 

Давайте сначала попытаемся стать птицами. Может, у нас получится? У меня есть интересное стихотворение, которое можно читать и показывать.

 

 

Хочу быть птичкой

Я по улице гулял, – Дети указательным и средним пальцами изображают ходьбу.

Галок и ворон считал. – Указательным пальцем «считают» птиц в небе.

Раз, два, три, четыре, пять – Загибают пальцы, начиная с большого.

Буду их считать опять.

Рот открыл, смотрю я в небо. – Открывают рот и поднимают голову.

Вправо-влево. – Поворачивают голову.

Я там не был. – Разводят руки в стороны, пожимая плечами.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать. – Часто взмахивают руками. Кисти напряжены.

Крылья вверх и крылья вниз, Плавно высоко взмахивают руками вверх и вниз.

Только слышен ветра свист. – Делают вращательные движения указательными пальцами, поднятыми вверх.

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, – Руки поднимают вверх, подпрыгивают.

Но пришлось на землю сесть. – Приседают.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ай, ай, ай! Не удалось нам взлететь. Ну ничего, мы еще раз попробуем. Может, нам еще один мальчик поможет? Послушайте и скажите, почему же он так захотел в небо? Каких птиц с собой позвал?

 

Хочу летать (сравнительная степень прилагательных)

Я во сне летаю

Выше облаков.

Птицей стать мечтаю,

Чтоб летать я мог.

Солнце светит ярче

В небесах для птиц.

Выше всех подняться

Приглашу синиц.

Позову с собою в небо

Журавлей,

Чтобы прямо к солнцу

Долететь быстрей.

 

Дети слушают и отвечают на вопросы.

 

Журавли и синицы – это, конечно, хорошо. Но я предлагаю вам отправиться в путешествие с Нильсом на диких гусях. Крылья расправили. Впереди летит вожак. Кто будет у нас вожаком? Он показывает путь. Гуси летают косяками. Перестраиваемся в косяк. Он похож на угол. Летим и громко гогочем «Га-га-га». Пролетам с Нильсом над городами, деревнями, полями, лесами, озерами, реками, древними замками. Летим уже долго. Пора отдохнуть. Садимся на пруд, который прямо под нами.

 

Дети имитируют полет гусей и их посадку.

 

Дети, вы помните, из-за кого Нильс стал маленьким? Правильно, его заколдовал Гном. Я знаю стишок про такого Гнома, который не только злой, но и хитрый.

 

Хитрый Гном (сложные слова)

Хитрый Гном рыжебородый.

Как огонь, рыжеволосый

Перекраситься решил,

К мастеру он поспешил.

Стал наш Гном русоволосым.

На себя стал непохожим.

Гномы верить ему стали,

Свои тайны доверяли.

Только цвет тут не при чем.

Хитрым ведь остался Гном.

 

Покажите, какой Гном маленький и злой.

 

Дети изображают Гнома, присев на корточки и показывая злое выражение лица.

 

Пожалуй, мы не будем связываться с этим Гномом. Не хватало еще, чтобы он и нас сделал маленькими. Как раз на пруд села стая диких уток. Превратимся в них и полетим дальше. Поведет нас селезень.

 

Дети изображают полет уток и звукоподражают им.

 

Ой, ой! Нас догоняет самолет! Делаем крен в сторону. Уф, кажется, удалось избежать столкновения. А мы сами сейчас превратимся в самолеты. Заводим моторы, расправляем крылья, взмываем в небо, убираем шасси. Мотор работает. Друг друга не сбиваем. Меняем курс. Делаем переворот – «бочку». Взмываем вверх, опускаемся вниз. Но что такое?! Плотные облака! А теперь и грозовая туча! Мы можем погибнуть! Крепче держим штурвал, следим за приборами. Летим на грозу! Делаем это вместе со смелым капитаном.

 

 

Сквозь грозу

Все моторы запускаю, – Дети вращают кулаками.

Лайнер в небо поднимаю. – Поднимают руки в стороны.

Прохожу сквозь облака. – Скрещивают прямые пальцы.

Мне земля едва видна. – Поднимают локти до горизонтали.

Вижу впереди грозу, – Подносят ладонь к глазам.

Смело на нее иду. – Резко выбрасывают руки вперед.

Самолет попал в болтанку. – Раскачиваются.

Твердо я штурвал держу. – Обхватывают себя руками.

Вот и солнце засияло, – Поднимают руки вверх, расставляют пальцы.

Пассажирам легче стало. – Гладят себя по груди.

Стюардесса к ним идет, – Шагают на месте.

Сок и вафли раздает. – Раскрывают сначала одну ладонь, затем другую.

К аэродрому приближаюсь,

Резко высоту снижаю.

Выпускаю все шасси – Поднимают одну согнутую ногу, затем другую.

И касаюсь полосы. – Приседают на одно колено.

Хлопают мне пассажиры – Хлопают.

Долетели до земли! – Медленно приседают, руки разводят в стороны. Касаются ладонями пола.

Быть хорошим капитаном – Отдают честь.

Мои детские мечты.

 

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хорошо бы, чтобы все детские мечты сбывались! Смотрите, смотрите, кто это там летит между двух уток? Да это же лягушка-путешественница! Как ее переносили утки? Почему она попутешествовала совсем немного? Расскажите, что видела лягушка, летая между двумя утками на палочке.

 

Дети отвечают на вопросы, рассказывают.

 

Наши утки давно улетели. А мы их догонять не будем. Мы надуем огромный воздушный шар, сплетем большую корзину, чтобы всем уместиться, и отправимся в путешествие.

Сначала сплетем корзину из толстых ивовых прутьев. Этими прутьями будут наши руки. Встаньте в круг и переплетите руки.

 

Ты плетись, плетись, корзина,

Чтоб прочна была, без дырок,

Чтоб не вывалиться нам,

В гнезда не попасть к орлам.

 

Корзина готова. Посмотрите, она достаточно большая, чтобы мы все поместились в ней?

Теперь будем надувать воздушный шар. Встаньте в круг теснее, возьмитесь за руки. Наш воздушный шар еще маленький. Начинаем его наполнять специальным газом.

 

Раздувайся, шар воздушный,

Не упрямься, будь послушным.

Легким газом наполняйся,

Больше, больше раздувайся!

 

Вот наш шар увеличивается.

 

Дети расходятся из круга.

 

А теперь он стал совсем большим.

 

Дети стоят в кругу на расстоянии вытянутых рук.

 

Давайте привяжем шар к четырем сторонам корзины толстыми веревками, чтобы он не улетел. А теперь привяжем мешочки с песком, чтобы шар не улетел без нас. Давайте произнесем волшебное заклинание.

 

Неси нас, шар, под облака.

Нас ждет волшебная страна.

Неси в прекрасное далеко,

Где нам не будет одиноко.

 

Вот мы и попали в волшебную страну облаков. Они такой причудливой формы! Кого тут только не встретишь! Посмотрите в небо. Расскажите, какой формы облака вы там видите.

 

Дети рассматривают облака в небе и рассказывают (или просто придумывают).

 

Я буду читать стихотворение, а вы показывайте, в кого превращаются облака.

 

На что похожи облака!

На что похожи облака?

Спросите лучше у меня.

Вот крокодил разинул пасть

И хочет на меня напасть.

Вот горы снежные растут,

В страну волшебную зовут.

Вот голова с огромным носом

О чем-то все соседа просит.

Взмах белоснежного крыла —

Как птица эта хороша!

А в стороне зайчонок скачет

И лапкой белой с неба машет.

Вот замок вырос колдовской

Под восходящею луной.

Сплошная сказка в небесах…

Герои тают на глазах,

Другие следом подплывают

И в догонялочки играют.

 

Ой, ой, ой! Пока мы рассматривали облака, сзади появились грозовые тучи! Какие они сердитые! Хотите узнать, почему?

 

Разговор двух туч

Туча туче говорит:

– У меня так зуб болит!

Надо мне сходить к зубному,

Этот зубик полечить.

Отвечает ей другая:

– Ты сердитая такая!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.417 с.)