Тема 6. Педагогические идеи и деятельность В. А. Сухомлинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Педагогические идеи и деятельность В. А. Сухомлинского.



Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) - советский педагог-новатор, писатель, основатель народной педагогики. Всю жизнь проработав в обычной сельской школе, он смог сделать из нее уникальную лабораторию по разработке инновационных методик воспитания. Вся биография Сухомлинского Василия Александровича пронизана большой любовью к детям и желанием сделать детство самым счастливым периодом в жизни каждого человека.

Детство и юность

Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.

Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.

Война и послевоенное время

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

 Педагогическая деятельность

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.

 днако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

  Личная жизнь

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых.

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына.

  Смерть

Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

  Конспект 6.2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М., 1979.

1). Педагогический коллектив.

Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе, - это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя. Через три-пять лет после окончания вуза учитель должен знать в три, в пять, в десять раз больше, чем знал он в первый год своей работы. Если этого нет, ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупение, так как преподавание, не согретое и не озаренное стремлением учителя к знанию, превращается для него в тяжелую повинность, в бремя, а у ребенка отбивает всякую охоту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способности. Интеллектуальный рост, постоянное обогащение, обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний - это вопрос жизни учителей,

особенно тех, кто работает в школе 10, 20, 30 лет. Опасность духовного «окостенения» угрожает такому учителю не меньше, а иногда даже больше, чем молодому педагогу; предотвратить такую опасность - дело коллектива. Каждый наш учитель руководит одним, двумя или несколькими коллективами, в которых бьет ключом богатая, многогранная духовная жизнь воспитанников; он, учитель, является для этого коллектива источником знаний и примером увлеченносги наукой. Каждый учитель своим обликом, трудом, интересами, жаждой новых знаний вносит личный вклад в многогранную духовную жизнь коллектива. Я не представляю себе учителя, у которого не было бы самых тесных связей с духовной жизнью школьников - не только его учеников, но и вообще членов общешкольного коллектива. У нас в педагогическом коллективе 35 учителей, старший пионервожатый, библиотекарь. Каждого из них отличает что-то его личное, неповторимое. Охарактеризуем наш педагогический коллектив, покажем, чем он живет, как учитель становится наставником, воспитателем, вдохновителем духовной жизни учащихся. Из 35 наших учителей высшее педагогическое образование имеют 25, незаконченное высшее-1, среднее педагогическое - 7, общее среднее образование - 2. У четверых педагогический стаж от 25 до 35 лет, у девяти - от 20 до 25 лет, у семерых - от 15 до 20 лет, у троих - от 10 до 15 лет, еще у шестерых - от 5 до 10 лет и у четверых - до 5 лет. В нашей школе работают: двое - от 25 до 30 лет, б человек - от 20 до 25 лет, 12 человек - от 15 до 20 лет, 5 человек-от 10 до 15 лет. Таким образом, 25 наших учителей работают в этой школе не меньше 10 лет. Постоянство коллектива - одно из важных условий того, что богатства педагогической культуры, накопленные в течение многих лет, бережно хранятся и передаются молодежи.

2). Физическое воспитание в школе.

Занятия физкультурой и спортом играют определенную роль во всестороннем развитии учеников лишь тогда, когда вся учебно-воспитательная работа проникнута заботой о здоровье. Мы добиваемся того, чтобы выполнение гимнастических упражнений доставляло наслаждение, стало потребностью организма. Человек должен заниматься спортом не только для достижения успеха в соревнованиях, а для формирования своего физического совершенства. Уроки физической культуры проводятся у нас на спортивной площадке, а при плохой погоде - в спортзале. Спортзал и площадка обеспечены всеми необходимыми снарядами для легкой атлетики, игр, лазания й других упражнений. В качестве главных видов занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику, а для VIII-X классов, кроме того, упражнения на снарядах. Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте. Самовоспитание красоты осанки - один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику. При медицинском осмотре все школьники распределяются на три группы - основную, подготовительную и специальную. Каждая группа занимается по отдельной программе, при этом главное внимание уделяется не тем, кто может достигнуть рекордных показателей в соревнованиях, а детям со слабым здоровьем (специальная группа). Для них время от времени по каждой возрастной группе, отдельно для мальчиков и девочек, составляется комплекс корригирующей гимнастики. Мы добиваемся, чтобы к моменту вступления в отрочество как можно большее число детей перешло из специальной группы в подготовительную, а потом в основную. Этой цели удается достигнуть по отношению ко всем детям, слабость здоровья которых связана с функциональными недостатками отдельных органов или же с перенесенными заболеваниями. Особое внимание уделяется детям, имеющим органические недостатки

сердца и системы кровообращения, центральной и периферической нервной системы. Для этих детей, при участии врача, составляется комплекс упражнений, которые способствуют постепенному укреплению их здоровья. Время от времени эти упражнения меняются - в соответствии с состоянием здоровья детей. Мы стремимся привести воспитанников к убеждению, что благодаря регулярным упражнениям у них не только развивается красота тела, гармония движений, но и формируется характер, закаляется сила воли.

3). Особенности нравственного и умственного воспитания.

В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование идейной сердцевины личности - гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Программа высокой коммунистической идейности отражена в моральных принципах строителя коммунизма; они представляют собой высшее достижение моральной культуры человечества. Но коммунистическими идеями надо одухотворить личность - в этом, на наш взгляд, заключается азбука и в то же время высшее мастерство педагогической культуры. Коммунистические идеи, говоря словами Маркса, должны превратиться в «узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца»

Одним из наиболее тонких «секретов» воспитания нравственности, по убеждению нашего педагогического коллектива, является то, что коммунистическая, гражданская идея живет в порывах и стремлениях чуткого детского и юношеского сердца, в поступках, во взаимоотношениях в коллективе, в тысячах нитей, связывающих педагога с детьми и детей друг с другом. «Для ребенка идея неотделима от личности, - писала Н. К. Крупская.- То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек» Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши

отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу.

Умственное (интеллектуальное) воспитание - одно из важнейших звеньев системы коммунистического воспитания. Оно включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработка культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственно^ деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике. Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится только к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения - это сердцевина умственного воспитания. «Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений»12, - писал К. Маркс. Умственное воспитание означает постоянное обогащение учеников всеми духовными ценностями общества; такое обогащение гармонически сочетает учебно-воспитательный процесс в школе и жизнь общества. К. Маркс говорил, что умы людей всегда связаны невидимыми нитями с телом народа13. Ум формирующегося человека впитывает в себя идеологию и психику народа, его убеждения, традиции, интеллектуальную, моральную и эстетическую культуру. Обучение - важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

4). Содержание трудового обучения и воспитания.

Наша работа по трудовому воспитанию основывается на следующих принципах:

1. Единство трудового воспитания й общего развития -нравственного, интеллектуального, эстетического, физического. Труд лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он обогащает интеллектуальную жизнь, наполняет многогранным содержанием умственные, творческие интересы, одухотворяет нравственную цельность и возвышает эстетическую красоту личности и коллектива.

2. Раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде. Труд может стать источником радости лишь тогда, когда человек видит в нем нечто более значительное, чем получение средств для удовлетворения материальных потребностей, - духовное творчество, раскрытие своих способностей, таланта. Наш идеал трудового воспитания заключается в том, чтобы каждый человек уже в годы отрочества и ранней юности нашел тот труд, в котором наиболее полно и ярко раскрывались бы его природные задатки, который давал бы ему счастье духовного творчества. Анализируя готовность ученика к трудовой жизни, мы думаем о том, что он умеет делать для общества и что дает ему труд для его личной духовной жизни, в какой мере в трудовых успехах раскрываются его силы, способности.

3. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Мы добиваемся того, чтобы ребенка воодушевляло на труд желание принести пользу обществу. Поэтому мы вовлекаем детей прежде всего в работу, создающую всенародные богатства (повышение плодородия почвы; закладка полезащитных лесополос, виноградников, садов; участие в строительстве хозяйственных и культурно-бытовых сооружений и дорог). Такой труд для общества, для будущего становится для детей школой нравственной закалки. У того, кто в детстве и отрочестве близко принимает к сердцу общественные интересы, воспитывается чувство долга, чести.

Совесть не позволяет ему быть равнодушным, когда речь идет об общественных ценностях.

4. Раннее включение в производительный труд. Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в младшем возрасте. Анализируя трудовые процессы нашего производственного окружения, мы находим в нем то, что ярко, наглядно, понятно для детей раскрывает общественную и творческую значимость труда, убеждает их в том, что они принимают участие в создании материальных ценностей для общества. Ребенок переживает чувство гордости, чести, достоинства; труд входит в его духовную жизнь.

5. Многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию, совмещению двух, трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. Тот же ребенок, который с увлечением выращивает растения на участке или в теплице, ухаживает за животными, с не меньшим удовольствием работает в кружке юных техников или занимается художественным творчеством. В разнообразии деятельности, в новизне дела ребенок находит удовлетворение.

6. Постоянность, непрерывность труда. Мы не допускаем, чтобы выполнение трудового задания откладывалось на какое-то время года, месяца или недели. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь. Творческий характер трудовой деятельности раскрывается перед ребенком лишь тогда, когда он занят длительным трудом, требующим повседневной мысли, заботы.

7. Черты производительного труда взрослых в детском труде. Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным

трудом взрослых и по общественной значимости, и по технике и технологии трудовых процессов. Чем больше похож труд детей на труд взрослых, тем сильнее его воспитывающее воздействие.

5). Познание красоты и воспитание чувств.

Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания -научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Одним из важных условий богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поэтому эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества. Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты-это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь-проходила красной нитью мысль - красоту надо ценить и беречь. Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -

Увидел - и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой. Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка, если он увидит красоту своими глазами. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного - это как бы первое окошко в мир красоты. И мы видим очень важную задачу в том, чтобы научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, а когда в нем пробудятся эти способности, научить его на всю жизнь сохранить душевное восхищение и доброту.

 Ответы на вопросы теста

(по разделу «История педагогики»)

1. в

2. а

3. а

4. б

5. б

6. б

7. б

8. б

9. в

10. б

11. а

12. в

13. в

14. б

15. б

16. б

17. б

18. б

19. в

20. в

21. б

22. а

23. в

24. а

25. б

26. а

27. б

28. а

29. в

30. г

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.053 с.)