Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского.



Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я.А. Коменского.

Конспект 1.1. По видеофильму

Биография Я.А.Коменского.

"Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница

Ян Амос Коменский - знаменитый чешский педагог, "отец новой педагогики", гуманист, общественный деятель. Труды и педагогические идеи Я.А. Коменского актуальны, современны и на сегодняшний день. Именно он впервые обосновал педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Я.А. Коменский - создатель системы всеобщего образования.

В десятилетнем возрасте чума унесла практически всю его семью. В этот период на Чехию оказывает большое влияние противоборство между Австрией и Венгрией. Ответ на притеснение с обеих сторон выливается в собственное сопротивление. Создаётся гуситское (таборитское) движение. Его умеренным, культурно-религиозным крылом стала протестантская секта Чешских (Моравских) братьев. В одну из его школ и попадает Ян.

В 1608 году Ян Коменский становится учеником школы Чешских братьев в
Пшерове, крупнейшей и "лучшей среди братских учебных заведений".
В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга.

Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд "Письма к небу". Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу "Разоблачение Антихриста". "В этот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственное негодование постоянно преобладают над конкретным анализом действительности".

Постепенно обстановка в Европе и в Чехии всё более обостряется.. Противостояние   протестантизма приводит к созданию огромных межнациональных союзов. В 1619 году начинается Пражское восстание, ставшее прелюдией к Тридцатилетней войне. Фульнек неоднократно подвергается нападениям и разграблениям. Летом 1621 года чешское восстание терпит поражение от Габсбургской коалиции. Идут расправы над протестантами. Коменский, как один из видных руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Во время своих скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, а его библиотека сожжена. В этот период им написаны произведения "Скорбный" и"Лабиринт света".

Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирают места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году он обручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства.

4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно.

Здесь он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд "Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты "Открытая дверь языков","Открытая дверь предметов" ("Всеобщая мудрость христианская..."),"Предвестник пансофии" (всеобщей мудрости). Произведения Коменского становятся известными среди протестатских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию.

Путешествие в Англию начинается летом 1641 года. Сразу по приезду Ян
Амос пишет "Путь света". Его работа "Предвестник пансофии" переводится сразу на несколько языков и расходится по Европе. Но политические страсти настигают его и здесь. В конце 1641 года Англия погружается в пучину гражданской войны. Коменский устал, он ищет более спокойного места, и в 1642 году переезжает в Гаагу, а затем и в
Лейден, где встречается со знаменитым философом и математиком той эпохи
Рене Декартом. Здесь, в Нидерландах, он окончательно принимает предложение поехать в Швецию. Таким образом он пытается достичь сразу нескольких целей.
Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность беспрепятственно творить, и, кроме того, удовлетворять финансовые запросы Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). Работа продвигалась трудно, приходилось переводить на другие языки ранее написанные книги. Много времени отнимала и дипломатические протестантские миссии, которые часто поручали Каменскому. И в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности Яна Амоса, шведы приняли за платформу школьную реформу, предложенную Упсальским университетом. Практически в тоже время умирает вторая жена Коменского.

Коменский, оставшись без покровителей, возвращается в Лешно и становится епископом. Протестантский священник такого ранга не мог быть холостым, и 17 апреля 1649 года Коменский женится на Яне Гаюсовой. К тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского "Завещание умирающей матри -Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников".

В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ - князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политической деятельности, он начинает работу над "Миром чувственных вещей в картинках", пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в истории европейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.

Наладив деятельность новой школы Коменский покинул хозяев "... в начале июня 1654 года, и далеко за городские ворота провожали учителя толпы горожан, профессора и студенты Шарош-Патака".

И вновь в работу педагога вмешивается война. Польша, оккупированная
Швецией, восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно.
Город пал и началась резня протестантов. Коменский бежал из города, утратив все своё имущество, накопленное за 28 лет, и, что более ужасно для потомков, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит "Мир чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году издана наконец "Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. "Сам автор перестал пренебрежительно относиться к своему творению, считая его тормозом для более важной "Пансофии"".  Ученый начинает работу над "Всеобщей мудростью".

И вновь война. Англия и Нидерланды, непрерывно расширяя свои колонии в Новом Свете, вошли в конфликт. Авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд "Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.

Постепенно годы и невзгоды берут свое. Последние работы Коменский уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.

Роль книг в обучении.

1. Не следует допускать книг, не имеющих отношения к делу.

Всякий знает, что при множестве предметов мысль рассеивается. Поэтому получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе, так чтобы постоянно было упражнение в том, что провозглашалось у древних при совершении жертвоприношений: "Это совершай". Ведь чем меньше посторонние книги будут отвлекать внимание, тем более будут занимать ум предназначенные.

2. Предназначенные для этого книги должны быть в большом количестве.

 Во-вторых, если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным

наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько, к сожалению, пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят ученикам алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты или переводы текста. Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом числе, а те, которые требуют перевода на родной язык, должны быть представлены в переводе. Таким образом, все то время, которое нужно было бы потратить на диктовку, записывание и перевод, с несравненно большей пользой было бы употреблено на самое объяснение, повторение, на попытки подражания.

5) Пять специальных правил обучения.

Пять специальных правил: I. Слова в соединении с вещами и наоборот.

II. Чтение и письмо вместе.

III. Упражнения в стиле должны одновременно развивать и ум и язык.

IV. Обучение других следует соединять с собственным учением.

V. Серьезное вместе с развлечением.

 

Организация школы.

 Предложил Гертруде установить в школе такой порядок, какой она создала у себя дома. Гертруда распределила ребят по возрасту и характеру работы. Своих детей и детей Руди, уже знакомых со всеми порядками, она разместила между остальными. Впереди всех, поближе к столу, она посадила малышей, не знавших еще азбуки. За ними - тех, которые умели читать по складам, затем - умеющих уже немного читать и, наконец, тех, которые читали свободно. После этого она взяла три буквы алфавита и прикрепила их к черной доске. 

2). Содержание образования.

Перед детьми, умеющими немного читать, так же как и перед свободно читающими, лежали раскрытые книги. Если кто-нибудь из них читал вслух, все остальные вполголоса повторяли за ним прочитанное. И каждый знал, что Гертруда вызовет его сейчас и скажет: "Читай дальше!"

Для наблюдения за работами по рукоделию она привела с собой женщину, которую звали Маргрет. Та ежедневно должна была теперь являться в школу, так как Гертруда этого делать не могла. Вряд ли можно было найти более подходящего человека для этого дела, нежели Маргрет. Стоило остановиться руке или прялке, как она уже была возле ребенка и не отходила от него, пока и рука, и колесо не приходило опять в движение. Большинство детей в тот же вечер принесли домой такую работу, что матери им не поверили, сами ли они ее выполнили.

Педагогическая карьера

С 1846 года Ушинский работал в ярославском Демидовском лицее. Однако его либеральные воззрения раздражали руководство, и вскоре Константин покинул лицей. Следующие полтора года он пытался найти работу в преподавательской сфере, тем временем зарабатывая на жизнь переводами иностранных статей. Однако ничего не вышло, и он переехал в Петербург, заняв мелкую чиновничью должность.

В 1854 году Ушинскому удалось перейти на службу в Гатчинский Сиротский институт.

Там он стал преподавателем русской словесности, затем был назначен инспектором классов.

Педагогические книги одного из прежних инспекторов - Е.О. Гугеля - с которыми Константин Дмитриевич ознакомился в институте, оказали на него большое влияние. Вдохновленный идеями автора, Ушинский написал статью «О пользе педагогической литературы», публикация которой имела немалый успех. С этого момента Ушинский стал постоянным автором «Журнала для воспитания». Кроме того, он активно сотрудничал с «Современником» и «Библиотекой для чтения».

  В 1859 году Ушинский поступает на должность инспектора классов в Смольный институт. Там он искоренил разделение учащихся на «благородных» и «мещан», организовал преподавание учебных предметов на русском языке, создал педагогический класс (где готовили будущих воспитательниц), ввел практику проведения совещаний педагогического коллектива.

  Однако не всем пришлись по душе такие новшества. Начальница института М.П. Леонтьева обвинила Ушинского в вольнодумстве, и в результате этого конфликта Константина Дмитриевича удалили из института и отправили за границу изучать школьное дело. Ушинский побывал в Германии, Швейцарии, Бельгии, Франции, наблюдения этого периода выразил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии». Тогда же из-под его пера вышли книги «Родное слово» и «Детский мир», а также специальное руководство для родителей и учителей.

  В 1860-е годы Ушинский вернулся в Россию и начал работу над своей главной книгой - «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Вышли два тома, третий остался не законченным.

Ушинский продолжал писать статьи, навещать школы в разных городах. В Симферополе в 1870 году учитель мужской гимназии И.П. Деркачев вспоминал: «Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех.            Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение.

  Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица».

В 1870 году после гибели сына Павла Ушинский решил переехать в Киев. Но для лечения ему было необходимо сначала отправиться в Крым. По дороге туда он простудился и умер (это произошло в Одессе в декабре 1870 года). Похоронен Константин Ушинский в Киеве.

Война и послевоенное время

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

 Педагогическая деятельность

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.

 днако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

  Личная жизнь

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых.

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга – учительница русской словесности – подарила ему двоих детей: дочь и сына.

  Смерть

Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

  Конспект 6.2. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М., 1979.

1). Педагогический коллектив.

Коллективное богатство слагается из богатства индивидуального, личного. Фундамент, на котором стоит школа и строится все, что делается в школе, - это разносторонние знания, богатая умственная жизнь, широта кругозора, постоянный интеллектуальный рост каждого учителя. Через три-пять лет после окончания вуза учитель должен знать в три, в пять, в десять раз больше, чем знал он в первый год своей работы. Если этого нет, ученики будут обречены на скучную зубрежку и отупение, так как преподавание, не согретое и не озаренное стремлением учителя к знанию, превращается для него в тяжелую повинность, в бремя, а у ребенка отбивает всякую охоту к знаниям и губит его интеллектуальные задатки и способности. Интеллектуальный рост, постоянное обогащение, обновление, пополнение, углубление, совершенствование знаний - это вопрос жизни учителей,

особенно тех, кто работает в школе 10, 20, 30 лет. Опасность духовного «окостенения» угрожает такому учителю не меньше, а иногда даже больше, чем молодому педагогу; предотвратить такую опасность - дело коллектива. Каждый наш учитель руководит одним, двумя или несколькими коллективами, в которых бьет ключом богатая, многогранная духовная жизнь воспитанников; он, учитель, является для этого коллектива источником знаний и примером увлеченносги наукой. Каждый учитель своим обликом, трудом, интересами, жаждой новых знаний вносит личный вклад в многогранную духовную жизнь коллектива. Я не представляю себе учителя, у которого не было бы самых тесных связей с духовной жизнью школьников - не только его учеников, но и вообще членов общешкольного коллектива. У нас в педагогическом коллективе 35 учителей, старший пионервожатый, библиотекарь. Каждого из них отличает что-то его личное, неповторимое. Охарактеризуем наш педагогический коллектив, покажем, чем он живет, как учитель становится наставником, воспитателем, вдохновителем духовной жизни учащихся. Из 35 наших учителей высшее педагогическое образование имеют 25, незаконченное высшее-1, среднее педагогическое - 7, общее среднее образование - 2. У четверых педагогический стаж от 25 до 35 лет, у девяти - от 20 до 25 лет, у семерых - от 15 до 20 лет, у троих - от 10 до 15 лет, еще у шестерых - от 5 до 10 лет и у четверых - до 5 лет. В нашей школе работают: двое - от 25 до 30 лет, б человек - от 20 до 25 лет, 12 человек - от 15 до 20 лет, 5 человек-от 10 до 15 лет. Таким образом, 25 наших учителей работают в этой школе не меньше 10 лет. Постоянство коллектива - одно из важных условий того, что богатства педагогической культуры, накопленные в течение многих лет, бережно хранятся и передаются молодежи.

2). Физическое воспитание в школе.

Занятия физкультурой и спортом играют определенную роль во всестороннем развитии учеников лишь тогда, когда вся учебно-воспитательная работа проникнута заботой о здоровье. Мы добиваемся того, чтобы выполнение гимнастических упражнений доставляло наслаждение, стало потребностью организма. Человек должен заниматься спортом не только для достижения успеха в соревнованиях, а для формирования своего физического совершенства. Уроки физической культуры проводятся у нас на спортивной площадке, а при плохой погоде - в спортзале. Спортзал и площадка обеспечены всеми необходимыми снарядами для легкой атлетики, игр, лазания й других упражнений. В качестве главных видов занятий по физической культуре школа избрала гимнастику и легкую атлетику, а для VIII-X классов, кроме того, упражнения на снарядах. Цель таких упражнений - воспитать чувство красоты движений, силу, гармоничность, ловкость, выносливость. При разучивании движений на занятиях по физкультуре большое внимание уделяется эстетическому совершенству, красоте. Самовоспитание красоты осанки - один из главных стимулов, побуждающих учеников ежедневно делать утреннюю гимнастику. При медицинском осмотре все школьники распределяются на три группы - основную, подготовительную и специальную. Каждая группа занимается по отдельной программе, при этом главное внимание уделяется не тем, кто может достигнуть рекордных показателей в соревнованиях, а детям со слабым здоровьем (специальная группа). Для них время от времени по каждой возрастной группе, отдельно для мальчиков и девочек, составляется комплекс корригирующей гимнастики. Мы добиваемся, чтобы к моменту вступления в отрочество как можно большее число детей перешло из специальной группы в подготовительную, а потом в основную. Этой цели удается достигнуть по отношению ко всем детям, слабость здоровья которых связана с функциональными недостатками отдельных органов или же с перенесенными заболеваниями. Особое внимание уделяется детям, имеющим органические недостатки

сердца и системы кровообращения, центральной и периферической нервной системы. Для этих детей, при участии врача, составляется комплекс упражнений, которые способствуют постепенному укреплению их здоровья. Время от времени эти упражнения меняются - в соответствии с состоянием здоровья детей. Мы стремимся привести воспитанников к убеждению, что благодаря регулярным упражнениям у них не только развивается красота тела, гармония движений, но и формируется характер, закаляется сила воли.

3). Особенности нравственного и умственного воспитания.

В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит прежде всего формирование идейной сердцевины личности - гражданских взглядов, убеждений, чувств, поведения, поступков, единства слова и дела. Программа высокой коммунистической идейности отражена в моральных принципах строителя коммунизма; они представляют собой высшее достижение моральной культуры человечества. Но коммунистическими идеями надо одухотворить личность - в этом, на наш взгляд, заключается азбука и в то же время высшее мастерство педагогической культуры. Коммунистические идеи, говоря словами Маркса, должны превратиться в «узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца»

Одним из наиболее тонких «секретов» воспитания нравственности, по убеждению нашего педагогического коллектива, является то, что коммунистическая, гражданская идея живет в порывах и стремлениях чуткого детского и юношеского сердца, в поступках, во взаимоотношениях в коллективе, в тысячах нитей, связывающих педагога с детьми и детей друг с другом. «Для ребенка идея неотделима от личности, - писала Н. К. Крупская.- То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек» Вот почему мы считаем исключительно важным правилом воспитания то, чтобы наши

отношения с воспитанниками имели ярко выраженную нравственную, гражданскую основу.

Умственное (интеллектуальное) воспитание - одно из важнейших звеньев системы коммунистического воспитания. Оно включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработка культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственно^ деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике. Умственное воспитание происходит в процессе приобретения научных знаний, но не сводится только к накоплению определенного их объема. Процесс приобретения знаний и качественное их углубление будут фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, духовным богатством человека, отражающимся на идейной целеустремленности его жизни, на его труде, общественной активности, интересах. Формирование мировоззрения - это сердцевина умственного воспитания. «Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений»12, - писал К. Маркс. Умственное воспитание означает постоянное обогащение учеников всеми духовными ценностями общества; такое обогащение гармонически сочетает учебно-воспитательный процесс в школе и жизнь общества. К. Маркс говорил, что умы людей всегда связаны невидимыми нитями с телом народа13. Ум формирующегося человека впитывает в себя идеологию и психику народа, его убеждения, традиции, интеллектуальную, моральную и эстетическую культуру. Обучение - важнейшее средство умственного воспитания. Успех умственного воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

4). Содержание трудового обучения и воспитания.

Наша работа по трудовому воспитанию основывается на следующих принципах:

1. Единство трудового воспитания й общего развития -нравственного, интеллектуального, эстетического, физического. Труд лишь тогда становится воспитывающей силой, когда он обогащает интеллектуальную жизнь, наполняет многогранным содержанием умственные, творческие интересы, одухотворяет нравственную цельность и возвышает эстетическую красоту личности и коллектива.

2. Раскрытие, выявление, развитие индивидуальности в труде. Труд может стать источником радости лишь тогда, когда человек видит в нем нечто более значительное, чем получение средств для удовлетворения материальных потребностей, - духовное творчество, раскрытие своих способностей, таланта. Наш идеал трудового воспитания заключается в том, чтобы каждый человек уже в годы отрочества и ранней юности нашел тот труд, в котором наиболее полно и ярко раскрывались бы его природные задатки, который давал бы ему счастье духовного творчества. Анализируя готовность ученика к трудовой жизни, мы думаем о том, что он умеет делать для общества и что дает ему труд для его личной духовной жизни, в какой мере в трудовых успехах раскрываются его силы, способности.

3. Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Мы добиваемся того, чтобы ребенка воодушевляло на труд желание принести пользу обществу. Поэтому мы вовлекаем детей прежде всего в работу, создающую всенародные богатства (повышение плодородия почвы; закладка полезащитных лесополос, виноградников, садов; участие в строительстве хозяйственных и культурно-бытовых сооружений и дорог). Такой труд для общества, для будущего становится для детей школой нравственной закалки. У того, кто в детстве и отрочестве близко принимает к сердцу общественные интересы, воспитывается чувство долга, чести.

Совесть не позволяет ему быть равнодушным, когда речь идет об общественных ценностях.

4. Раннее включение в производительный труд. Прежде чем понять общественное значение труда, ребенок должен почувствовать, что без труда невозможно жить, что труд дает радость, полноту духовной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в младшем возрасте. Анализируя трудовые процессы нашего производственного окружения, мы находим в нем то, что ярко, наглядно, понятно для детей раскрывает общественную и творческую значимость труда, убеждает их в том, что они принимают участие в создании материальных ценностей для общества. Ребенок переживает чувство гордости, чести, достоинства; труд входит в его духовную жизнь.

5. Многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию, совмещению двух, трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. Тот же ребенок, который с увлечением выращивает растения на участке или в теплице, ухаживает за животными, с не меньшим удовольствием работает в кружке юных техников или занимается художественным творчеством. В разнообразии деятельности, в новизне дела ребенок находит удовлетворение.

6. Постоянность, непрерывность труда. Мы не допускаем, чтобы выполнение трудового задания откладывалось на какое-то время года, месяца или недели. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь. Творческий характер трудовой деятельности раскрывается перед ребенком лишь тогда, когда он занят длительным трудом, требующим повседневной мысли, заботы.

7. Черты производительного труда взрослых в детском труде. Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным

трудом взрослых и по общественной значимости, и по технике и технологии трудовых процессов. Чем больше похож труд детей на труд взрослых, тем сильнее его воспитывающее воздействие.

5). Познание красоты и воспитание чувств.

Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания -научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отношениях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе. Одним из важных условий богатства эстетических потребностей, чувств, переживаний является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поэтому эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества. Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей понимать красоту окружающего мира, природы, общественных отношений. Восприятие, осмысливание красоты-это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физический труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь-проходила красной нитью мысль - красоту надо ценить и беречь. Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, -

Увидел - и изумился и начал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет красота. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой. Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка, если он увидит красоту своими глазами. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного - это как бы первое окошко в мир красоты. И мы видим очень важную задачу в том, чтобы научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, а когда в нем пробудятся эти способности, научить его на всю жизнь сохранить душевное восхищение и доброту.

 Ответы на вопросы теста

(по разделу «История педагогики»)

1. в

2. а

3. а

4. б

5. б

6. б

7. б

8. б

9. в

10. б

11. а

12. в

13. в

14. б

15. б

16. б

17. б

18. б

19. в

20. в

21. б

22. а

23. в

24. а

25. б

26. а

27. б

28. а

29. в

30. г

 

Тема 1. Педагогические идеи и деятельность Я.А. Коменского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.8.127 (0.08 с.)