Характеристика среднего этапа обучения лексической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика среднего этапа обучения лексической



стороне иноязычной речи (лексических навыков)

Лексика - это основной компонент языка, отражающий его содержательную сторону. Освоение словарного запаса предполагает развитие языковых навыков. Ряд современных исследователей, занимающихся проблемами изучения лексики, указывают на определенные трудности в усвоении лексического материала [5, 7, 27, 28, 29, 33, 34, 36]. В отличие от грамматики и фонетики, система представляет собой определенный словарный запас, поэтому лексический материал представляет собой своего рода набор отдельных фактов, то есть серию единиц, не имеющих системы.

Говоря о словаре методологических терминов, можно сказать, что словарный запас, как основной строительный материал языка, требует постепенной и тщательной работы по формированию лексических навыков, которые могут стать сильными и устойчивыми, если работа над ними проводится совместно и осуществляется в системе [1, с. 15].

Усвоение лексического запаса в условиях обучения иностранному языку имеет фундаментальное значение. Как один из основных элементов вербального общения, он тесно связан с грамматикой и фонетикой. Однако при обучении различным аспектам языка особое внимание следует уделять лексической подготовке, поскольку для общения в первую очередь требуется словарный запас, а не грамматика.

Словарный запас - одна из важнейших частей изучения иностранного языка. Он отражает реальную и воображаемую реальность и придает утверждению конкретный смысл. С помощью слов объект мысли выражается и передается, и это определяет роль словарного запаса в обучении иностранным языкам. Без усвоения студентом лексического материала невозможно создать прочную языковую базу.

Прежде чем обсуждать преподавание лексической стороны языка, необходимо дать определение слову «лексика». Рис.1.

Рис. 1. Основные теоретические подходы к трактовке понятия «лексика»

 

В этом исследовании предлагается использовать следующее определение словарного запаса: «Лексика - это набор слов и ассоциаций, которые похожи по функциям и образуют определенную систему. О согласованности словаря свидетельствует тот факт, что все его единицы в силу своих свойств содержатся в определенных лексических ассоциациях (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противоположности, гнезда словообразования), которые связаны между собой. Таким образом, лексические единицы существуют в нашей голове не хаотично и изолированно, а в тесной связи друг с другом в виде определенного словаря»[14, с.338].

Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными и раздельными, рис. 2.

Рис. 2. Основные лексические единицы

На основе имеющейся лексики создаются возможности языкового мышления [13, с.210], которые могут быть представлены в виде навыков, рис. 3.

Рис. 3. Основные навыки, полученные в результате обучения иностранному языку по разделу лексика [25, с.40]

 

Целью обучения лексической стороне иностранного языка является развитие более продуктивных (говорение и письмо) и восприимчивых (чтение и аудирование) лексических навыков. Действия и операции, лежащие в основе каждого из них, составляют содержание обучения лексике, его психологическую составляющую. Рис. 4.

Рис. 4. Отличные характеристики продуктивного и рецептивного лексических навыков

 

Успех в усвоении слова зависит от способности обучаемого сначала наблюдать, сравнивать и анализировать языковые явления, во-вторых, чтобы угадать значение неизвестной лексической единицы по контексту или элементам словообразования; в-третьих, работать с разными словарями; в-четвертых, вести учебный словарь и выбирать удобную форму ввода; в-пятых, использовать вспомогательные средства и методики для запоминания слов [29, с.34].

Описанные выше умения и навыки составляют общепедагогический компонент содержания обучения лексической стороне языка. Лингвистическая составляющая содержания обучения лексической стороне языка представлена ​​лексическим минимумом, т.е., словами, словосочетаниями, фразеологическими единицами. Совместимость, частота, тематика, стилистическая нейтральность и навыки словообразования - вот критерии выбора лексического минимума.

В зависимости от типа речевой деятельности различают активный и пассивный речевой минимум. Наличие активного словарного запаса необходимо для развития навыков устной и письменной речи. Пассивный словарный запас состоит из слов, которые учащиеся должны понимать во время чтения и слушания. Количество лексических единиц, составляющих активный и пассивный лексический минимум, указано в программе иностранного языка для каждого уровня образования [18].

Работа над словарным запасом строится на определенных закономерностях и принципах, соблюдение которых является необходимым условием эффективности учебного процесса (рис. 5).

Формирование лексических навыков иностранного языка не происходит мгновенно, закрепление и автоматическое владение лексическими единицами требует тщательной и вдумчивой работы со стороны преподавателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.005 с.)