Обучение лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения в школе



ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Выполнил:

студент 4 курса

очной формы обучения

Чарыев Бегназар Мухамметназарович

Руководитель:

 

 

_______________________________

оценка

_______________________________

дата, подпись руководителя

 

 

Глазов, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические положения изучения лексического материала на среднем этапе обучения …………………………………………………………….5

1.1 Характеристика среднего этапа обучения лексической стороне иноязычной речи (лексических навыков)………………………………….………5

1.2 Основные этапы обучения лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения …………………………………………….........................9

1.3 Формирование практических лексических навыков иноязычной речи на среднем этапе обучения ……………………………………………………….…13

Выводы по первой главе ………………………………………………………….18

Глава 2. Практическая реализация исследования по обучению лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения в школе ……….………20

2.1 Формирование гипотезы и условий введения и закрепления лексического материала на среднем этапе обучения ……………………………………………20

2.2 Технология обучения лексической стороне иноязычной речи ……………24

Выводы по второй главе ………………………………………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….…..32

Список литературы ……………………………………………….……………….34

 

Введение

Обучение иностранному языку - это в первую очередь обучение лексике. Знание лексических основ иностранного языка позволяет использовать его в общении. Лексические ресурсы играют важную роль в формировании и формулировании мыслей. Слова помогают нам называть вещи вокруг нас и передавать наши мысли. В процессе изучения иностранного языка происходит формирование, развитие и совершенствование лексических навыков. Они составляют прочную основу для развития языковых навыков.

К этой проблеме обращались ряд ученых, в частности Бабинская П.К., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., которые ставят общие проблемы методики изучения иностранных языков [2, 17, 26], а также Бронская В.С., Бухбиндер В.А., Шамов А.Н. Проблемы развития лексических навыков рассматривали также [4, 5, 6, 30, 31], а Берман И.М., Опарина Е.А., Пассов Е.И., отдавали предпочтение коммуникативному способу обучения [3, 20, 21, 22, 23].

Актуальность исследования основывается на необходимости изучения лексического запаса с дальнейшим использованием словарного запаса иностранного языка в разных видах языковой деятельности, что с одной стороны помогает студенту овладеть иностранным языком как средством общения, а также обеспечивает восприятие и понимание текстов в процессе чтения, что способствует повышению общего уровня образования [16].

Целью данного исследования является определение специфики обучения лексической стороне иноязычной речи на уроке иностранного языка на среднем уровне обучения.

Основные задачи исследования:

 изучить теоретические основы иноязычной лексики на среднем этапе обучения;

 выделить основные этапы обучения лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения языку;

 сделать обзор и описание упражнений на развитие лексических навыков;

 проанализировать учебник английского учебника (Английский язык 5 класс, авторы - Кузовлев, Лапа, Костина).

 разработать задания по внедрению и закреплению лексического материала для обучения лексической стороне иностранного языка;

 проанализировать особенности закрепления лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку.

Объект исследования - лексический иноязычный материал в обучении иностранным языкам.

Предмет исследования - процесс обучения лексической стороне иностранного языка на среднем этапе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обобщены теоретические представления об уровнях и методиках обучения лексической стороне иноязычной речи на на уроке иностранного языка и выделены особенности закрепления лексического материала на основе УМК Student's book (стьюденс стьюдент бук) - Английский язык 5 класс (Учебник Кузовлев, Лапа, Костина) на среднем этапе обучения.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть непосредственно использованы для обучения школьников на основе этого предложения в общеобразовательной школе на среднем этапе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работе использовано 37 источников.

 

Выводы по первой главе

Лексика - это основной компонент языка, отражающий его содержательную сторону. Освоение словарного запаса предполагает развитие языковых навыков. Усвоение словарного запаса в условиях обучения иностранному языку имеет фундаментальное значение. Как один из основных элементов вербального общения, он тесно связан с грамматикой и фонетикой. Однако при обучении различным аспектам языка особое внимание следует уделять лексической подготовке, поскольку для общения в первую очередь требуется словарный запас, а не грамматика.

Лексический запас - одна из самых важных частей изучения иностранного языка. Он отражает реальную и воображаемую реальность и придает утверждению конкретный смысл. Целью обучения лексической стороне иностранного языка является развитие более продуктивных (говорение и письмо) и восприимчивых (чтение и аудирование) лексических навыков.

При обучении лексической стороне языка учителю необходимо не только владеть различными приемами и методами, но и иметь представление об основных этапах работы с лексическим материалом.

Основными этапами работы над словарным запасом являются: ознакомление с новым материалом, начальное закрепление, развитие навыков и умений использовать словарный запас в различных формах устного и письменного общения.

Целью первого уровня формирования лексических навыков является развитие рецептивных лексических навыков обучаемого. На первом этапе учащимся необходимо научиться самостоятельно искать неизвестные слова в словаре.

Цель второго уровня - обучить и установить прочные и гибкие лексические связи. Цель тренинга - закрепить и расширить существующие связи между новыми лексическими единицами.

Третий этап развития словарного запаса - применение. Это связано с разговорной деятельностью. Здесь обучающиеся должны использовать новые слова в утверждениях и выражениях.

Целью всех этапов формирования лексического навыка является последовательное овладение словарным запасом при формировании навыков устной речи. Все этапы связаны друг с другом.

Для обучения лексической стороне иностранного языка на средней фазе также можно выделить следующие типы упражнений. Упражнения на формирование рецептивного словарного запаса:

· упражнения на распознавание слова, среди прочего;

· определение слова по его составу / компонентам;

· упражнения на угадывание значения слова в контексте;

· упражнение на закрепление значения слова путем чтения определенных текстов.


·

Выводы по второй главе

С целью реализации проблемы исследования среди обучаемых проводилось экспериментальное обучение. Было проведено несколько занятий. По результатам проведенного наблюдения мы пришли к выводу, что у обучающихся имеются проблемы с усвоением лексической стороны иностранного языка. Были сформулированы условия успешной работы по введению и закреплению лексического материала, а именно:

• Лексический материал иностранного языка следует вводить постепенно, небольшими порциями.

• Новый словарный запас следует вводить одновременно с практикой и тренировкой с использованием ранее изученного словарного запаса.

• В обучении иностранному языку следует использовать инновационные формы и методы работы, а также нестандартные задания.

Для достижения этой цели был предложен определенный алгоритм работы - серия занятий по 5 уроков. Для каждого урока предлагалось разрабатывать разные ситуации. В то же время было предложено использовать ситуации, с которыми ученики хорошо были бы знакомы; т.е., такие, в которых они были неоднократно в реальной жизни. В начале исследования предлагается поговорить учащимися о том, как они хотели бы изучать иностранные слова. Предварительно среди обучающихся предложено провести анкетирование.

В ходе исследования в классе было предложено опробовать различные методы изучения и активации лексического материала, чтобы определить наиболее эффективные из них. Для того, чтобы занятия были ближе к реальности, учителю предлагалось использовать различные средства визуализации: макеты, картинки, карты.

Была разработана технология обучения лексической стороне иностранного языка. Использование такой технологии для обучения лексике поможет повысить уровень знаний учащихся и повысить мотивацию к изучению иностранного языка. Предложены рекомендации по обучению лексической стороне иноязычной речи:

• создать в классе дружескую и непринужденную атмосферу;

• использовать и комбинировать разные методы, чтобы не было однообразия в классе;

• использовать современные аутентичные материалы, которые позволят обучающимся познакомиться обычаями и культурой страны изучаемого языка;

• использовать в классе игровые упражнения.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что использование различных приемов презентации и закрепление лексического материала, будет способствовать более эффективному усвоению лексических единиц и в конечном итоге - овладению лексической стороной иноязычной речи.

 

 

Заключение

Лексика в системе языковых средств является основным компонентом, несущим смысловые содержательные связи. Роль словарного запаса в изучении иностранного языка велика - это словарный запас, который передает актуальную тему мысли, поэтому проникает во все сферы жизни и помогает отражать не только реальную, но и воображаемую реальность. Невозможно создать прочную языковую базу для студентов без усвоения лексического материала.

Первая глава этой курсовой работы посвящена теоретическим принципам введения и закрепления лексического материала.

В рамках теоретического исследования мы рассмотрели основные понятия лексики и лексических навыков. Они обнаружили, что целью обучения лексической стороне языка является развитие продуктивных и рецептивных лексических навыков. Мы рассмотрели основные принципы работы над лексикой: дидактический принцип и методологический принципы, соблюдение которых необходимо для эффективного изучения лексического запаса. Были изучены и выделены основные этапы в формировании лексических навыков.

В ходе теоретического исследования было показано, что на среднем этапе обучения важными этапами в формировании лексических навыков являются этапы первичного закрепления и усвоения нового материала устной и письменной речи. В связи с тем, что уровни обучения являются единым целым, важно включать все уровни в процесс обучения, поскольку это определяет эффективное овладение словарным запасом. Также были рассмотрены и исследованы виды упражнений для обучения лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе изучения языка.

Внедрение и закрепление лексического материала на среднем этапе обучения - важнейший и сложный аспект обучения иностранным языкам. Основная роль учителя - повысить эффективность обучения лексике. Для этого ему приходится использовать множество возможностей для введения, семантизации и закрепления лексического материала. 

Во второй главе разработаны рекомендации по практическому применению различных методик обучения лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения. Исследование показало, что использование различных методов построения и закрепления лексического материала будет способствовать лучшему усвоению.

Подводя итог, можно сказать, что лексический аспект занимает одно из важнейших мест в процессе обучения иностранному языку и поэтому требует постоянного совершенствования методик работы над лексическим материалом.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – СПб: Златоуст,1999. – 324 с.

2. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 176 с.

3. Берман, И.М. Методика обучения английскому языку / И.М. Берман. – М.: Высшая школа, 1970. – 232 с.

4. Бронская, В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников / В.С. Бронская // Современные исследования социальных проблем. – 2011. - №4. – том 8.

5. Бухбиндер, В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материале немецкого языка) / В.А. Бухбиндер. – Киев: Зiрка, 1971. – 386 с.

6. Бухбиндер, В.А. Развитие лексических навыков устной речи / В.А. Бухбиндер // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках – Киев, 1980. – с.14 – 31.

7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Академия, 2004. – 336 с.

8. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.

9. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов: Издательство ООО «Пилигрим» / Т.В. Жеребило. – Назрань, 2010. – 488 с.

10. Каратова, Н. Приемы семантизации английской лексики / Н. Каратова // Учитель. – 2005. - №5. – с.63 – 66.

11. Лапидус, Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений / Б.А. Лапидус // ИЯШ. – 2006. - №4. – с.112–122.

12. Медведева, О.И. Из опыта работы над лексикой в VIII классе / О.И. Медведева // ИЯШ. – 1989. - №6. – с.54 – 59.

13. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.

14. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей./ Под. ред. В.М.Филатова. – Серия профессиональное образование. – Ростов – н/Д.: «Феникс», 2004. – 416 с.

15. Миньяр–Белоручев, Р.К. Методический словарик. Толковый словарь терминов методики обучения языкам / Р.К. Миньяр–Белоручев. – М.: Высшая школа, 1996. – 240 с.

16. Миньяр–Белоручев, Р.К. Теория и методы перевода / Р.К. Миньяр–Белоручев. – М.: Московский Лицей, 1996. – 298 с.

17. Миролюбов, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / А.А. Миролюбов, И.В. Рахманов. – М.: Просвещение, 1967. – 503 с.

18. Новые государственные стандарты по иностранному языку 2–11 классы. / Москва: АСТ: Астрель, 2006. – 380 с.

19. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ИТИ Технологии, 2005. – 944 с.

20. Опарина, Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций / Е.Н. Опарина; РГПУ им. С.А. Есенина. – Рязань, 2005. – 40 с.

21. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.

22. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, 1989. — 276 с.

23. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1988. – 223 с.

24. Пассов, Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматического навыка: учеб. пособие / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 1978. – 168 с.

25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 285 с.

26. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В. Рахманов. – М.: Высшая школа, 1980. – 120 с.

27. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

28. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед.вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.

29. Филатов, В.М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебно – методическая разработка для студентов педколледжей, пединститутов, педуниверситетов / В.М. Филатов. – Ростов н/Д: АНИОН, 2004. – 112 с.

30. Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения – основа семантической компетенции обучающихся / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. – 2007. - №4. – с.19 – 25.

31. Шамов, А.Н. Обучение лексической стороне речи и пути ее совершенствования в условиях средней школы / Шамов А.Н. // Педагогика. – 2011. - №4. – с.88 – 93.

32. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студ. пединститутов / С.Ф. Шатилов. – М.: Высшая школа, 1986. – 223 с.

33. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие / С.Ф. Шатилов. – Л.: Просвещение, 1977. – 295 с.

34. Щерба, Л.В. Преподавание иностранных языков в школе. Общие вопросы методики: Учебное пособие для студентов филологических факультетов.3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2002.

35. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1974. — 427с.

36. Шубин, Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам / Э.П. Шубин. – М.: Учпедгиз, 1963. – 192с.

37. Щукин, А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: Учеб. пособие для вузов / А.Н. Щукин. – М.: Высшая школа, 2010. – 349с.

 

ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Выполнил:

студент 4 курса

очной формы обучения

Чарыев Бегназар Мухамметназарович

Руководитель:

 

 

_______________________________

оценка

_______________________________

дата, подпись руководителя

 

 

Глазов, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические положения изучения лексического материала на среднем этапе обучения …………………………………………………………….5

1.1 Характеристика среднего этапа обучения лексической стороне иноязычной речи (лексических навыков)………………………………….………5

1.2 Основные этапы обучения лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения …………………………………………….........................9

1.3 Формирование практических лексических навыков иноязычной речи на среднем этапе обучения ……………………………………………………….…13

Выводы по первой главе ………………………………………………………….18

Глава 2. Практическая реализация исследования по обучению лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения в школе ……….………20

2.1 Формирование гипотезы и условий введения и закрепления лексического материала на среднем этапе обучения ……………………………………………20

2.2 Технология обучения лексической стороне иноязычной речи ……………24

Выводы по второй главе ………………………………………………………….30

Заключение …………………………………………………………………….…..32

Список литературы ……………………………………………….……………….34

 

Введение

Обучение иностранному языку - это в первую очередь обучение лексике. Знание лексических основ иностранного языка позволяет использовать его в общении. Лексические ресурсы играют важную роль в формировании и формулировании мыслей. Слова помогают нам называть вещи вокруг нас и передавать наши мысли. В процессе изучения иностранного языка происходит формирование, развитие и совершенствование лексических навыков. Они составляют прочную основу для развития языковых навыков.

К этой проблеме обращались ряд ученых, в частности Бабинская П.К., Миролюбов А.А., Рахманов И.В., которые ставят общие проблемы методики изучения иностранных языков [2, 17, 26], а также Бронская В.С., Бухбиндер В.А., Шамов А.Н. Проблемы развития лексических навыков рассматривали также [4, 5, 6, 30, 31], а Берман И.М., Опарина Е.А., Пассов Е.И., отдавали предпочтение коммуникативному способу обучения [3, 20, 21, 22, 23].

Актуальность исследования основывается на необходимости изучения лексического запаса с дальнейшим использованием словарного запаса иностранного языка в разных видах языковой деятельности, что с одной стороны помогает студенту овладеть иностранным языком как средством общения, а также обеспечивает восприятие и понимание текстов в процессе чтения, что способствует повышению общего уровня образования [16].

Целью данного исследования является определение специфики обучения лексической стороне иноязычной речи на уроке иностранного языка на среднем уровне обучения.

Основные задачи исследования:

 изучить теоретические основы иноязычной лексики на среднем этапе обучения;

 выделить основные этапы обучения лексической стороне иноязычной речи на среднем этапе обучения языку;

 сделать обзор и описание упражнений на развитие лексических навыков;

 проанализировать учебник английского учебника (Английский язык 5 класс, авторы - Кузовлев, Лапа, Костина).

 разработать задания по внедрению и закреплению лексического материала для обучения лексической стороне иностранного языка;

 проанализировать особенности закрепления лексического материала на среднем этапе обучения иностранному языку.

Объект исследования - лексический иноязычный материал в обучении иностранным языкам.

Предмет исследования - процесс обучения лексической стороне иностранного языка на среднем этапе обучения иностранному языку.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обобщены теоретические представления об уровнях и методиках обучения лексической стороне иноязычной речи на на уроке иностранного языка и выделены особенности закрепления лексического материала на основе УМК Student's book (стьюденс стьюдент бук) - Английский язык 5 класс (Учебник Кузовлев, Лапа, Костина) на среднем этапе обучения.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть непосредственно использованы для обучения школьников на основе этого предложения в общеобразовательной школе на среднем этапе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работе использовано 37 источников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.064 с.)