I . Пищеварение в полости рта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Пищеварение в полости рта



ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

 

 

Уфа – 2004

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................................................................................4

I.  Пищеварение в полости рта.........................................................................................................................................6

II. Пищеварение в желудке.............................................................................................................................................. 19

III. Пищеварение в тонком кишечнике............................................................................................................................. 11

IV. Исследование двигательной функции пищеварительного тракта.......................................................................... 13

V. Основные принципы исследования секреторной и моторной функции желудочно-кишечного тракта....... 15

VI. Вопросы для самостоятельной работы студентов.................................................................................................... 17

VII. Ответы на ситуационные задачи.................................................................................................................................20

Литература...............................................................................................................................................................................21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для осуществления метаболизма, адекватного потребностям организма, необходимы питательные вещества, единственным источником которых является пища. С пищей в организм поступают белки, углеводы, жиры, минеральные соли и витамины. Белки участвуют в синтезе ферментов, гормонов; в состав ядерного белка входят нуклеиновые кислоты; жиры и глюкозоаминогликаны являются компонентами клеточных мембран. Минеральные соли участвуют в поддержании осмотического давления крови и межклеточной жидкости, создают ионный градиент мембраны возбудимых клеток. Однако белки, жиры и углеводы в том виде, в каком они содержатся в пище, не могут проникнуть через клеточные мембраны и всосаться в кровь. Они должны быть предварительно разделены на более простые соединения, что и осуществляется в пищеварительном тракте в результате процесса пищеварения.

Под пищеварением   понимают совокупность процессов, обеспечивающих механическую и химическую обработку и превращение пищевых веществ в простые химические соединения, которые способны усваиваться клетками организма. Пищеварительный аппарат выполняет следующие функции:

- Двигательная или моторная функция осуществляется за счет мускулатуры пищеварительного аппарата и начинается с жевания в полости рта, глотания, передвижения пищи по пищеводу и желудку. В желудке различают в основном два вида движений - тонические, обеспечивающие пропитывание химуса желудочным соком, и периодические, способствующие перемещению химуса. В тонкой кишке выделяют следующие виды движений: маятникообразные, перистальтические и ритмическую сегментацию. В толстой кишке к этим видам движений присоединяются антиперистальтические движения. Моторная функция кишечника обеспечивает также удаление из организма неперевариемых остатков пищи.

- Секреторная функция заключается в выработке железистыми клетками пищеварительных соков: слюны, желудочного, панкреатического, кишечного соков и желчи. Пищеварительные соки содержат ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы на более простые химические соединения - аминокислоты, глицерин, жирные кислоты и моносахариды. Минеральные соли, витамины, вода поступают в кровь в неизмененном виде.

- Инкреторная функция связана с образованием в пищеварительном тракте некоторых гормонов, которые регулируют процесс пищеварения.

- Экскреторная функция выражается в том, что пищеварительные железы выделяют в полость пищеварительного тракта продукты обмена, например желчные пигменты. мочевину, аммиак, а также соли тяжелых металлов и лекарственные вещества, которые затем выводятся из организма.

- Всасывательная функция осуществляется слизистой оболочкой полости рта, желудка и кишечника.

Количество питательных веществ в крови является пластичной физиологической константой, которая поддерживается функциональной системой питания. Она формируется при отклонении константы какого-либо питательного вещества от нормальной величины, то есть в ее основе лежит принцип саморегуляции.

4-5

Оформление результатов работы

  1. Данные проведенного исследования занести в таблицу:

 

№ п/п   Раздражающее вещество   Объем слюноотделения (мл)  

 

2. Сделать вывод, указав причины отделения различных объемов слюны на раздражающие вещества.

 

Работа 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ САЛИВАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА

 

Оборудование: бюксы, марлевые салфетки (5x5 см, сложенные вчетверо), аналитические весы, на которых взвешивается каждая бюкса до и после опыта.

Ход работы. Исследование проводят на студентах.

1. Оценка основного слюноотделения: испытуемый кладет пинцетом на спинку языка марлевую салфетку и закрывает рот. Через 2 минуты салфетку переносят в бюксу.

2. Влияние задержки дыхания: испытуемый кладет на спинку языка марлевую салфетку на 2 минуты, в течение которых задерживает дыхание на максимально долгий срок. Через 2 минуты салфетку переносят в бюксу.

3. Значение второй сигнальной системы: в течение 2 минут, когда салфетка будет находиться на спинке языка испытуемого, руководитель группы с увлечением рассказывает о том, что происходит, когда человек нарезает и. собирается попробовать лимон.

Собрав три порции слюны, бюксы взвешивают и вычисляют прирост веса.

Оформление протокола. Данные занести в таблицу:

 

№ п/п   Условия исследования   Прирост веса салфетки (г)  

 

Сделать вывод, сравнив весовые объемы и указав причины, влияющие на регуляцию слюноотделения.

 

Ситуационные задачи

1. Какой физиологический механизм лежит в основе поговорки «слюнки текут»?

2. Почему при волнении у человека пересыхает во рту? Каков механизм данного явления?

3. Как изменится слюноотделение после введения в организм атропина? Почему?

 

II. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ

Пищеварительными функциями желудка являются: депонирование пищи, ее дальнейшая механическая и химическая обработка, постепенная порционная эвакуация химуса в кишечник. Находясь в желудке, пища набухает, разжижается, некоторые из ее компонентов подвергаются гидролизу ферментами желудочного сока, а также ферментами слюны, которые в дальнейшем инактивируются под действием соляной кислоты.

Основными компонентами желудочного сока являются: соляная кислота, необходимая для денатурации и набухания белков и создания оптимального значения рН среды для пепсиногенов; протеолитические ферменты (пепсин, гастриксин, ренин), которые осуществляют начальный гидролиз белков до альбумоз и пептонов; и мукоиды, создающие слизистый защитный барьер стенок желудка. В желудочном соке также имеется фермент липаза, которая вследствие малой активности гидролизует только эмульгированные жиры. Липолитическая активность желудочного сока имеет важное значение для детей грудного возраста в период их молочного вскармливания (расщепление уже эмульгированных жиров молока).

 

Цель работы: выявить протеолитическую активность желудочного сока и определить оптимальные условия действия ферментов пепсина и ренина.

 

Работа 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕРМЕЫТАТИВНЫХ СВОЙСТВ

 ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА.

Для работы необходимы: натуральный желудочный сок, фибрин, 0,5% раствор НС1, 0,5% раствор NaНСОз, штатив с пробирками, водяная баня, термометр, спиртовка, лакмусовая бумага, маркер или стеклограф.

Ход работы. Опыт проводят в пяти пронумерованных пробирках по следующей схеме:

1-я пробирка - 2 мл 0,5% НС1 + фибрин.

2-я пробирка - 2 мл желудочного сока + фибрин.

3-я пробирка - 2 мл нейтрализованного желудочного сока (добавляют раствор соды до синеватого окрашивания лакмусовой бумаги) + фибрин.

4-я пробирка - 2 мл прокипяченного желудочного сока + фибрин.

5-я пробирка - 2 мл желудочного сока + фибрин.

Во все пробирки кладут одинаковое количество фибрина (0,1-0,3 г).

Первые 4 пробирки помещают в термостат или водяную баню при температуре 38-40 °С, 5-ю пробирку помещают в холодильник или стакан со льдом. Через 30 минут извлекают пробирки и определяют состояние кусочков фибрина. Во всех пробирках проводят биуретовую реакцию на наличие белков.

Биуретовая реакция - используют 1% раствор NaОН (или КОН) и 3% раствор СuSО4. В пробирки наливают по 1-3 мл 1% NaОН, затем осторожно приливают в каждую пробирку по очереди 3 капли разведенного СиЗО4, каждый раз встряхивая пробирку. Если окрашивание незаметно или очень слабое, прибавляют еще по 2 капли раствора СuSО4 до явственного окрашивания.

Белки окрашивают содержимое в сине-фиолетовый цвет, наличие пептонов в растворе дает красно-фиолетовое окрашивание.

 

Оформление протокола.

1. Результаты опыта занести в таблицу:

 

№ п/п   Содержимое пробирок   Результаты опыта (состояние фибрина)   Объяснение причин изменения фибрина  

 

2. Сделать вывод, дав объяснение о переваривании белков ферментами желудочного сока, отметив оптимальные условия действие (реакция среды, температура).

 

Работа 2. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА МОЛОКО

 

Для работы необходимы: желудочный сок, молоко, сода (СаСОз), 0,5% раствор HCl, штатив с пробирками, пипетки, водяная баня, термометр, спиртовка, маркер или стеклограф.

Ход работы. Опыт проводят в 4 пронумерованных пробирках по следующей схеме:

1-я пробирка - 1 мл желудочного сока + 2 мл молока.

2-я пробирка - 1 мл прокипяченного желудочного сока + 2 мл молока.

3-я пробирка - 1 мл нейтрализованного желудочного сока (добавить СаСОз) + 2 мл молока.

4-я пробирка - 1 мл 0,5% НС1 + 2 мл молока.

Все пробирки помещают в термостат или водяную баню при температуре 40°С на 15 минут. После чего вынимают пробирки и отмечают наличие эффекта - створаживание молока.

Оформление протокола.

1. Результаты опыта занести в таблицу:

 

№ п/п   Содержимое пробирок   Результаты опыта  

 

2. Сделать вывод, объяснив причину створаживания молока желудочным соком, отметив, при каких условиях среды происходит данный процесс.

 

Ситуационные задачи

1. Почему больному с повышенной кислотностью желудочного сока не рекомендуется, есть жареное мясо?

2. После хирургического удаления пилорической части желудка у больного 10произошло резкое снижение желудочной секреции. Почему?

3. Будет ли происходить секреция желудочного сока при перерезке блуждающего нерва, иннервирующего желудок?

4. У больного снижена кислотность желудочного сока. Скажется ли это на процессах пищеварения в желудке и почему?

5. Назовите рефлексы и их рецептивные поля, которые участвуют в регуляции желудочной секреции.

 

ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

 

Работа 1 МАСТИКАЦИОГРАФИЯ

Мастикациография - регистрация движений нижней челюсти при жевании, отражающая различные фазы моторного компонента жевания.

Мастикациограф (по И.С.Рубинову) состоит из резинового баллона, пластмассового футляра, системы трубок, которые при помощи воздушной передачи передают изменения давления в баллоне на капсулу Марея. Резиновый баллон фиксируется под нижней челюстью человека. Для этого используются пластмассовый футляр и специальная лента. Запись движения нижней челюсти при жевании производится на вращающемся барабане кимографа.

Мастикациограмма состоит из следующих друг за другом волнообразных кривых - жевательных волн. Подъем, кривой соответствует опусканию нижней челюсти. При анализе мастикациограммы выделяют жевательный период, который состоит из следующих друг за другом фаз:

1-я фаза - состояние покоя

2-я фаза - введения пищи в рот

3-я фаза - ориентировочная фаза жевания

4-я фаза - основная фаза жевания

5-я фаза - формирование пищевого комка

Цель работы: убедиться, что жевание пищи различной консистенции сопровождается разной частотой, продолжительностью и амплитудой жевательных движений нижней челюсти.

Для работы необходимы: мастикациограф (по Рубинову И.С.), пищевые раздражители (сухари, свежий хлеб, яблоки, конфеты и т.д.).

Ход работы: исследование проводят на студентах. Резиновую манжетку накладывают под нижнюю челюсть, фиксируя ее на голове. Открыв зажим, через резиновую трубку надувают манжетку, соединенную с капсулой Марея, накладывают зажим и записывают на кимографе мастикациограмму при жевании пищи различной консистенции.

Оформление протокола: зарисовать мастикациограммы, полученные при жевании различных пищевых продуктов (например мягкого хлеба и сухаря), проанализировать их и сделать вывод, указав, от чего зависит характер жевания и его продолжительность.

Работа 2. ЗАПИСЬ СОКРАЩЕНИЙ ТОЛСТОЙ КИШКИ У ЛЯГУШКИ

Для работы необходимы: лягушка, кимограф, штатив с рычажком и серфином, лигатуры, раствор Рингера, раствор пилокарпина (в разведении 1:10000), раствор адреналина (в разведении 1:1000).

Ход работы:

Лягушке произвести декапитацию и разрушить спинной мозг. Поместить лягушку на препаровальный столик, вскрыть брюшную полость. На 1-2 см выше места перехода тонкой кишки в толстую наложить две лигатуры, между ними перерезать тонкий кишечник. Нитку присоединить к писчику. Сокращения кишки могут начаться через 20-30 минут. До этого необходимо орошать кишку теплым раствором Рингера. На медленно вращающемся барабане кимографа записать нормальные сокращения, затем нанести на кишку 1-2 капли раствора пилокарпина. Сокращения усиливаются. После промывания кишки раствором Рингера продолжить записывание нормальных сокращений, затем нанести 1-2 капли раствора адреналина и пронаблюдать ослабление перистальтики.

Оформление работы: зарисовать полученные миограммы и сделать вывод, объяснив механизм изменения перистальтики кишечника при действии различных веществ.

 

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО РАЗДЕЛУ «Физиология системы пищеварения»

1. Значение пищеварения в жизнедеятельности организма. Функции пищеварительного тракта.

2. Типы пищеварения (внутриклеточное, полостное, мембранное). Основные этапы.

3. Методы изучения функций пищеварительного тракта. И.П.Павлов - создатель хронических экспериментальных методик исследования. Методы исследования пищеварения у человека, значение для клиники.

4. Пищеварение в полости рта: механическая и химическая обработка пищи. Жевание, регуляция жевания.

5. Слюнные железы, слюноотделение. Количество, состав и свойства слюны, ее физиологическое значение. Регуляция слюноотделения.

6. Глотание, его фазы, методы изучения, регуляция.

7. Пищеварение в желудке. его роль в пищеварительной системе. Секреторная деятельность желудка. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция секреции желудочных желез. Определение переваривающей силы желудочного сока.

8. Кривые отделения желудочного сока на различные пищевые вещества.

9. Моторная и эвакуаторная деятельность желудка, ее регуляция.

10. Методики изучения желудочной секреции у животных (фистула желудка, «изолированный желудочек», эзофаготомия).
11. Современные методы изучения желудка (рентгенография, электрогастрография, эндорадиозондирование, зондирование).

12.Пищеварение в тонкой кишке. Двенадцатиперстная кишка. Поджелудочная железа. Состав и свойства поджелудочного сока, механизмы адаптации его секреции к различным пищевым веществам. Регуляция панкреатической секреции.

13.Печень, ее функции. Состав и свойства желчи, значение в пищеварении.

Желчеобразование и желчевыделение, их регуляция.

14..Кишечная секреция. Состав и свойства кишечного секрета. Регуляция кишечной секреции. Полостной и мембранный (А.М. Уголев) гидролиз питательных веществ. Моторная деятельность тонкой кишки, регуляция, значение для пищеварения.

15.Пшцеварение в толстой кишке. Значение микрофлоры и газа в кишечнике. Моторика толстой кишки. Дефекация.

16. Всасывание. Всасывание различных веществ в отделах пищеварительного тракта, его механизмы. Регуляция всасывания.

17. Физиологические основы голода и насыщения.

 

 

VII. ОТВЕТЫ НА СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1. «Слюнки текут» - результат условно-рефлекторной секреции слюнных желез при виде, запахе вкусной пищи или разговоре о ней.

2. Эмоциональное состояние организма может сопровождаться повышением тонуса симпатической нервной системы. Стимуляция симпатических нервов вызывает отделение незначительного количества слюны вязкой консистенции, богатой органическими веществами и содержащей относительно мало солей.

3. Слюноотделение уменьшится или прекратится. Данный эффект зависит от дозы атропина, так как атропин блокирует М-холинорецепторы слюнных желез. В результате влияние парасимпатической нервной системы прекращается.

 

1. В жареном мясе содержится много экстрактивных веществ, которые вызывают секрецию желудочного сока с высоким содержанием соляной кислоты.

2. В пилорическом отделе желудка находятся G-клетки, вырабатывающие гормон гастрин, который повышает активность главных и париетальных гландулоцитов, вырабатывающих ферменты и соляную кислоту.

3. Секреция желудочного сока будет происходить за счет гуморальных механизмов регуляции, но количество выделяемого сока будет значительно меньше

4. Нарушается гидролиз белков, так как соляная кислота участвует в процессах денатурации белков и активизации пепсиногенов.

5. Безусловные рефлексы с рецепторов языка, рецепторов желудка, периферические рефлексы с рецепторов желудка. Условные рефлексы с различных рецептивных полей.

 

1. Уменьшается количество секретируемого сока и содержания в нем ферментов, так как нарушается начальная фаза секреции, связанная с условными и безусловными рефлексами. Эфферентные влияния, идущие от продолговатого мозга в момент жевания и глотания пищи, не поступают к поджелудочной железе.

2. Секреция поджелудочного сока увеличится, так как соляная кислота стимулирует образование секретина. Данный гормон 12-перстной кишки вызывает выделение большого количества панкреатического сока, богатого бикарбонатами, но бедного ферментами, так как гормон почти не действует на клетки ацинусов поджелудочной железы, которые секретируют ферменты.

3. Полипептиды, экстрактивные вещества, желчные кислоты, гипертонические растворы солей, растительная клетчатка.

4. Нарушится гидролиз и всасывание жиров, ухудшится перистальтика кишечника.

5. Замедление гидролиза пищевых веществ, ухудшение процессов всасывания.

6. Нарушится процесс расщепления белков, так как энтерокиназа активирует трипсиноген панкреатического сока, превращая его в трипсин.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ

 

Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

 

 

Уфа – 2004

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................................................................................................4

I.  Пищеварение в полости рта.........................................................................................................................................6

II. Пищеварение в желудке.............................................................................................................................................. 19

III. Пищеварение в тонком кишечнике............................................................................................................................. 11

IV. Исследование двигательной функции пищеварительного тракта.......................................................................... 13

V. Основные принципы исследования секреторной и моторной функции желудочно-кишечного тракта....... 15

VI. Вопросы для самостоятельной работы студентов.................................................................................................... 17

VII. Ответы на ситуационные задачи.................................................................................................................................20

Литература...............................................................................................................................................................................21

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для осуществления метаболизма, адекватного потребностям организма, необходимы питательные вещества, единственным источником которых является пища. С пищей в организм поступают белки, углеводы, жиры, минеральные соли и витамины. Белки участвуют в синтезе ферментов, гормонов; в состав ядерного белка входят нуклеиновые кислоты; жиры и глюкозоаминогликаны являются компонентами клеточных мембран. Минеральные соли участвуют в поддержании осмотического давления крови и межклеточной жидкости, создают ионный градиент мембраны возбудимых клеток. Однако белки, жиры и углеводы в том виде, в каком они содержатся в пище, не могут проникнуть через клеточные мембраны и всосаться в кровь. Они должны быть предварительно разделены на более простые соединения, что и осуществляется в пищеварительном тракте в результате процесса пищеварения.

Под пищеварением   понимают совокупность процессов, обеспечивающих механическую и химическую обработку и превращение пищевых веществ в простые химические соединения, которые способны усваиваться клетками организма. Пищеварительный аппарат выполняет следующие функции:

- Двигательная или моторная функция осуществляется за счет мускулатуры пищеварительного аппарата и начинается с жевания в полости рта, глотания, передвижения пищи по пищеводу и желудку. В желудке различают в основном два вида движений - тонические, обеспечивающие пропитывание химуса желудочным соком, и периодические, способствующие перемещению химуса. В тонкой кишке выделяют следующие виды движений: маятникообразные, перистальтические и ритмическую сегментацию. В толстой кишке к этим видам движений присоединяются антиперистальтические движения. Моторная функция кишечника обеспечивает также удаление из организма неперевариемых остатков пищи.

- Секреторная функция заключается в выработке железистыми клетками пищеварительных соков: слюны, желудочного, панкреатического, кишечного соков и желчи. Пищеварительные соки содержат ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы на более простые химические соединения - аминокислоты, глицерин, жирные кислоты и моносахариды. Минеральные соли, витамины, вода поступают в кровь в неизмененном виде.

- Инкреторная функция связана с образованием в пищеварительном тракте некоторых гормонов, которые регулируют процесс пищеварения.

- Экскреторная функция выражается в том, что пищеварительные железы выделяют в полость пищеварительного тракта продукты обмена, например желчные пигменты. мочевину, аммиак, а также соли тяжелых металлов и лекарственные вещества, которые затем выводятся из организма.

- Всасывательная функция осуществляется слизистой оболочкой полости рта, желудка и кишечника.

Количество питательных веществ в крови является пластичной физиологической константой, которая поддерживается функциональной системой питания. Она формируется при отклонении константы какого-либо питательного вещества от нормальной величины, то есть в ее основе лежит принцип саморегуляции.

4-5

I. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА

 

В ротовой полости происходят апробирование пищи на съедобность, ее пережевывание и измельчение зубами, смачивание слюной, частичная химическая обработка и формированиие пищевого комка. Чем полноценнее акт жевания, тем более качественно будут протекать процессы пищеварения и в других отделах желудочно-кишечного тракта: секреторная функция желудка и поджелудочной железы, моторная деятельность желудка и т.д. Слюна, расщепляя пищевые вещества, делает их доступными для рецепторов вкуса, что способствует формированию вкусовых ощущений и влияет на аппетит.

В ротовой полости осуществляется начальный гидролиз полисахаридов (крахмала и гликогена) за счет содержащихся в слюне амилолитических ферментов - амилазы и мальтазы. Оптимум их действия находится в пределах нейтральной реакции среды при нормальной температуре тела.

 

Цель работы: выявить роль слюны в пищеварительной и защитной функциях организма.

 

Работа 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕРМЕНТАТИВНЫХ СВОЙСТВ СЛЮНЫ

 

Для работы необходимы: 1% раствор вареного крахмала, сырой крахмал, раствор Люголя, реактив Феллинга, штатив с пробирками, пипетки, маркер, термостат или водяная баня, лед, спиртовка.

Реактив Феллинга состоит из двух растворов, которые готовят и хранят отдельно, а перед употреблением смешивают в равных объемах.

1-й реактив - 5 г NaОН (или 12,5 г КОН) и 17,5 г (калий-натрий виннокислый или сегнетова соль) растворяют в 50 мл дистиллированной воды.

2-й реактив - 3,5 г CuSO4 х 5Н2О (медный купорос) растворяют в 50 мл дистиллированной воды.

Раствор Люголя - 0.1 г кристаллического йода и 0,15 г КI растирают в ступке и добавляют 150 мл дистиллированной воды. В качестве реактива на крахмал можно использовать 5% спиртовый раствор йода, разбавленный дистиллированной водой в 8 раз.

Приготовление крахмального клейстера (вареный крахмал): 1/4 чайной ложки картофельного крахмала размешать в 50 мл холодной воды и затем понемногу приливать данный раствор к 200 мл прокипяченной воды, постоянно помешивая раствор. Кипятить в течение 1 минуты, после чего клейстер охладить.

Слюну собаки берут у подопытных животных с выведенным протоком околоушной слюнной железы.

Ход работы.

Собирают слюну в пробирки с помощью капсулы или естественным путем. Можно ополоснуть рот дистиллированной водой 2-3 раза, собирая жидкость в стаканчик, затем собранную жидкость отфильтровывают. Для постановки опыта необходимо около 10 мл слюны.

Для опыта берут 5 пронумерованных пробирок. В 4 пробирки приливают по 2 мл слюны человека, в 5-ую пробирку отмеряют 2 мл слюны собаки. Далее в 1, 4 и 5-ую пробирки добавляют 1 мл раствора вареного крахмала, во 2-ую пробирку добавляют сырой крахмал (на кончике скальпеля), 3-ю пробирку предварительно нагревают на спиртовке до кипения, охлаждают и добавляют 1 мл раствора вареного крахмала.

Все пробирки, кроме 4-ой, помещают в термостат или водяную баню с температурой 37-38 °С, 4-ю пробирку ставят в холодильник или в стакан со льдом. Через 30 минут пробирки вынимают, их содержимое делят на две части, для чего дополнительно нумеруют еще 5 пробирок. С одной частью производят реакцию на крахмал, добавляя раствор Люголя, с другой - пробу на сахар, добавляя реактив Феллинга.

Если есть крахмал, то при добавлении 1-2 капель раствора Люголя содержимое пробирки приобретает синий цвет.

При добавлении 1-2 мл реактива Феллинга и нагревании содержимого пробирок до кипения, определяют наличие простых сахаров, т.е. продуктов расщепления крахмала ферментами слюны. Окрашивание содержимого в буро-красный цвет свидетельствует о наличии простых сахаров.

Результаты работы и их оформление. Составьте таблицу и внесите в нее результаты опыта, проанализируйте полученные данные и сделайте вывод о переваривающих свойствах амилазы и слюны у человека.

 

№ п/п

 

Содержимое пробирок

 

Цвет содержимого пробирок после добавления

 

раствора Люголя   реактива Феллинга  

 

Примечание: Определение наличия простых сахаров можно провести с помощью пробы Троммера. Для этого к содержимому пробирок приливают 1/3 объема 10% №ОН и добавляют 1-2 капли 0,1% раствора медного купороса (Си5О4) до получения ярко-синего окрашивания; затем нагревают над спиртовкой до кипения. Образуется вначале желтый осадок гидрата закиси меди (СuOН), который при дальнейшем нагревании переходит в красный осадок закиси меди (Сu2O).

 

Работа 2.  КАЧЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ НА МУЦИН

 

К 2 мл слюны человека приливают 1 мл 10% раствора уксусной кислоты (СНзСООН). Наблюдают реакцию выпадения муцина в виде белого осадка. Сделать вывод, указав роль муцина в слюне.

 

Работа 3. ОСОБЕННОСТИ СЛЮНООТДЕЛЕНИЯ ПРИ ДЕЙСТВИИ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ НА СЛИЗИСТУЮ ОБОЛОЧКУ ПОЛОСТИ РТА

Для работы необходимо: дистиллированная вода, 5% раствор глюкозы, лимонный сок (или 10% раствор лимонной кислоты), раствор горечи (соли), 4 пробирки с делениями, штатив, маркер.

Ход работы. Исследование проводят на студентах. В полость рта поочередно вводят по 1 мл воды, раствора глюкозы, лимонного сока, раствора горечи, которыми ополаскивают рот, а затем выплевывают их в лоток. После полоскания в 4 разные мерные пробирки в течение 2 минут собирают слюну.

Оформление результатов работы

  1. Данные проведенного исследования занести в таблицу:

 

№ п/п   Раздражающее вещество   Объем слюноотделения (мл)  

 

2. Сделать вывод, указав причины отделения различных объемов слюны на раздражающие вещества.

 

Работа 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ САЛИВАЦИИ У ЧЕЛОВЕКА

 

Оборудование: бюксы, марлевые салфетки (5x5 см, сложенные вчетверо), аналитические весы, на которых взвешивается каждая бюкса до и после опыта.

Ход работы. Исследование проводят на студентах.

1. Оценка основного слюноотделения: испытуемый кладет пинцетом на спинку языка марлевую салфетку и закрывает рот. Через 2 минуты салфетку переносят в бюксу.

2. Влияние задержки дыхания: испытуемый кладет на спинку языка марлевую салфетку на 2 минуты, в течение которых задерживает дыхание на максимально долгий срок. Через 2 минуты салфетку переносят в бюксу.

3. Значение второй сигнальной системы: в течение 2 минут, когда салфетка будет находиться на спинке языка испытуемого, руководитель группы с увлечением рассказывает о том, что происходит, когда человек нарезает и. собирается попробовать лимон.

Собрав три порции слюны, бюксы взвешивают и вычисляют прирост веса.

Оформление протокола. Данные занести в таблицу:

 

№ п/п   Условия исследования   Прирост веса салфетки (г)  

 

Сделать вывод, сравнив весовые объемы и указав причины, влияющие на регуляцию слюноотделения.

 

Ситуационные задачи

1. Какой физиологический механизм лежит в основе поговорки «слюнки текут»?

2. Почему при волнении у человека пересыхает во рту? Каков механизм данного явления?

3. Как изменится слюноотделение после введения в организм атропина? Почему?

 

II. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ЖЕЛУДКЕ

Пищеварительными функциями желудка являются: депонирование пищи, ее дальнейшая механическая и химическая обработка, постепенная порционная эвакуация химуса в кишечник. Находясь в желудке, пища набухает, разжижается, некоторые из ее компонентов подвергаются гидролизу ферментами желудочного сока, а также ферментами слюны, которые в дальнейшем инактивируются под действием соляной кислоты.

Основными компонентами желудочного сока являются: соляная кислота, необходимая для денатурации и набухания белков и создания оптимального значения рН среды для пепсиногенов; протеолитические ферменты (пепсин, гастриксин, ренин), которые осуществляют начальный гидролиз белков до альбумоз и пептонов; и мукоиды, создающие слизистый защитный барьер стенок желудка. В желудочном соке также имеется фермент липаза, которая вследствие малой активности гидролизует только эмульгированные жиры. Липолитическая активность желудочного сока имеет важное значение для детей грудного возраста в период их молочного вскармливания (расщепление уже эмульгированных жиров молока).

 

Цель работы: выявить протеолитическую активность желудочного сока и определить оптимальные условия действия ферментов пепсина и ренина.

 

Работа 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕРМЕЫТАТИВНЫХ СВОЙСТВ

 ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА.

Для работы необходимы: натуральный желудочный сок, фибрин, 0,5% раствор НС1, 0,5% раствор NaНСОз, штатив с пробирками, водяная баня, термометр, спиртовка, лакмусовая бумага, маркер или стеклограф.

Ход работы. Опыт проводят в пяти пронумерованных пробирках по следующей схеме:

1-я пробирка - 2 мл 0,5% НС1 + фибрин.

2-я пробирка - 2 мл желудочного сока + фибрин.

3-я пробирка - 2 мл нейтрализованного желудочного сока (добавляют раствор соды до синеватого окрашивания лакмусовой бумаги) + фибрин.

4-я пробирка - 2 мл прокипяченного желудочного сока + фибрин.

5-я пробирка - 2 мл желудочного сока + фибрин.

Во все пробирки кладут одинаковое количество фибрина (0,1-0,3 г).

Первые 4 пробирки помещают в термостат или водяную баню при температуре 38-40 °С, 5-ю пробирку помещают в холодильник или стакан со льдом. Через 30 минут извлекают пробирки и определяют состояние кусочков фибрина. Во всех пробирках проводят биуретовую реакцию на наличие белков.

Биуретовая реакция - используют 1% раствор NaОН (или КОН) и 3% раствор СuSО4. В пробирки наливают по 1-3 мл 1% NaОН, затем осторожно приливают в каждую пробирку по очереди 3 капли разведенного СиЗО4, каждый раз встряхивая пробирку. Если окрашивание незаметно или очень слабое, прибавляют еще по 2 капли раствора СuSО4 до явственного окрашивания.

Белки окрашивают содержимое в сине-фиолетовый цвет, наличие пептонов в растворе дает красно-фиолетовое окрашивание.

 

Оформление протокола.

1. Результаты опыта занести в таблицу:

 

№ п/п   Содержимое пробирок   Результаты опыта (состояние фибрина)   Объяснение причин изменения фибрина  

 

2. Сделать вывод, дав объяснение о переваривании белков ферментами желудочного сока, отметив оптимальные условия действие (реакция среды, температура).

 

Работа 2. ВЛИЯНИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА МОЛОКО

 

Для работы необходимы: желудочный сок, молоко, сода (СаСОз), 0,5% раствор HCl, штатив с пробирками, пипетки, водяная баня, термометр, спиртовка, маркер или стеклограф.

Ход работы. Опыт проводят в 4 пронумерованных пробирках по следующей схеме:

1-я пробирка - 1 мл желудочного сока + 2 мл молока.

2-я пробирка - 1 мл прокипяченного желудочного сока + 2 мл молока.

3-я пробирка - 1 мл нейтрализованного желудочного сока (добавить СаСОз) + 2 мл молока.

4-я пробирка - 1 мл 0,5% НС1 + 2 мл молока.

Все пробирки помещают в термостат или водяную баню при температуре 40°С на 15 минут. После чего вынимают пробирки и отмечают наличие эффекта - створаживание молока.

Оформление протокола.

1. Результаты опыта занести в таблицу:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.207 с.)