В чем проявляется творческий характер сознания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем проявляется творческий характер сознания?



а) в сохранении существующего;

б) в воссоздании старого;

в) в создании нового.

 

Что такое агностицизм?

а) отрицание познаваемости мира;

б) отрицание искренности людей;

в) отрицание сердечности отношений.

Что такое сенсуализм?

а) направление в философии, согласно которому чувства являются источником познания;

б) направление в философии, согласно которому разум является источником познания;

в) направление в философии, согласно которому интуиция является источником познания.

Что такое индукция?

а) движение мысли от незнания к знанию;

б) движение мысли от общего к частному;

в) движение мысли от частного к общему.

Что такое абсолютная истина?

а) идеальное представление о предмете;

б) исчерпывающее знание об объекте;

в) само совершенство.

Что такое дедукция?

а) движение мысли от простого к сложном;

б) движение мысли от общего к частному;

в) движение мысли от частного к общему.

 

 

ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

План

1. Основные подходы к пониманию человека.

2. Философия пола.

3. Сущность и специфика духовного мира человека.

 

1. Обращение к истории философии позволяет выделить 4 основные подхода к пониманию человека: человек как биологическое существо, человек как духовное существо, человек как социальное существо, человек как био-социо-духовное существо. Рассмотрим указанные подходы.

Человек как биологическое существо. Давно было отмечено, что тело является основой человеческого существа. Скажем больше, без тела нет и не может быть человека. Наше тело – это наша судьба. Тело нам дается нашими родителями. Никто и никогда не выбирал свое тело. Он его получил таким, каким получил. Скажем, человек рождается мальчиком или девочкой, и путь его жизни мужчины или женщины уже задан. Тело изменчиво. В течение жизни тело растет, достигает своего расцвета и увядает. В зависимости от состояния тела человек по-разному смотрит на жизнь, свое место в мире. С помощью тела мы познаем мир. Возьмем только нашу кожу. Она – самый щедрый из наших органов чувств. Кожа невероятно богата рецепторами (окончания нервных волокон). Их насчитывается около 1,5 млн. С помощью кожи мы чувствуем прикосновение, холод, тепло, боль. Кожа позволяет нам ощущать вес груза в 2 мг. Кроме того, человек зависит от тела. Он вынужден с ним считаться. Скажем, юноша невысокого роста, и значит, баскетбол – это не его игра. Все это дает право сказать, что человек должен считаться со своим телом, учитывать его возможности. Однако человек не есть только тело. Он есть одухотворенное тело, ибо у него есть душа.

Человек как духовное существо. Ввиду важности этого вопроса мы специально остановимся на нем ниже. Сейчас же отметим только то, что духовной стороне вопроса уделялось значительное внимание в идеалистической философии и религиозных учениях. Так, в христианстве много говорится об этом. Так, Иоанн Златоуст писал: «Нет ничего драгоценнее души». Действительно, если человек сможет реализовать добродетельный потенциал души, то он сможет преобразовать себя и свою жизнь, наполнить ее добродетельным смыслом. Духовный мир – это большее из того, что есть в человеке. Если сравнить человека с айсбергом, то тело есть 1/7 (как бы надводная) его часть; 6/7 – это духовный мир, скрытый от глаз других, но реально существующий. Когда два человека общаются между собой, то можно сказать, что общаются не только (и не столько) два тела, сколько две души. И нужно знать духовный мир другого человека, чтобы не отвернуть его от себя.

Вместе с тем человек не только духовное, но и социальное существо. Человек рождается и живет в обществе. Общество оказывает на него существенное влияние. Об этом справедливо писали К. Маркс и Ф. Энгельс, определяя сущность человека как совокупность всех общественных отношений. Вкладом К. Маркса следует считать и создание учения о предметно-практической сущности человека. Маркс писал: «Предмет, как бытие для человека, как предметное бытие человека, есть в то же время наличное бытие человека для другого человека, его человеческое отношение к другому человеку, общественное отношение человека к человеку». Если проанализировать данный тезис, то можно выделить два существенных момента. Во-первых, предмет есть предметное бытие человека. По сути дела, это означает, что предмет есть форма проявления человека. Создавая предметы, человек воплощает в них свои знания, умения, представления, т. е. он выражает в предмете себя. Во-вторых, предмет является формой человеческого отношения к другому человеку. Создавая предметы, человек не только проявляет себя и обеспечивает свою жизнь. С помощью созданного предмета он передает другому человеку информацию о себе. В этом случае предмет выступает своеобразным посредником между людьми, обеспечивая связь между прошлым и настоящим. Предмет – это, действительно, подлинно человеческий способ отношения одного человека к другому человеку.

Какому из названных подходов отдать предпочтение? Очевидно, что в каждом из них есть своя доля истины. Раз так, то нужно синтезировать их. Эту задачу решает четвертый подход: человек как био-социо-духовное существо. Он был поддержан Н. Бердяевым, который справедливо указал на наличие трех важных сторон в жизни человека. Лишь рассмотренные во взаимосвязи, указанные моменты дают целостное представление о человеке.

2. Еще один аспект в изучении человека связан с философией пола. Дело в том, что в природе человека нет. В природе есть мужчины и женщины. Человек – это абстракция, которая включает в себя то общее, что есть у мужчин и женщин. Поэтому, касаясь проблем человека, необходимо ответить на вопросы: что есть человек как мужчина и женщина и каково их предназначение?

Обратимся к истории философской мысли и поищем ответы на интересующие нас вопросы.

Философия древней Индии. В Брихадараньяке Упанишаде сказано: «[Первый человек] не знал радости. Поэтому тот, кто одинок, не знает радости. Он захотел второго. Он стал таким, как женщина и мужчина, соединенные в объятьях. Он разделил сам себя на две части. Тогда произошли супруг и супруга. Поэтому сами по себе мы подобны половинкам одного куска». В этом фрагменте обращают на себя внимание, по меньшей мере, два момента.

Во-первых, верно сказано: тот, кто одинок, не знает радости. Одиночество – одно из серьезных испытаний, которое может выпасть на долю человека. Интуитивно чувствуя это, человек стремится избежать одиночества. Он тянется к другому человеку. Но далеко не всегда это получается у него. Так, через одиночество человек постигает безрадостность бытия.

Во-вторых, справедливо отмечалось, что сами по себе мы подобны половинкам одного куска. В русском языке слова «половина» и «пол» близки по звучанию, но не совпадают по значению. Однако в философском плане они углубляют суть вопроса. Ведь человек как половое существо, по сути дела, есть половинчатое образование. Он есть половина целого. И он должен «достроить» себя, обретя другую половинку. В этом – одна из важнейших задач человека. И на это, в сущности, уже обращалось внимание в индийской философии.

Философия древнего Китая. Как было уже выяснено нами, в древнекитайской философии было развито учение о двух началах жизни – инь и ян. Инь выступало олицетворением женского начала, Ян – мужского. При этом считалось, что инь и ян – это две противоположности, которые существуют вместе. Соединение мужчины с женщиной – то же, что космический брак Неба с Землей. Цель соединения – достижение счастливого союза инь и ян.

Последнее положение важно для понимания философского смысла взаимоотношений мужчины и женщины. Они должны соединяться, чтобы соединить свои судьбы в одну судьбу и сделать ее счастливой. Нам представляется, что в этих словах было зафиксировано главное в отношениях полов. Они не просто должны быть вместе. Они должны быть вместе для того, чтобы построить счастливый союз. В этом – цель соединения.

В отечественной философии обращают на себя внимание взгляды Вл. Соловьева. Соловьев считал, что «истинный человек в полноте своей идеальной личности, очевидно, не может быть только мужчиной или женщиной, а должен быть высшим единством обоих». Как этого достичь? Ответ краток – в любви. Но в какой? Ведь она бывает разной. Соловьев выделяет три стороны отношений между мужчиной и женщиной.

Целесообразная сторона. Здесь цель любви – в рождении детей. Но, согласно Соловьеву, любовь нельзя сводить к деторождению. У истоков жизни размножение вообще не связано с полом, а происходит внеполовым путем (деление, почкование). Половой раскол служит прежде всего созданию более сложного организма. Согласно современной науке, первое преимущество полового размножения – увеличение скорости генетической изменчивости, а значит, и шансов увеличить эффективность размножения.

Материальная сторона. Для нее цель любви – физическое влечение. Но, указывает Соловьев, любовь нельзя сводить к физическому влечению, ибо оно возможно без любви. «Оно необходимо для любви не как ее непременное условие и самостоятельная цель, – уточнял мыслитель, – а только как ее окончательная реализация». Два любящих человека прежде всего должны быть интересны друг другу как личности. В этом случае появляется основа для дальнейшего развития их отношений.

Идеальная сторона. Тут цель любви в духовном восполнении одного в другом. Оба любящих восполняют друг друга своими качествами, создавая вместе более богатое единство. Истинная любовь предполагает обязательное равенство любящих. Женщина перестает быть орудием естественных влечений мужчины и признается самоценным существом. Брак должен быть следствием нравственного союза мужчины и женщины. Именно союза, который сознательно направляется к созданию истинного человека. Высказанные В. Соловьевым идеи знаменуют собой новый шаг в понимании человека.

3. Как мы выяснили, человек – существо не только природное и социальное, но и духовное. Отсюда следует, что необходимо подробнее остановиться на вопросе о духовном мире человека: что он есть, в чем его специфика?

В разработку указанных вопросов большой вклад внес отечественный философ С.Л. Франк. Он – автор содержательной книги «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию». Опираясь прежде всего на эту работу, раскроем суть интересующей нас темы.

Духовный мир человека – довольно сложное образование. Наряду с душевной стихией он включает в себя организованное начало души. Душевная стихия – это мир неосознанных желаний человека, оказывающих воздействие на его поведение, его жизнь.

К душевной стихии относятся прежде всего самопроизвольные желания человека. «В определенное время нам «хочется» поесть, покурить, поболтать, вздремнуть, – и в этих слепых, необъяснимых «хочется» … проходит добрая половина нашей жизни». Что здесь важно отметить? Момент возникновения самопроизвольного желания человек не прогнозирует и не фиксирует. Это происходит помимо его воли, его сознания. Он как бы вдруг начинает ощущать возникшее и набирающее силу желание. Отсюда напрашивается вывод: многое из того, что побуждает человека к каким-то конкретным действиям, возникает само по себе. И человек, как раб возникшего желания, выполняет его волю (но до определенного момента). А потому известное высказывание – человек имеет право на ошибку – не только правомерно, но и отражает действительное положение вещей.

Внезапная страсть – непреоборимая сила, которая в один момент может захватить человека в полон, – является важным «компонентом» душевной стихии. «Мирный рассудительный человек, казалось навсегда определивший пути и формы своей жизни, неуклонно и спокойно идущий к сознательно избранной цели, неожиданно для себя оказывается способным на преступление, на безумство, опрокидывающее всю его жизнь». Причем, буря эмоций возникает спонтанно, и человек ничего не может поделать с собой в первые моменты проявления аффекта. Торможение может наступить лишь после мощного выброса эмоций. И тут ничего не поделает: человек есть всего лишь человек!

Наконец, к проявлениям душевной стихии относят внутреннюю борьбу. «Застенчивый человек, находясь в гостях, хочет взять какое-нибудь угощение и не решается… или ему хочется уйти домой, и, может быть, он хорошо знает, что давно уже пора уходить, и все-таки он «не решается» встать и откланяться». В нем происходит внутренняя борьба, которая во многом идет помимо воли человека.

Что интересно, люди, как правило, не обращают серьезного внимания на проявления душевной стихии. Они кажутся им чем-то несерьезным, малозначимым в жизни. «И лишь в сравнительно редких случаях, когда нормальное течение жизни уже совершенно нарушено… у человека вдруг открываются глаза, и он с изумлением замечает, что то, что казалось ему какой-то мелочью, каким-то придатком к жизни, есть собственно самое главное, основное и глубокое, на чем держится и чем движется жизнь».

Данное положение важно для понимания специфики жизни человека. Именно душевный мир оказывает (или способен оказать) существенное влияние на жизнь человека. В сущности, душевная жизнь и есть подлинная жизнь человека. Душевные порывы, метания, переживания не просто наполняют собой жизнь человека, но и формируют ее, направляют ее течение. С этой точки зрения стихия душевной жизни есть своеобразный «материал», из которого создается путь жизни человека, есть своего рода средство, с помощью которого видоизменяется сама жизнь.

Однако, как мы знаем, духовный мир человека состоит не только из душевной стихии, но и организованного начала души. По мнению С.Л. Франка, организованные начала человеческой души – это те силы, которые противостоят душевной стихии. Они включают в себя три «центра»: чувственно-эмоциональный, сверхчувственно-волевой и идеально-разумный центры.

Чувственно-эмоциональный центр есть первичная формирующая сила, которая организует стихию душевной жизни через непосредственные оценки-стремления. У каждого человека есть свои предпочтения: ему что-то нравится, что-то нет; что-то желательно, что-то нет; что-то приятно, что-то нет. Через оценки-стремления «центр» помогает человеку удержать порыв душевной стихии. Главное – прислушаться к этим сигналам.

Сверхчувственно-волевой центр есть проявление волевых качеств человека, который уже не идет на поводу своих желаний, а выстраивает свою линию поведения. Это то, что схватывается в таких словах, как «мужество», «сила воли». В сущности, человек идет наперекор своим желаниям, останавливая непроизвольный поток сознания, фиксируя внимание на нужной для него идее.

Идеально-разумный центр. Его ближайшим показателем, по мнению С.Л. Франка, служат переживания нравственного порядка, сознание долга. Суть этого центра хорошо передают слова: «На том стою, и не могу иначе» (Лютер), «Платон мне друг, но истина дороже» (Аристотель). Истина, Добро и Красота – вот ценности, которые заставляют человека следовать избранным путем жизни.

Таким образом, духовный мир человека – это довольно сложное образование. В нас есть многое, что заставляет нас вести себя так или иначе в конкретной ситуации. Одновременно нам дана возможность властвовать над собой. Наличие организованного начала души – это наш потенциал.

Данный момент особенно важен. Дело в том, что время от времени человек теряет почву под ногами. Образно говоря, лодка его жизни дает течь. В этой ситуации самое время вспомнить о потенциале духовной жизни. У человека есть формирующие силы, которые помогут ему избежать крушения. Найди в себе силы изменить себя, прояви силу воли – и все изменится к лучшему.

 

Вопросы для повторения

 

Какие основные подходы к пониманию человека выделяются в философии?

В чем суть понимания человека как биологического существа?

В чем важность понимания человека как духовного существа?

В чем суть понимания человека как социального существа?

Как К.Маркс определял сущность человека?

В чем специфика древнеиндийских представлений о человеке?

В чем специфика древнекитайских представлений о человеке?

В чем суть воззрений на человека русских мыслителей?

Что включает в себя понятие «духовный мир человека»?

Что включает в себя, по Франку, душевная стихия?

Что включает в себя, по Франку, организованное начало души?

 

Т е р м и н ы

АНТРОПОЛОГИЯ(от греч. anthropos – человек и logos – учение) – наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология акцентирует внимание на философских проблемах человека: бытие человека, смысл его жизни, судьба человека, путь его жизни.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ– характеристика человека, подчеркивающая его неповторимость и уникальность. Обретая индивидуальные особенности уже в детстве, человек в течение всей свой жизни проявляет их. Яркая индивидуальность – это то, что притягивает внимание людей, побуждая их к взаимодействию.

ЛИЧНОСТЬ- социально-деятельностная ценность человека, его так сказать социальный масштаб. Категория «личность» характеризует человека со стороны существа общественного, раскрывая его роль в существовании общества.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ– процесс усвоения индивидом норм поведения и форм общения людей, принятых в обществе. Процесс социализации начинается с рождения ребенка и протекает в течение всей жизни человека. Благодаря социализации, человек становится личностью.

ДУХОВНОСТЬ– образ жизни человека, ориентированный на возвышение гуманистических (нравственных, эстетических) ценностей. Духовный мир – это большее из того, что есть в человеке. Именно духовный мир характеризует человека как носителя гуманистических ценностей.

 

ТЕСТ 8

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.026 с.)