Кто был родоначальником прагматизма? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто был родоначальником прагматизма?



а) Сартр;

б) Пирс;

в) Фрейд.

Какой метод является основным во фрейдизме?

а) психоанализ;

б) дедукция;

в) актуализация.

Что означает понятие «оно» во фрейдизме?

а) сфера сознательного;

б) сфера долженствования;

в) сфера бессознательного.

Что такое «либидо»?

а) сексуальная энергия;

б) физическая сила;

в) эмоциональное воздействие.

Какова главная причина творчества, по Фрейду?

а) генерация идей;

б) креативность;

в) сублимация.

6. Укажите представителя экзистенциализма:

а) Камю;

б) Гегель;

в) Кант.

Что означает термин «экзистенция»?

а) содействие;

б) событие;

в) существование.

Что главное в прагматизме?

а) ориентация на практически значимый результат;

б) ориентация на нормы нравственности;

а) ориентация на поиск истины.

 

ТЕМА 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

План

1. Становление русской философии.

2. Философия русского Просвещения.

3. Философия «русского космизма».

4. Русская философия о судьбе России.

1.   Русская философия своими корнями уходит в тысячелетнюю историю. По мнению отечественных исследователей, зарождение русской философии было прежде всего стимулировано христианством. Оно пришло на Русь в форме византийского православия. Христианское учение и взгляды отцов церкви оказали глубокое влияние на направленность и характер философских изысканий русских мыслителей, подходы к решению поднятых ими проблем. Со всей определенностью это уже проявилось в учении Илариона Киевского (конец X – середина XI в.).

До нас дошло его сочинение «Слово о законе и благодати». В нем он изложил свое понимание истории, раскрыл величие Руси. Согласно Илариону, история делится на три периода – языческий, иудейский и христианский. Именно последний связан с всеобщим благом, спасением всего человечества. При этом Иларион противопоставлял Ветхий Завет Новому Завету, закон – благодати. Стяжание благодати стало одним из путей развития русской философии. Это хорошо проявило себя в учении Нила Сорского (ок. 1433–1508).

Основное произведение Нила Сорского – «Предание и устав». В нем он изложил основы христианской жизни. В центре внимания его философии стоял вопрос о влиянии мыслей на развитие страсти. Чувства рождают мысль, мысль воздействует на человека. Причем все начинается с «прилога». Человек на что-то обратил внимание, взгляд как бы приложился к увиденному, и прилог состоялся. Если человек заинтересовался увиденным, то прилог перешел в «сочетание». Человек как бы сочетался с тем, что увидел, удержал это в памяти. Если к мысли добавляется воля, то наступает следующий этап – «сложение». Человек не только удержал в мыслях увиденное, но и пожелал его. Когда помысел переходит в источник деяния, тогда сложение переходит в «пленение». У человека прекращаются всякие сомнения, он утверждается в принятом решении. Следуя по пути пленения, он впадает в «страсть», которая ведет человека, захватывая все его существо.

По сути дела, Нил Сорский, говоря современным языком, раскрыл технологию развития страсти, или технологию грехопадения. Не замечая, как происходит пленение, человек, подчас, впадает в грех, делая его частью своей жизни. Причем на первом этапе – прилоге – грех возникает вне желания человека. Например, желает того или нет человек, но он может увидеть что-либо, в силу того, что он обладает зрением. Поэтому прилог происходит как бы сам собою, вне воли человека. Однако, начиная со второго этапа – сочетания, – грех уже развивается по воле человека. Образно говоря, страсть начинает вести человека за собой, вынуждая его тратить все свое время, силы и средства на развитие и упрочение греха. Человек вполне может остановить свое грехопадение, если пожелает. Если же такого желания не возникнет, то грех будет укоренятся в человеке.

Очевидно, что выработанные Н. Сорским идеи не потеряли своего значения сегодня. За последние пятьсот лет человек мало в чем изменился (телесно и психологически). Да, радикальным образом изменился мир вещей и человеческих отношений. Также как прежде, мысль способна пробудить в человеке страсть, и развитие страсти пройдет все те же пять этапов, обозначенных в учении Нила Сорского.

2.Философия русского Просвещения связана прежде всего с именами таких выдающихся деятелей отечественной культуры, как М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. Рассмотрим основные черты их философии.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) стал первым русским ученым мирового значения. Его познания были энциклопедичны. Он преуспел во многих областях научного знания: химии, физике, минералогии, истории и др. Столь же весом его вклад в развитие философии.

В вопросе о конечных причинах мира М.В. Ломоносов не отвергал идею Бога. Он видел в Боге тот перводвигатель, который привел в движение мир. Однако этим, по сути дела, роль Бога и ограничивалась. Дальше, по мнению, ученого вступали в действие естественные законы. И нужно было не уповать на Бога, а стремиться постичь саму природу. Тем самым М.В. Ломоносов выступал сторонником теории двух истин. Согласно ей, наука и вера – две родные сестры, которые не могут противоречить друг другу.

Оставаясь поборником науки, М.В. Ломоносов сделал много крупных открытий в естествознании. Пожалуй, самым выдающимся из них явилось открытие закона сохранения материи и движения. Его суть такова: все перемены, в природе случающиеся, такого характера – сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому. Эта идея восходит к античным философам, которые считали, что ничто из ничего не возникает и ничто не исчезает бесследно. Глубокая философская идея получила у М.В. Ломоносова свое естественнонаучное объяснение. Это задало новый импульс философским рассуждениям о материи и движении.

Заслуживает также внимания позиция М.В. Ломоносова в вопросе войны и мира. Он выступал страстным поборником мира. По его мнению, войны мешают преобразованиям общества, препятствуют географическим исследованиям, поиску полезных ископаемых, развитию торговли. Поэтому, считал он, нужна политика без войн. Для XVIII в. это было невыполнимо. В этом вопросе М.В. Ломоносов значительно опередил свое время.

Сказанное позволяет заключить, что философия М.В. Ломоносова была философией натурфилософа, естествоиспытателя. Он смотрел на мир глазами пытливого человека и призывал всех изучать тот мир, в котором живет человек. Он полагал, что человек, опираясь на науку, может познать мир и приспособить его к своим нуждам.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) – автор известного произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором была предпринята попытка осмысления российской действительности конца XVIII века. Вместе с тем он – автор оригинального философского труда «О человеке, о его смертности и бессмертии», в котором осветил ряд проблем философской антропологии. Рассматривая своеобразие философии А.Н. Радищева, сконцентрируем свое внимание на данном произведении.

Само название работы предполагает рассмотрение трех важных вопросов: что есть человек, что есть смерть, что есть бессмертие? Раскрывая первый вопрос, А.Н. Радищев писал, что паче всего сходственность человека примечательна с животными. Это сходство он видел в физиологии и психологии. А если так, то человек принадлежит к живой природе. Важность такой постановки вопроса была связана с возможностью научного подхода к изучению человека. Человек как часть природы, своим телом связан с ней. Следовательно, он должен быть изучен как природное образование, существующее в природе.

В вопросе о смерти А.Н. Радищев видел задачу философии в том, чтобы ослабить «страх смерти». Он полагал, что эту задачу можно решить, если исходить из того, что смерти не существует в природе, а существует разрушение. Разрушение не есть полное уничтожение человека. Оно есть распад целого на части. Поэтому человек не умирает, (в том смысле, что не уничтожается), а лишь распадается на части, которые продолжают существовать в том же мире. «Вещество» человека, писал он, присутствует в мире и никогда не покидает его. Более того, эти части тела могут «по среде быть земля, растение в снедь живому, которое будет в снедь человеку». Иначе говоря, части умершего человека станут частями земли. А раз так, считал философ, то не следует бояться смерти. Она не стирает с лица земли человека. Она есть иная форма его существования.

Исходя из этого, решался и вопрос о бессмертии. Оно есть существование нетленных частиц человека. Душа, кстати сказать, также остается бессмертной, поскольку она есть «нечто материальное», «вещественное». Так же, как и тело, душа полностью не уничтожается. Она присутствует в мире в виде частей «вещества душевного». Понятно, что эти представления во многом «механистичны». Но они позволяли дальше разрабатывать вопрос о постжизни человека.

3.Родоначальником «русского космизма» был Николай Федорович Федоров (1828–1903) – человек энциклопедических познаний. В течение многих лет он был библиотекарем Румянцевской библиотеки в Москве. Он владел не только основными европейскими языками, но и хорошо разбирался в ряде восточных языков. Главный труд его жизни – «Философия общего дела», который увидел свет после смерти философа в количестве 480 экземпляров и был разослан по библиотекам. Каковы главные идеи его учения?

Н.Ф. Федоров создал оригинальную «космическую философию». В ее основе лежала дерзновенная мечта о полном овладении тайнами жизни, о победе над смертью. В самом общем виде его концепция выглядит так. Н.Ф. Федоров исходил из того, что сознание человека не было случайным явлением на земле. Напротив, оно было необходимым и закономерным образованием. По мнению философа, сознание необходимо для управления эволюцией природы. Идея управления (или регуляции) включала в себя четыре этапа: овладение природой, переустройство организма человека, управление космическими процессами, победа над смертью, воскрешение предков. Подробнее остановимся на каждом этапе.

Овладение природой. Н.Ф. Федоров считал, что человек должен овладеть различными природными состояниями (засухой, наводнениями и т.д.), для общего блага. В связи с этим он ставил вопрос о метеорологической регуляции, когда «ветры и дожди обратятся в вентиляцию и ирригацию земного шара как общего хозяйства». В своих рассуждениях он шел дальше. Он ставил вопрос об управлении движением земного шара, магнитными силами земли, овладении энергией солнца. Н.Ф. Федоров прямо писал, что солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу. В процессе такой регуляции, по мнению философа, должен измениться и организм человека. Меняя условия, человек создает новую среду, которая, в свою очередь, начинает оказывать воздействие на человека, изменяя его.

Переустройство организма человека. По Н.Ф. Федорову, переустройство организма не только желательно, но и необходимо, поскольку человек не может останавливаться в своем развитии. Он должен видоизменяться. В частности, мыслитель предлагал присмотреться к механизму питания у растений. Он полагал, что этот опыт в будущем может быть полезен человеку. Это и приведет организм человека к физиологическим изменениям. Данные изменения, в свою очередь, приведут к перестройке психики человека. Она должна уже не просто «обслуживать» организм человека, а должна быть обращена к умершим предкам, чтобы люди почувствовали свое родство и братство. Это изменение психики приведет к новой форме общественного устройства, которую он назвал «психократия» (т. е. власть чувства в решении проблем общества). Изменение человека и психократия позволят расширить сферу воздействия человека и распространить ее на космос.

Управление космическими процессами. Оно необходимо человеку для его выживания. Н.Ф. Федоров полагал, что Землю вскоре ожидает плачевный финал: истощение земных ресурсов, увеличение численности населения и т. д. Человеку, чтобы выжить, придется расширить среду своего обитания и выйти в космос. Сначала следует освоить Солнечную систему, затем дальний космос. Овладение космосом позволит объединить людей в решении важной задачи. Все силы человека будут тратиться не на рознь и брань, а на единение. Единение умножит силы человека, энергию его ума. Наукой наук станет астрономия, вокруг которой должны будут объединиться все другие отрасли научного знания. Это объединение необходимо для того, чтобы победить главного врага – смерть.

Победа над смертью. Ее он понимал как победу над всякой смертью. По мнению философа, должны быть воскрешены все те поколения, которые когда-либо жили на земле. Данный тезис Н.Ф. Федорова перекликается с идеями христианства. По учению христиан, воскресение должно произойти в день Страшного суда. В «Философии общего дела» воскрешение трактуется как реальное дело объединенного человечества. Процесс воскрешения Н.Ф. Федорову виделся таким: «Организм – машина... сознание относится к нему как желчь к печени; соберите машину, и сознание возвратиться к ней!». Следует специально подчеркнуть, что в этом «общем деле» для мыслителя была важна нравственная сторона. Главное для него: пробудить любовь к отцам, чувство любви и благодарности к ним.

4.Одним из важнейших вопросов, поставленных русской философией, стал вопрос о судьбе России. В своей заостренной форме он был сформулирован в трудах славянофилов и западников. Остановимся подробнее на их взглядах.

Славянофилы – представители русской философской мысли, ориентирующиеся на все славянское, ратующие за развитие России на основе национальной, самобытной культуры. Сам термин «славянофильство, – замечает А.Ф. Замалеев, – достаточно условен и выражает лишь их общественно-политические позиции. Славянофильство было прежде всего «любомудрием», которое сами представители данного направления характеризовали по-разному: то как «славяно-христианское», то как «православно-русское», то просто как «русское воззрение». Во всяком случае, их объединяла ориентация на учение православной церкви, на верования и идеалы русского народа».

Видными представителями славянофильства были А.С. Хомяков (1804–1860), братья Киреевские, Иван (1806–1856) и Петр (1808–1856), братья Аксаковы, Константин (1817–1860) и Иван (1823–1886). Их деятельность охватила значительный период русской истории с 1838 по 1875 гг., т. е. почти 40 лет.

Истоки славянофильства следует искать прежде всего в национальном подъеме 1812 года. Подвиг народа в Отечественной войне стал подвигом всей земли русской. Естественная гордость пробудилась в душе россиян. Русский народ стал восприниматься как спаситель, носитель высшей правды. Отсюда понятен интерес к вопросу о том, что есть народ русский?

Отвечая на данный вопрос, славянофилы приходили к следующим выводам. Русский народ – смиренный, миролюбивый, невоинственный. Он привык жить сообща. Поэтому ему не свойственен индивидуализм, а присущ коллективизм. Кроме того, русские уповают на веру и ищут в ней источник своих сил и своего существования. При этом считалось, что русские – носители подлинного христианства, его чистоты и «гуманности». Кроме того, славянофилы считали, что для русских главное – дух свободы. Поэтому власть следует отдать царю, а свободу – народу. Эти идеи с наибольшей четкостью были высказаны К.С. Аксаковым в «Записке о внутреннем состоянии России». В ней он писал, что русский народ, не имеющий в себе политического элемента, отделил государство от себя и государствовать не хочет. Не желая государствовать, народ предоставляет правительству неограниченную власть. Взамен того, русский народ берет нравственную свободу, свободу жизни духа. Поэтому, по мнению К.С. Аксакова, было бы правильно правительству отдать право действия, а народу оставить право мнения. Лозунгом славянофилов стали слова «православие – самодержавие – народность».

Славянофилы верили в особый тип русской культуры, возникающий на основе православия, в историческое предназначение России, которой уготован свой жизненный путь.

Западники отрицали особый путь России и выступали за то, чтобы страна шла западным путем. Видными представителями западничества были Т.Н. Грановский (1813–1855), А.И. Герцен (1812–1870), Н.Г. Чернышевский (1828–1889). Многие идеи западничества были сформулированы в трудах П.Я. Чаадаева (1794–1856).

В своих «Философических письмах» П.Я. Чаадаев, касаясь проблем развития России, писал: «Мы... замкнулись в нашем религиозном обособлении, и ничего из происходившего в Европе не достигало до нас... Весь мир перестраивался заново, а у нас ничего не созидалось; мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги». Что же изменилось на Западе? Какие ценности он открыл для себя и сделал их основополагающими? Отвечая на данные вопросы, П.Я. Чаадаев подчеркивал: «Это – идеи долга, справедливости, права, порядка». Данные идеи стали тем новым положительным началом, которое приобрел Запад. И Россия, по мнению мыслителя, не должна оставаться в стороне от этого процесса. Более того, она должна впитать в свою культуру все то лучшее, что выработал Запад. При этом П.Я. Чаадаев критикует представителей славянофильства, которые не видят ценного в западном обществе. Он писал: «Но вот является новая школа (славянофильство. – авт.). Больше не нужно Запада; надо разрушать создание Петра Великого, надо снова уйти в пустыню... Какая нам нужда, говорят они, искать просвещения у народов Запада? Разве у нас самих не было всех зачатков социального строя неизмеримо лучшего, нежели европейский»? По мнению П.Я. Чаадаева, путь национального обособления есть путь в никуда. В связи с этим, следует встать на европейский путь. Тем более что Россия принадлежит Европе. Россия должна впитать ее ценности и стать европейской страной.

Высказанные идеи стали основополагающими для западников. При этом следует отметить, что «западничество» есть чисто русское явление. Для русского человека Запад был своеобразным идеалом, мечтой. В западничестве и была попытка реализации данной мечты.

Спор о судьбе России, начатый в XIX веке, получил свое продолжение и развитие в XX столетии. Большое внимание разработке данной проблемы уделил Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Его перу принадлежит ряд работ, посвященных данной теме: «Судьба России», «Русская идея», «Истоки и смысл русского коммунизма». Опираясь на них, изложим точку зрения Н.А. Бердяева.

Н.А. Бердяев исходил из того, что славянофильская точка зрения на реформу Петра не выдерживает критики и совершенно устарела, как и чисто западническая точка зрения, отрицавшая своеобразие русского исторического процесса. Философ обратил внимание на то, что «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира». Это положение стало основополагающим для Н.А. Бердяева. Развивая его, он подчеркивал двуосновность, противоречивость русского народа, которым можно очаровываться и разочаровываться, который может внушить к себе сильную любовь или сильную ненависть. И это, по мнению Н.А. Бердяева, нельзя не учитывать в вопросе о выборе пути развития России.

 

Вопросы для повторения

Кто стоял у истоков русского любомудрия?

В чем суть учения Н. Сорского?

Каковы основные философские воззрения М.Ломоносова?

В чем своеобразие философии Радищева?

Представителем какого направления в философии был Н.Федоров?

В чем смысл славянофильства?

Что такое западничество?

В чем суть подхода Н. Бердяева к вопросу о судьбе России?

 

Т е р м и н ы

ЗАПАДНИЧЕСТВО– течение русской общественной мысли XIX в., ориентированное на ценности западной культуры. Герцен, Грановский – видные представители этого направления.

КОСМИЗМ– направление русской философской мысли XIX – XX вв., ориентированное на восприятие человека в качестве органической части космического целого. Яркими представителями являлись Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский.

СОБОРНОСТЬ– коллективность, совместность, целостность людей в образе жизни. Она предполагает единство в многообразии. Считается, что именно соборность отличает россиян от европейцев. Основное понятие философии Хомякова.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО– течение русской общественной мысли XIX в., ориентированное на ценности славянской, русской культуры. Хомяков, братья Аксаковы, братья Киреевские – видные представители этого направления.

 

ТЕСТ 5

 

О чем учил Н. Сорский?

а) о влиянии мысли на развитие страсти;

б) о влиянии общества на развитие человека;

в) о влиянии природы на развитие общества.

2. В вопросе войны и мира М.Ломоносов выступал за:

а) войну как средство решения политических проблем;

б) мир как условие решения проблем;

в) компромисс как средство решения проблем.

3. В вопросе жизни и смерти Радищев развивал:

а) пессимистическую философию;

б) оптимистическую философию;

в) реалистическую философию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.031 с.)