Условия реализации технологии проблемного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия реализации технологии проблемного обучения



 

Использование технологии проблемного обучения имеет ряд условий:

· Применять данную технологию может лишь педагог, обладающий способностями системного видения материала и свободного владения разными формами учебной работы.

· Применять технологию нужно постоянно, а не от случая к случаю при полном сотрудничестве учителя и учащегося.

В процессе поиска и создания научного знания у школьника не может быть ошибок, у ищущего, постигающего человека могут быть только пробы, а в процессе продвижения мысли, осмысления различных вариантов получение результата могут встречаться затруднения.

Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общее для всех предметов.

1. Его следует считать наиболее общим и распространенным: проблемная ситуация возникает при условии, если учащийся не знает способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта [17].

Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока

Учителю рекомендуется продумать:

1) Точное определение объёма и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.

2) Систематизацию учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.

3) Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.

4) Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.

5) Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы.

 

Методика использования проблемного обучения как средство формирования учебной деятельности на уроках «Окружающего мира» в начальных классах

 

На уроках окружающего мира чаще организовываем проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между двумя положениями или между житейским представлением учащихся и научным фактом. После возникновения проблемной ситуации «с удивлением», разворачивается побуждающий диалог: «Вы как сначала думали? А как на самом деле? Сформулируйте тему». Следует отметить, что на уроках окружающего мира часто встречаются ситуации с несколькими решающими гипотезами. В этом случае лучше организовать групповую работу учащихся.

Проблемные вопросы по окружающему миру:

– Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?

– Почему в природе страдают красивоцветущие растения и полезные растения?

– Что случится, если растения исчезнут?

В учебниках 1-4 классов по окружающему миру полностью реализована технология проблемного диалога. В каждый параграф включены проблемные ситуации, позволяющие школьникам вместе с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

Тема: «Где на земле теплее?»

Лена: Теплее на юге. Там даже зимой жарко.

Миша: А как же Южный полюс? Там ведь Антарктида!

– А ты как думаешь: где теплее?

Тема: «Природные разрушители»

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

– Откройте учебник на стр. 120, прочитайте диалог Лены и Миши.

– Какой вопрос у вас возникает? (Грибы – это растения или животные?)

Пример приёма с «удивлением»

Урок окружающего мира, 3 класс

Тема: «Масштаб»

Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Пример приёма «с затруднением»

Сущность приёма: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

· умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

· самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

· креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Таким образом, проблемное обучение вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности; способствует развитию познавательной активности; обеспечивает более прочное усвоение знаний; делает учебную деятельность учащихся более привлекательной [8, 10].

 

Выводы по главе 2

 

Использование проблемного обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие познавательных учебных действий. В результате этого появляются:

· значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;

· возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;

· развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала.

На основании теоретического анализа и синтеза можно сделать вывод, что использование метода проблемного обучения в начальной школе способствует развитию познавательной учебной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности.

Заключение

 

Использование проблемного обучения в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках перед нами стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Мы не стараемся критиковать их, хвалим даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Дети настолько привыкают к качественной оценке учителя за два года обучения, что к отметкам в третьем, четвертом классе относятся очень спокойно и осознанно. Они просто забывают о них на уроке, для них гораздо важнее быть первым в решении обозначенной проблемы, сделать самый грамотный вывод. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Технология проблемного обучения – необходимый элемент формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Познавательная активность личности в свою очередь является основой личностного развития, так как в процессе начального обучения закладывается фундамент умения учиться, который в дальнейшем становится основным условием непрерывного образования. Познавательная активность младшего школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата.

Данная технология является:

· результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективной для развития интеллекта и творческих способностей младших школьников, развивающей универсальные учебные действия;

· здоровьесберегающей, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного обучения носит общепедагогический характер, так как реализуется на любом предметном содержании и на любой образовательной ступени.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Все это необходимо человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что проблемное обучение:

· развивает познавательные и творческие возможности, речь обучающихся;

· воспитывает инициативную личность ребенка;

· развивает внутреннюю мотивацию к обучению;

· способствует стойкому качественному усвоению знаний.

Сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Постепенно уходит в прошлое «школа объяснения знаний». Все активнее набирает силу «школа развития». Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования.

Рассмотрев в курсовой работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии на уроках «Окружающего мира», можно сделать следующие выводы:

1. Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения.

2. Разработкой вопрос о сущности проблемного обучения занимались Ю.К. Бабанский, П.Л. Гальперин, Н.А. Менчинский, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова и другие авторы.

3. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.

4. Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения.

5. Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.

6. Учебная проблема – это форма реализации принципа проблемности в обучении.

7. В выдвигаемой проблеме предъявляются требования, которые необходимо учитывать учителю при организации обучения в рамках рассматриваемой педагогической технологии.

8. Учебная проблема не является проблемой для учителя.

9. Существует три вида решения проблемы в зависимости от наличия у решающего определённого опыта в отношении класса проблемных задач.

10. Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.

11. Проблемными являются первые уроки любой темы.

12. Существует структура организации проблемного обучения в средней школе.

13. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.

14. Существуют следующие методы проблемного обучения: метод монологического изложения, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский, метод программных заданий.

15. Существуют следующие виды проблемного обучения: теоретическое исследование, поиск практического решения, художественное отображение действительности и другие.

16. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.

В ходне работы выполнили следующие задачи:

 

1. изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. выделили признаки проблемного обучения;

3. охарактеризовали методы технологии проблемного обучения, которые могут применяться в учебной деятельности на уроках «Окружающий мир»;

4. изучили структуру проблемного обучения;

5. рассмотрели содержание и источники учебных проблемных ситуаций на уроке «Окружающий мир».

 

Выполнив эти задачи мы достигли поставленной цели.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. – Ростов-на-Дону, 1998.

2. Кроль В.М. Психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 2001.

3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М.: Знание, 1991.

4. Кужель С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. – №5, 2002.

5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 2003.

6. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: Педагогика, 2001.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975.

8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. – М.: АПК, 2006.

9. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения. – М., Баласс, 2008.

10. Носкова А.Б. Современный урок в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.

11. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968.

12. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Ковалёвой Г.С. –М.: Просвещение, 2010.

13. Репкина Н.В. Сравнительный анализ развития младших школьников в условиях разных систем обучения // Сайт проекта Международная ассоциация развивающего обучения, прямая ссылка – http://maro.newmail.ru/vestnik/opit_raboti/opit2.htm.

14. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: Пеленг, 1993.

15. Снапковская С.В. Проблемное обучение как средство интенсификации педагогического процесса в системе работы кафедры педагогики и психологии // Сайт проекта Интернет-конференции «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка –http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect4/10.htm.

 

Интернет ресурсы

16. https://solncesvet.ru

17. https://domashke.net/referati/referaty-po-pedagogike/kursovaya-rabota-problemnoe-obuchenie

 

 

Приложение 1

Отличие проблемного обучения от традиционного

Показатели сравнения

Традиционное обучение

Проблемное обучение

Цели

Добывание знаний учащимися собственным трудом.

Добывание знаний с помощью учителя.

Этапы урока: этап № 1

Организация внимания учащихся

Этап № 2

Актуализация ранее изученного: учитель задаёт наводящие вопросы с целью повторения ранее пройденного материала.

Инструкция: обращение к предыдущему опыту (например, учитель напоминает, что степенную функцию учащиеся уже изучали, здесь идёт повторение свойств, построение графиков, ситуация, где она используется?

Этап № 3

Изучение нового материала: учитель сам объясняет тему, приводит примеры, а потом требует от учащихся.

Обсуждение темы в группе: класс делится на группы, сначала идёт обсуждение темы в группе, а потом со всем классом.

Этап № 4

Закрепление: учитель предоставляет учащимся определённые номера на данную тему, и учащиеся закрепляют свои знания на практике.

Разрыв – момент, когда учащиеся должны осознать, что в их знаниях имеются пробелы, которые они сами должны восполнить.

Этап № 5

Вторичное закрепление: учитель уже для закрепления новой темы даёт более сложные задания.

Рефлексия – определение степени усвоения.

Этап № 6

Подведение итогов урока

 

 

Приложение 2

 

Типы ситуаций

Не могу!

Даётся практическое задание невыполнимое вообще

Несоответствие

Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации

Конфликт

Ситуация, рассматривающая противоположности

Неожиданность

Вызывает удивление неожиданностью, парадоксальностью

Неопределённость

Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных

Выбор

Даётся ряд готовых решений, из которых надо выбрать правильное

Ошибка!

Задание с заведомо допущенной ошибкой

 

Приложение 3

Конспект урока «Окружающий мир» с применением технологии проблемного обучения в 4 классе

Задачи урока:

1. Создать условия для формирования у учащихся представлений о горных породах и минералах, их свойствах и их использовании людьми;

2. научить распознавать и отличать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами страны и края;

3. развивать умение проводить наблюдения, классификацию, обобщения;

4. развивать логическое мышление на примере установления причинно-следственных связей, внимание, речь ребенка;

5. воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу;

Оборудование: иллюстрации горных пород и минералов и способов их использования; коллекция наиболее распространенных горных пород и минералов и созданных из них материалов; коллекция «Гранит и его части»; мультимедийная аппаратура.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

-Наша планета – это сложное неоднородное тело, в котором выделяются различные оболочки.

- Как называется каменная оболочка Земли? (Литосфера)

- Из чего она состоит? (Из камней и почвы)

- Как по-другому можно назвать камни, из которых сложена литосфера и горы? (Горные породы)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.089 с.)