Коррекция голосовых дефектов в структуре логопедической работы по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция голосовых дефектов в структуре логопедической работы по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста



Коррекция голосовых дефектов в структуре логопедической работы по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста

Введение

Глава. Современные представления о нарушениях голоса у детей дошкольного возраста

1.1Теоретические основы механизма голосообразования

1.2 Современная классификация нарушений голоса

1.3. Распространенность и этиология голосовых нарушений при дизартрии у детей дошкольников

1.4.Современные методы диагностики, терапии и коррекция голосовых дефектов

Глава2. Экспериментальное изучение состояния голоса

2.1Организация, материалы и методы исследования

2.2Изучение данных

2.3 Результаты логопедического обследования

 

Введение:

Таблица 4.

Авторы методики Методы восстановления голосовых нарушений
Г. Шоппе-1888; Указал на важность проведения массажа, который действует на мускулатуру и на слизистую оболочку гортани, регулирует кровообращение, уменьшает количество слизи.
Л. Б. Французов-1949; Механическое воздействие на гортань в виде сдавливания ее хрящей. Это вызывало боль, временное удушье. Больные реагировали на манипуляцию криком, и таким образом вызывался громкий голос;
В. В. Шестаков- 1952; С. К. Юрченко- 1953 Введение в гортань различных раздражителей — механических или раздражающих веществ;
С. М. Михелович- 1932; В. Я. Гапанович- 1960 Применение наркоза ставило своей целью получение голоса в фазе возбуждения;
Е. Н. Малютин- 1924; К. Л. Гарри-Пшеничнико​ва- 1938; М. И. Фомичев, И. П. Блескина- 1944 вибрационный мас​саж гортани в сочетании с психотерапевтической беседой;
И. И. Левидов, М. И. Фомичев, А. Ф. Сысо​ева- 1947; И. Я. Деражне- 1950 Метод заглушения трещот​кой Барани или корректофоном для выключения регуляции голоса по слуху;
Е. М. Воронина- 1939; Н. Ф. Лебедева- 1952; А. Т. Рябченко-1964; Г. Т. Бекбулатов- 1969 Ортофонический метод - специальный метод восстановления голосовой функции при помощи артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений.
Э. Фрешельс 1931. Жевательный метод- этот метод заключается в сочетании жевательных движений и голоса. Жевательные движения действуют на кортикальные области мозга, связанные с двигательной стороной речи.

Методики восстановления голоса при различных его нару​шениях описаны С. Л. Таптаповой (1962, 1977, 1984), Е. В. Лавровой(1975, 1977, 1984), О. С. Орловой (1978, 1981, 1985).

Мате​риалы экспериментальных исследований Н. И. Жинкина, М. С. Грачевой, В. П. Морозова, Л. Б. Дмитриева, С. Л. Таптаповой, Е.С. Алмазовой используются в практической работе логопеда.

Устранение нарушений голоса осуществляется комплексно. В этом процессе принимает участие врач - фониатр, который осуществляет медикаментозное, физиолечение, по показаниям - хирургическое лечение. Логопед на основании медицинского заключения проводит коррекционные индивидуальные занятия. Если голосовые нарушения сопровождаются серьезными нервно-психическими расстройствами, дополнительно проводится психотерапевтическое лечение врачом-психотерапевтом.

Обязательно начинать восстановление голоса с психотерапии, которая предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, особенностей личности, течения заболевания, характера нарушения голоса и речи. Это способствует перевоспитанию личности ребенка, стимулирует его на преодоление трудностей, а также помогает сознательно активно включиться в процесс восстановления голоса. Психотерапия с данными детьми проводится в форме бесед, при этом устанавливается личный и рабочий контакт.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологичес​кого голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голо​са при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включе​ния компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечно​го приспособительного эффекта, необходимого в данный мо​мент».(тапталова)

Второй задачей является ликвидация патологического спо​соба голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности».(тапталова)

Для реализации этих задач требуется:

1. активизация функции нервно-мышечного аппарата гор​тани;

2. предотвращение развития вторичных дефектов голосо​вого аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3. положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4. восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;

5. восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

1. рациональная психотерапия;

2. коррекция физиологического и фонационного дыхания;

3. тренировка кинестезии и координации голосового ап​парата фонопедическими упражнениями;

4. автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимо​понимания выясняется, что является определяющим в настрое​нии и поведении обучающегося, как он относится к своему де​фекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

Обучающегося необходимо убедить в обратимости наруше​ния, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и од​новременно поставить перед ним условие активного включе​ния в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Пси​хотерапевтическая направленность осуществляется на протя​жении всего обучения. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не пол​ностью восстанавливается, не всегда голос достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Положительный результат логопедической работы достигается благодаря большим компенсаторным возможностям детского организма к восстановлению утраченной функции. У ребенка эти возможности выше, чем у взрослых, и утраченная функция восстанавливается быстрее и лучше при создании соответствующих благоприятных условий развития, воспитания и обучения. Так, у детей с органическими нарушениями голоса в результате логопедических занятий роль деформированных или отсутствующих истинных голосовых складок берут на себя ложные складки, образуя ложносвязочный голос.

Методика занятий при расстройствах голоса меньше всего разработана в логопедии. В последнее время над разрешением этой проблемы начали совместно работать логопеды, врачи-отоларингологи и фониатры.

По мнению ряда авторов, органические нарушения голоса (афония и дисфония при различных формах дизартрии и анартрии) представляют наибольшую трудность в лечении. Восстановление голоса требует от больного упорства, энергии. Большое значение имеет психотерапия, прослушивание магнитофонных записей, исследование акустических свойств голоса. Восстановление голоса начинается с артикуляционных и дыхательных упражнений. Вновь полученный голос укрепляется в пении, жужжании. Даются упражнения для развития высоты, силы, тембра голоса. (Алмазова)

Таким образом, доступная нам литература посвящена главным образом проблеме восстановления функциональных расстройств голосообразования у взрослых. Отоларингологи, фониатры и педагоги-вокалисты, занимающиеся реабилитацией этих больных, указывают на необходимость комплексной терапии — медикаментозной, физиотерапевтической и ортофонических упражнений.

Что касается органических нарушений голоса у детей, то имеются лишь единичные клинические наблюдения, практически не разработаны целесообразные и щадящие пути восстановительного обучения. Между тем без специальных логопедических занятий эти дети редко овладевают звучной речью, что ограничивает возможности их общения, задерживает полноценное развитие личности.

В процессе педагогического эксперимента специалисты пришли к выводу, что комплексный медико-педагогический и логопедический подход к нарушениям голоса создает наиболее благоприятные возможности для воздействия на личность ребенка и восстановления его голосовой функции посредством сочетания ортофонических упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что возникает настоятельная необходимость в преодолении встречающихся у детей расстройств голоса и разработки методики восстановления голоса (восстановления голоса у детей при органических заболеваниях гортани)в структуре логопедической работы по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста. Задача эта может быть решена на основе осуществляемой рядом специалистов правильной диагностики и использования адекватного метода преодоления дефекта.

 

  ГЛАВА2. Экспериментальное изучение состояния голоса

Таблица 5

Аудитивным методом оцениваются следующие характеристики.

1. Сила и динамический диапазон голоса

а) голос тихий — громкий;

б) возможность изменять его по силе — от слабого до громкого и наоборот.

2. Звучание голоса по качественным признакам:

а) голос звонкий — глухой;

б) голос осиплый — чистый.

Для количественной оценки чистоты звучания голоса подходит шкала, принятая Союзом Европейских фониатров:

0 — нормальный, 1 — глуховатый, 2 — осиплость слабой степени, 3 — осиплость средней степени, 4 — осиплость сильной степени, 5 — афония, 6 — утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.

3. Оценка интонации:
  мелодика

а) голос низкий — высокий;

б) монотонный — модулированный (доступность звуковысотных изменений, т. е. понижения и повышения тона).

  темп речи

а) быстрый — медленный;

б) способность ускорять или замедлять темп.

  ударение

интенсивность звучания в речи отдельных слогов.

  тембр а) голос звонкий — глухой;

б) звучный — тусклый;

в) назализованный — чистый.
   
           

3.Речевое дыхание
1. Определение типа дыхания
Материал для исследования:состояние покоя, при котором ребенок может сидеть, лежать, стоять.
Процедура: Ребенку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребенка определяется, какая часть туловища поднимается. Если поднимаются плечи, то это дыхание относится к поверхностному ключичному. Если поднимается при вдохе живот, то это диафрагмальное. Если расширяется грудь, то это относится к грудному типу дыхания.
Инструкция: «Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь».
2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание
Инструкция:
«Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй».
Вдохни носом (понюхай цветок) - выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт.
Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза).
Вдохни ртом (как рыба) - выдохни ртом (погрей руки).
Вдохни ртом, а выдохни носом.
3. Исследование целенаправленности воздушной струи
Материал для исследования:
пузырек, ватный шарик, маленькая свечка для дня рождения.
Инструкция: «Покажи, как ты умеешь дуть».
- Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.
- Вот пузырек. Подуй в него так, чтобы пузырек засвистел.
- Вот свеча, ее зажгли в день рождения ребенка. Задуй свечу с первого раза.
4. Исследование силы воздушной струи.
Материал для исследования: граненый карандаш, губная гармошка.
Инструкция: «Проверим, как ты сильно умеешь дуть».
- Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой.
- Вот губная гармошка, подуй в нее сильно, чтобы появился звук.
Критерии оценки:
4 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная.
3 балла - диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объем и сила выдоха.
2 балла - диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха.
1 балл - верхнеключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объем и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох.
0 баллов - задание не выполняет.
5. Исследование особенностей фонационного дыхания.
1) Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов.
Процедура: ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить предложение.
Инструкция: «Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе».
1. Девочка рисует цветок.
2. Девочка рисует цветок карандашами.
3. Девочка рисует красивый цветок карандашами.
4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами.
2) Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки.
Процедура:
ребенку предлагается вдохнуть через нос и на выдохе произносить чистоговорку. Экспериментатор показывает образец выполнения задания.
Инструкция: «Послушай внимательно чистоговорку. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси ее, как я».

Жу-жу-жу - я все лужи обхожу.
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Ко-ко-ко - мне до речки далеко.
3) Воспроизведение на одном выдохе автоматизированного ряда.
Инструкция: «Посчитай от одного до десяти на одном выдохе».
4) Воспроизведение короткого стихотворения.
Процедура: при прочтении короткого стихотворения фиксируется, в какой фазе дыхания ребенок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания. Определяется также дискоординация фонации и дыхания.
Инструкция: «Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами, как на празднике».

Наша Таня громко плачет, Осень наступила,
Уронила в речку мячик. Высохли цветы.
Тише, Танечка, не плачь, И глядят уныло
Не утонет в речке мяч. Голые кусты.

 

Критерии оценки:
4 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания хороший.
3 балла - речь на выдохе, объем речевого дыхания ограничен.
2 балла - речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох.
1 балл - речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации.
0 баллов - не справляется с заданиями.

Таким образом, в целом в программу обследования включается несколько компонентов.

Очень важные сведения о состоянии голоса ребенка и о владении им интонацией дают наблюдения за его поведением и во время собственно логопедических занятий, и в среде сверстников — в процессе игр, на прогулках, в различные режимные моменты, т. е. в любой непринужденной ситуации и в беседах на различные доступные ребенку темы.

При достаточно большом количестве известных в настоящее время инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса по-прежнему остается главным и ведущим. Тренированное ухо специалиста способно улавливать малейшие оттенки нарушенного голоса, по которым ставится диагноз, часто более точный, чем при клиническом обследовании.(Лаврова)

Изучение данных

Дизартрия у детей проявляется двумя основными синдромами - нарушение фонетической стороны речи и ее ритмико - мелодико- интонационной окраски. В клинической характеристике дизартрии обнаруживается общность двигательного и речевого расстройства, т. е. патология эфферентной и афферентной регуляции процессов рече - и голосообразования.

Нарушение мелодико-интонационных расстройств является основным признаком дизартрии, влияет на разборчивость, внятность, эмоциональную выразительность речи ребенка.

Причина нарушения голоса при дизартрии — патология эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Несмотря на различие клинической картины, можно выявить некоторые общие закономерности нарушения голосовой функции.

Так, причиной эфферентного нарушения является ограниченность произвольных движений языка, губ, мягкого нёба, голосовых складок, мышц гортани, атаксия, нарушения тонуса, гиперкинезы. Афферентная патология проявляется в нарушении проприоцептивной импульсации от органов артикуляции, дыхания и голосообразования.

При изучении анамнестических данных мы использовали медицинскую карту ребенка и проводили беседу с родителями ребенка. В медицинской карте дошкольника смотрели общеепсихомоторное развитие ребенка от момента рождения до года и от года до времени обследования и результаты медицинского обследования (состояние слуха, носовой полости, носо- и ротоглотки; наличие острых и хронических заболеваний органов голосообразования (ангина, ларингит, острый бронхит, тонзиллит и т. п.). Особое внимание обращали на сведения об инфекционных и соматических заболеваниях ребенка, которые могли бы обусловить общую астенизацию организма или принять хронические формы. Изучали заключения врачей (врача-педиатра, врача- отоларинголога, фониатра, невропатолога  и др), чтобы иметь сведения о возникновении и течении нарушения.

Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно получить данные о состоянии центральной и периферической нервной системы.

В беседе с родителями тщательно собирали сведения об анамнезе ребенка, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, их причину. Знание условий жизни ребенка, режима и отдыха дошкольника дает дополнительные представления о характере нарушения. Выясняли  основные этапы речевого и моторного развития и социальные условия жизни дошкольника.

Голосовые качества оцениваются по таким показателям, как атака звука, охриплость, падение силы и звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение. Определяется также тип дыхания. Оценка голоса ребенка происходит значительно сложнее, чем голоса взрослого, так как взрослые осознают свое нарушение, охотно о нем говорят, высказывают массу жалоб и  перечисляют разнообразные признаки голосового дефекта. В процессе предварительной беседы надо правильно выделить признаки, актуальные именно для данного расстройства. Обследование детей требует особого подхода.

Дошкольники обычно не осознают нарушений своего голоса, они как бы «не слышат» себя и никаких жалоб не предъявляют, ничего определенного о развитии своего дефекта рассказать не могут. Не всегда нарушенный голос ребенка замечают родители и педагоги.(стр37Лаврова)

Зависимость голоса человека от его эмоционального состояния не требует доказательств, поэтому и о голосе ребенка можно получить наиболее полное представление только при условии хорошего контакта с ним, его доверия к логопеду и заинтересованности в занятиях. Многократные и разнообразные по форме приемы обследования позволяют выявить картину функционального состояния голосового аппарата.(Лаврова)

Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании.(Лаврова)

Обследование речевого дыхания проводилось по методике Е.Ф. Архиповой.

Мы начинали обследование речевого дыхания с оценки координации вдоха и выдоха. Смотрели характер дыхания ребенка в покое и при речи. Визуально определяли характер дыхания в покое: дышит ли ребенок носом или ртом.
    Выделяют 3 типа дыхания:
- поверхностное
- грудное
- нижнереберное.
      При поверхностном (ключичном) дыхании живот на вдохе втягивается, а плечи поднимаются.

При грудном - расширяется грудь на вдохе.

При межреберном (диафрагмальном) - при вдохе выпячивается живот, а при выдохе опадает живот.

Нижнереберное, диафрагмальное дыхание считается наиболее физиологичным.

Принимая во внимание тесную связь голосовой и психической функций, следует учитывать настроение детей, знать особенности их обычного поведения. Если ребенок вял, плаксив, обследование в такой момент проводить не стоит.(Лаврова)

При проведении логопедического обследования мы учитывали все эти факторы.  

Анамнез

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Особенности голоса, его силы и тембра:

нормальный, высокий, низкий, глухой, дрожащий, сиплый, хриплый, слабомодулированный, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком, скандированный, дискоординация процессов дыхания и голосообразования, дисфония

Изменения тембра голоса: ______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характер голосообразования и атаки голоса:

твердая, мягкая, придыхательная

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ощущения в гортани:

сухость, першение, желание откашляться, чувство инородного тела, затруднения при глотании, поперхивание жидкой/твердой пищей

Особенности дыхания:

без особенностей, выдох укорочен, смешанное, ключичное, брюшное, диафрагмальное, грудное, недостаточность дыхания при ходьбе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонационный выдох:

достаточный, укороченный, резко укороченный, речь на вдох.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп, ритм речи:

норма, замедленный, ускоренный, дизритмия, тахилалия, брадилалия, заикание.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время максимальной фонации:

максимально длительное произнесение гласного звука после предварительного вдоха. (Измерение проводится три раза и высчитывается средний показатель)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интонационные особенности речи:

Исследования проводят с использованием различного речевого материала: изолированных звуков, слогов, слов, предложений; вопросно-ответной формы речи, чтения стихотворных и прозаических текстов

Заключение __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии

 

                                                                                                                                                        

Форма дизартрии Ведущий синдром Форма ДЦП Характер нарушения мышечного тонуса Наличие непроизвольных насильственных движений и синкинезий. Нарушения артикуляционной моторики, артикуляционного праксиса, мимики.
Спастико- паретичес кая дизартрия Спасти ческий парез Спастичес кая диплегия, гемипарез Спастичность, реже – гипотония Синкинезии, оральные синкинезии. Возможно сохранение рефлексов орального автоматизма. Снижение объёма и амплитуды артикуляционных движений языка, губ (различной степени). Может страдать выполнение и сохранение артикуляционных поз (кинетическая апраксия); переключение от одной артикуляции к другой (кинетическая апраксия). Гипомимия лица.  
Спастико- ригидная дизартрия Спастический па- рез и то- нические наруше- ния управле- ния рече- вой дея- тельнос- тью типа ригидно-   сти Двойная гемиплегия Спастичность мышц и ригидноть (максимальное резкое повышение мышечного тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре усиливающиеся под влиянием внешних раздражителей) Частое присутствие синкинезий стволового уровня мозга и оральных автоматизмов (насильственные сосательные и облизывающие движения) Объём артикуляционных движений строго ограничен. Включение в движение – с удлинением латентным периодом (до нескольких минут). При включении в движение – резкое повышение тонуса во всей речевой и скелетной мускулатуре. Язык напряжён, малоподвижен, отодвинут назад, не всегда его удаётся вывести из полости рта. Недифференцированность губных и язычных движений (смешенная губно-язычная артикуляция). Мимика крайне бедная (лицо застывшее, маскообразное).  
Гиперкинетическая дизартрия Гиперки- нез Гиперкинетическая форма ДЦП Дистония, реже гипотония (большая) зависимость тонуса от внешних влияний, эмоционального состояния, произволь- ных движений.   Гиперкинезы языка, лица, шеи; синкинезии. Объём артикуляционных движений может быть достаточным. Особые трудности удержания и опущения артикуляционной позы (кинестетическая апраксия) и при переключении от одной артикуляции к другой, т.е. страдает автоматизация артикуляционных движений (кинетическая апраксия).
Атактическая дизартрия Атаксия Атоничес ки- астати- ческая форма ДЦП гипотония Тремор языка (при целенаправленных движениях) Дисметрия (несоразмерность) арткуляционных движений; чаще – гиперметрия (увеличение амплитуды, утрированность, замедленность движений). Трудность выполнения и удержания артикуляционных укладов (кинестетическая апраксия). Мимика вялая.  

 

 

 Таблица 2

 

Состояние акта приёма пищи (жевание, глотание) Разборчивость речи. Нарушения звукопроизношения Нарушения дыхания Нарушения голоса Нарушения просодики Вегетативные расстройства
Акт приёма пищи замедлен, но координирован Процессы жевания и глотания нарушены (затруднены) Разборчивость речи снижена (в различной степени). В тяжёлых случаях может отмечаться нарушение (смазанность) звукопроизношения всех групп. Усреднённость гласных. Страдает произношение переднеязычных звуков (свистящие, шипящие, соноры). Часто стёрта разница между глухими - звонкими, твёрдыми - мягкими звуками (чаще – палатализация). Нарушены смычные губные звуки.   Нарушения речевого дыхания (речевой выдох укорочен и истощаем, вдох неглубокий). Голос недостаточной силы и звонкости (слабый, истощаемый). Может быть назализация (носовой оттенок голоса). Снижена амплитуда голосовых модуляций, нет темпоритмических перебоев, необходимых для живой интонации Голос маломодулирован- ный, монотонный. Темп замедленный. Гиперсали- вация
Грубо нарушены жевание, откусывание, глотание. Жевание часто заменяется сосанием. Нарушена координация между дыханием, жеванием глотанием.   Разборчивость речи значительно снижена, часто речь трудно понять при незнании контекста. Звуки речи лишены четкого фонетического оформления. Невнятность согласных звуков. Усреднённость гласных. Слабость дифференциации губных, призубных; твёрдых – мягких, звонких – глухих. Тяжёлые нарушения дыхания Голос тихий, глухой, сдавленный, напряжённый Модуляций голоса почти нет. Тембр бедный. Темп чуть убыстрённый. Гиперсалива- ция
Процессы жевания, глотания затруднены, дискоордини- рованны   Разборчивость снижена (речь невнятная, смазанная, порою малопонятная). Характерно отсутствие стабильных нарушений звукопроизношения (пропуски, замены, смешения звуков не постоянны). Много искажений звуков (щелевые и соноры). Тяжёлые нарушения дыхания Голос напряжённый, прерывистый, вибрирующий, изменяющийся по высоте, силе, звонкости. Может быть назализация голоса. Мелодикоинтона- ционная сторона речи нарушена, утрачен эмоциональный оттенок. Слабая выраженность или отсутствие модуляций (голос монотонный, немодулирован- ный)   Слюнотече- ния при «чистом» гиперкинети- ческом синдроме обычно нет
Жевание ослаблено Разборчивость речи снижена. Нарушены переднеязычные, губные, взрывные звуки. Асинергия – асинхрон- ность дыхания, голосообра- зования и артикуляции Голос истощающийся, затихающий к концу фразы; с носовым оттенком. Модуляций голоса почти нет. Интонация практически отсутствует. Ритм речи скандированный. Темп замедленный. Может быть гиперсалива- ция

                                                                                                                                        

 

Коррекция голосовых дефектов в структуре логопедической работы по устранению дизартрии у детей дошкольного возраста

Введение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.192 (0.065 с.)