Сценарий, игры, ритуалы, установки (жизненные позиции), родительские послания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий, игры, ритуалы, установки (жизненные позиции), родительские послания.



Сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, который личность вынуждена играть. Они включают в себя: родительские послания, запреты и решения, игры, вымогательства, «ожидание конца пьесы»

Игры – фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, в котором личность стремиться избегнуть близости путем манипуляторного поведения.

Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм.

1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.

2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то что люди играют в одни и те же игры, они не осознают этого. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.

3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.

4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на социальном уровне. Мы знаем об этом потому, что люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.

5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.

 

Ритуал, по Берну, представляет собой повторяющуюся серию простых трансакций (единиц взаимодействия между людьми), заданных внешними социальными условиями. Действия (набор действий), которые надо делать, потому что это надо просто делать.

Ритуалы - привычные, повторяющиеся действия, не не сущие смысловой нагрузки:

· неформальный характер (приветствия, благодарности)

· официальный (дипломатический этикет)

Цель этого типа общения - возможность провести время совместно, но не сближаясь.

Установки

Берн выдвинул идею о том, что еще на раннем этапе формирования сценария маленький ребенок уже имеет определенные представления о себе и окружающих его людях. Эти представления, по-видимому, остаются с ним всю жизнь и могут быть охарактеризованы следующим образом: «я — ОК» или «я — не ОК»; «ты — ОК» или «ты — не ОК».

Если объединить эти положения во всех возможных комбинациях, мы получим четыре установки о себе и других людях:

1. Я в порядке, другие в порядке и мир в порядке. Это позиция успеха, позиция победителя, труднодостигаемая позиция во взаимоотношениях с людьми

2. Я не в порядке, другие в порядке. Позиция депрессивности, самоуничтожения, манипулятивное поведение. Сценарий неудачника, мучают себя и окружающих.

3. Я в порядке, другие не в порядке. Позиция превосходства, человек играет в игру ты виноват, могут быть и победителями и неудачниками, издеваются над близкими.

4. Я не в порядке, другие не в порядке. Безнадежность. Сценарий неудачника, психич. расстройства, суицидальные наклонности)

Родительские установки

Установка Характеристика Пример Последствия
Не живи Родитель чтото говорит ребенку, а ребенок принимает, если его не будет то родителям станет хорошо Если бы не ты…, как я от тебя устала, ты родился в трудное время Болезнь, чувство вины, алкоголизм, суицид
Не будь ребенком Обесцениваются детские модели поведения, подчеркивается взрослость Что ты как маленький, тебе уже три года а ты…. Принимай решения сам Не знает что хочет от жизни, трудно развлекаться, трудности в любви
Не расти Как только ребенок станет взрослым, то родителям станет плохо Маленькие дети такие хорошие, лучше бы ты никогда не вырастал Инфантильность, интересы и деятельность не соответствуют возрасту
Не думай Родители не допускают самостоятельных решений ребенка Ты должен так, я считаю, что так лучше Трудности принятия решений, склонность к зависимости от других людей, девиантное поведение, агрессия и фобии, клептомания
Не достигай успеха Родители иронично относятся к планам ребенка Да как ты будешь, с чего ты взяла что сможешь Недостижение успеха и провалы
Будь как все   Все же делают так… Отказ от карьеры, нет стремления доминировать
Не чувствуй себя хорошо   Он конечно слабенько, но сделал Болезни, вызывают одобрение у окружающих, психосамотические последствия
Не делай   Ничего не делай, это опасно, я за тебя сделаю Откладывание дел на потом, ожидание какого то события после которого буду делать
Не будь близким Семья, где родители плохо переносят утраты, ребенок приходит к мысли, что если к кому то сильно привязаться, то после утраты, будет слишком сильно переживать   Трудности любви, трудности в установлении контактов, изоляция, истерия, аффективно агрессивные вспышки
Будь безупречным Родители требуют от ребенка выдающихся достижений во всем Я в твоем возрасте…, если ты ничего не сделаешь то не добьешься успеха Повышенная тревожность, ориентир по похвалу, хроническая усталость.

Теория личности Э. Берна.

Это направление психоанализа. В основе лежит философское предположение о том, что человек будет в порядке, когда он сам будет держать свою жизнь в собственных руках.

Структура личности по Э.Берну:

1. Родитель

2. Взрослый

3. Ребенок

В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры "трансакции". Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.008 с.)