Описание государственного устройства московии ученым-энциклопедистом адама олеария, посетившего ее в 1634-1636 гг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание государственного устройства московии ученым-энциклопедистом адама олеария, посетившего ее в 1634-1636 гг



"Что касается российской государственной устройства, то это, как определяют политики, "монархия господства и произвола". Государь, каков царь или великий князь, унаследовавший корону, один руководит всей страной, и все его подданные, как дворяне и князья, так и простолюдины, мещане и крестьяне, является его холопами и рабами, к которым он относится как хозяин к своим слуг...

Вельможи должны без всякого стыда, кроме того что они... ставят имена в уменьшенной форме, называть себя рабами и страдать от рабского отношения...".

Домашнее задание:  Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию. Прочитать приложение к занятию. Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Россия в конце XVI – начале XVII в. Борис Годунов. Видеоурок по истории России 10 класс https://www.youtube.com/watch?v=FC_FLB3lG1Q
2. Причины и начало Смутного времени. Россия в 1605 - 1606 гг. Видеоурок по истории России 10 класс https://www.youtube.com/watch?v=6URfZddfJno
3. Цари самозванцы. Сколько всего Лжедмитриев было в России? https://www.youtube.com/watch?v=9rX_l_Rc6CE
4. История России. Начало династии Романовых - Хочу всё знать https://www.youtube.com/watch?v=aY9wLmPmKVs

Просмотреть занятия на сайте «Российская электронная школа»

1. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2045/start/

2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2524/start/

3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2525/start/

4. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2526/start/

5. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2938/start/

6. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2044/start/

7. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2043/start/

8. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2527/start/

9. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1613/start/

10. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2042/start/

11. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2528/start/

По всем возникающим вопросам обращаться:

А. По номерам мобильного телефона:

1. Лугаком - +380721668935;

2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka));

Б. В социальных сетях:

1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets;

2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova;

3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/;

4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan;

5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/;

6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets.

Приложение

1. XVII век в истории русского государства, его исторические оценки

XVII в. -- одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии - самодержавия.

На рубеже XVI -- XVII вв. Московское царство поразил системный кризис, который был вызван и развивался в результате сложного взаимодействия разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества.

Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, "оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники"), тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.

XVII в. -- время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.

Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти, обретения легитимности и прочности. Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как "симфонии властей", двуединстве светской и духовной власти, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

Первая половина XVII в. стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале "симфония властей" противостояла как концепциям теократии (папацезаризм), так и абсолютной тирании, деспотии.

Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619--1633 гг.) -- в миру Федор Никитич Романов -- был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского плена после Деулинского перемирия и избрания патриархом, собственно, и начинается процесс возрождения России.

Колеблющаяся, неустойчивая политика боярской Думы сменяется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом "великий государь". Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии -- самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 -- Михаил, 1645 -- Алексей, 1682 -- Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей -- Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник "Святой Руси", "Дома Пресвятой Богородицы", как Удерживающий (Катехон) "острова спасения" -- России -- на фоне охватившей мир апостасии (Османская империя, религиозные войны в Европе, распространение ересей и т.п.). На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом (митрополитом или собором иерархов) -- возложение на царя короны (венца) и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение символа веры. С XVII в. осуществляется миропомазание на царство. Авторитет царской власти был едва ли не абсолютным, поэтому многочисленные народные выступления XVII в. проходили под лозунгами доброго, справедливого, православного царя. (У тюркских народов России этот образ символически закреплялся как образ "Белого Царя", "носителя Белого Обета", возобновившего миссию "Белого Монгола" -- Чингисхана).

В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в XVII в. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями (что вовсе не являлось фикцией).

В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. Со второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, усиливаются централизация и бюрократизация государственного управления, зарождается процесс десакрализации и рационализации власти в элитарном общественном сознании, и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии. Соотношение понятия самодержавие и абсолютизм, доминирующие предпосылки перехода к абсолютной монархии остаются дискуссионными в историко-правовой литературе.

Важнейшая особенность XVII столетия в нашей истории заключается в том, что именно в этот век происходит вызревание предпосылок для великих петровских реформ.

Необходимо признать, что к концу XVII в. Россия, хоть и оправилась после катастрофы Смутного времени, оказалась в ситуации стагнации и непрекращающегося социально-политического кризиса. Наиболее образованным людям страны было очевидно, что Россия все более и более отстает не только от развитых стран Западной Европы, но и от своих непосредственных соседей (Швеция, Польша), что чревато утратой независимости. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени в истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Деятельность Петра проходила не на пустом месте - многое из того, что он предпринял уже было опробовано его предшественниками - ри строительства флота, до выпуска газет и новой моды. Однако Петр в отличие от своих отца и деда понял, что обновление России нельзя предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно и, соответственно, необходимо преображение всех сторон жизни русского государства и русского народа, а не просто "косметический ремонт"

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. "Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.009 с.)