Результате борьбы, развернувшейся между светской и духовной властью во второй половине XVII В. В московском государстве, царская власть сохранила и подтвердила свой абсолютный характер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результате борьбы, развернувшейся между светской и духовной властью во второй половине XVII В. В московском государстве, царская власть сохранила и подтвердила свой абсолютный характер.



План

1. Начало Смуты

2. От Лжедмитрия I до начала правления Романовых

3. Начало правления династии Романовых

4. Формирование абсолютизма царя Алексея

5. Московское государство и Украины

6. Реформа Никона. Церковный раскол

7. Восстание под предводительством Степана Разина

8. Культура Московского государства

1. Начало Смуты

В начале XVI в. Московское государство охватила тяжелая кризис, вошедший в историю как Смутное время (1598-1613 гг.) Тогда Московское государство находилось на грани гибели, и лишь благодаря решительным действиям русского народа она выстояла.

После смерти Ивана IV престол занял неразумен его сын Федор (1584-1598 гг.) Он не мог управлять государством, и постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова, на сестре которого царь Федор был женат. Продолжая политику Ивана IV, Годунов сурово расправился с вражескими ему представителями боярской знати, опираясь при этом на широкие круги дворянства.

Фигура в истории

Честолюбивый и умный политик, Борис Годунов течение 10 лет возглавлял правительство царя Федора. Он достиг значительных успехов в укреплении международного авторитета Московской государства. Годунов заключил 15-летнее перемирие с Польшей, заставил крымского хана заключить мирное соглашение с Московией. В результате успешной войны против Швеции Московия получила выход в Балтийское море. Основано 1584 г. на севере, в устье реки Двины город Архангельск стал центром торговли Московского государства с Англией и Голландией. Дипломатические успехи были связаны прежде всего с личностью Годунова. Он достал неплохую для своего времени образование, владел несколькими иностранными языками, имел лучшую в Москве библиотеку. Его стремлением было превратить Московию в европейское государство. Но этого он так и не достиг.

В 1591 г. за невыясненных обстоятельствах в Угличе умер наследник московского престола, последний сын Ивана IV царевич Дмитрий. По официальному сообщению царевич под время игры упал на нож и закололся. Однако ходили слухи, что он был убит по приказу Бориса Годунова. В 1598 г. умер царь Федор. Он не имел потомков, и с его смертью прекратилась древняя династия Рюриковичей в Московском государстве. Начался первый период Смуты - сутки династической кризиса (1598-1605 гг.)В истории любой монархии это очень опасное время. Благодаря поддержке дворянства новым царем на земском соборе был избран Борис Годунов (1598-1605 гг.) Он занимался развитием ремесла и торговли, развернул строительство новых городов в Поволжье. Однако его плодотворная деятельность сошла на нет, когда во время голода 1601-1603 гг власть не смогла изменить ситуацию к лучшему, хотя и организовала раздачу хлеба голодным.

В те страшные три годы люди ели кору деревьев, кошек, собак, тысячами умирали. Крестьяне толпами убегали от своих хозяев. Из беглых крестьян формировались лихие ватаги, грабившие купцов и дворян. Начались крестьянские восстания. Со всех сторон раздавались обвинения в адрес Годунова, который неожиданно скончался. Тогда Московию охватил второй этап кризиса - социальный (1605-1609 гг.) Рост напряженности в обществе перерастало в гражданскую войну между силами, стремились захватить власть в государстве. Вдруг появился человек, который объявила себя спасенным от смерти сыном Ивана IV Дмитрием. Поскольку, по мнению большинства, он был самозванцем, за ним закрепилось имя Лжедмитрия И.

2. От Лжедмитрия I до начала правления Романовых

Неурожаи и голод начала XVIII ст. в сознании большинства населения Московии связывались с династическими проблемами страны, считавшиеся Божьей корой за убийство "законного царя". все это помогало Лжедмитрию И. Победа самозванца была обеспечена, по выражению российского поэта А. Пушкина, "мыслью народной". его поддержали недовольны своим положением крестьяне, казаки, мещане и знать, какую не устраивало правления Годунова.

Лжедмитрий И опирался на помощь польских магнатов, которые надеялись благодаря ему распространить свое влияние на Московию. Собрав в Украине 4-тысячную армию, большую часть которой составляли казаки, он двинулся на Москву. Именно благодаря поддержке запорожских казаков Лжедмитрию I повезло захватить Москву и сесть на престоле под именем царя Дмитрия Ивановича.

Фигура в истории

Лжедмитрий I правил почти год (июнь 1605 - май 1606), пользуясь поддержкой не только поляков, но и части русского народа. Первые шаги деятельности нового царя свидетельствовали о том, что он намеревался превратить Московию в страну европейского толка. Под страхом смерти он запретил брать взятки, а вместе повысил плату государственным служащим. Ежедневно, удивляя всех, участвовал в работе Боярской думы. Лжедмитрий I заботился о том, чтобы дать народу образование, убеждал бояр в необходимости посещать европейские страны и отсылать их детей учиться за границу. Он говорил, что в Москве необходимо открыть университет, устраивал диспуты между католическим и православным духовенством. Действительно, то была необычна для Московского государства человек. Кем же он был в действительности? Известно, что накануне своего венчания на царство Лжедмитрий I встретился с матерью царевича Димитрия и она признала в нем своего сына. Возможно, тем, кто сбросил царя Дмитрия, было выгодно изображать его обыкновенным самозванцем, который захватил царский престол.

Недовольные правлением нового царя бояре во главе с Василием Шуйским составили заговор. В ночь на 16 мая 1606 они тайно выпустили из московских тюрем уголовников преступников и раздали им оружие. Вследствие бунта Лжедмитрия I был убит.

На земском соборе новым царем избрали боярина Василия Шуйского (1601-1610 гг.) Однако он не только не сумел прекратить гражданской войны, а своими действиями усугубил ситуацию в стране. Недовольные политикой Шуйского казаки, дворяне и крестьяне объединились вокруг "воеводы царевича Димитрия " Ивана Болотникова, который двинулся с отрядами на Москву. Повстанцы попытались захватить город, но потерпели поражение. Шуйский жестоко расправился с ними. Сотни повстанцев утоплено; самого Болотникова сначала ослепили, а затем утопили.

Еще не закончилась борьба Шуйского против повстанцев, как на Брянщине появился молодой человек, который заявил, что он является царем Дмитрием и чудом спасся от заговорщиков в Москве. Кем был новый самозванец, неизвестно.

В январе 1608 Лжедмитрий II двинулся на Москву. Московское государство оказалась расколотой: одни территории признавали Василия Шуйского, другие - самозванца. Гражданская война между их сторонниками разгорелась с новой силой. Взять Москву Лжедмитрий II не смог и устроил в московском селе Тушине то вроде второй столицы государства. Царь Василий Шуйский, поняв, что сам самозванца не преодолеет, призвал к Московии шведов. Польский король Сигизмунд III, который в то время воевал против Швеции, увидел в этом усиление своего врага и сам вторгся в Россию. В составе войска Сигизмунда III было 40 тыс. запорожских казаков. В разгроме московских войск Сигизмундом III у Клушина и овладении им престолом казаки сыграли одну из ведущих ролей.

После поражения у Клушина группа бояр составила заговор против Василия Шуйского и заставила его отречься от власти. Ко времени избрания нового царя страной должна была править Боярская дума из семи человек, которую народ назвал «семибоярщина». Впрочем, по некоторым времени бояре решили, что лучше "... государичу (Владиславу, сыну Сигизмунда III) служить, чем от своих холопов битыми быть ". Они подписали об этом соглашение поляками и открыли им врата Москвы. Одновременно с захватом Москвы поляками север страны оккупировали шведы. Перед Московским государством встала угроза потери независимости.

На борьбу против интервентов поднялся народ Московского государства, начался третий период кризиса - национально-освободительное (1610-1613 гг.). Создавались отряды народного ополчения. Целью ополченцев было освободить Москву от поляков и восстановить православную монархию. К первому присоединилась большинство дворян и казаков, которые поддерживали раньше Лжедмитрия II. Произошло это вследствие убийства второго самозванца в 1610 г. и распада тушинского войска. Однако первое ополчение своих главных задач не решило, попытки освободить Москву закончились поражением. Осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К. Минина и князя Д. Пожарского в Нижнем Новгороде была создана Вторая ополчение. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и, сломив сопротивление польских войск, освободило в октябре 1612 г. столицу государства от интервентов.

Итак, за Смуты судьбу Московского государства решил своими решительными действиями ее народ.

3. Начало правления династии Романовых

В январе 1613 г. в Москве собрался земский собор - крупнейший за последние годы. Собор сразу вынес решение - никаких иностранных претендентов на московский престол не выбирать.

Наиболее приемлемой для всех кандидатурой стал 16-летний Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета Романова.

Рис. Михаил Романов

Старинный боярский род Романовых был популярным и устраивал многих. Юный возраст царя предусматривал его безгрешность перед богом и неучастие в событиях Смуты. Романовы были сподвижниками молодого царя Ивана Грозного, а во времена Бориса Годунова находились в преодолевала. Поэтому род Романовых не смог высоко подняться в годы Смуты. Наконец, связи Филарета Романова с "тушинцами" и участие в переговорах с Владиславом давали надежду тем, кто также участвовал в этих делах, на то, что царь их не наказывать.

Под при избрании на престол в феврале 1613 р. Михаил Романов (1613-1645 гг.) Дал обязательство не принимать решений без совета с Боярской думой или земским собором. Так началось правление в Московском государстве Романовых, длившееся более 300 лет.

Рис. Избрание на престол Михаила Романова

По нового царя территорию Московского государства был окончательно освобожден от интервентов. По Столбовскому миром 1617 Швеция вернула Московском государстве Новгород, но оставила за собой все побережье Финского залива.

В 1618 г. королевич Владислав снова попытался начать войну против Московии. В селе Деулино (около Троице-Сергиева монастыря под Москвой), где его остановили, было подписано перемирие на 14,5 года. Однако, Польша не отказывалась от претензий на престол том, что в 1610 г. Боярская дума заключила соглашение с поляками о избрание Владислава русским царем. Московское государство отдавала Польше Смоленск и Чернигово-Сиверщину.

Интересно знать

Во время польско-московской война 1618 г. Речь Посполитая использовала, как и раньше, украинских казаков. Гетман Петр Сагайдачный по просьбе польского короля повел на помощь королевичу Владиславу, который с небольшим войском увяз на просторах Московии, 20-тысячное войско. Под Москвой он вдребезги разбил московское войско. Царь еще раз попытался остановить казаков, послав навстречу бояр со всеми имеющимися силами. Однако те, едва заметив казацкое войско, разбежались кто куда.

Сагайдачный соединился с войсками Владислава и начал готовиться к штурму Москвы. Однако о штурме стало известно противнику. Когда об этом узнал Сагайдачный, он приказал прекратить подготовку к штурму - на длительную осаду хорошо укрепленной крепости в зимние холода казаки сил не имели. Есть и другая версия отказа Сагайдачного от штурма: будто он услышал колокола православных церквей, заплакал и повернул назад. После подписания Деулинского перемирия они вернулись в Украина.

Система государственного управления в Московии существенных изменений в XVII в. не претерпела. Все важнейшие вопросы государственной жизни решались в приказах, которых насчитывалось более 80. На них опирался царь в выполнении решений, обсуждаемых с Боярской думой (Совещательным органом при царе из представителей боярской аристократии) и земскими соборами (Центральными общегосударственными сословно-представительными органами). В непосредственном подчинении царя находился только один приказ - Тайных дел. Он существовал "... для того, чтобы царская мысль и дело выполнялись по его желанию, а бояре и думные люди ни о чем не знали ", - писал один из современников царя Алексея Михайловича.

Местную власть в Московском государстве возглавляли воеводы, назначаемые царем из дворян.

4. Формирование абсолютизма царя Алексея

Во второй половине XVII ст. в различных сферах политической жизни Московского государства происходили изменения, окончательно свидетельствовали о завершение формирования абсолютной монархии в форме самодержавия. Уже сам титул царя "Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь всея Великия и Малыя Руси Самодержец "подчеркивал происхождение царской власти от Бога и его неограниченный характер. Этим титулом пользовался царь Алексей Михайлович (1645—1676 гг).

Рис. Царь Алексей Михайлович

Фигура в истории

Алексей Михайлович - сын Михаила Романова - за свой нрав получил прозвище "тишайшим" (Тихий). Он был одаренным человеком, любил книги. Пытался сам составлять стихи, издал книгу о Соколиную охоту. В его дворце на полном содержании жили старцы, калеки, нищие. Алексей Михайлович был человеком набожным. Каждое утро вставал в 4-й часов и молился, с короткими перерывами на встречу с царицей и боярами, к 10-ти часов утра. Царь был человеком импульсивным, легко гневался, но долго гнева не держал. Его отрицательной чертой было, пожалуй, то, что он легко поддавался постороннему влиянию (Например, патриарха Никона). Не умел и не стремился много работать, был нерешительным, но одновременно чрезвычайно любил власть над людьми. В повседневной жизни величие царской власти подчеркивалась роскошным нарядом, сказочным богатством царских помещений, появлением специальных ритуалов - от принятия послов к царскому умывания.

Юридическое закрепление основы абсолютизма нашли в принятом 1649 р. Соборном уложении - Сборнике законов. Его две главы были специально посвящены защите царской власти и наказанием за оскорбление царя.

Свидетельством составление абсолютизма стало и уменьшение значения земских соборов. Земский собор 1653, Что принял решение о присоединении Украины к России, стал последним собором, созванным в полном составе за годы правления Алексея Михайловича. Земские соборы стали уступать Боярской думе, в которой все большую роль играли дворяне. Представителей тех состояний мнению которых желала узнать Боярская дума отныне лишь приглашали на заседание.

5. Московское государство и Украина

Важнейшей историческим событием правления царя Алексея Михайловича стало решение о присоединения Украины к Московскому государству. В середине XVII ст. на Украину запылало пламя Национально-освободительной войны против Речи Посполитой. Во время войны на освобожденной территории было создано Украинское казацкое государство "Войско запорожское". Гетман Богдан Хмельницкий, который возглавлял ее, налаживал во время войны отношения с соседними государствами, искал помощи в борьбе с Речью Посполитой. Неоднократно обращался гетман за помощью к Московии, однако в государстве московского царя было много своих проблем. Ее сотрясали народные восстания, не хватало денег на начатую царем реорганизацию войска. Алексей Михайлович понимал, что помощь Украине будет означать войну с Речью Посполитой, с которой в 1634 г. Москва подписала договор о "вечном мире". Но постепенно идея объединения двух государств становилась все реальнее. Земский собор, который состоялся 1 октября 1653 г. в Москве, постановил начать войну против Польши и принял решение: "Войско запорожское с городами и землями принять под свою государеву высокую руку ". Через несколько дней для подписания договора из Москвы в Украину выехало посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным.

8 января 1654 г. в городе Переяславе состоялась рада, на которой большинство участников свое отношение к союзу с Московией выразило так: "Желаем под царя восточного, православного ". После этого Бутурлин передал Хмельницкому царскую грамоту о взятие Украине под "монаршую" руку с обещанием защищать ее от врагов. Украинский шли на эту сделку с искренней верой в то, что Украина сохранит завоеванную в освободительной войне государственность.

Однако, как показали последующие события, подписывая договор, каждая из сторон вкладывала в него свой смысл: московский царь считал, что Украина становится зависимой от него, Украинская же рассчитывали на широкую государственную автономию, близкую к независимости. Основной целью войны с Польшей, которую начала после этих событий Московская государство, было возвращение земель, утраченных в Смутное время. На Украину было отправлено лишь вспомогательные силы, тогда как главная армия во главе с царем летом 1654 начала осаду Смоленска; его получили через два месяца.

Вследствие войны с Польшей Московское государство вернула земли, захваченные поляками в период Смуты. Для Украины Андрусовское перемирия 1667 г. стало катастрофой: ее был расчленен Речью Посполитой и Московией. Война, начатая московским царем будто во имя освобождения православного украинского народа, завершилась разделом Украине.

6. Реформа Никона. Церковный раскол

По Смуты авторитет церкви значительно уменьшился. Большинство духовенства понимала необходимость реформы церковной жизни, однако среди пастырей церкви не было единства. Споры о вере и обряды стали предпосылкой церковного раскола.

В 1652 г. новым патриархом был избран Никона, личного друга царя. Никон начал реформирования московской церкви. Необходимость этой реформы была связана с тем, что, присоединив Украины, московский царь в будущем рассчитывал объединить под своей властью все остальные православные народы Восточной Европы и Балкан. Для создания такой империи необходима была религиозное единство. Однако московские обряды значительно отличались от распространенных во всем православном мире. Никон пришел к выводу, что московской церкви следует поучиться у более образованных киевских и греческих монахов.

По приказу патриарха начали исправлять богослужебные книги по греческим оригиналам, а погодя внесли изменения и в обряды. Выяснив различия московского обряда греческим, Никон решительно стал на сторону греков и своим единоличным решением приказал всем верующим креститься тремя перстами (а не двумя, как было в Московии), так так крестились греки. Было также сокращено обряды крещения и покаяния, запрещено иконы, написанные не в византийском, а в западноевропейском стиле.

Никон осуществлял изменения спешке, самовластно, требовал от всех немедленно отказаться от старых обрядов. Старомосковской обряды патриарх принимал в насмешку, забывая о тактичность и уважение, а это еще больше обижало сторонников старых традиций.

Немало московских духовных лиц выступило против нововведений. Тех, кто поддерживал старые обряды, возглавил протопоп Аввакум. Его сторонники образовали "старообрядческих" направление в православной церкви. За призывами протопопа Аввакума тысячи людей бежали в лесов, образовывали там старообрядческую общины, чтобы жить в старой своей вере.

Между тем, в разгаре борьбы, патриарх Никон стал делать то, что вызвало все больше недовольство царя: предъявлял претензии на высшую духовную власть, которой светская имела повиноваться, приказал называть себя "великим государем", а в решениях Боярской думы стало появляться следующее: "Патриарх указал, а бояре приговорили". Согласиться с этим властолюбивый Алексей Михайлович не мог. Началась изнурительная борьба царя с патриархом. Восемь лет понадобилось Алексею Михайловичу для того, чтобы лишить Никона сана патриарха. В 1666 г. по решению церковного собора, в котором приняли участие и восточные патриархи, Никона отправили простым монахом в Ферапонтова монастыря. Главным защитником церковной реформы было провозглашено царя, а всех противников реформы предан анафеме и отдано на суд. В 1682 г., после долгих лет страданий, лидера "старообрядцев" протопопа Аввакума сожгли на костре.

Приложение

1. XVII век в истории русского государства, его исторические оценки

XVII в. -- одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России оно носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии - самодержавия.

На рубеже XVI -- XVII вв. Московское царство поразил системный кризис, который был вызван и развивался в результате сложного взаимодействия разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества.

Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, "оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники"), тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.

XVII в. -- время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.

Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти, обретения легитимности и прочности. Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как "симфонии властей", двуединстве светской и духовной власти, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

Первая половина XVII в. стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале "симфония властей" противостояла как концепциям теократии (папацезаризм), так и абсолютной тирании, деспотии.

Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619--1633 гг.) -- в миру Федор Никитич Романов -- был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского плена после Деулинского перемирия и избрания патриархом, собственно, и начинается процесс возрождения России.

Колеблющаяся, неустойчивая политика боярской Думы сменяется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом "великий государь". Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии -- самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 -- Михаил, 1645 -- Алексей, 1682 -- Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей -- Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник "Святой Руси", "Дома Пресвятой Богородицы", как Удерживающий (Катехон) "острова спасения" -- России -- на фоне охватившей мир апостасии (Османская империя, религиозные войны в Европе, распространение ересей и т.п.). На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом (митрополитом или собором иерархов) -- возложение на царя короны (венца) и барм, вручение скипетра, державы, облачение в порфиру и произнесение символа веры. С XVII в. осуществляется миропомазание на царство. Авторитет царской власти был едва ли не абсолютным, поэтому многочисленные народные выступления XVII в. проходили под лозунгами доброго, справедливого, православного царя. (У тюркских народов России этот образ символически закреплялся как образ "Белого Царя", "носителя Белого Обета", возобновившего миссию "Белого Монгола" -- Чингисхана).

В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в XVII в. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями (что вовсе не являлось фикцией).

В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. Со второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, усиливаются централизация и бюрократизация государственного управления, зарождается процесс десакрализации и рационализации власти в элитарном общественном сознании, и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии. Соотношение понятия самодержавие и абсолютизм, доминирующие предпосылки перехода к абсолютной монархии остаются дискуссионными в историко-правовой литературе.

Важнейшая особенность XVII столетия в нашей истории заключается в том, что именно в этот век происходит вызревание предпосылок для великих петровских реформ.

Необходимо признать, что к концу XVII в. Россия, хоть и оправилась после катастрофы Смутного времени, оказалась в ситуации стагнации и непрекращающегося социально-политического кризиса. Наиболее образованным людям страны было очевидно, что Россия все более и более отстает не только от развитых стран Западной Европы, но и от своих непосредственных соседей (Швеция, Польша), что чревато утратой независимости. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следует отметить, что к этому времени в истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Деятельность Петра проходила не на пустом месте - многое из того, что он предпринял уже было опробовано его предшественниками - ри строительства флота, до выпуска газет и новой моды. Однако Петр в отличие от своих отца и деда понял, что обновление России нельзя предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно и, соответственно, необходимо преображение всех сторон жизни русского государства и русского народа, а не просто "косметический ремонт"

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. "Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота).

Смутное время

Смутное время было тяжелейшим периодом в истории России, тяжкие удары сыпались на нее со всех сторон: боярские распри и интриги, польская интервенция, неблагоприятные климатические условия едва не положили конец истории Русского государства. До сих пор не существует однозначной оценки персонажей того времени и их действий. Множество художников, поэтов, музыкантов создавали шедевры на тему смутного времени.

На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который привел к крушению русской государственности, гражданской войне, иностранной интервенции. Россия сумела его преодолеть, но последствия этого кризиса еще долго определяли развитие страны.

Во 2-ой половине XVI в. особые обстоятельства, внешние и внутренние, способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование Грозного водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего".

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от государева и помещичьего "тягла", и эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов "полных" и "кабальных" всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16 в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода. Таким образом, стала закладываться основа для будущих массовых выступлений эпохи Смуты.

Есть еще один ключевой момент в развертывании кризиса - смерть династии Рюриковичей, правившей русским народом с IX в., а потому считавшейся коренной и "богоизбранной". Иван IV умирая оставил двух сыновей: Федора и Дмитрия. Однако первый оказался не способен продолжить династию, второй же погиб при невыясненных обстоятельствах. До сих пор истинная картина тех дней не восстановлена полностью. Был ли убит Дмитрий, был ли это несчастный случай, убили ли самого Дмитрия или кем-то его подменили, а самого его "спрятали" - однозначного ответа не было и нет и поныне. Кн. Василий Шуйский, руководитель комиссии по расследованию событий, клялся, что это был несчастный случай, но действительно с царевичем Дмитрием. Правда, много позже, он же клялся и в другом - царевич Дмитрий был чудесным образом спасен. И опять позже, В. Шуйский говорил, что заговор против девятилетнего царевича устроил Б. Годунов и это ему удалось. Отсюда, соответственно, появилась почва для всяческих самозванцев, возжелавших московского трона.

По смерти бездетного царя Федора Иоановича (в январе 1598 г.) Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя, взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил патриарх Иов, но Борис долго отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на высочайший престол Российского государства. Был созван Земской собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор единодушно избрал на царство Бориса Федоровича. Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю "выскочке", потомку татарского мурзы на русском престоле.

Борис Годунов фактически управлял страной уже в течение царствования Федора Ивановича и показал себя выдающимся руководителем. Первые два года его собственного царствования были спокойными и благополучными. Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири и построение русских городов (Туринск, Томск).

Но в 1601-1603 гг. страну поразили стихийные бедствия. Такого еще не бывало на Руси. В течение этих лет были неурожаи: то шли нескончаемые дожди, то ударили ранние морозы. Новый посев не взошел, и голод стал всеобщим. "Был же голод три года",-- горевал летописец. Десятками тысяч гибли люди от недоедания. В одной Москве было подобрано до 127 тыс. трупов. Царь распорядился открыть государственные житницы и бесплатно выдавать хлеб. В Москву хлынули толпы голодных, хлеба все равно не хватало. На рынке продовольствие стало так дорого, что оказалось недоступным.

Царь хотел помочь раздачей хлеба из казны, новыми каменными постройками в Московском Кремле, в частности тогда была построена знаменитая кремлевская колокольня Ивана Великого, однако этих мер было недостаточно. Многие из богатых людей в это время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки разбойников. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина государства - Северская украйна, куда правительство ссылало из центра преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления и ждали только случая подняться против московского правительства.

Бедствия народа достигли высшей точки. Люди разбегались кто куда мог; в это время был восстановлен Юрьев день, и за беглыми уже не гонялись.

В стране начались разбои. "Под Москвой разыгралось настоящее сражение между воеводой Иоанном Басмановым и атаманом "бродяг" Хлопкой". Восставших с большим трудом разбило правительственное войско. Многие тогда уходили на окраины государства, поступали в казачьи общины. В такой обстановке запустели многие города и села, были заброшены пашни и луга.

В этих условиях как экономические, так и моральные основы власти московского царя оказались подорваны. Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.80.122 (0.054 с.)