Сложноподчинённые  предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложноподчинённые  предложения



Сложноподчинённые  предложения

С несколькими придаточными.

 

Пунктуация на стыке двух союзов.

 

Цель урока: систематизировать знания по теме «Сложноподчинённое  предложение»; повторить правила пунктуации (подготовка к экзамену); совершенствовать навыки правописания.

 

 

I. Повторение и обобщение теоретического материала по теме "Сложноподчинённое  предложение"

Трудности возникают при постановке знаков препинания в сложном предложении на стыке двух союзов. Запишите два предложения:

Сравните два предложения: Старик предупредил, (что, (если погода не улучшится), о рыбалке нечего и думать). Старик предупредил, (чт о (е сли погода не улучшится), то о рыбалке нечего и думать).  

 

Сравните предложения, выведите правило, когда ставится запятая на стыке двух союзов, а когда - нет.

Потренируемся

Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, постройте схемы предложений.

1. Забавно  что когда поезд уже тронулся люди на перроне советовали мне бежать за ним.

  Построим схему предложения, найдём главную и придаточные части. Подумаем, где поставим запятые.

 

[ Забавно ], ( что,(когда поезд уже тронулся), люди на перроне советовали мне бежать за ним ).

В этом СПП одно главное предложение, состоящее из наречия «забавно», и два придаточных: «что люди на перроне советовали мне бежать за ним» (придаточное первой степени) и «когда поезд уже тронулся» (придаточное второй степени).

 

2. Мы начали играть в «Мафию» и настолько увлеклись  что когда увидели полночь на часах  то долго не могли в это поверить.

 

[Мыначали играть в «Мафию» и настолько увлеклись ],(  что (  когда увидели полночь на часах),  то долго не могли в это поверить).

 

 

ПРАВИЛО:

На стыке союзов в сложноподчинённом предложении                                                      запятая ставится, когда второй союз не имеет соотносительной части «то», «так», «тогда» и т.д.

Запятая не ставится на стыке союзов, если есть вторая часть союза «то», «так», «тогда»

Стык сочинительного и подчинительного союзов

3. [Налепили пельменей  мама испекла пирог к чаю  и  хотя гостья отнекивалась  усадили Марину за стол со всеми.

 

 

[Налепили пельменей], [ мама испекла пирог к чаю],    и , ( хотя гостья отнекивалась), [усадили Марину за стол со всеми].

 

Подведём итоги

Из таблицы видно, когда запятая между двумя союзами необходима, а когда на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или двух подчинительных) оставляют пробел.

Тип предложения Запятая нужна (одиночный союз) Запятая не нужна (составной союз)
СПП что, если …, … что, хотя …, … что, когда …, … хотя, когда …, … хотя, если …, … и т.д. чт о  е сли …, то (так) … что хотя …, но … что когда …, то … хотя когда …, то … хотя если …, то … и т.д.
ССП и, хотя …, … и, если …, … и, когда …, … но, когда …, … и т.д. и х отя …, но (однако) … и если …, то … и когда …, то (но) … но когда …, то … и т.д.

 

II. Тренировочные упражнения

Задание №1 Спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

«и когда»

1.Сестра как-то подловила момент и когда всех начали фотографировать наставила мне рожки.

2.В доме постоянно сильный сквозняк   и  когда кто-то входит на кухню то слышно как воет ветер.

«что если»

3.Я подумал   что если отец войдёт и спросит что я здесь делаю   то я расскажу всё как есть.

«что когда»

4.Ей не зря говорят    что когда она играет на скрипке  люди готовы слушать часами.

«и хотя»

5.Была она весёлая высокая быстрая на меткое словцо    и  хотя далеко не красавица  но умела нравиться даже капризным бабушкам на лавочке.

 

6.Налепили пельменей мама испекла пирог к чаю  и хотя гостья отнекивалась усадили Марину за стол со всеми.

7.Федор ждал  что когда  увидит не репродукцию  а холст которого касалась рука самого Сурикова  должно оглушит  перехватить дыхание  должно потом сниться по ночам

8.В эту ночь Чубарев тоже не ложился  а когда  наконец  выпроводил всех из кабинета  и взглянул на часы, только пожал плечами.

 

 

 

Рефлексия. Сформулируйте и напишите ответы на следующие вопросы:

1. Я хорошо понял тему "Пунктуация в СПП на стыке двух союзов", смогу верно расставить знаки препинания в предложениях такого типа. (Ваш ответ: Да//нет// не уверен)

2. Есть необходимость еще раз повторять этот материал? Если да, то что конкретно я хотел бы повторить и в какой форме?

 

Домашнее задание. Повторить §86(учебник В.Ф. Грекова).  Упр. 471 стр.321 + тест

 

Тест " Пунктуация на стыке двух союзов" (12 вопросов)

 

Сложноподчинённые  предложения

С несколькими придаточными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)