Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Проектирование урока изобразительного искусства. Отбор содержания урока, постановка цели и задач урока.
Цель: Формирование у студентов способности к самостоятельному построению способов действия, на основе метода рефлексивной саморегуляции. Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК 5. План: 1.Что значит уметь учиться? 2. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. 3.Метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации. 4.Структура учебной деятельности. 5. Типология уроков.
Что значит уметь учиться? Два типа деятельности: - деятельность учения, или учебная деятельность, - это деятельность ученика; - деятельность обучения – это деятельность учителя. Учебная деятельность (учение) – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), а с другой стороны – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода В соответствии с общими положениями ФГОС ООО в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Этот подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Системно-деятельностный подход обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Системно-деятельностный подход предполагает: - разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности. Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Но она важна и в более старшем возрасте. В дошкольном возрасте закладываются ее предпосылки. По А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития» В рамках ведущей деятельности возникают и формируются основные психические новообразования возраста. В педагогике учебная деятельность — это любая деятельность в процессе обучения, т.е. учение. Эльконин Д.Б. рассматривал учебную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Именно на такую трактовку учебной деятельности ориентирован ФГОС НОО. Метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации. В развивающем обучении функцией учителя является организация учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества. - Зафиксировать затруднение и подумать - Проанализировать, как выполнялось данное действие и в каком месте возникло затруднение (исследование – И) - Установить, по какой причине оно возникло (критика –К) - Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства (проект – П) - Реализовать построенный проект
Структура у чебной деятельности. Учебная деятельность имеет свою структуру, включающую следующие компоненты: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Мотив — это источник деятельности, выполняющий функции побуждения и смыслообразования. Он придает деятельности личностный смысл. Мотивы учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Основным мотивом учебной деятельности является учебно-познавательный мотив, направленный на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Эльконин Д.Б. писал, что учебная деятельность «должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов действий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного самосовершенствования». Общие мотивы деятельности (например, широкие социальные мотивы) наполняются новым содержанием. Учебная задача — задача, требующая от обучающихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа, принципа, закономерности решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить учебную задачу — значит ввести обучающихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий (В.В. Давыдов). Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата — ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом решения всех задач данного вида. Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от них: проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явлений, построения каких-то способов изучения, фиксации результатов в виде моделей этих явлений. Учебная деятельность может быть представлена как система учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия. Учебное действие — это форма активности учащегося, которая направляется на достижение определенной цели. В состав учебных действий входят: — принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи; — преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета; — моделирование выделенного отношения; — преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде; — построение системы частных задач, решаемых общим способом; — контроль за выполнением предыдущих действий; — оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи. При формировании учебной деятельности нужно учитывать, что главное изменение действия связано с его формой. Выделяют предметные, перцептивные, умственные и речевые действия. Предметное действие (материальное или материализованное) выполняется руками. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Материальное действие выполняется с различными предметами, а материализованное — с заместителями, моделями, то есть знаково-символическими средствами. В случае перцептивного действия операции выполняются не руками, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий.
Речевое действие может осуществляться как громкая речь, а затем как внешняя речь про себя. При использовании громкой речи ученик проговаривает (устно или письменно) все выполняемые операции. Внешняя речь про себя предполагает беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением. Умственное действие — это действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства. Речевая оболочка сокращается, то есть приобретает характер внутренней речи. Ребенок выполняет действие в уме. Логика усложнения учебных действий следующая: предметное - перцептивное - умственное действие. Детям, нуждающимся в выполнении речевых действий, предлагается проговаривать производимые операции (шепотом рассказывать самому себе, как нужно выполнять действие; объяснить соседу по парте, как нужно рассуждать, и т.п.). Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью различных учебных операций. Учебные операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отдельных предметных задач. В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия; 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией. Оценка рассматривается как фиксация качества (но не количества) результата обучения, как мотивация последующей учебной деятельности, работы. Типология уроков. При определении типа и структуры урока нужно учитывать, что в настоящее время отсутствуют единые подходы к типологии уроков. Достаточно часто используется традиционная типология: - урок ознакомления с новым материалом, - урок закрепления, - урок повторения ранее изученного материала, - комбинированный урок, - урок обобщения и систематизации знаний, - урок контроля. Каждый из этих типов уроков имеет свою, достаточно жестко заданную структуру. Но в последнее время классические структурные схемы уроков преобразуются с учетом новых требований, связанных с реализацией системно-деятельностного подхода.
Вопросы для самоконтроля: 1.Что значит уметь учиться? 2. Как сформировать умение учиться? 3. Назовите типы уроков в рамках системно-деятельностного подхода. 4. Какова структура учебной деятельности? 5. Что такое метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации? 6. В чём сущность технологии деятельностного метода?
Литература. 1. https://nsportal.ru/ 2. https://infourok.ru/ 3. https://pedportal.net/po. 4. Приложение №4
Практическая работа № 4
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.210 (0.014 с.) |