Теоретические основы преподавания методики продуктивных видов деятельности с практикумом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы преподавания методики продуктивных видов деятельности с практикумом



Раздел I МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Тема 1: Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах.

Введение

 

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) ключевыми стали идеи развивающего обучения, формирования универсальных учебных действий (УУД), системно-деятельностного подхода к построению урока. Задача реализации этих идей в школе возлагается на учителя.

 Предметная область «Изобразительное искусство» создаёт благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности: планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в процессе практической деятельности, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта).

Основы преподавания продуктивных видов деятельности с практикумом предполагают подготовку творческого учителя, который умеет самостоятельно мыслить, анализировать самые разнообразные методические и практические материалы, авторские программы, осуществлять их выбор и строить свою работу в соответствии с ними. Поэтому        выпускники колледжа должны быть готовы к самостоятельной и творческой работе по разным учебно-методическим комплектам.

Междисциплинарный курс призван обеспечить формирование готовности будущего учителя к развитию способностей ребенка, формированию у него положительной учебной мотивации, умения учиться, а также приобретению опыта общения и сотрудничества.

Основная цель курса: обучение студентов основам теории, методики и практики в предметных областях «Изо и Технология», формирование профессиональных знаний, умений и навыков по изображению предметов, макетов различных сооружений для последующего обучения школьников, формирование основ дизайнерского образования, развитие художественно-образного мышления и эстетического вкуса, чувства цвета и гармоничных колористических сочетаний, развитие зрительной памяти, воображения и фантазии, плоскостно-орнаментальное видение натуры; развитие объёмно-пространственного и конструктивного мышления, творческих способностей, глазомера, способности находить правильные пропорции и формы. Данное пособие предназначено для студентов дневного отделения, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах». Оно может быть использовано, как для организации аудиторных занятий, так и для внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того, оно будет полезно студентам заочной формы обучения, обучающимся по данной специальности.

Пособие состоит из двух частей, каждая из которых построена в следующей логике: вопросы методики их преподавания изучаются параллельно. Это способствует более прочному усвоению общих способов методических действий будущими учителями.

 Первая часть включает общие вопросы теоретических основ начального курса изобразительного искусства и методики преподавания. «Методика организации обучения изобразительному искусству в начальных классах»

Во второй части раскрываются темы «Элементы изобразительной грамоты»

 Данное учебное пособие написано в соответствии с програм­мой профессионального модуля «Преподавание по программам начального образования».

Структура каждой темы включает в себя материал для теоретических занятий, практические занятия, задания для самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой для изучения литературы, вопросы для самоконтроля.

Профессиональная направленность пособия достигается по­средством определенного отбора теоретического материала и ме­тодических подходов к его изложению, путем включения заданий, выполняемых младшими школьниками (они в основном взяты из действующих учебников изобразительного искусства для начальных классов). В основу обучения положен системно - деятельностный подход, что отражает требования ФГОС НОО условиям и результатам освоения начального курса технологии.

 

Лекция 1. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы по продуктивным видам деятельности.

Цель: Создать условия для изучения студентами требований образовательного стандарта по продуктивным видам деятельности.

Разделы программы:

Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел включает:

— пояснительную записку;

— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

— программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенцийобучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

— программы отдельных учебных предметов, курсов;

— программу воспитания и социализации обучающихся.

Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

— учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

— систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Рабочая программа учителя

Рабочая программа - индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.

Рабочая программа по предмету разрабатывается учителем на основе:

типовой программы, рекомендованной МО РФ

образовательной программы образовательной организации

 примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;

 авторских программ (Неменского, Кузина, Шпикаловой);

 материалов авторского УМК.

При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как: целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения; состояние здоровья учащихся; уровень их способностей; характер учебной мотивации; качество учебных достижений; образовательные потребности; возможности педагога; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

С 1 сентября 2011 года осуществляется реализация Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим преподавание учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательных учреждениях должно осуществляться в соответствии с нормативными и инструктивными материалами Министерства образования и науки РФ, Министерства образования Пермского края.

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

- «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

 - Стандарт по изобразительному искусству-2009г.

- Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы. (Стандарты второго поколения).

 - Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)

 Выполнение требований стандарта и рекомендации по использованию примерных программ.

В таблице 1 представлен сравнительный анализ Государственного стандарта общего образования 2004 г. и ФГОС общего образования второго поколения по изобразительному искусству, который поможет педагогам самостоятельно определить преемственность стандартов и новизну тематики.

Сравнительный анализ государственных стандартов общего

образования по изобразительному искусству

 

Государственный стандарт общего образования 2004 г. ФГОС общего образования второго поколения 2009 г.
Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: начального общего (1-4 кл.),  Содержит: цели, задачи, обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки выпускников Состоит из двух ступеней изучения изобразительного искусства: два варианта планирования для начального общего (1-4 кл.), среднего общего образования (5-8 кл.). Содержит: цели, задачи, функции, содержание образования, универсальные учебные действия, результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные), требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; требования к результатам освоения основных образовательных программ; систему оценивания

 

 Разработка рабочей программы по изобразительному искусству

Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели;

2. общая характеристика учебного предмета с основными содержательными линиями;

3. описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета с определением УУД;

4. календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся и описанием планируемых результатов освоения темы, представленных с учетом специфики содержания предметных областей («Выпускник научится», «Выпускник получит возможность научиться»);

5. требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета);

6. критерии и нормы оценки результатов освоения основной образовательной программы обучающихся;

7. характеристика контрольно-измерительных материалов для контрольных срезов знаний;

8. учебно-методический комплекс по предмету;

9. список литературы (основной и дополнительной);

10. учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учителя и обучающихся.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите законы об образовании, которыми должен руководствоваться учитель начальных классов.

2. Какие вопросы включает целевой раздел программы?

3. Поясните, на что ориентирован содержательный раздел программы?

4. Какие общие рамки организации образовательного процесса включает организационный раздел программы?

5. Для чего предназначена рабочая программа учителя по изобразительному искусству?

6. Какие элементы включает структура рабочей программы?

 

 

Литература: использованные интернет сайты.

1. http://www.prosv.ru

2. http://www.drofa.ru

3. http://netedu.ru

 

Лекция №2.

Практическая работа №1.

Тема: Демонстрация фрагмента урока «Радуга» - 1 класс, программа В.С.Кузина, УМК «Школа России».

Цель: Учить студентов составлять конспект урока изобразительного искусства.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 11, ПК 1, ПК 3, ПК 7, ПК 9

 

Вопросы:

1. На формирование, каких компетенций направлены задачи изучения изобразительного искусства?

2. Какие формы организации учебного процесса предусматривает программа?

3. Охарактеризуйте интерактивные методики. Применяемые на уроках изо для формирования УУД.

4. Какие документы и материалы нужны для подготовки к уроку?

 

Задание №1. Рассмотрите готовый конспект урока «Радуга», для учащихся 1 класса по В.С.Кузину, УМК «Школа России». Приложение №1

Ответьте устно на вопросы.

1. Назовите тему урока.

2. Соответствуют ли теме цели урока.

3. Каковы предметные умения учащихся?

4. Формирование, каких УУД у учащихся 1 класса предусматривает учитель в процессе урока?

5. Назовите структурные элементы урока.

6. Охарактеризуйте каждый структурный элемент урока.

 

Задание №2. Разработайте беседу по технике безопасности на уроках ИЗО, при работе с кисточкой, карандашом и красками.

Указания:

1. Перечислите инструменты и материалы для работы на уроках ИЗО.

2. Техника безопасности при работе с карандашом.

3. Техника безопасности при работе с кисточкой.

4. Техника безопасности при работе с красками.

5. Оформите в соответствие с требованиями к оформлению конспекта урока по изобразительному искусству..

Лекция №3

Основные темы программы

" Рисование на темы - это рисование композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения, освещенности, цвета предметов" 

" Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства.... Понимание ритма, гармоничности цветовых отношений, зрительного равновесия формы и цвета, полученное учащимися в процессе декоративной работы, находит затем применение в различных работах на уроках трудового обучения: в аппликациях, плетенках, изготовлении игрушек, вышивке и т.д." 

Лепка. "Основным содержанием этого раздела является лепка из пластилина (а где возможно, и из глины) листьев, деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека" 

Аппликация. " В содержание этого раздела входит составление цветных наклеенных рисунков (аппликаций) с натуры овощей, фруктов, цветов, животных, фигуры человека, составление сюжетных композиций и декоративных работ" 

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.... Ознакомление с произведениями изобразительного искусства производится в начале или в конце урока в течение 8-10 минут; как правило, два-три произведения (или три-четыре иллюстрации). С 4 класса для бесед выделяются специальные уроки; в одной беседе можно показывать до пяти произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства" 

Авторы составляют учебно-методические комплекты по программе, включающие учебники, рабочие тетради для школьников и методические пособия для учителей. (Приложение №2)

В рамках данной концепции существуют также программы для школ, гимназий и лицеев с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.

 

Классы

Самостоятельная работа №1

Практическая работа № 2

Порядок выполнения работы

Ознакомиться с содержанием пояснительной записки и примерными тематическими планами трудового обучения

Провести детальное изучение по разделам программы в 1-4 классах.

 

Задание №2 Заполните таблицу по 3 вопросу.

 

Блоки Тема Содержание
I блок Виды художественной деятельности  
     
     
     
     
     

 

 

Самостоятельная работа №2

Тема: Представление плана-конспекта урока по программе В.С. Кузина, УМК «Школа России», 4 класс.

Цель: Формирование у студентов умения разрабатывать конспект урока.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ПК 6, ПК 8.

 

Используя изученный теоретический материал, представить план-конспект урока изобразительное искусство по программе В.С.Кузина «Школа России»

Темы уроков

1. Урок 1. Красота родной природы «Летний пейзаж»

2. Урок 2. Составление мозаичного панно «Парусные лодки на реке»

3. Урок 3-4. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. «Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей»

4. Урок 5-6. Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко»

5. Урок 7. Изучаем азбуку изобразительного искусства. «Рисование с натуры коробки»

6. Урок 8. Изучаем азбуку изобразительного искусства. «Рисование шара»

7. Урок 9 Рисование на темы «Мой двор» или «Моя улица».

8. Урок 10-11. Рисование с натуры фигуры человека.

9. Урок 12. Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта

 

Критерии оценивания результатов самостоятельной работы.

Рекомендации по использованию схемы

. Можно проставлять необходимые баллы в распе­чатанной схеме. В процессе анализа урока в бланке обводится балл в соответствии с критериями оценки:

5 — соответствует полностью характеристике развивающего обу­чения (записанному слева);    

4 — соответствует в основном характеристике развивающего обу­чения (записанному слева);

3 — имеются отдельные черты как развивающего обучения (запи­санные слева), так и традиционного обучения (записанные справа);

2 — соответствует в основном характеристике традиционного обучения (записанному справа);

 1- соответствует полностью характеристике традиционного обучения.

Баллы обводятся либо по ходу наблюдения урока, либо после его завершения. Балльная оценка позволяет сделать выводы о качестве проведенного урока и его соответствия ФГОС. Если преобладают оценки 5 и 4, то урок соответствует ФГОС, а если оценки 2 и 1, то не соответствует. Можно найти и суммарный коэффициент: находится сумма всех поставленных баллов, а затем делится на количество пунктов, по которым проводился анализ (делится на 27, если исполь­зовались все пункты). Если получен коэффициент больше 3, то урок соответствует требованиям стандарта, меньше 3 — не соответствует.

Для оценки конкретного урока можно использовать специальный бланк.

 

Литература  

1.Программа и учебник для 4 класса, под редакцией В.С.Кузина, Дрофа 2015г.

2. Методические материалы о темам уроков.    Приложение №2.

 

 

Лекция №4

Практическая работа №3

Задание №1

Познакомьтесь с технологической картой урока изо (Приложение №3) Устно ответьте на вопросы.

 1.Рассмотрите титульный лист. Назовите тему урока.

2. Для какого класса предназначена технологическая карта урока, по какому учебнику?

3. Какие цели и задачи поставил учитель?

4. Какой тип урока?

5. Какова структура урока?

6. Какие заметили ошибки? (Не прописаны учебные задачи в структуре урока)

 

 

Задание №2 Проанализируйте конспект урока по предложенной схеме.

Лекция №5

Тема: Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников по продуктивным видам деятельности.

Цель: Формирование у студентов способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного материала.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 9, ПК 1, ПК,ПК 3, ПК 4

План:

1. Возрастные особенности младших школьников.

2. Особенности методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

3. Методы развития творческих способностей.

4. Требования к уровню подготовки младших школьников.

Возрастные особенности младших школьников

Младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет. К 7 годам ребенок достигает такого уровня развития, который определяет его готовность к обучению в школе. Физическое развитие, запас представлений и понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.

С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняются его режим, отношения с окружающими людьми. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Им нравится новое положение ученика, привлекает и сам процесс учения. Это определяет добросовестное, ответственное отношение младших школьников к учению и школе. Не случайно они на первых порах воспринимают отметку как оценку своих стараний, прилежания, а не качества проделанной работы. Дети считают, что если они «стараются», значит, хорошо учатся. Одобрение учителя побуждает их еще больше «стараться». 

Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Дети любят рисовать, лепить, клеить.. Правда, их больше увлекает сам процесс учения, и младший школьник проявляет в этом отношении большую активность и старательность.

Для познавательной деятельности младшего школьника характерна, прежде всего, эмоциональность восприятия. Чем наблюдательней ребёнок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора. Рисуя, ребёнок не просто изображает другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребёнка, в том числе эстетические. Стремясь передать это отношение” ребёнок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками. Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя — образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие — пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки. Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения, как смотрим мы.

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует кистевую роспись в выполнении декоративной композиции.

содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначенного изделия.

 

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите возрастные особенности младших школьников.

2. Перечислите особенности преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

3. Какие методы применяются для развития творческих способностей учащихся в начальной школе?

4. Назовите личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Изобразительное искусство «в начальной школе.

 

Литература

.Приложение№3

       2.https://kopilkaurokov.ru

 

 

 

 Лекция №6.

Что значит уметь учиться?

Два типа деятельности:

- деятельность учения, или учебная деятельность, - это деятельность ученика;

- деятельность обучения – это деятельность учителя.

Учебная деятельность (учение) – это деятельность ученика, связанная, с одной стороны, с освоением культурных ценностей общества (предметных и надпредметных знаний, умений и навыков), а с другой стороны – с формированием способностей к самоизменению и рефлексии, обеспечивающих адекватное самоопределение и успешную самореализацию человека в жизни.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

В соответствии с общими положениями ФГОС ООО в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Этот подход осно­вывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я Гальперина, рас­крывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности уча­щихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование социальной среды разви­тия обучающихся в системе образования;

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуаль­ных, возрастных, психологических и физиологических особен­ностей обучающихся.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (вклю­чая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

- гарантированность достижения планируемых результатов освое­ния основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успеш­ного усвоения обучающимися знаний, умений, видов, способов деятельности.

Согласно деятельностной теории механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.

Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Но она важна и в более старшем возрасте. В дошколь­ном возрасте закладываются ее предпосылки. По А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие кото­рой обусловливает главнейшие изменения в психических процес­сах и психологических особенностях личности на данной стадии ее развития» В рамках ведущей деятельности возни­кают и формируются основные психические новообразования воз­раста.

В педагогике учебная деятельность — это любая деятельность в процессе обучения, т.е. учение. Эльконин Д.Б. рассматривал учеб­ную деятельность как особую деятельность школьника, сознательно направляемую им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей. Именно на такую трактовку учебной деятельности ориентирован ФГОС НОО.

Метод рефлексии, или рефлексивной самоорганизации. В развивающем обучении функцией учителя является организа­ция учебной деятельности школьника, в рамках которой активность детей носит поисково-исследовательский характер. Процесс обучения приобретает характер совместной деятельности учителя и учащихся, т.е. их реального сотрудничества.

 - Зафиксировать затруднение и подумать

 - Проанализировать, как выполнялось данное действие и в каком месте возникло затруднение (исследование – И)

 - Установить, по какой причине оно возникло (критика –К)

 - Поставить перед собой цель, направленную на устранение причин затруднения, а затем построить проект – составить план, определить способ и средства (проект – П)

 - Реализовать построенный проект

 

Структура у чебной деятельности. Учебная деятельность имеет свою структуру, включающую следующие компоненты: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учеб­ную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориен­тировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Мотив — это источник деятельности, выполняющий функции побуждения и смыслообразования. Он придает деятельности лич­ностный смысл. Мотивы учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности.

Основным мотивом учебной деятельности является учебно-позна­вательный мотив, направленный на овладение обобщенными спо­собами действий в сфере научных понятий. Эльконин Д.Б. писал, что учебная деятельность «должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, т.е. мотивы приобретения обобщенных способов дей­ствий, или, проще говоря, мотивы собственного роста, собственного самосовершенствования». Общие мотивы деятельности (например, широкие социальные мотивы) наполняются новым содержанием.

Учебная задача — задача, требующая от обучающихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа, принципа, закономерности решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. Поставить учебную задачу — значит ввести обучающихся в ситуацию, требующую ориентации на содер­жательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий (В.В. Давыдов).

Специфика учебной задачи состоит в том, что при ее решении уча­щиеся посредством учебных действий открывают и овладевают общим способом (принципом) решения целого класса однородных частных задач. Учебная задача отличается от конкретно-практической задачи тем, что целью второй является получение результата — ответа, а целью первой является овладение учеником общим способом реше­ния всех задач данного вида.

Работа учащихся по решению учебных задач осуществляется с помощью особых учебных заданий, требующих от них: проведения исследования, анализа, самостоятельного изучения каких-то явле­ний, построения каких-то способов изучения, фиксации результатов в виде моделей этих явлений.

Учебная деятельность может быть представлена как система учеб­ных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия. Учебное действие — это форма активности учащегося, которая направляется на достиже­ние определенной цели.

В состав учебных действий входят:

— принятие учащимися или самостоятельная постановка ими учебной задачи;

— преобразование условий учебной задачи с целью обнаружения некоторого общего отношения изучаемого предмета;

— моделирование выделенного отношения;

— преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом» виде;

— построение системы частных задач, решаемых общим спосо­бом;

— контроль за выполнением предыдущих действий;

— оценка усвоения общего способа как результата решения учеб­ной задачи.

При формировании учебной деятельности нужно учитывать, что главное изменение действия связано с его формой. Выделяют предметные, перцептивные, умственные и речевые дей­ствия.

Предметное действие (материальное или материализованное) выполняется руками. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Материальное действие выполняется с различ­ными предметами, а материализованное — с заместителями, моделями, то есть знаково-символическими средствами. В случае перцептивного действия операции выполняются не руками, а глазом. Преобразова­ние реальных или знаково-символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий.

Речевое действие может осуществляться как громкая речь, а затем как внеш­няя речь про себя. При использовании громкой речи ученик прогова­ривает (устно или письменно) все выполняемые операции. Внешняя речь про себя предполагает беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением. Умственное действие — это действие во внутреннем плане, которое осуществля­ется без опоры на какие-либо внешние средства. Речевая оболочка сокращается, то есть приобретает характер внутренней речи. Ребенок выполняет действие в уме.

Логика усложнения учебных действий следующая: предметное - перцептивное - умственное действие. Детям, нуждающимся в вы­полнении речевых действий, предлагается проговаривать произво­димые операции (шепотом рассказывать самому себе, как нужно выполнять действие; объяснить соседу по парте, как нужно рассуж­дать, и т.п.).

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, совершаются с помощью различных учебных операций. Учебные опе­рации, входящие в состав действия, соответствуют конкретным усло­виям решения отдельных предметных задач.

В общей структуре учебной деятельности значительное место отво­дится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие стано­вится произвольным, регулируемым только при наличии контроли­рования и оценивания в структуре деятельности

Контроль предполагает три звена:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.76 (0.196 с.)