Симптомы тревожного напряжения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомы тревожного напряжения



 

1. Симптом "переживания психотрамвмирующих обстоятельств". Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания".

2. Симптом "неудовлетворенности собой". В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Действует механизм "эмоционального переноса" - энергетика направляется не только и не столько вовне, сколько на себя По крайней мере, возникает замкнутый энергетический контур "Я и обстоятельства", впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмируюшие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства деятельности, повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах "выгорания" они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

3. Симптом "загнанности в клетку". Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие обстоятельства очень давят и ус гранить их невозможно, к нам часто приходит чувство безысходности. Мы пытаемся что-то изменить, еще и еще раз обдумываем неудовлетворительные аспекты своей работы. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. Сосредоточение психической энергии достигает внушительных объемов.И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая эмоциональное выгорание, то человек переживает ощущение "загнанности в клетку". Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто ощущаем состояние "загнанности в клетку", и не только по поводу профессиональной деятельности. В таких случаях мы в отчаянии произносим: "неужели это не имеет пределов", "нет сил с этим бороться", "я чувствую безысходность ситуации". Нас повергает в исступление бюрократическая казенщина, организационная бестолковщина, людская непорядочность, повседневная рутинность.

4. Симптом "тревоги и депрессии". Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные  энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте службы. Симптом "тревоги и депрессии", - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

 

 

Глава 2. Что такое стресс?

 

СТРЕСС (от англ. stress — напряжение), состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий (см. Адаптационный синдром).

* * *

СТРЕСС (стресс-реакция) (англ. stress — напряжение), особое состояние организма человека и млекопитающих, возникающее в ответ на сильный внешний раздражитель. В русском языке термин «стресс» употребляется также для обозначения и самого раздражителя — физического (холод, жара, повышенное или пониженное атмосферное давление, ионизирующее излучение), химического (токсичные и раздражающие вещества), биологического (усиленная мышечная работа, заражение микробами и вирусами, травма, ожог), психического (сильные положительные и отрицательные эмоции), а также их комбинаций (синонимы: стрессор, стресс-фактор, стресс-стимул, стресс-воздействие). Иногда термин «стресс» употребляют (не вполне правомерно) по отношению к низшим животным, не имеющим развитой системы нервной и гормональной регуляции, к растениям и даже сообществам организмов (в экологии), когда они подвергаются экстремальным воздействиям.

Стресс и адаптационный синдром

Концепция стресса была разработана канадским физиологом Г. Селье, который впервые применил этот физический термин в биологии в 1936. Согласно Селье любой достаточно сильный внешний стимул (стрессор), физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (т. е. не зависящем от характера стрессора) ответе организма млекопитающего, названном им общим адаптационным синдромом (ОАС). Понятие стресса шире, чем ОАС, который иногда рассматривается как клиническое проявление стресса; так, у человека с нарушенными функциями эндокринных желез и у крысы с удаленными надпочечниками возможен стресс без ОАС. Основные механизмы стресса — гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка. Селье описал и местный адаптационный синдром (например, воспаление), возникающий в органах и тканях в ответ на сильное или разрушительное раздражение.  

Признаки ОАС формируются в течение нескольких суток от начала достаточно длительного воздействия стрессора в ходе трех стадий стресс-реакции: стадии тревоги (например, шок), в которой происходит мобилизация защитных сил организма (резко уменьшается количество гранул в коре надпочечников, содержащих запас гормонов — кортикостероидов), стадии устойчивости (количество гранул значительно превышает исходное) и стадии истощения, которая возникает при слишком сильном или слишком длительном воздействии, а также в том случае, когда адаптивные силы организма недостаточно велики. На стадии истощения количество гранул вновь уменьшается, стресс-реакция принимает болезненный, патологический характер.

Таким образом, ОАС возникает в ответ на стрессор, т. е. фактор, вызывающий нарушение (или угрозу нарушения) баланса физиологических систем организма —

относительного постоянства его внутренней среды (К. Бернар), или гомеостаза (У. Кеннон).

Как формируется стресс-реакция

В организме млекопитающих существует по крайней мере две функциональные системы, созданные эволюцией для противодействия разрушительному действию стрессоров, для поддержания гомеостаза даже в экстремальных условиях: симпато-адреналовая, открытая Кенноном, и гипоталамо-надпочечниковая, открытая Селье. Первая из них состоит из симпатической нервной системы и мозгового вещества надпочечников, выделяющего в кровь гормоны адреналин и норадреналин. Она включается уже через несколько минут после начала действия стрессора, вызывает мобилизацию различных систем организма (расширение зрачка, учащение дыхания и пульса, перераспределение кровотока, усиление мышечной активности, ослабление моторики желудка и кишечника и др.) и вскоре прекращает свою деятельность.

Во вторую систему входит гипоталамус, передняя, или железистая, доля гипофиза (аденогипофиз) и корковый слой надпочечников. Гипоталамус выделяет гормон кортиколиберин, который воздействует на аденогипофиз, вызывая секрецию им гормона кортикотропина. Последний, в свою очередь, стимулирует кору надпочечников, вырабатывающую кортикостероиды. Эта система включается несколько позже и может действовать на протяжении многих часов и даже суток. Она оказывает мощное влияние на все органы и ткани, включая головной мозг. Под воздействием кортикостероидов в организме происходит усиление обменных процессов, подавление иммунных и воспалительных реакций, изменение концентрации медиаторов (норадреналина, серотонина, гамма-аминомасляной кислоты) в различных отделах мозга, повышение секреции и кислотности желудочного сока и другие перестройки.

Физиологической основой формирования ОАС является так называемый базальный уровень кортикостероидов, представляющий собой результат нормального функционирования гормональной системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников в отсутствие стрессорных воздействий. Как слишком высокий, так и слишком низкий уровень кортикостероидов не позволяет развиться стресс-реакции, что резко ослабляет защитные силы организма и приводит к формированию определенных заболеваний (язвенная болезнь, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, психическая депрессия). Базальный уровень кортикостероидов претерпевает в течение суток характерные колебания, связанные с центральным ритмоводителем организма, находящемся в гипоталамусе, и с системой регуляции цикла сон — бодрствование. Пик секреции кортикостероидов у человека приурочен к ранним утренним часам, когда наблюдается максимальное «давление» парадоксального сна — той стадии ночного сна, когда отмечаются высокий уровень активности головного мозга и эмоционально окрашенные сновидения. Возможно, что парадоксальный сон играет роль своего рода эндогенного стрессора.

Стресс и здоровье

Исключительно важно то значение, которое имеет физический и эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешенных проблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс — это хорошо или плохо? На этот вопрос не смог ответить даже сам Селье; если в первых работах он высказывал мнение о том, что умеренные стресс-стимулы оказывают благотворное воздействие на организм, стимулируя его защитные силы, и только чрезмерные или слишком длительные перегрузки могут «выбить из колеи», то в конце жизни он был вынужден выдвинуть понятие «хорошего» и «плохого» стресса (эустресс и дистресс), чем в значительной степени разрушил целостность своей концепции. Действительно, где тот «гомункулюс» в нашем мозге, который отделяет «хорошие» стрессоры от «плохих»?

Главный недостаток традиционного представления о стрессе заключается в том, что оно в неявной форме представляет организм пассивным объектом приложения стрессорных воздействий. Между тем, даже лабораторные крысы, а уж тем более человек, осуществляют в ответ на действие стрессора различные поведенческие реакции, и именно активный либо пассивный характер реагирования в не меньшей степени, чем сила или длительность стресс-воздействия, определяет общую устойчивость организма. Известно, что длительная и напряженная борьба человека за желанную цель, даже сопровождающаяся эпизодическими неудачами (то есть, казалось бы, классическая модель стресса), как правило, не только не приводит к истощению, но, наоборот, способствует сохранению психического и телесного здоровья. С другой стороны, описаны так называемые болезни достижения, или «синдром Мартина Идена», как иногда называют это состояние. Оно возникает обычно после того, как субъект достиг желанной цели, но вслед за этим не возникла новая «сверхцель». Экспериментальные и клинические наблюдения показывают, что лучше испытывать неприятные переживания, стимулирующие к поиску выхода из затруднительного положения, чем находиться в расслабленном состоянии пассивного удовлетворения собой и миром («синдром Обломова»). Характер реагирования на стресс-стимулы лишь отчасти обусловлен наследственными факторами и в значительной степени формируется соответствующим воспитанием.

Сформировавшаяся в середине 20 в. «наука о стрессе» произвела подлинный переворот в целом ряде классических дисциплин (патофизиологии, эндокринологии, неврологии) и привела к созданию новой области медицины — психосоматической (см. Психосоматика).

 

Исследование.

Глава 1. Метод исследования.

Для изучения нервно-психического напряжения учащихся старших классов гимназии мы выбрали метод тестирования:

                    

                        Виды заболеваний

  Ответы в баллах

Да Не знаю Нет
1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности      
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа      
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня      
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.      
5. Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета      
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса      
7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение      
8. Я спокойно сплю во время экзаменов, и меня во сне не преследуют экзаменационные мотивы      
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно      
10. Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю то, что спланировал      
11. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке      
12.Отход преподаватель от основной темы занятий отвлекает меня      
13.Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене      
14.Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны      
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки»      
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.      
17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя      
18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство      
19. меня сильно беспокоит положение в классе      
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости      
21. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня      
22. Не смотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом      
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала      
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией      
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня      
26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться      
27. Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебного задания      
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом      
29. Микроклимат в классе очень влияет на моё состояние      
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться      
Количество ответов «нет» (вопросы 1-10)      
Количество ответов «да» (вопросы 11-30)      
Количество ответов «не знаю» (вопросы 1-30)      
½ количества ответов «не знаю» (вопросы 1-30)      
Суммарный балл: Количество ответов «нет» (вопросы 1-10) + количество ответов «да» (вопросы 11-30) + ½ количества ответов «не знаю»(вопросы 1-30)      

 

Подсчет баллов и определение уровня напряженности.

 

Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Юноши 0-7 8-11 12-15 16-18 22
Девушки 0-11 12-14 15-16 17-22 23

 

 

Таким методом мы изучили 3 класса: 10б, 11а,11б.

В 2ух классах (11а, 11б) мы определяли динамику.

 

Результаты.

 

Первое исследование проводилось в январе 2010 года, второе-март 2010.

 

11б (исследование №1)

Кол-во Уровень напряженности
1 20,5 Выше Среднего
2 21,5 Выше Среднего
3 12,5 Средний
4 15,5 Выше Среднего
5 14 Ниже Среднего
6 9 Ниже Среднего
7 17,5 Выше Среднего
8 15 Средний
9 19 Выше Среднего
10 13,5 Средний
11 14,5 Средний
12 19,5 Выше Среднего
13 12 Ниже Среднего
14 12,5 Ниже Среднего
15 15,5 Выше Среднего
16 11,5 Ниже Среднего
17 15 Средний
18 18 Выше Среднего
19 24 Высокий
20 13,5 Средний
21 15 Средний
22 14,5 Средний
23 10 Ниже Среднего
24 9,5 Ниже Среднего
25 12,5 Ниже Среднего
26 21 Высокий
27 15 Средний
28 17,5 Выше Среднего
39 19 Выше Среднего
30 25,5 Высокий
31 22 Выше Среднего

 

 

11б (исследование №2)

Кол-во Уровень напряженности
1 19 Выше Среднего
2 18 Выше Среднего
3    
4 8 Ниже Среднего
5    
6 10 Низкий
7 6,5 Низкий
8 13 Ниже Среднего
9 14 Ниже Среднего
10    
11    
12 7 Низкий
13 11 Низкий
14 11 Низкий
15 10,5 Низкий
16 10,5 Ниже Среднего
17 7 Низкий
18 7 Низкий
19 10 Низкий
20 18,5 Выше Среднего
21 9 Ниже Среднего
22 7 Низкий
23 12 Средний
24    
25    
26 11 Низкий
27 14 Средний
28    
29 13 Ниже Среднего
30 16,5 Выше Среднего
31 19,5 Выше Среднего
32 12 Ниже Среднего

 

11а (исследование №1)

Кол-во Уровень напряженности
1    
2 12 Ниже Среднего
3 20 Высокий
4 17,5 Выше Среднего
5 11 Ниже Среднего
6 17 Выше Среднего
7 17 Выше Среднего
8 16 Выше Среднего
9 15,5 Средний
10 5 Низкий
11    
12 8,5 Низкий
13    
14 12,5 Ниже Среднего
15 22 Выше Среднего
16    
17 18 Выше Среднего
18 6,5 Низкий
19 11 Низкий
20 9 Низкий
21 11 Низкий
22 4,5 Низкий
23 4,5 Низкий
24 15 Средний
25 10 Ниже Среднего
26 8,5 Низкий
27 10,5 Низкий
28 9,5 Низкий
29 14,5 Средний
30 16,5 Выше Среднего
31 10 Низкий
32 15 Средний

 

 

11а (исследование №2)

Кол-во Уровень напряженности
1    
2 13,5 Ниже Среднего
3 24 Высокий
4 21,5 Выше Среднего
5 13,5 Средний
6 22 Выше Среднего
7    
8    
9 11 Низкий
10 5 Низкий
11 14 Ниже Среднего
12    
13 8 Ниже Среднего
14 11 Низкий
15 19,5 Выше Среднего
16 1,5 Низкий
17 18 Выше Среднего
18 9,5 Низкий
19 11 Низкий
20 6 Низкий
21    
22    
23 5 Низкий
24 15 Средний
25 14 Ниже Среднего
26 10 Низкий
27    
28 11 Низкий
29 10,5 Низкий
30 15 Средний
31 6 Низкий
32    

 

10б

Кол-во Уровень напряженности
1 13,5 Ниже Среднего
2 15,5 Средний
3 6,5 Низкий
4 16,5 Выше Среднего
5 6,5 Низкий
6 22,5 Высокий
7 16,5 Выше Среднего
8    
9 17 Выше Среднего
10    
11 19,5 Выше Среднего
12 16 Средний
13    
14 12 Ниже Среднего
15 17 Выше Среднего
16 10 Ниже Среднего
171117    
181118 14 Ниже Среднего
19 8 Ниже Среднего
20 12,5 Средний
21 16,5 Выше Среднего
22 12,5 Ниже Среднего
23    
24    
25 16 Средний
26 6,5 Низкий

 

А) анализ исследования

 

Класс Кол-во исследованных Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Средний балл
10б 20 15% 30% 20% 30% 5% 137,5
11а(1) 28 46,4% 14,3% 14,3% 25% 3,6% 164
11а(2) 24 50% 16,7% 12,5% 16,7% 4,2% 147,8
11б(1) 31 0% 25,8% 29% 35,5% 9,7% 247,8
11б(2) 25 44% 28% 8% 20% 0% 147,5

 

Вывод: изучив напряженность старших классов можно сделать такой вывод, что у 11классников напряженность намного больше чем у 10классников, это связанно с предэкзаменационным волнением.

 

 

Б) Гендерное сравнение

 

Класс Пол Кол-во Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Средний балл

10б

Муж. 4 25% 50% 25% 0% 0% 18,5
Жен. 16 12,5% 25% 18,8% 37,5% 6,2% 119

11а(1)

Муж. 7 14,3% 28,6% 14,3% 28,6% 14,3% 46,5
Жен. 21 52,4% 9,5% 14,3% 23,8% 0% 129,8

11а(2)

Муж. 6 16,7% 16,7% 50% 0% 16,7% 38
Жен. 18 61,1% 11,1% 5,6% 22,2% 0% 109,8

11б(1)

Муж. 11 0% 27,3% 45,5% 18,2% 9,1% 74,5
Жен. 20 0% 25% 20% 45% 10% 173,3

11б(2)

Муж. 7 28,6% 42,9% 42,9% 0% 0% 33,5
Жен. 18 50% 22,2% 0% 27,8% 0% 114

Всего:

 

Муж.              
Жен.              
                 

 

Вывод:

 

 

В) Динамика

 

А

 

  Низкий Ниже Среднего Средний Выше Среднего Высокий Средний балл
I. 46,4% 14,3% 14,3% 25% 3,6% 164
II. 50% 16,7% 12,5% 16,7% 4,2% 147,8
Динамика Возросло Возросло Уменьшалось Уменьшалось Возросло Уменьшилось

 

 

Б

  Низкий Ниже Среднего Средний Выше Среднего Высокий Средний балл
 III. 0% 25,8% 29% 35,5% 9,7% 247,8
 IV. 44% 28% 8% 20% 0% 147,5
Динамика Возросло Возросло Уменьшалось Уменьшалось Уменьшилось Уменьшилось

 

 

Вывод: изучив динамику напряженности, я пришла к выводу, что напряженность перед экзаменом за 2 месяца намного меньше чем была в январе.

 

 

 Рекомендации.

Борьба со стрессом.

Аутогенная тренировка в различных модификациях, дыхательные упражнения и прежде всего получающие сейчас все большее распространение медитации требуют от человека значительной собранности, внутренней концентрации. Поэтому эти методы, особенно если они осваиваются самостоятельно, скорее подходят людям относительно благополучным в нервно-психическом плане. Однако издавна существуют достаточно простые способы снятия стресса, не требующие длительных тренировок и особенно эффективные в неотложных, критических ситуациях.

Для начала предлагаю вашему вниманию рекомендуемые Н. Смирновым приемы овладения собой.

1. Выговоритесь! Всегда, в коллективах находятся люди, обладающие большим потенциалом сочувствия, к которым в трудную минуту охотно обращаются за советом. В социальной психологии, где поведение рассматривается сквозь призму ролей, такое положение в коллективе называют "жилеткой" (в нее можно поплакаться). Открытости благоприятствуют случайные встречи, будь то в поезде, самолете или очереди. Это объясняется стопроцентной гарантией анонимности подобного контакта. Одинокие люди заводят кошек, собак, потому что маленькому другу можно излить все, что накипело в душе. И в этом нет никакой мистики: животные, хорошо изучившие своих хозяев, отвечают естественными, а не наигранными, приобретенными, как у людей, знаками ответного внимания.

2. Напишите письмо. Душевную тяжесть можно выразить через описание своих переживаний. Причем не обязательно писать какому-то конкретному адресату. Записи могут носить дневниковый характер. Если хватает фантазии, пишите своим потомкам, жителям другой планеты.

3. Сделайте себе подарок. Можно буквально выполнить эту рекомендацию, то есть пойти немедленно в магазин и купить себе какую-то безделушку. Другой вариант: предоставить себе на 2-3 часа полную свободу, не скованную никакими обязанностями.

4. Помогите другому! Проявляя альтруизм, вы и себе делаете добро. Любой медик подтвердит, что ни с чем несравнима радость, которую испытываешь, когда видишь помолодевшие, полные благодарности, признательности лица своих бывших пациентов.

5. Почувствуйте землю под ногами. Эту рекомендацию можно истолковать буквально: попрыгайте, почувствуйте почву под ногами, осознайте, что все, что происходит вокруг - шум ветра, голоса птиц, движение транспорта, - касается вас. Почувствуйте себя уверенным, непоколебимым, полным богатырской мощи, оптимизма.

6. Растворите печаль в сновидениях. "Утро вечера мудренее" - старая проверенная поговорка. Отдохнувший человек - это уже другой человек, то, что еще вчера казалось ужасающим, сегодня воспринимается спокойнее, без налета трагичности.

7. Нет худа без добра. Эту не менее известную поговорку можно перефразировать так: что бы ни происходило, во всем есть что-то положительное. Заболел человек - ничего, появится возможность хоть на какое-то время избавиться от тягостных проблем. И вообще - любые препятствия только закаляют личность.

Следующий предлагаемый комплекс упражнений позволит за короткое время расслабиться, вернуть нормальную работоспособность, а значит, и не допускать себя до хронического стресса. Упражнения настолько элементарны, что можно их выполнять как дома, так и на работе.

1. Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь.

2. Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению.

 

3. Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки.

4. Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на две секунды, медленно выдохните (сосчитав до двенадцати).

 

Весьма полезным может оказаться так называемый сеанс психофизической настройки доктора К. Динейки.

1. Устройтесь поудобнее, так, чтобы мышцы по возможности были расслаблены... Вам хочется вздремнуть... Выдох удлиняется... После выдоха постарайтесь несколько секунд не дышать. Во время удлиненного выдоха теплая медленная волна как бы перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.

2. Итак, мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в Состоянии истомы. Нервная система и мозг воспринимают живительную струю кислорода. Нервные процессы уравновешиваются, силы организма восстанавливаются.

3. Ваше сознание как легкое облачко над лучезарным морем... Волны катятся, бьются о берег. В солнечных лучах радостно искрятся брызги. Над морем безмолвно парит белая чайка.

4. Малую птицу не сломит стихия. Крылья ведь держат, и сердце стучит... Ваши крылья - это вера в неисчерпаемую энергию мозга и уверенность в восстановлении сил, возвращении радости жизни.

5. Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Каждая клетка обеспечивается живительной струей кислорода. Внутреннее умиротворение разрешает вам легко воспринимать словесное самовнушение.

Мысленно повторяйте формулы:

"Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей и переживаний (пауза). Энергия восстанавливается с избытком (пауза). Мне становится все лучше и лучше. Я могу быть приветливым, добрым и невозмутимым (пауза)".

"Я отдохнул. Я проникся жизнеутверждающими мыслями. Я ощущаю возрастающую уверенность в своих силах (пауза)".

"Сеанс подходит к концу. Я буду считать про себя от трех до одного. Счет "три"! Сонливость проходит. Счет "два"! Я потягиваюсь. Счет "один"! Я бодр, полон сил."

Встаньте! Будьте здоровы и жизнерадостны!

 

Как справиться с тревогой

Чаще всего термин "тревога" используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активацией автономной нервной системы.

Состояние тревоги возникает тогда, когда воспринимается определенный раздражитель или ситуация как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда, также неопределенность является неотъемлемой предпосылкой тревоги.

Тревога как процесс.

Этот процесс может быть вызван внешним стрессовым раздражителем или некоторым внутренним источником, интерпретируемым субъектом как опасный или угрожающий:

При восприятии происходит оценка ситуации:

1. первичная оценка - анализ ситуации с точки зрения наличия в ней угрожающих или благоприятных моментов;

2. вторичная оценка - поиск форм поведения, позволяющих свести к минимуму угрозу или усилить позитивные стороны ситуации;

3. переоценка ситуации - изменение отношения к ситуации, основанное на информации, полученной на втором этапе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.133 с.)