Ситуации, вызывающие психическую напряжённость 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуации, вызывающие психическую напряжённость



 

В литературе имеются многочисленные описания порождающих психическую напряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами. При характеристике стрессогенных ситуаций указываются такие признаки, как “сложные”, “ трудные ”, “ особые ”, “эмоциогенные ”, “ критические ”, “ аварийные ”, “ чрезвычайные ”, “ экстремальные ”, “ сверхэкстремальные ”, “ гиперстрессовые ” и т. п. Уже сам по себе этот перечень свидетельствует о том, что не существует единой терминологии для описания рассматриваемых ситуаций. Прежде всего, не выдерживается какое-то одно основание деления. Так, в одном случае акцент ставится на характеристике объективных особенностей стимуляции (“ сложные условия ”), в другом – на отношении субъекта к этой стимуляции (“ трудные условия ”), в третьем – на преобладающем компоненте возникшего состояния (“ эмоциогенные условия ”) и т. д. Более того, встречается разное понимание одних и тех же терминов. Так, понятие “ экстремальные условия ” одни авторы определяют как “ неблагоприятные для жизнедеятельности ”, другие – как “ предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта ” (Небылицын, 1966), третьи – как условия, требующие мобилизации обычных “ буферных ”, а иногда и “ аварийных ” резервов организма (Ломов, 1970). Конечно, эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают, перекрывают друг друга, но каждый из них, тем не менее, акцентирует лишь одну сторону экстремальности.

Возникает вопрос: какова природа стрессоров и в какой мере возможна их систематизация?

Экстремальность как особенность стрессоров. Хотя существует несколько определений экстремальности, но при употреблении этого понятия обычно ясно, что речь идёт не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Действительно, к ним относятся те виды стимуляции, которые характеризуются интенсивным, нередко сверхсильным воздействием (например, шум при испытании реактивных двигателей на стенде). Кстати, экстремальность в этом случае создаётся не только максимизацией, но и минимизацией интенсивности (примером могут служить исследования, посвящённые проблеме функционирования организма и психики человека в условиях сенсорной депривации). Экстремальность обусловливается не только интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров. К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особую среду, в которой может протекать человеческая деятельность (температурные, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т. п.), характер действия стимула (нерегулярность его появления, монотонность и т. п.), объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации в ограниченное время, отсутствие информации, необходимой для выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы и т. п.). Одним из важных, но до сих пор мало исследованных факторов экстремальности является время. Считается, что этот фактор может существенно определять экстремальность стимула и, следовательно, степень напряжённости и её эффект. Это объясняется тем, что доступный человеку оптимальный темп психической активности у разных лиц неодинаков и переход через индивидуальные пределы этого темпа ведёт к возникновению психической напряжённости.       

Общая особенность рассмотренных выше факторов заключается в том, что они превышают диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуации качество экстремальности.

Однако эффект стрессора не ограничивается лишь его специфическим действием, но обусловлен также и психологическими особенностями человека. Так, непосредственная опасность для жизни, сильная боль, которые признаются эффективными стрессорами, могут не быть таковыми в связи с выполнением определённой социальной роли или, например, в связи с религиозными мотивами. Психология располагает большим числом исследований, свидетельствующих о том, что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его жизненный опыт, объём знаний и т. д. существенным образом корригируют влияние объективных свойств раздражителя.

Это даёт основание считать, что “ основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, т. е. субъективному фактору ” (Kofta,1973). Отсюда ясна тщетность усилий найти специфические факторы, обусловливающие возникновение психологического стресса. Внешняя ситуация способствует лишь выявлению адекватности или неадекватности функциональных, в том числе психических, возможностей человека в процессе выполнения той или иной деятельности.

Экстремальность может иметь разную степень выраженности. Предположим, такие ситуации, как сдача очередного экзамена, посещение зубного врача (описываемые в литературе как стрессогенные), обладают для субъекта меньшей степенью экстремальности, чем, скажем, вождение автомобиля в часы пик (если речь идёт о неопытном водителе). Хотя все эти ситуации порождают психическую напряжённость, но для субъекта они имеют разную меру экстремальности: так, первые две ситуации оцениваются как трудные, при этом они могут быть как эмоционально отрицательными, так и эмоционально положительными, третья же ситуация оценивается как угрожающая.

Исходя из сопоставления силы мотивов человека и параметров ситуации, в которой протекает его деятельность, экстремальность можно представить как континуум, который включает по крайней мере три степени её выраженности, или три типа следующих ситуаций: 1) трудные, 2) параэкстремальные, 3) экстремальные. Для всего ряда характерно постепенное нарастание экстремальности. Трудная ситуация характеризуется достаточно сложной для данного субъекта задачей, повышенной значимостью этой задачи, вторая и третья степени характеризуются строгими условиями, риском, высокой ценой возможной ошибки, а экстремальная также и тем, что от разрешения этой ситуации зависит дальнейшее существование субъекта (“ быть или не быть вообще ”).

Выделение этих типов ситуаций носит, конечно, относительный характер. Действительно, измерить в специальных единицах качественное своеобразие одной ситуации в отличие от другой невозможно вследствие того, что это своеобразие, а следовательно, и уровень экстремальности зависит при прочих равных условиях от потребностей, опыта, эмоциональности субъекта, его актуальных возможностей. Вместе с тем это различение позволяет, во-первых, соотнести указанные ситуации с интенсивностью возникающих при этом состояний напряжённости, что имеет важное значение для понимания наблюдаемых изменений в деятельности и поведении. Во-вторых, оно свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода к понятию “ экстремальность ”, которое в последнее время стало употребляться весьма расширительно: для обозначения любых условий, порождающих стресс. Между тем традиционно это понятие обозначает лишь чрезвычайные воздействия, обладающие крайними, предельными значениями.

В целом, принимая во внимание особую роль психологических характеристик человека в возникновении и протекании психической напряжённости, естественно полагать, что экстремальность следует характеризовать не только по внешним, формальным признакам, но и по психологическим, учитывая своеобразие психологического облика субъекта, его мотивации, установок и т. д.

Виды стрессоров. В зависимости от механизмов возникновения стресса различают два его вида: физиологический и психологический. Несмотря на условность, такая дифференциация позволяет учитывать, к каким характеристикам субъекта преимущественно адресуются стимулы – биологическим или психологическим. С этой точки зрения можно выделить физиологические и психологические стрессоры.

Первые в своём биологическом влиянии на индивида превосходят некоторые средние, оптимальные величины, что ведёт к нарушению равновесия внутренней среды организма и угрожает его гомеостазису. Таким образом, физиологические стрессоры превышают адаптационные возможности индивида и связаны с характеристикой его как организма. К ним относятся различные изменения среды обитания, лишение сна, фармакологические воздействия, шум, вибрация и т. д.

В отличие от физиологических психологические стрессоры затрагивают психологические структуры. Их анализ требует учёта потребностно-мотивационных, волевых и других особенностей личности, её опыта и т. д.

Для воспроизведения состояний психической напряжённости в лабораторных условиях используются по крайней мере следующие три группы средств и приёмов.

1) К первой группе относятся факторы новизны, необычности и внезапности, влияние которых определяется не силой, не величиной, как в случае физиологических стрессоров, а отношением к прошлому опыту субъекта. Примером могут служить резкие звуки, пистолетные выстрелы, яркие вспышки света, имитация падения (неожиданная потеря опоры), демонстрация соответствующих фильмов и т. д.

2) Вторая группа обусловлена характером деятельности, особенностями её протекания. Это те случаи, когда сама задача предъявляет повышенные требования к человеку. Здесь используются такие приёмы, как предъявление сложного задания, дефицит времени, увеличение темпа действий, совмещение двух деятельностей без снижения качества одной их них, монотонность, неопределённость ситуации и т. д.

3) К третьей группе относятся приёмы, связанные с изменением мотивации испытуемого, его отношения к задаче. Вот некоторые из них: создание конфликтного выбора при наличии у испытуемого несовместимых побуждений; присутствие других лиц (появление которых во время опыта является значимым для испытуемого); введение элементов соревнования (с экспериментатором или другим испытуемым); акцентирование “ тестового ” характера эксперимента: представление выполняемой задачи как предназначенной для измерения интеллектуальных, мнемических и других способностей испытуемого; сообщение последнему более или менее ложных данных о результатах его работы; стимулирование успеха или неуспеха в зависимости от уровня его притязаний; изменение вознаграждения за участие в опыте и т. д. Очевидно, что эти приёмы представляют наибольшую сложность в ходе экспериментирования, так как касаются важнейших вопросов – притязаний, установок, ценностей личности, своеобразия её прошлого опыта и пр., контроль которых в эксперименте не всегда может быть обеспечен.

Дифференциация физиологических и психологических стрессоров основывается на том, что они “ запускают ” разные механизмы, участвующие в реализации состояний напряжённости. Однако в действительности воздействие стрессоров на индивида имеет интегральный, комбинированный характер, вовлекая одновременно и физиологические и психологические процессы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.011 с.)