Этапы контроля качества стерилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы контроля качества стерилизации



Этап контроля Цель Используемые методы контроля Кто проводит
Контроль работы оборудования Оценить качество работы оборудования Физический Персонал, обслуживающий стерилизационное оборудование
Контроль качества стерилизации всей загрузки Оценить качество стерилизации всего объема стерилизуемых материалов, для чего используется тестовая упаковка Химический, биологический Персонал, обслуживающий стерилизационное оборудование
Контроль качества стерилизации и упаковки с материалами Оценить достижение параметров стерилизации внутри каждой упаковки в момент ее вскрытия непосредственно перед применением Химический, биологический Персонал отделений при использовании стерильных материалов
Протоколирование полученных результатов Письменно подтвердить качество стерилизационного процесса Физический Вышеуказанные категории персонала

Для контроля стерилизационного процесса используют физический, химический и биологический методы контроля.

Физический метод:

-      предусматривает контроль параметров работы стерилизационного оборудования (таймерами, датчиками температуры, давления и относительной влажности и др.);

-      проводится оператором, обслуживающим стерилизационное оборудование;

-      должен проводиться ежедневно при каждом цикле стерилизации;

-      позволяет оперативно выявить и устранить отклонения в работе стерилизационного оборудования.

Недостаток метода: он оценивает действие параметров внутри камеры аппарата, а не внутри стерилизуемых упаковок и поэтому должен использоваться в комплексе с другими методами контроля.

Химический метод:

-      необходим для оперативного контроля одного или нескольких действующих параметров стерилизационного цикла;

-      должен проводиться ежедневно при каждом цикле стерилизации;

-      проводится с использованием химических индикаторов. Принцип действия химических индикаторов основан на изменении агрегатного состояния индикаторного вещества или (и) цвета индикаторной краски при действии определенных параметров стерилизации, строго специфичных для каждого типа индикаторов в зависимости от метода и режима стерилизации.

Биологический метод:

-      основан на гибели споровых форм тест-культур, специфичных для каждого из используемых методов стерилизации;

-      предназначен для оценки состояния стерильности изделий из материалов;

-      подтверждает эффективность выбранного режима стерилизации.

Биологические индикаторы могут быть изготовлены в лабораторных условиях. К применению допускаются также индикаторы импортного производства в соответствии с инструкциями по их применению, утвержденными МЗ Республики Беларусь.

По принципу размещения индикаторов на стерилизуемых объектах различают два типа химических индикаторов: наружные и внутренние.

Наружные индикаторы (ленты, наклейки) крепятся липким слоем на поверхности используемых упаковок (бумага, металл, стекло и т.д.) и впоследствии удаляются. Наружными индикаторами могут являться также некоторые упаковочные материалы (например, бумажно-пластиковые мешки, рулоны), содержащие химический индикатор на своей поверхности.

Внутренние индикаторы размещаются внутри упаковки со стерилизуемыми материалами независимо от ее вида (бумажный или пластиковый пакет, металлический контейнер и др.). К ним относятся различные виды бумажных индикаторных полосок, содержащие на своей поверхности индикаторную краску.

Чем выше класс индикатора, тем больше параметров стерилизационного цикла он контролирует и тем выше вероятность получения стерильных материалов при их использовании.

Класс 1. Индикаторы процесса стерилизации – наружные индикаторы, предназначенные для использования на индивидуальных упаковках со стерилизуемыми материалами. Результаты расшифровки позволяют сделать заключение о том, что данная упаковка с инструментом (материалом) прошла стерилизационную обработку выбранным методом и таким образом отличить ее от необработанной.

Класс 2. Индикаторы одной переменной – предназначены для оперативного контроля действия одного из факторов стерилизации (например, достижение определенной температуры, концентрации активно-действующего вещества в химическом растворе, концентрации газа и т.д.).

Класс 3. Мультипараметрические индикаторы – предназначены для оценки действия двух и более факторов стерилизационного цикла. Нанесенная на их поверхность индикаторная краска изменяет свой цвет только при одновременном действии нескольких параметров (например, температуры и экспозиции при воздушной стерилизации; температуры, экспозиции и насыщенного пара при паровом методе стерилизации; концентрации газа и относительной влажности при газовом методе и т.д.).

Класс 4. Интеграторы – химические индикаторы, которые являются аналогом биологических индикаторов. Они разработаны для использования в любых режимах парового или газового метода стерилизации и контролируют одновременное действие всех параметров выбранного метода. Принцип действия интеграторов основан на том, что скорость плавления химического вещества, содержащегося в них, идентична скорости гибели споровых форм бактерий, которые являются тестовыми и используются в традиционных биологических индикаторах. Их преимущество: расшифровка результатов проводится после окончания цикла стерилизации и позволяет сделать заключение о стерильности (нестерильности) материалов.

 

26.  Назвать виды упаковочных материалов, требования, предъявляемые к упаковочным материалам, максимальные сроки хранения простерилизованных изделий в зависимости от вида упаковочного материала.

Упаковочные материалы, применяемые для любого метода стерилизации, должны обладать следующими свойствами:

- не влиять на качество стерилизуемых объектов;

- быть проницаемыми для стерилизующих агентов;

- обеспечивать герметичность вплоть до вскрытия упаковки;

- легко вскрываться без нарушения асептики содержимого.

Упаковочные материалы делятся на две категории:

- одноразового использования (крепированная бумага, бумажно-пластиковые материалы, нетканый оберточный материал);

- многоразового использования (контейнеры или биксы).

Различают 2 вида биксов: бикс без фильтра, бикс с антибактериальным фильтром.

Вид упаковки Срок хранения
Крафт-бумага 3 суток
крепированная бумага (в зависимости от рекомендаций производителя) От 20 суток
Бумажно-пластиковые материалы при термозапечатывании на аппаратах при заклеивании индикаторной упаковочной лентой 6 месяца
Бумажно-пластиковые материалыпри заклеивании индикаторной упаковочной лентой 3 месяца
Синтетические материалы в виде мешков или рулонов типа 3МтмСтери-Локтм, Тайвектмпри термозапечатывании аппаратах 1-5 лет
Металлические контейнеры без фильтров 3 суток
Металлические контейнеры с фильтрами 20 сутки

 

Описать структуру и принципы организации работы централизованного стерилизационного отделения. Перечислить этапы обработки медицинского инструментария, методы контроля качества предстерилизационной очистки.

Задачи ЦСО:

1. Предстерилизационная очистка медицинского инструментария.

2. Полноценная стерилизация инструментов и материалов (белья, хирургических

перчаток, резиновых изделий, хирургического материала).

3. Обеспечение всех отделений необходимым количеством стерильных материалов и

инструментарием.

Структура ЦСО:

1. Не стерильная зона:

- приемная (прием использованных инструментов, разборка, сортировка, учет инструментов, материала поступившего из отделений);

- моечная (осуществление предстерилизационной очистки (ПСО));

2. Условно-стерильная зона. -упаковываются МИ.

3. Стерильная зона: - стерилизацияМИ.

4. Зона экспедиции: -помещение для стерильных материалов;- пункт выдачи МИ.

Предстерилизационная очист ка (далее - ПСО) – это удаление с МИ белковых, жировых и механических загрязнений, остатков ЛС, а также промышленной смазки.

Дезинфекция МИ проводится в лечебном отделении.

В ЦСО: проводят химическую очистку в нестерильной зоне после приема из отделения.

ПСО проводят механизированным способом или ручным. Механизированным способом ПСО осуществляют с помощью специального моечного оборудования: в моечно-дезинфицирующих машинах, где устанавливается определенная программа, или в ультразвуковой установке.

ПСО ручным способом проводят в тёплых растворах химического средства дезинфекции, температура раствора на время очистки не поддерживается. Раствор химического средства дезинфекции можно использовать несколько раз, если в нём нет видимых изменений и загрязнений, но в течение времени, которое предусмотрено инструкцией по применению данного химические средства дезинфекции. МИ погружаются в этот раствор в разобранном виде, с заполнением всех каналов и полостей. Промывание под теплой проточной водой. Ополаскивание в холодной дистиллированной воде. Сушка в сухожаровом шкафу (автоматический режим 85 С до полного исчезновения влаги).

Качество предстерилизационной очистки МИ оценивают путем постановки азопирамовой пробы. Контроль в организациях здравоохранения проводят: в ЦСО – ежедневно, в отделениях (при отсутствии ЦСО) – не реже одного раза в неделю. Контролю подлежит 1% одновременно обработанных изделий каждого наименования изделия, но не менее 3-х единиц. Приготовить 1 л исходного раствора азопирама: смешать в мерной емкости амидопирин, соляно-кислый анилин и долить до 1 л 95% этиловый спирт. Раствор тщательно перемешать стеклянной палочкой до полного растворения. Плотно закрыть флакон с исходным раствором, указать дату и время приготовления азопирама и поставить в темное место. Допустимый срок хранения исходного раствора азопирама составляет: при температуре 40 С (в холодильнике) – 2 месяца; при комнатной температуре (20+20 С) – не более одного месяца. Приготовить реактив азопирама перед постановкой пробы: смешать равные объемы количества исходного раствора азопирама и раствора 3% перекиси водорода в мензурке или отмерить с помощью шприца. Реактив азопирам можно хранить не более 2 часов.

Смочить в реактиве азопирама марлевую салфетку, протереть контролируемое изделие марлевой салфеткой места предполагаемого контакта с биоматериалом (например, лезвия ножниц, внутреннюю часть лапок пинцета и т.д.). Зафиксировать время и по истечении 1 мин. оценить результат. Или нанести реактив азопирам с помощью пипетки: 2-3 капли реактива капните на медицинское изделие. Зафиксировать время, используя песочные часы и по истечении 1 мин.

Ввести реактив азопирама при помощи шприца внутрь полого изделия (например, в катетер), зафиксировать время и по истечении 1 мин., вытеснить реактив при помощи шприца на марлевую салфетку (3-4 капли). Количество реактива, вносимого внутрь изделия, зависит от его величины. Зафиксировать время, используя песочные часы и по истечении 1 мин.

По истечении времени оценить результат: при положительной азопирамовой пробе в присутствии следов крови – через 1 мин. появляется вначале фиолетовое, затем быстро переходящее в розово-сиреневое или буроватое окрашивание реактива. При положительной азопирамовой пробе в присутствии моющего средства – появляется розовое окрашивание, затем – переходящее в розово-сиреневое или бурое окрашивание реактива. При наличии на исследуемых изделиях ржавчины и окислителей наблюдается бурое окрашивание реактива, в остальных случаях происходит окрашивание в розово-сиреневый цвет.

Подвергнуть повторной ПСО контролируемые МИ.

 

Перечислить антисептические средства, разрешенные к применению Министерством здравоохранения РБ, правила проведения гигиенической антисептики кожи рук.

Согласно постановления №73 от 05.07.2017г. работники организаций здравоохранения должны соблюдать следующие требования по гигиене рук:

- мыть руки,

- проводить уход за кожей рук с использованием кремов, лосьонов, бальзамов для снижения риска возникновения контактных дерматитов;

- при проведении медицинских вмешательств коротко подстригать ногти, не носить искусственные или наращенные ногти, кольца, наручные часы, браслеты;

- вытирать вымытые руки одноразовым полотенцем или многоразовым полотенцем при условии его индивидуального использования с кратностью замены не реже одного раза в рабочую смену.

Работники организаций здравоохранения должны выполнять гигиеническую антисептику рук в следующих случаях:

- перед контактом и после контакта с неповрежденной кожей и слизистыми оболочками пациента (по постановлению №130: дополнено, в том числе при переходе от контаминированного участка тела пациента к чистому);

- после контакта с объектами внешней среды в окружении пациента (по постановлению №130);

- перед надеванием перчаток для проведения медицинских вмешательств (по постановлению №130: дополнено после снятия перчаток);

- после контакта неповрежденной кожи рук с биоматериалом пациентов (по постановлению №130).

При помощи локтевого дозатора нанести антисептик на сухую чистую кожу кистей рук в количестве 3 мл.

Тщательно втирать антисептик в кожу кистей рук (в ладонные, тыльные и межпальцевые поверхности кожи в течение 30-60 секунд до полного высыхания.

Нанести питательный крем-лосьон для предупреждения сушащего действия спиртов.

Примечание. При сильном загрязнении кожных покровов биоматериалами (кровь, слизь, гной и т.д.) сначала удалить загрязнения стерильным ватно-марлевым тампоном или марлевой салфеткой, смоченной кожным антисептиком. Затем на кисти рук нанести3 мл антисептика и втирать в кожу межпальцевых областей, ладонную и тыльную поверхность до полного высыхания, но не менее 30 секунд, после чего помыть руки проточной водой с мылом.

Антисептические средства:

Септаль, Персепт, Дермаклин, Цитоклин, Инол, Йодисклин, Септоцид, Септоцид-Ка, Септоцид-Р, Унодез.

 

 

Описать порядок проведения ежедневной и генеральной уборок помещений организаций здравоохранения, относящихся к терапевтическому и хирургическому профилю работы. Перечислить правила хранения уборочного инвентаря.

Уборочный инвентарь (тележки, емкости, изделия из текстильного материала, швабры и другое) для уборки помещений организаций должен соответствовать следующим требованиям:

- иметь четкую маркировку «пол», «выше пола» и (или) обозначение (цветовое кодирование) с учетом функционального назначения помещений. Допускается размещение схемы цветового кодирования в зоне хранения уборочного инвентаря;

- использоваться строго по назначению.

Отдельный уборочный инвентарь должен выделяться для:

- помещений операционного блока, малых операционных;

- помещений ЦСО, стерилизационной, автоклавной;

- родильного зала;

- перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных и стоматологических хирургических кабинетов;

- молочной комнаты, пищеблока, буфетных;

- асептических палат, палат для пациентов с ожогами (термическими поражениями), палат анестестезиологии и реанимации, палат для пациентов с инфекционными заболеваниями и ГСИ. Для проведения уборки в асептических палатах, находящихся на стерильном режиме ведения пациентов, должны применяться стерильные изделия из текстильного материала;

- туалетов.

Храниться уборочный инвентарь упорядочено в специально выделенных помещениях организации с раздельным размещением в шкафу (шкафах), на стеллаже (стеллажах) или тележках, допускается хранение уборочного инвентаря в специально выделенном шкафу.

Хранение в туалете в открытом виде уборочного инвентаря, предназначенного для его уборки, не допускается.

Порядок проведения уборок утверждается руководителем организации.

Ежедневная уборка лечебных помещений организаций, помещений для мойки, дезинфекции и стерилизации медицинских изделий, лаборатории должна проводиться не реже двух раз в сутки с использованием моющих и (или) дезинфицирующих средств, за исключением помещений роддома и оперблока.

Генеральные уборки помещений организаций должны проводиться:

- не реже одного раза в семь дней в помещениях операционного блока, малых операционных, палатах отделений анестезиологии и реанимации, ЦСО, стерилизационных, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных, стоматологических хирургических кабинетах, в помещениях молочной комнаты;

- после одномоментной выписки пациентов, а также при перепрофилировании в палатах для пациентов с ожогами (термическими поражениями), с инфекционными заболеваниями, ГСИ, туберкулезом, в асептических палатах, палатах для родильниц, рожениц.

Генеральные уборки других помещений организаций должны проводиться не реже одного раза в месяц.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Проведение ежедневной уборки (палат, процедурного кабинета, манипуляционной и т.д.).

Провести влажную уборку поверхностей растворами моющих (дезинфицирующих) средств в последовательности: подоконники, тумбочки и др. медицинская мебель, оборудование, пол – от дальней стены к выходу;

Смыть нанесенный моющий (дезинфицирующий) раствор водопроводной водой, с использованием изделий из текстильного материала.

Проведение ежедневной уборки помещений операционного блока (малой операционной):

- в начале рабочего дня способом протирания обработать от пыли поверхности операционного стола, медицинской техники и при необходимости других поверхностей;

- после каждой операции провести дезинфекцию поверхностей операционного стола и использованной в ходе операции медицинской техники, при загрязнении – вымыть пол и другие поверхности;

- в конце рабочего дня вымыть пол и поверхности с дезинфицирующим средством, провести дезинфекцию воздушной среды операционной.

Проведение генеральной уборки (палат, процедурного кабинета, манипуляционной и т.д.):

- освободить помещение от медицинских инструментов, лекарственных средств, отодвинуть оборудование и мебель от стен к центру помещения;

- провести влажную уборку поверхностей растворами моющих средств в последовательности: потолок, окна и подоконники, стены и двери – сверху вниз, оборудование, пол – от дальней стены к выходу;

- смыть нанесенный моющий раствор водопроводной водой, с использованием изделий из текстильного материала;

- провести дезинфекцию поверхностей стен, подоконников, пола, оборудования, мебели дезинфицирующими средствами, в соответствии с инструкциями по их применению;

- сменить СО и защитные перчатки на чистые;

- смыть дезинфицирующие средства (при необходимости) водопроводной водой с использованием изделий из текстильного материала;

- расставить оборудование и мебель, провести дезинфекцию воздуха помещений в соответствии с рекомендациями производителя устройства для дезинфекции.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1.    Провести дезинфекцию, очитку и сушку уборочного инвентаря. Для этих целей допускается использование автоматических стиральных и сушильных машин.

2.    Убрать на хранение уборочный инвентарь в специально выделенное помещение с раздельным размещением в шкафу (шкафах), на стеллаже (стеллажах) или тележках.

Хранение в туалете в открытом виде уборочного инвентаря, предназначенного для его уборки, не допускается.

3.    Снять перчатки, маску, поместить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала, СИЗ», снять очки.

Сменить СО.

- Обработать руки в соответствии с НПА (вымыть и просушить руки).

- Зарегистрировать проведение ежедневной текущей и генеральной уборки в «Журнале регистрации и контроля за работой бактерицидных облучателей», генеральной уборки дополнительно в «Журнале проведения генеральной уборки».

 

30.  Перечислить функции кабинета медицинско статистики, его значение для организации и планирования деятельности организации ЗО.

Структурной частью организаций здравоохранения являются кабинеты медицинской статистики. Кабинет медицинской статистики размещается в специально оборудованных помещениях.

Медицинская статистика – отрасль статистики, изучающая явления, процессы в области здоровья населения и здравоохранения.

Функции кабинета медицинской статистики:

–     организация статистического учета в поликлиниках, стационарах;

–     контроль за правильным ведением документации и достоверностью,cодержащейся в ней информации;

–     составление сводных учетных документов (месячных, квартальных, ежедневных) для пользования руководством;

–     подготовка статистических материалов и участие в работе по анализу деятельности учреждения;

–     рациональная организация хранения учетных документов;

–     обеспечение рабочих мест учетной документацией;

–     инструктаж врачей и медсестер о порядке заполнения медицинских документов;

–     сбор и статистическая обработка учетно-отчетной документации;

–     введение информации в компьютерную базу ОЗ.

В кабинете медицинской статистики обрабатывается вся необходимая учетно-отчетная документация по утвержденным формам, которая хранится с соблюдением установленных нормативными документами сроков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.081 с.)