Законотворческий процесс в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законотворческий процесс в РФ



Законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью, поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.

I - Законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит

· Президенту РФ,

· Совету Федерации,

· членам Совета Федерации,

· депутатам Государственной Думы,

· Правительству РФ,

· законодательным (представительным) органам субъектов Федерации,

· Конституционному Суду,

· Верховному Суду,

Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

II - Обсуждение законопроекта начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях.

· На первом чтении обсуждается концепция законопроекта.

· На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта).

· На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками.

Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

III - Принятие закона осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст. 105 Конституции РФ) путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным.

· принятие закона Государственной Думой

o Фз- принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (50%+1);

o ФКЗ считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

· одобрение закона Советом Федерации

o  ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «ФЗ считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»

o; ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

· подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;

IV -Опубликование закона:

Ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

1) ФЗ РФ « О порядке опубликования и вступления в силу ФКЗ, ФЗ, актов палат Федерального Собрания» (принят 25 мая 1994 г.) устанавливает:

· ФКЗ, ФЗ подлежат официальномуопубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания -не позднее 10 дней после дня их принятия.

· Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

· ФКЗ, ФЗ акты палат Федерального Собраниявступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерациипо истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

2) Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г.«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов феде­ральных органов исполнительной власти» установлены следующие моменты:

· Акты Президента (указы и распоряжения) и акты Правительства (постановления и распоряжения) подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их подписания, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

· Акты Президента, акты Правительства содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

· Акты Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

· В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

· НПА федеральных органов исполнительной власти - в течение 10 дней после дня их регистрации, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

· НПАорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.008 с.)