Рисунки и рассказы детей о насекомых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисунки и рассказы детей о насекомых



 

Одним из показателей интереса детей к миру насекомых является их желание рисовать и рассказывать о насекомых. Результаты наблюдений, экскурсии, прогулки дети стремятся отразить в самостоятельной изобразительной деятельности. По рисункам можно судить о том, что особо привлекает внимание ребёнка, какие ошибки есть в его представлениях, чем дополнить знания о природе. С этой целью можно специально запланировать занятие изобразительной деятельностью.

Таким образом, экскурсия обогащает знания детей, а занятие рисованием закрепляет имеющиеся представления, повышает интерес к насекомым.

Можно предложить детям взять на прогулку небольшие мольберты, альбомы, карандаши. В тёплое время года, усевшись на пеньке или пригорке, дети с удовольствием рисуют с натуры. Так появляются альбомы с детскими зарисовками: «Муравьи», «Бабочка на цветочке», «Стрекоза» и др. детский рисунок - показатель не только знаний, но и отношения ребёнка к изображаемому; поэтому необходимо как можно чаще предоставлять возможность для отражения природы.

Детская изобразительная деятельность широко используется при организации выставок «Родная природа», «Мы любим животных» и др.

Другим видом творческой деятельности, по которой можно судить об отношении детей к природе, является рассказывание.

Многих насекомых невозможно увидеть в естественных условиях, поэтому воспитатель использует картинку. Дети младшего возраста ещё не могут самостоятельно составить рассказ по картинке - они только рассматривают её по вопросам воспитателя. Педагог завершает такое занятие словесным обобщением. К старшему дошкольному возрасту дети уже умеют составлять небольшие рассказы по картинкам не только описательного, но и повествовательного характера: придумывать начало и конец к изображённому сюжету.

Методика руководства таких занятий известна: вначале идёт рассматривание картины по вопросам, затем воспитатель даёт образец рассказа, потом рассказывают дети. По мере приобретения детьми опыта образец рассказа может быть заменён примерным планом.

Описание тех или иных насекомых проводится не только по картинкам, но и по памяти, представлению.

Существует три типа такого рассказывания: рассказ перед наблюдением, рассказ после наблюдения, придумывание загадок.

Рассказ перед наблюдением помогает выявить уровень представлений дошкольников о том или ином насекомом, пробудить у него интерес и желание пополнить свои знания об обитателях той и иной среды.

На прогулке дети старшей группы получают задание: понаблюдать за поведением насекомых и затем рассказать о самом интересном. Небольшими группами дети ведут наблюдения за разными живыми объектами, а затем обмениваются впечатлениями.

Проведение таких небольших занятий ценно тем, что дети учатся грамотно описывать результаты своих наблюдений и делают это эмоционально, заинтересованно.

После нескольких наблюдений, когда у детей уже сложилось определённое представление о том или ином насекомом, можно использовать еще один эффективный приём проверки и уточнения знаний - придумывание загадок о насекомом. Если работа по ознакомлению с насекомымиведётся в детском саду систематически и целенаправленно, то такое задание посильно и интересно не только шестилетним детям, но и пятилетним.

Дидактическая игра

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Четкое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят ее к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), предоставляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились четко соблюдать правила.

Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.

Интересными являются игры в загадки-описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки насекомых, называть их словами, воспитывают внимание. А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты. Игры могут быть разными: «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.


Практическая работа

На данный момент существует огромное количество книг и пособий с помощью которых можно познакомить детей с миром насекомых. Вот некоторые из них.

«Муравьи, кузнечики, пауки».

Как-то совпало, что в этом обзоре все энциклопедии одного издательства, но именно «Махаон» выпускает больше познавательных книг для разных возрастов. В серии «Мир на ладони» выпущено несколько книг о лесных насекомых. Они достаточно объемные (100 страниц), формат средний - побольше обычных книг, и цена невысокая. Эта книга посвящена муравьям, кузнечикам и кобылкам - и паукам, которые не насекомые, конечно, но свою роль в насекомом мире выполняют. Настоящий подарок для любителя темы. Жизнь насекомых представлена во всех подробностях: где живут, что едят, как гнездуются, для чего у них каждая лапа предназначена, как разговаривают друг с другом и обороняются от врагов. Показаны все этапы развития букашек и картины из их непростой судьбы. Текст также легко читается и подходит для дошкольников. «Покормите меня! Оближите яйца! Перенесите их в теплое место!» Такие команды отдает царица. Сегодня особенно жарко, но муравьям-кормильцам некогда отдыхать. Они заняты все время. Надо покормить личинок, перенести в более влажное или, наоборот, более сухое место куколки, вылизать только что отложенные яйца. А затем надо перенести яйца в теплые, прогретые солнцем камеры ближе к поверхности муравейника. Несколько крупных яиц рабочие помещают в специальную камеру вместе с дополнительными запасами медвяной росы. Из этих яиц попозже выведутся крылатые молодые царицы. Для начинающих пауков в книге есть инструкция, как плести паутину. Оказывается, садовый паук съедает старую сеть перед плетением новой. Добывая себе пищу, паук не просто яд впрыскивает в жертву: он растворяет ее пищеварительными соками, чтобы она сама приготовилась. А сверчки стрекочут громче на жаре и тише - в холоде, и если за вашим окном оглушительно стрекочут, значит, на улице настоящее лето.

Издательство: Махаон, 2008 г.

Возраст: 5-8 лет.

«Шедевр» Элис Броуч В квартире нью-йоркской семьи Помпадей живут черные жужелицы, миролюбивые и отзывчивые, готовые и проводку починить, и контактную линзу из трубы достать. Миссис Помпадей, ее сын Джеймс и его отчим мистер Помпадей не подозревают, что у них под мойкой обитают столь разумные существа. А жужелицы не хуже психологов разбираются в сложных отношениях Помпадеев. Картина в этой семье по нынешним временам типичная: мама - трудоголик, сын - аутсайдер, отчим - пофигист. Родной отец Джеймса - не особенно преуспевающий художник, с точки зрения миссис Помпадей - неудачник. В общем, у Джеймса нет шансов вырасти жизнерадостной личностью. Но добрый жук Марвин, желая порадовать Джеймса, дарит ему свой рисунок. Миссис Помпадей, увидев работу Марвина, думает, что у ее сына проснулся талант. Джеймс неожиданно оказывается в статусе вундеркинда, и ему предлагают скопировать одну из работ Дюрера. Разумеется, без помощи Марвина мальчику не обойтись. Жук проявляет чудеса сообразительности, а также показывает Джеймсу, что такое бескорыстная дружба. Дальше история поворачивает в сторону арт-детектива, для взрослых читателей вполне предсказуемого, а для детей, особенно для тех, которые в курсе, кто есть Дюрер, - вполне увлекательного. История типично американская во всех отношениях: подростковое одиночество, немного фантастики и размышлений про искусство, а также хэппи-энд. Все это иллюстрировано изящными черно-белыми рисунками Келли Мерфи - в стиле шедевра жука Марвина. «Розовый жираф», 2011

«Муравьи, вперед!» Ондржея Секора Неунывающий, трудолюбивый и жизнерадостный Муравей Ферда, враг тирании и друг народа - самый известный персонаж, созданный Ондржеем Секорой - появился на свет еще в 1935 году. Если вам захочется прочитать всю серию, учтите, что две первые книги - «Муравей Ферда» и «Приключения Ферды» - выпустил Издательский Дом Мещерякова, а третью - «Муравьи не сдаются» - издательство «ТриМаг». Впрочем, чтобы вникнуть в суть четвертой книги, необязательно читать предыдущие. Ондржей Секора использовал в этой истории свой опыт работы спортивным журналистом и тренером. Ферда и его друг жук Вумник решают перенять у людей обычай заниматься спортом. Но оказывается, что на хорошую идею, точно так же, как на вещь, найдутся охотники! Муравьи узнают о том, что такое спортивный дух и воля к победе, учатся побеждать, несмотря на неудачи и происки завистников. В общем, местами это практически спортивная драма, в которой действуют сказочные персонажи. А поскольку тема спорта нынче не слишком популярна, эта история, написанная с добрым юмором, придется как нельзя кстати. «ТриМаг», 2011

«Тараканьими тропами» Константина Арбенина Константин Арбенин - петербургский поэт, музыкант, актер и детский писатель. Арбенин регулярно публикуется в журналах «Мурзилка» и «Чиж и Ёж», ставит сказочные спектакли, записывает детские передачи для радио и телевидения. В этом году у него вышло сразу две детские книги - «Заявка на подвиг» в издательстве «Время», и «Тараканьими тропами». Юный Таркашка отправляется в опасное путешествие… под диван. Опасное потому, что в Поддиванье царит узурпатор Паучище со своими прихвостнями. Человеческое жилье предстает здесь, как необъятная вселенная, с Паркетовой равниной, Столовой возвышенностью и Коридорным бездорожьем. С одной стороны, это сатира на власть, ведь Таракашке приходится столкнуться с придворными подхалимами - Молью и Блохой, и с самим Паучищем, недалеким самодуром и тираном. Он будет брошен в темницу и там встретит комара-вегетарианца, ради идеи отказавшегося пить кровь. С другой стороны, это история о дороге, а в таких историях главный герой возвращается домой, постигнув какие-то важные истины. Даже если этот герой - таракан! Ну и с третьей стороны, это просто очень смешная и увлекательная сказка, которая будет интересна и детям, и родителям. «Детгиз», 2011

«Гнезда, норы и горшки. Как насекомые заботятся о потомстве» Анне Мёллер Красиво и с фантазией оформленная научно-популярная книга для малышей. Мёллер рассказывает и показывает не всю полную опасностей жизнь насекомых, а только этапы строительства гнезда и последующего появления потомства. Книга небольшая, ее герои - жук-долгоносик, жук-навозник, гончарная оса и несколько видов пчел. Сначала автор простым и понятным языком объясняет, как насекомое строит гнездо и откладывает яйца, а на следующей странице показывает этот процесс поэтапно. В книге нет излишней натуралистичности, свойственной обычным энциклопедиям для детей. Сочетание коллажа с изящными детальными рисунками создает поистине поэтичный мир. Книга подходит для чтения детям 3-5 лет, читателям постарше она может показаться слишком короткой. А вот размер шрифта, к сожалению, родители вряд ли одобрят. «Розовый жираф», 2011

«Муха-цокотуха» Корнея Чуковского с иллюстрациями Мая Митурича Книга вышла в популярной серии издательства «Амфора» - «Художники - детям». Самые знаменитые сказочные насекомые - Муха-Цокотуха и Тараканище - сошлись под одной обложкой. Художник сделал несколько вариантов иллюстраций к «Мухе», этот повторяет публикацию в сборнике «Сказки дедушки Корнея» 1972 года. Работы Митурича находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других крупных собраний. Его характерный прием - создание образа с помощью нескольких точных и, крупных мазков. Стиль Митурича узнается сразу, он родом из «старой» школы советской иллюстрации, ныне переживающей второе рождение в переизданиях. От 2 лет «Амфора», 2009

«Тараканище и другие сказки» Корнея Чуковского с иллюстрациями Евгения Антоненкова Еще одно издание хрестоматийных сказок (помимо заглавной, в сборник входят сказки «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр») - с иллюстрациями Евгения Антоненкова. Этот художник умеет быть разным, в данном случае перед нами (особенно в иллюстрациям к первым двум произведениям) суматошный, подробный мирок, населенный франтоватыми насекомыми и животными. Романтичные платьица и шляпки у букашек женского рода, мещанские уютные диванчики и чашечки, сложное переплетение цветов и трав и на удивление искусная и выразительная компоновка всей этой вертлявой многочисленной малышни - картинки к «Мухе-цокотухе» (как, впрочем, и к двум другим сказкам) можно рассматривать долго. Против анатомии насекомых автор особенно не грешит, но и акцента на ней не делает - куда бльше его интересуют крошечные, но модные наряды. В общем, насекомые у Антоненкова, конечно, совсем не противные, а напротив, очень смешные и трогательные. Так что не удивляйтесь, если встретив однажды паука, ребенок и не подумает хлопнуть по нему тапком, а присядет на корточки, посмотрит с интересом и скажет: «Ну что, брат паук, сюртук-то где?». От 2 лет

«Махаон», 2011

«Письма насекомых» Ольги Кувыкиной Ольга Кувыкина, биолог по образованию и натуралист-писатель по призванию, нашла интересную и оригинальную форму повествования. Насекомые «задают» ей вопросы, а она на них подробным образом отвечает. Пеструю братию волнуют самые разные проблемы. Божья коровка жалуются, что ей приходится носить на спине своего мужа, бражник «Мертвая голова» оскорблен кинематографом, паук-крестовик сетует, что ему порвали сеть, а самка комара ищет собратьев по вампиризму. Автор открывает нам массу интересных фактов, например, как избежать нападения осы, можно ли приготовить из скарабея волшебный порошок и как разговаривают тараканы. Книга вышла в двух вариантах, бюджетном и подарочном. В первом нет цветных иллюстраций, но зато больше текста - 50 писем. А второй содержит лишь 25 писем, но оформлен под стать другим подарочным изданиям «ИД Мещерякова», то есть с большим вниманием к деталям на каждой странице. Отдельно стоит сказать о приложениях. «Во всем важна система» - обстоятельная статья, которая дает представление о классификации и объясняет, как именно даются названия видам насекомых. Также Ольга Кувыкина приводит солидный список дополнительной литературы на тот случай, если после прочтения ее книги кто-то захочет углубиться в энтомологию. А это вполне возможно, ведь автор заражает своей любовью к насекомым даже тех, кто не отличит саранчу от кузнечика. «ИД Мещерякова», 2010

"Расскажите детям о насекомых" Э. Емельянова

Серия наглядно-дидактических пособий "Расскажите детям" предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Каждый выпуск содержит материал по отдельной теме: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, наземный транспорт, морской транспорт, воздушный транспорт, космос, профессии и так далее. Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку. Изображения представляют собой фото превосходнейшего качества - хорошо видны даже покрывающие тело насекомых ворсинки. На обратной стороне - краткий, но очень познавательный рассказ, также могут присутствовать загадки, стихи, пословицы и поговорки, посвященные данному насекомому.

«Мозаика-Синтез», 2010

Серия «Поиграй со мной»

Серия книжек - панорам «Поиграй со мной» повергнет ребенка в полный восторг. Еще бы, стоит открыть страничку, как на глазах у удивленного ребенка, весело замаршируют муравьи, а кузнечик вот-вот спрыгнет на стол! Забавные стишки, сопровождающие оживающие картинки, доступно расскажут о жизни насекомых. Книга большого формата с красивыми сочными иллюстрациями.

Забавный светлячок - в этой книге дети поиграют с ночными жителями: совой, долгопятом, кузнечиком, лисой, летучей мышью и др.

Трудолюбивая пчела - в этой книге дети познакомятся с пчелой, муравьем, червяком, стрекозой, улиткой, кузнечиком, скарабеем.

«Школа семи гномов», 2010.

«Насекомые. Полная энциклопедия» (Пер. с англ. М. Авдониной)

Энциклопедия насекомых - уникальное, не имеющее себе равных издание, которое будет интересно детям. Известные британские энтомологи объездили весь мир, чтобы специально для этой книги собрать тысячи любопытных и малоизвестных фактов о всех видах насекомых, включая самые редкие и экзотические. Лучшие художники Англии несколько лет работали над иллюстрациями к этому изданию, стараясь добиться эффекта полного проникновения в мир насекомых - объемный, яркий, наполненный звуками и запахами. И им это блестяще удалось! Путешествуя по страницам этой великолепной книги, вы узнаете не только о том, кто в мире насекомых самый быстрый, самый умный, самый ядовитый, самый сильный и самый агрессивный, но также и то, где насекомые живут, что они едят и с кем предпочитают дружить.

«Лунтик»

Не так давно у наших малышей появился новый герой -Лунтик. Прошу заметить, что это не только мультики, но и книжки. В историях о Лунтике уйма различных насекомых - шмель, пчела, божья коровка кузнечик, гусеницы, муравьи… - и чудесный добрый паук.

«ОСЭ», 2011.

«Насекомые. Какие они?» Шорыгина Т.А.

В пособии содержится увлекательная и полезная информация о насекомых. Доступная форма повествования, новые стихи и загадки автора помогут пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Книга способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память детей. Материал пособия может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения. Адресован воспитателям, гувернерам, родителям.

«Гном», 2008.


Заключение

 

Интересные насекомые есть везде, в любой климатической зоне нашей страны. Иногда можно показать и рассказать детям о насекомых, которые не характерны для той местности где находится детский сад, но типичны для другой климатической зоны и привлекают своей жизнью, внешним видом, повадками.

Так у ребят проявляются первые симпатии к насекомым, желание больше знать о них, привычка заботиться о живом существе.

При отсутствии интереса к животному миру ребёнок не может образно выразить словом свои впечатления. Поэтому активная творческая работа детей может быть расценена не только как результат их знаний, но и как показатель сформированности познавательного интереса, который при определённых условиях способствует поиску новой информации о насекомых. Дети как бы другими глазами смотрят на окружающий мир, начинают относиться к живым существам бережно, заботливо, с любовью.


Список литературы

 

1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа [Текст] - М.: ЦГЛ, 2004. - 112 с.

. Золотова Е.Н. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст]// Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.: ил.

. Лучик М.В. Детям о природе [Текст]. М.; Учпедгиз, 1989.

. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателя детского сада [Текст] //С.Н. Николаева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002 - 208 с., 8 л.ил.

5. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства [Текст]. М.: Мысль, 1992.

6. Сизенко-Казанец З.Д. Природа и дети [Текст]. М.: Просвещение, 1966.


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.039 с.)