По: Теории и методике экологического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По: Теории и методике экологического воспитания



Контрольная работа

По: Теории и методике экологического воспитания

Тема: «Насекомые в уголке природы»

 

 

г. Елец, 2012


Содержание

 

Введение

Биологическое разнообразие насекомых

Роль насекомых в природе

Насекомые как временные обитатели уголка природы

Содержание насекомых в уголке природы. Устройство инсектария

Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми

Роль слова в ознакомлении с насекомыми

Рисунки и рассказы детей о насекомых

Практическая работа

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2


Введение

 

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определённой ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.

Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы успешно решить эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о живых организмах, человек получает уже в детстве. В дошкольных учреждениях процесс познания и накопления чувственного опыта регулируется целенаправленной педагогической работой. Ознакомление с природой - одна из составных частей этого процесса - предполагает решения ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой. Наблюдения за лягушкой, ёжиком, кроликом, белкой, экскурсии в летний парк, к водоёму, в осенний лес, работа на участке, уход за обитателями уголка природы, подкормка птиц, сбор семян и листьев, изготовление игрушек из природного материала, дидактические игры составляют далеко не полный перечень мероприятий, осуществляемых воспитателями в разных возрастных группах по данному разделу программы.

Педагог не только знакомит ребят с животными, но и учит относиться к ним бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к животным необходимо, во-первых, для формирования правильного, рачительного отношения к фауне; во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребёнка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т.п.). Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление чёрствости и жестокости по отношению к живым существам.


Роль насекомых в природе

 

Высокая численность насекомых объясняется их большой плодовитостью и совершенным набором приспособлений для выживания в самых разнообразных условиях. Практически все вещества органического происхождения используются насекомыми в пищу. Поэтому насекомые, как один из самых существенных компонентов в наземных экосистемах выполняют громадную роль в переносе вещества и энергии, утилизируют практически все вещества, поставляемые растениями и животными, и сами служат пищей очень многим позвоночным и беспозвоночным животным. Огромна их роль в почвообразовательном процессе.

Практическое значение насекомых трудно переоценить. Ежегодно 1/5 часть урожая планеты идет на прокорм армии вредителей. Сотни тысяч гектаров лесов уничтожаются такими вредителями, как сибирский и непарный шелкопряды, строительную древесину портят короеды, усачи, златки. Различные кровососы переносят смертельно опасные заболевания и досаждают людям и животным своими укусами.

Однако полезная роль насекомых тоже огромна. Мы не можем получать урожаи многих культур без опылителей. Огромная армия хищников и паразитов сдерживает размножение насекомых-вредителей и биологический метод борьбы с их использованием сулит большие перспективы. Человек получает от насекомых мед, воск, шелк, лаки, красители, многие ценные лекарства. Наконец, не нужно забывать об эстетической роли насекомых, украшающих природу. Засушенными бабочками стало модно украшать жилища, но еще приятнее видеть эти создания, порхающие на воле.

Насекомые - это многогранное чудо живой природы, имеют на Земле свое особое предназначение, которое трудно переоценить. Они являются прекрасными опылителями, почвообразователями, санитарами природы, и что важно для человека - насекомые улучшают плодородие почвы, сдерживают чрезмерное распространение многих сельскохозяйственных вредителей, производят мед и лекарственные вещества, красители сочных цветов, шелк. Более половины нашего питания составляет растительная пища. И 15 % ее обязана своим урожаем насекомым-опылителям. Они опыляют и большинство растительных кормов для животных. Кроме того, нам доставляет наслаждение любование красотой причудливых форм, рисунков и расцветок тела, а также грациозностью движений. Только малая часть (около 1 %) насекомых, приносит невольный ущерб деятельности человека. Но это ничто по сравнению с той важной ролью, которую они играют в жизни людей и в поддержании природного экологического равновесия.

Более 80 % растений опыляются насекомыми, и можно с уверенностью сказать, что цветок - результат совместной эволюции растений и насекомых. Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны: пыльца, нектар, эфирные масла, аромат, форма и окраска цветка. Приспособления насекомых: сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных; особые пыльцесобирательные аппараты - у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил - брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков - опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и круговорот веществ в природе.

Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых: копрофаги - жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы; некрофаги - жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы; насекомые - разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои - жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т. д.; насекомые - санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) - личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

Насекомые - важнейший элемент пищевых пирамид. Насекомыми питаются многие животные: рыбы, земноводные (у лягушки до 95 % рациона), пресмыкающиеся (ящерицы поедают до 10-20 насекомых в сутки), птицы, млекопитающие (чисто насекомоядными являются землеройки, кроты, летучие мыши, муравьеды, броненосцы, как дополнение к основной пище насекомые служат многим другим видам). Среди беспозвоночных, употребляющих в пищу насекомых, скорпионы, фаланги, сольпуги, сенокосцы, пауки, сколопендры, костянки и огромная армия насекомых-энтомофагов (хищников и паразитов).

Полезные насекомые, особенно пчелы, играют важную роль в жизни человека. Во-первых, они способствуют решению медико-биологической проблемы - продлению жизни людей, во-вторых, социально-экономической, связанной с охраной природы. Эти маленькие друзья и помощники человека составляют важное звено в цепи факторов, благотворно влияющих на укрепление его здоровья. Большое значение для человека имеют шелкопряды, среди которых есть несколько окультуренных видов, дающих сырье для изготовления натурального шелка (тутовый и китайский шелкопряды); червецы кошенели, образующие в своих телах натуральный кармин; лаковый червец - источник шеллака. Мир насекомых сложен и многообразен. Отсюда большой интерес представляет изучение их строения, развития и жизнедеятельности, особенно насекомых со сложным поведением: муравьев, пчел, термитов, складчатокрылых ос, которые больше не будут эволюционировать в своей разумной жизни, поскольку являются высокоорганизованными существами.


Содержание насекомых в уголке природы. Устройство инсектария

 

Инсектарий - это искусственное жилище для насекомых, сделанное в банке или в старом аквариуме, который закрывают металлической сеткой или марлей.

Дно садка засыпают песком и засаживают кустиками травы или ставят на него флакончик с веткой кормового растения, которое опрыскивают водой и изредка меняют. Кормят жука-бронзовку цветками, смоченными в воде с сахаром, фруктовыми конфетами, ломтиками яблок. Жужелицу кормят насекомыми, сырым мясом, кусочки которого подносят к ней на лучинке или кладут в садок. Майского жука кормят листьями деревьев. Для семиточечной коровки в садок кладут веточку, покрытую тлями; если их нет, ставят сахарную воду или дают смоченный в ней кусочек хлеба. Кузнечиков кормят растительной пищей - зернами, листьями салата, ломтиками моркови, а также кусочками сырого мяса, гусеницами и другими мелкими насекомыми. Гусениц сажают на свежие растения, на которых они были найдены. При смене корма не следует брать гусениц руками, им надо дать возможность перейти на новые ветки растения, после чего остатки старых удаляют. Куколок можно хранить в картонных коробках, предварительно сделав в их боковых стенках и крышке отверстия для доступа воздуха и положив на дно листок бумаги.

В уголке природы могут жить семиточечная коровка, жужелица, майский жук, бронзовка, бабочка-капустница, лимонница, крапивница, махаон. Садки для насекомых. Содержат насекомых в садках. Для этого годятся различные банки, старые аквариумы, покрытые сверху марлей. На дно насыпают песок слоем 6-7 см и ставят живые ветки в вазочках; можно посадить маленькие кустики луговых или садовых растений. Растения помещают в зависимости от потребностей насекомых. Растения всегда будут иметь свежий вид, если их периодически опрыскивать. Интересно содержать и водных насекомых - жука-водолюба, жука-плавунца, личинок ручейника и стрекозы. Содержат их в отдельных банках или аквариумах. Банки закрывают марлей, иначе жуки могут улететь. Личинки ручейника нужно держать в широкой стеклянной банке, на дне которой насыпан песок, посажены водные растения (воды налить немного и часто менять). Личинкам стрекозы нужны непроточная вода и илистый грунт с болотными растениями, поднимающимися из воды.

Для водных обитателей (улитка, жук-водолюб, жук-плавунец и др.) устраивают аквариумы. Для этого пригодны даже небольшие стеклянные банки. На дно помещают чистый песок слоем в 2-3 см, сажают водные растения (роголистник, элодею, валиснерию). Воды наливают не более чем на 2/3 банки: иначе улитки могут выползти, а жуки улететь.

Жуков - плавунца, водолюба - обязательно помешают в отдельные банки, так как эти хищники нападают на других обитателей аквариума. Сосуды целесообразно закрыть марлей.

 

Практическая работа

На данный момент существует огромное количество книг и пособий с помощью которых можно познакомить детей с миром насекомых. Вот некоторые из них.

«Муравьи, кузнечики, пауки».

Как-то совпало, что в этом обзоре все энциклопедии одного издательства, но именно «Махаон» выпускает больше познавательных книг для разных возрастов. В серии «Мир на ладони» выпущено несколько книг о лесных насекомых. Они достаточно объемные (100 страниц), формат средний - побольше обычных книг, и цена невысокая. Эта книга посвящена муравьям, кузнечикам и кобылкам - и паукам, которые не насекомые, конечно, но свою роль в насекомом мире выполняют. Настоящий подарок для любителя темы. Жизнь насекомых представлена во всех подробностях: где живут, что едят, как гнездуются, для чего у них каждая лапа предназначена, как разговаривают друг с другом и обороняются от врагов. Показаны все этапы развития букашек и картины из их непростой судьбы. Текст также легко читается и подходит для дошкольников. «Покормите меня! Оближите яйца! Перенесите их в теплое место!» Такие команды отдает царица. Сегодня особенно жарко, но муравьям-кормильцам некогда отдыхать. Они заняты все время. Надо покормить личинок, перенести в более влажное или, наоборот, более сухое место куколки, вылизать только что отложенные яйца. А затем надо перенести яйца в теплые, прогретые солнцем камеры ближе к поверхности муравейника. Несколько крупных яиц рабочие помещают в специальную камеру вместе с дополнительными запасами медвяной росы. Из этих яиц попозже выведутся крылатые молодые царицы. Для начинающих пауков в книге есть инструкция, как плести паутину. Оказывается, садовый паук съедает старую сеть перед плетением новой. Добывая себе пищу, паук не просто яд впрыскивает в жертву: он растворяет ее пищеварительными соками, чтобы она сама приготовилась. А сверчки стрекочут громче на жаре и тише - в холоде, и если за вашим окном оглушительно стрекочут, значит, на улице настоящее лето.

Издательство: Махаон, 2008 г.

Возраст: 5-8 лет.

«Шедевр» Элис Броуч В квартире нью-йоркской семьи Помпадей живут черные жужелицы, миролюбивые и отзывчивые, готовые и проводку починить, и контактную линзу из трубы достать. Миссис Помпадей, ее сын Джеймс и его отчим мистер Помпадей не подозревают, что у них под мойкой обитают столь разумные существа. А жужелицы не хуже психологов разбираются в сложных отношениях Помпадеев. Картина в этой семье по нынешним временам типичная: мама - трудоголик, сын - аутсайдер, отчим - пофигист. Родной отец Джеймса - не особенно преуспевающий художник, с точки зрения миссис Помпадей - неудачник. В общем, у Джеймса нет шансов вырасти жизнерадостной личностью. Но добрый жук Марвин, желая порадовать Джеймса, дарит ему свой рисунок. Миссис Помпадей, увидев работу Марвина, думает, что у ее сына проснулся талант. Джеймс неожиданно оказывается в статусе вундеркинда, и ему предлагают скопировать одну из работ Дюрера. Разумеется, без помощи Марвина мальчику не обойтись. Жук проявляет чудеса сообразительности, а также показывает Джеймсу, что такое бескорыстная дружба. Дальше история поворачивает в сторону арт-детектива, для взрослых читателей вполне предсказуемого, а для детей, особенно для тех, которые в курсе, кто есть Дюрер, - вполне увлекательного. История типично американская во всех отношениях: подростковое одиночество, немного фантастики и размышлений про искусство, а также хэппи-энд. Все это иллюстрировано изящными черно-белыми рисунками Келли Мерфи - в стиле шедевра жука Марвина. «Розовый жираф», 2011

«Муравьи, вперед!» Ондржея Секора Неунывающий, трудолюбивый и жизнерадостный Муравей Ферда, враг тирании и друг народа - самый известный персонаж, созданный Ондржеем Секорой - появился на свет еще в 1935 году. Если вам захочется прочитать всю серию, учтите, что две первые книги - «Муравей Ферда» и «Приключения Ферды» - выпустил Издательский Дом Мещерякова, а третью - «Муравьи не сдаются» - издательство «ТриМаг». Впрочем, чтобы вникнуть в суть четвертой книги, необязательно читать предыдущие. Ондржей Секора использовал в этой истории свой опыт работы спортивным журналистом и тренером. Ферда и его друг жук Вумник решают перенять у людей обычай заниматься спортом. Но оказывается, что на хорошую идею, точно так же, как на вещь, найдутся охотники! Муравьи узнают о том, что такое спортивный дух и воля к победе, учатся побеждать, несмотря на неудачи и происки завистников. В общем, местами это практически спортивная драма, в которой действуют сказочные персонажи. А поскольку тема спорта нынче не слишком популярна, эта история, написанная с добрым юмором, придется как нельзя кстати. «ТриМаг», 2011

«Тараканьими тропами» Константина Арбенина Константин Арбенин - петербургский поэт, музыкант, актер и детский писатель. Арбенин регулярно публикуется в журналах «Мурзилка» и «Чиж и Ёж», ставит сказочные спектакли, записывает детские передачи для радио и телевидения. В этом году у него вышло сразу две детские книги - «Заявка на подвиг» в издательстве «Время», и «Тараканьими тропами». Юный Таркашка отправляется в опасное путешествие… под диван. Опасное потому, что в Поддиванье царит узурпатор Паучище со своими прихвостнями. Человеческое жилье предстает здесь, как необъятная вселенная, с Паркетовой равниной, Столовой возвышенностью и Коридорным бездорожьем. С одной стороны, это сатира на власть, ведь Таракашке приходится столкнуться с придворными подхалимами - Молью и Блохой, и с самим Паучищем, недалеким самодуром и тираном. Он будет брошен в темницу и там встретит комара-вегетарианца, ради идеи отказавшегося пить кровь. С другой стороны, это история о дороге, а в таких историях главный герой возвращается домой, постигнув какие-то важные истины. Даже если этот герой - таракан! Ну и с третьей стороны, это просто очень смешная и увлекательная сказка, которая будет интересна и детям, и родителям. «Детгиз», 2011

«Гнезда, норы и горшки. Как насекомые заботятся о потомстве» Анне Мёллер Красиво и с фантазией оформленная научно-популярная книга для малышей. Мёллер рассказывает и показывает не всю полную опасностей жизнь насекомых, а только этапы строительства гнезда и последующего появления потомства. Книга небольшая, ее герои - жук-долгоносик, жук-навозник, гончарная оса и несколько видов пчел. Сначала автор простым и понятным языком объясняет, как насекомое строит гнездо и откладывает яйца, а на следующей странице показывает этот процесс поэтапно. В книге нет излишней натуралистичности, свойственной обычным энциклопедиям для детей. Сочетание коллажа с изящными детальными рисунками создает поистине поэтичный мир. Книга подходит для чтения детям 3-5 лет, читателям постарше она может показаться слишком короткой. А вот размер шрифта, к сожалению, родители вряд ли одобрят. «Розовый жираф», 2011

«Муха-цокотуха» Корнея Чуковского с иллюстрациями Мая Митурича Книга вышла в популярной серии издательства «Амфора» - «Художники - детям». Самые знаменитые сказочные насекомые - Муха-Цокотуха и Тараканище - сошлись под одной обложкой. Художник сделал несколько вариантов иллюстраций к «Мухе», этот повторяет публикацию в сборнике «Сказки дедушки Корнея» 1972 года. Работы Митурича находятся в коллекции Третьяковской галереи, Русского музея и ряда других крупных собраний. Его характерный прием - создание образа с помощью нескольких точных и, крупных мазков. Стиль Митурича узнается сразу, он родом из «старой» школы советской иллюстрации, ныне переживающей второе рождение в переизданиях. От 2 лет «Амфора», 2009

«Тараканище и другие сказки» Корнея Чуковского с иллюстрациями Евгения Антоненкова Еще одно издание хрестоматийных сказок (помимо заглавной, в сборник входят сказки «Муха-цокотуха» и «Мойдодыр») - с иллюстрациями Евгения Антоненкова. Этот художник умеет быть разным, в данном случае перед нами (особенно в иллюстрациям к первым двум произведениям) суматошный, подробный мирок, населенный франтоватыми насекомыми и животными. Романтичные платьица и шляпки у букашек женского рода, мещанские уютные диванчики и чашечки, сложное переплетение цветов и трав и на удивление искусная и выразительная компоновка всей этой вертлявой многочисленной малышни - картинки к «Мухе-цокотухе» (как, впрочем, и к двум другим сказкам) можно рассматривать долго. Против анатомии насекомых автор особенно не грешит, но и акцента на ней не делает - куда бльше его интересуют крошечные, но модные наряды. В общем, насекомые у Антоненкова, конечно, совсем не противные, а напротив, очень смешные и трогательные. Так что не удивляйтесь, если встретив однажды паука, ребенок и не подумает хлопнуть по нему тапком, а присядет на корточки, посмотрит с интересом и скажет: «Ну что, брат паук, сюртук-то где?». От 2 лет

«Махаон», 2011

«Письма насекомых» Ольги Кувыкиной Ольга Кувыкина, биолог по образованию и натуралист-писатель по призванию, нашла интересную и оригинальную форму повествования. Насекомые «задают» ей вопросы, а она на них подробным образом отвечает. Пеструю братию волнуют самые разные проблемы. Божья коровка жалуются, что ей приходится носить на спине своего мужа, бражник «Мертвая голова» оскорблен кинематографом, паук-крестовик сетует, что ему порвали сеть, а самка комара ищет собратьев по вампиризму. Автор открывает нам массу интересных фактов, например, как избежать нападения осы, можно ли приготовить из скарабея волшебный порошок и как разговаривают тараканы. Книга вышла в двух вариантах, бюджетном и подарочном. В первом нет цветных иллюстраций, но зато больше текста - 50 писем. А второй содержит лишь 25 писем, но оформлен под стать другим подарочным изданиям «ИД Мещерякова», то есть с большим вниманием к деталям на каждой странице. Отдельно стоит сказать о приложениях. «Во всем важна система» - обстоятельная статья, которая дает представление о классификации и объясняет, как именно даются названия видам насекомых. Также Ольга Кувыкина приводит солидный список дополнительной литературы на тот случай, если после прочтения ее книги кто-то захочет углубиться в энтомологию. А это вполне возможно, ведь автор заражает своей любовью к насекомым даже тех, кто не отличит саранчу от кузнечика. «ИД Мещерякова», 2010

"Расскажите детям о насекомых" Э. Емельянова

Серия наглядно-дидактических пособий "Расскажите детям" предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми 3-7 лет в детском саду и дома. Каждый выпуск содержит материал по отдельной теме: овощи, фрукты, домашние животные и птицы, наземный транспорт, морской транспорт, воздушный транспорт, космос, профессии и так далее. Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления, в логопедических играх, для развития логического мышления, при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку. Изображения представляют собой фото превосходнейшего качества - хорошо видны даже покрывающие тело насекомых ворсинки. На обратной стороне - краткий, но очень познавательный рассказ, также могут присутствовать загадки, стихи, пословицы и поговорки, посвященные данному насекомому.

«Мозаика-Синтез», 2010

Серия «Поиграй со мной»

Серия книжек - панорам «Поиграй со мной» повергнет ребенка в полный восторг. Еще бы, стоит открыть страничку, как на глазах у удивленного ребенка, весело замаршируют муравьи, а кузнечик вот-вот спрыгнет на стол! Забавные стишки, сопровождающие оживающие картинки, доступно расскажут о жизни насекомых. Книга большого формата с красивыми сочными иллюстрациями.

Забавный светлячок - в этой книге дети поиграют с ночными жителями: совой, долгопятом, кузнечиком, лисой, летучей мышью и др.

Трудолюбивая пчела - в этой книге дети познакомятся с пчелой, муравьем, червяком, стрекозой, улиткой, кузнечиком, скарабеем.

«Школа семи гномов», 2010.

«Насекомые. Полная энциклопедия» (Пер. с англ. М. Авдониной)

Энциклопедия насекомых - уникальное, не имеющее себе равных издание, которое будет интересно детям. Известные британские энтомологи объездили весь мир, чтобы специально для этой книги собрать тысячи любопытных и малоизвестных фактов о всех видах насекомых, включая самые редкие и экзотические. Лучшие художники Англии несколько лет работали над иллюстрациями к этому изданию, стараясь добиться эффекта полного проникновения в мир насекомых - объемный, яркий, наполненный звуками и запахами. И им это блестяще удалось! Путешествуя по страницам этой великолепной книги, вы узнаете не только о том, кто в мире насекомых самый быстрый, самый умный, самый ядовитый, самый сильный и самый агрессивный, но также и то, где насекомые живут, что они едят и с кем предпочитают дружить.

«Лунтик»

Не так давно у наших малышей появился новый герой -Лунтик. Прошу заметить, что это не только мультики, но и книжки. В историях о Лунтике уйма различных насекомых - шмель, пчела, божья коровка кузнечик, гусеницы, муравьи… - и чудесный добрый паук.

«ОСЭ», 2011.

«Насекомые. Какие они?» Шорыгина Т.А.

В пособии содержится увлекательная и полезная информация о насекомых. Доступная форма повествования, новые стихи и загадки автора помогут пробудить интерес к окружающему миру, воспитать бережное отношение к природе. Книга способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память детей. Материал пособия может быть использован при коллективной и индивидуальной форме обучения. Адресован воспитателям, гувернерам, родителям.

«Гном», 2008.


Заключение

 

Интересные насекомые есть везде, в любой климатической зоне нашей страны. Иногда можно показать и рассказать детям о насекомых, которые не характерны для той местности где находится детский сад, но типичны для другой климатической зоны и привлекают своей жизнью, внешним видом, повадками.

Так у ребят проявляются первые симпатии к насекомым, желание больше знать о них, привычка заботиться о живом существе.

При отсутствии интереса к животному миру ребёнок не может образно выразить словом свои впечатления. Поэтому активная творческая работа детей может быть расценена не только как результат их знаний, но и как показатель сформированности познавательного интереса, который при определённых условиях способствует поиску новой информации о насекомых. Дети как бы другими глазами смотрят на окружающий мир, начинают относиться к живым существам бережно, заботливо, с любовью.


Список литературы

 

1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа [Текст] - М.: ЦГЛ, 2004. - 112 с.

. Золотова Е.Н. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада [Текст]// Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.: ил.

. Лучик М.В. Детям о природе [Текст]. М.; Учпедгиз, 1989.

. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателя детского сада [Текст] //С.Н. Николаева. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2002 - 208 с., 8 л.ил.

5. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства [Текст]. М.: Мысль, 1992.

6. Сизенко-Казанец З.Д. Природа и дети [Текст]. М.: Просвещение, 1966.


Приложение 1

Приложение 2

Конспект занятия по ознакомлению с природой, тема "Божья коровка"

 

Расширить и уточнить знания детей о божьей коровке. Закрепить знания о насекомых и их развитии. Развивать интерес к жизни насекомых. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать бережное отношение к природе через понимание взаимосвязи всего живого на земле.

Оборудование:

Картинки и фотографии божьей коровки, скорлупа крупных грецких орехов, большое количество мелких кружочков, нарезанных из бумаги зеленого цвета, оборудование для рисования гуашью.

Ход занятия:

Всюду, куда не посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные. Сегодня мы поговорим о насекомом, которое трудно не заметить. Но не потому, что оно велико, а потому, что ее красненькая одежка с черными пятнышками хорошо видна и сразу бросается в глаза. Вы уже догадались, о ком пойдет речь? (Ответы детей). Верно, о божьей коровке. Но почему же маленький жучок, не имеющий зубов и когтей не прячется, а наоборот - вырядился в такой «яркий костюм»? Да потому не боится божья коровка, что есть у нее своя хитрая защита. Семиточечная божья коровка для птиц является недотрогой. Все взрослые птицы знают и не связываются, потому что клюнешь - не отплюешься. Ну а пернатая детвора та интересуется ярким красивым жучком и может попробовать. Ну а если попробует, так на всю жизнь запомнит ее едкий и противный вкус. Это и есть защита божьей коровки. Тем и жива она. Едкую оранжевую жидкость божья коровка выделяет коленками, когда поджимает ноги. Есть у нее и другой способ защиты. Стоит взять божью коровку в руки, как она тут же замрет, упадет как бы в обморок, притворится мертвой. На мертвого ведь не всякий покусится. Когда опасность минует, жучок «оживет» и продолжит свои дела. Так, кстати, поступают многие жуки. Даже загадка есть про эту особенность божьих коровок:

Загадка о божьей коровке

Я - пятнистая букашка,

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

А сейчас пришло время поиграть. Приготовьте свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»

Божьей коровки папа идет. Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.

Следом за папой мама идет. Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.

За мамой следом детишки идут, «Шагать» обеими руками.

Вслед за ними самые малыши бредут.

Красные костюмчики носят они. Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу

Костюмчики с точками черненькими. Постучать указательными пальцами по столу.

Папа семью в детский садик ведет, Всеми пальцами обеих

После занятий домой заберет рук «шагать» по столу.

Вы помните, как много тлей было у нас на участке в начале лета? Тли - это крошечные насекомые, сосущие сок из растений. Так вот, листья с тлями для божьих коровок, все равно, что стол, уставленный всяческими вкусностями. И взрослые жуки и личинки с удовольствием поедают тлей. Причем божьи коровки находят тлей с помощью своего удивительного носа на расстоянии с поразительной точностью и быстротой. Кроме тлей, самых вкусных для божьих коровок, они поедают еще множество мелких насекомых, вредителей растений. Так что растениям есть за что сказать «спасибо» божьим коровкам. Да и нам тоже: ведь не будь божьих коровок на нашем участке, тли уничтожили бы весь урожай абрикосов, и мы не смогли бы полакомиться этими вкусными плодами. Посмотрите, что получается - мы, большие и сильные люди, зависим от маленькой божьей коровки. Ведь не будь этого жучка, одна только тля может наплодит столько потомства, что они могли бы сплошным слоем покрыть весь земной шар. В прошлые времена некоторые садоводы специально разводили божьих коровок в своих садах.

«Раз, два, три, четыре, пять, начинаю колдовать! Превращайтесь дети в божьих коровок!». У нас на ковре рассыпаны мелкие зеленые кружочки - это тли. Летите скорее и их соберите. Но помните, что божьи коровки добродушные жучки, не толкайтесь, не выхватывайте друг у друга «тлей». (После возвращения на места с «добычей», дети подсчитывают количество собранных зеленых кружочков - «тлей»).

Перед тем, как залечь на зимовку, божьи коровки собираются в громадные стаи и летят далеко-далеко. А зачем - неизвестно. Ладно бы на юг летели, как птицы перелетные, было бы понятно зачем. Так нет, на север летят. Пока это загадка. Вот, может быть, вы вырастете, и разгадаете загадку перелетов божьих коровок.

Кроме хорошо известной вам красной семиточечной коровки, в природе водится и ее сестрица - ярко-желтая с черными точечками. Доводилось ли кому-нибудь из вас видеть такую? (Ответы детей).

Но почему же этот интересный жучок получил такое название? Издавна людей добрых и безобидных называли «божьими». Именно таким - добрым и безобидным казался человеку этот жучок. А почему же коровка? Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет жучок в случае опасности, называли «молочком». Так и получилось «божья коровка». А еще русские называли ее «солнышко», украинцы - «сонечко», а некоторые - «божьими теленочками», «полевыми коровками», «солнечными жучками», «божьими птичками».

Некоторые ошибочно считают, что, сколько точечек на божьей коровке, столько ей и лет. Это неверно. Точки говорят не о возрасте, а о том, к какому виду принадлежит коровка: две точки-двуточечная, пять точек - … (пятиточеченая), семь точек - … (семитотечная). А сейчас, внимание - игра! (Дети делятся на три команды - дву-, пяти- и семиточечные божьи коровки, каждая команда должна найти в групповой комнате изображение своей божьей коровки и встать вокруг нее в круг. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее).

А вот что случилось с божьими коровками в одном городе, где из труб валил черный ядовитый дым и воздух был грязным. Все божьи коровки в этом городе изменили цвет. Из красных сделались черными. Когда люди заметили это, то испугались и срочно приняли меры. После того, как воздух стал чище, коровки вновь покраснели. Хорошо, что наши крымские божьи коровки красного и желтого цвета, а не черного. Это значит, что воздух у нас какой? (Ответы детей). Чистый. Хорошо бы так всегда и было.

Вопросы:

. Почему птицы не едят божьих коровок?

. Какой еще способ защиты есть у божьих коровок?

. Кого едят сами божьи коровки?

. Как по-украински будет «куколка», «солнышко»?

. Что вы знаете о тлях?

. Как божьи коровки находят тлей?

. Как появляются на свет их малыши?

. Какое поведение божьих коровок является загадкой для ученых?

. За что садоводы любят божьих коровок?

. А нам с вами есть, за что поблагодарить этих жучков?

. За что жучок получил такое название?

. Как еще называют божью коровку?

Контрольная работа

По: Теории и методике экологического воспитания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.07 с.)