Проблема смертной казни в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема смертной казни в России



Проблема смертной казни в России


Введение

смертный право казнь осужденный

Смертная казнь в Российской Федерации, согласно Конституции, установлена Уголовным кодексом РФ в качестве исключительной меры наказания только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Последний раз в России смертная казнь была применена в 1996 году.

Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников. Это самый суровый вид наказания, он должен применяться лишь в особых случаях. Смертную казнь можно расценивать как средство защиты общества от наиболее тяжких преступлений.

Наказание имеет только одну цель - предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступников) или психического противодействия преступлению (для других членов общества).

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь как вид уголовного наказания - непременный спутник человеческой цивилизации.

Еще А.Ф. Кистяковский во второй половине XIX в. отмечал необходимость устойчивой связи между социальной обстановкой и применением смертной казни. Он писал, что подлинная отмена смертной казни происходит не столько от убеждений нескольких мыслителей, не столько по воле законодателя, сколько вследствие тех перемен, которые свершаются в более или менее значительной массе народа.

Противостояние общества и преступности насчитывает не одно тысячелетие. В разные времена и у разных народов пределы допустимого и недопустимого в поведении индивидов и социальных групп значительно варьировались. Отклоняющееся поведение - неизбежный и важный элемент общественной жизни. Такое поведение должно подлежать законному и обоснованному наказанию. Обоснованность наказания зависит от многих факторов, центральным среди которых является уровень развития общества, оказывающий значительное влияние на уголовную политику государства в целом и на систему наказаний в частности.

В современном цивилизованном обществе человеческая жизнь интерпретируется как высшая социальная ценность, охраняемая правом. Это положение закрепляется в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, где констатируется, что «каждый человек имеет право на жизнь».

Целью данной работы является проведение анализа института смертной казни в России. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи: проанализировать историю смертной казни в России; рассмотреть понятие и признаки смертной казни; проанализировать дискуссии в науке в свете отмены смертной казни.

В ходе работы использовались труды отечественных ученых таких, как А.Ф. Кистяковского, Д.А. Корецкого, Л.Н. Линника, А.В. Малько, А.С. Михлина, Р.С. Нагорного, Г.И. Райкова, Н. Хоменко, З.М. Черниловского и др.

Проблема смертной казни раскрывается с учетом особенностей российской национально-государственной модели.


Смертная казнь как исключительная мера наказания в современной России

Понятие смертной казни

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь, как вид уголовного наказания, - непременный спутник человеческой цивилизации.

Споры о допустимости или невозможности применения смертной казни продолжаются несколько столетий и усиливаются в переломные моменты исторического развития, когда перед народом и властью различных государств встают вопросы о ценности человеческой жизни, личности, свободы. Смертная казнь - самая суровая мера наказания, заключающаяся в лишении человека жизни.

Смертную казнь не скрывают и не отрицают - она является частью правовой системы той или иной страны. Неважно, на какую причину ссылается правительство, или какой метод используется при приведении смертного приговора в исполнение, смертную казнь нельзя считать проблемой только уголовного правосудия. Это проблема, касающаяся прав человека.

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова.

На первый взгляд, кажется ясным, что такое смертная казнь. Это лишение человека жизни. Между тем человек может быть лишен жизни по разным причинам. Даже если оставить в стороне случаи естественной смерти (от болезни, от старости), можно назвать причины, из-за которых наступает насильственная смерть. Например, люди гибнут в результате действия сил природы и от голода, холода, несчастных случаев в быту и на производстве, и в силу собственной неосторожности. Уходят из жизни люди в результате самоубийства. Они гибнут от различных преступлений, начиная от умышленных убийств до неосторожных действий, приводящих к смерти человека, таких, как нарушение правил техники безопасности, дорожного движения, обращения с различными опасными веществами и предметами. Люди убивают друг друга на войнах, во время межнациональных конфликтов, на почве кровной мести. Но все эти случаи лишения жизни в социальном и юридическом отношении не имеют ничего общего со смертной казнью. Что же такое смертная казнь?

Смертная казнь - исключительная мера наказания, может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

После вступления приговора в законную силу все дела, по которым назначена смертная казнь, проверяются Верховным Судом РФ и Генеральной Прокуратурой РФ и рассматриваются Комиссией по помилованию при Президенте РФ.

Смертная казнь является наказанием. Это значит, что ей присущи те черты, которые характеризуют именно эту меру государственного принуждения. Сущность любого наказания - кара, представляющая собой комплекс, установленных законом право ограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного наказания. Таким образом, представляет собой лишение человека его прав или интересов, уменьшение их объема либо введение особого порядка их осуществления, установление обязанностей, которые обусловлены наказанием, и на других граждан обычно не возлагаются.

В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека, - жизнь. Естественно, что одновременно он лишается и всех других прав и интересов.

Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение.

Данный момент является очень существенным, так как до него за осужденным сохраняются многие права.

Осужденный имеет целый комплекс специфических прав, которые присущи ему как осужденному к смертной казни. Речь идет о праве обжаловать приговор в кассационном, а в предусмотренных законом случаях и в надзорном порядке, написать и направить ходатайство о помиловании, иметь свидания с адвокатом, с родственниками, со священнослужителем, получение и отправление писем.

Лицо, приговоренное к смертной казни, до последнего момента своей жизни остается гражданином России (или другого государства). В связи с этим ему присущи некоторые общегражданские права (с учетом, разумеется, его правового положения): например, распорядиться своим имуществом
(естественно, кроме того, которое конфискуется по приговору суда); зарегистрировать или расторгнуть брак и т.п.

Как и всякое наказание, смертная казнь является принуждением, применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного. Если виновный, раскаиваясь, сам принимает решение уйти из жизни - налицо самоубийство, а не наказание.

В связи со сказанным возникает вопрос о правовой регламентации права осужденного на помилование. Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного, поскольку человек вправе самостоятельно решать, хочет ли он продолжить жить или нет.

Смертная казнь применяется от имени государства. Любой приговор, в том числе и смертный, всегда начинается словами «Именем Российской Федерации». Это значит, что государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом. Законность, обоснованность, справедливость приговора проверяется соответствующими органами государства. Поэтому смертной казнью не могут считаться случаи самосуда.

Смертный приговор выносится только судом. К сожалению, в истории нашей страны были печальные периоды массовых внесудебных расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они получили в 30-е годы, когда огромное количество людей расстреливалось по постановлениям различных особых совещаний «троек», «специальных присутствий» и т.п. Хотя внешне такие расправы и напоминали смертную казнь, но были не законны, т.к. не проходили судебную процедуру. Статья 49 Конституции РФ провозглашает, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Тем более это касается преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.

Согласно ст. 20 Конституции РФ обвиняемому, которому может быть назначена смертная казнь, предоставляется право рассмотрения его дела с участием присяжных заседателей. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 65 Уголовного кодекса Российской Федерации к лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, но заслуживающим снисхождения смертная казнь не применяется.

Смертная казнь может быть назначена только за преступление, т.е. за деяние, предусмотренное в Уголовном кодексе. Недопустимо назначение этого наказания за деяние, прямо не предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Однако и здесь есть особенность, касающаяся только смертной казни. Конституция указывает, что рассматриваемое наказание устанавливается только за особо тяжкие преступления против жизни.

Как и любое другое наказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора. Особенностью смертной казни является то, что перед ней не стоит цель исправления осужденного. Его физическое уничтожение снимает саму постановку вопроса о достижении такой цели.       

Согласно ч. 1 ст. 59 Уголовного кодекса РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь.

Смертная казнь не назначается:

женщинам;

лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет;

мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора 65-летнего возраста.

В порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

 

Признаки смертной казни

 

Там, где по закону существует смертная казнь, сохраняется и обязанность деликтоспособного лица нести ответственность за совершенные преступления, вплоть до применения к преступнику наказания в виде смертной казни.

В этой связи выделяются основные признаки смертной казни.

Важный признак смертной казни заключается в том, что она является наказанием. Сущность любого наказания - кара. Кара за совершенное особо тяжкое преступление представляет собой лишение человека его прав или интересов, уменьшение их объема.

В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека, - жизнь. Лишение всех других прав и интересов, естественно, происходит только после приведения приговора в исполнение.

Признаком смертной казни является и то, что она вызывает страдания. Михлин А.С. отмечает, что «осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения приговора и ожидания результатов рассмотрения поданных им жалоб, ходатайства о помиловании. В данной ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, который иногда сочетается с осознанием безысходности своего положения, с осознанием вины и т.п. А согласно ч. 2 ст. 21 Конституции РФ сказано, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Следующий признак заключается в том, что смертная казнь самый суровый вид наказания, так как осужденный лишается самого ценного блага человека - жизни.

Смертная казнь, как и всякое наказание, является принуждением, независимо и вопреки желанию осужденного. Если виновный, раскаиваясь, принимает решение уйти из жизни - это воспринимается, как самоубийство, а не наказание.

Еще один признак смертной казни связан с целями, которые преследует это наказание. Смертная казнь, как и любое другое наказание, направлена на достижение цели частной превенции, которая должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора.

Вопрос о возможности совершения новых преступлений после исполнения приговора по понятным причинам не стоит. Можно сказать, что общепревентивная роль смертной казни больше, чем у любого другого наказания. Особенность смертной казни заключается в том, что перед ней не стоит цель исправления осужденного. Его физическое уничтожение снимает саму постановку вопроса о достижении такой цели.

И, наконец, последний признак смертной казни состоит в том, что данный вид наказания является исключительной мерой наказания, согласно ч. 1 ст. 59 УК РФ. Исключительность смертной казни определяется тем, что она хотя и временная мера, но является самым суровым наказанием, назначается за очень узкий круг наиболее тяжких умышленных преступлений, применяется достаточно редко, еще реже приводится в исполнение вследствие помилования весьма значительной части осужденных.

 

Заключение

Смертная казнь - одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России.

История Российского государства и права свидетельствует о том, что проблема смертной казни рассматривалась, прежде всего, с политических позиций. Смертная казнь как мера государственного принуждения выступала средством установления или сохранения политического режима в стране.

Целью смертной казни являлось устрашением всех членов общества.

Смертная казнь то применялась очень широко, то не назначалось совсем.

В настоящее время Уголовное право РФ своей главной целью объявляет исправление осужденного, а возмездие, кару - лишь средством достижения этой цели.

Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников, что вытекает из ее природы, и является объективным свойством, несмотря ни на какие субъективные оценки и общественное мнение.

Вокруг данного вопроса постоянно идут дискуссии. От седой старины не утихают споры между людьми о наказании убийц. Обосновать целесообразность и справедливость смертной казни в отношении преступников трудно, а может быть, даже и невозможно. Противники смертной казни (священники, философы, политологи, правоведы) приводят в свою пользу убедительные доводы, один из которых следующий: лишив преступника жизни, общество не дает ему возможности искупить свой смертный грех; с наступлением физической смерти для него заканчивается все и вся. Наступает небытие.

Это так называемый материалистический довод. Звучит он, согласитесь, убедительно, заставляет размышлять.

Но есть и другой довод, нематериалистический, он тоже вразумляет. Вот его мотивировка:

если признать у преступника наличие души, то после смертной казни для него ничего не кончается, а только начинается. Оказавшись у Врат смерти, его перевоспитанием начинает заниматься Бог. Предположим, что «там» преступник раскаялся и осознал свой смертный грех, но ему уже никогда не вернуться на землю, в общество.

Тут-то и нарушаются логические суждения, высказанные ранее.

Человек, совершивший преступление на земле, утверждают пострадавшие, особенно родственники потерпевших, должен искупить свой грех тоже на земле. Как это было с Каином, который был освобожден от физического наказания, но не был прощен.

В то же время вопрос о наказании преступника смертной казнью сложный, и единого ответа на него нет вот уже не одно тысячелетие. Шесть тысяч лет назад греческий баснописец Эзоп написал поучительную басню «Убийца», в ней он высказал свое мнение о наказании убийцы.

Некий человек, рассказал Эзоп, совершил убийство, и родственники убитого стали его преследовать, чтобы с ним расправиться. Он прибежал к реке Нил, но тут столкнулся с волком. В страхе он забрался на дерево, нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею, которая раскачивалась, готовясь его ужалить. Тогда он бросился в воду; но тут подстерег его крокодил и сожрал.

Мораль басни такова: для человека, запятнавшего себя тяжким преступлением, нет прощения и убежища, нет покоя - ни на земле, ни в воде, ни в воздухе.

Что касается лично моего мнения, то я считаю, что мы пока не готовы к отмене смертной казни. Просматривая недавно передачу на криминальную тему, я услышала следующие слова ведущего: "…Почему общественные деятели, выступающие против отмены смертной казни, не задумываются о тех, кто стал жертвами преступников? Жертва может погибнуть от рук убийцы, а если она остается в живых, то сколько страданий, боли, страха выдерживает, а иногда и не выдерживает. Почему никто не задумывается об их искалеченной жизни, ведь человек, подвергшийся насилию, в течение всей жизни будет всего бояться. А если он будет знать, что преступник через 25 лет выйдет на свободу?» Никакие психологи и психотерапевты не помогут полностью избавиться от страха. И ведь это верно.

Иначе говоря, можно спорить о том, эффективна или неэффективна смертная казнь, нужна она или не нужна на данном этапе общественного развития, отменить ее или нет, но то, что смертная казнь - сдерживающий фактор, правовое ограничение - несомненно. Собственно, именно поэтому она служит средством защиты общества от тяжких преступлений.

 


Проблема смертной казни в России


Введение

смертный право казнь осужденный

Смертная казнь в Российской Федерации, согласно Конституции, установлена Уголовным кодексом РФ в качестве исключительной меры наказания только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Последний раз в России смертная казнь была применена в 1996 году.

Смертная казнь как уголовное наказание выступает в качестве правового ограничения, юридического средства, сдерживающего преступников. Это самый суровый вид наказания, он должен применяться лишь в особых случаях. Смертную казнь можно расценивать как средство защиты общества от наиболее тяжких преступлений.

Наказание имеет только одну цель - предупреждение преступлений, которое возможно в форме физического удержания (для преступников) или психического противодействия преступлению (для других членов общества).

С тех пор как человечество вышло из первобытного состояния и создало первоначальные формы государственности, смертная казнь как вид уголовного наказания - непременный спутник человеческой цивилизации.

Еще А.Ф. Кистяковский во второй половине XIX в. отмечал необходимость устойчивой связи между социальной обстановкой и применением смертной казни. Он писал, что подлинная отмена смертной казни происходит не столько от убеждений нескольких мыслителей, не столько по воле законодателя, сколько вследствие тех перемен, которые свершаются в более или менее значительной массе народа.

Противостояние общества и преступности насчитывает не одно тысячелетие. В разные времена и у разных народов пределы допустимого и недопустимого в поведении индивидов и социальных групп значительно варьировались. Отклоняющееся поведение - неизбежный и важный элемент общественной жизни. Такое поведение должно подлежать законному и обоснованному наказанию. Обоснованность наказания зависит от многих факторов, центральным среди которых является уровень развития общества, оказывающий значительное влияние на уголовную политику государства в целом и на систему наказаний в частности.

В современном цивилизованном обществе человеческая жизнь интерпретируется как высшая социальная ценность, охраняемая правом. Это положение закрепляется в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека, где констатируется, что «каждый человек имеет право на жизнь».

Целью данной работы является проведение анализа института смертной казни в России. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи: проанализировать историю смертной казни в России; рассмотреть понятие и признаки смертной казни; проанализировать дискуссии в науке в свете отмены смертной казни.

В ходе работы использовались труды отечественных ученых таких, как А.Ф. Кистяковского, Д.А. Корецкого, Л.Н. Линника, А.В. Малько, А.С. Михлина, Р.С. Нагорного, Г.И. Райкова, Н. Хоменко, З.М. Черниловского и др.

Проблема смертной казни раскрывается с учетом особенностей российской национально-государственной модели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.039 с.)