Сформулировать понятие «гетерохрония». Непрерывность и неравномерность развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулировать понятие «гетерохрония». Непрерывность и неравномерность развития.



Закон неравномерности развития – изменение отдельных психических функций имеет разные темпы как в период роста, так и в период старения. Это можно наблюдать на кривой изменения пороговых величин уровня чувствительности (слуховой, зрительной…). Все сенсорные функции изменяются непрерывно и с различной скоростью. В 20 лет достигается оптимум в развитии сенсорных функций, в 20-50 лет идет ускоренное ухудшение сенсорики, после 50 процесс старения замедляется (биофизик Лазарев). Функция памяти носит колебательный характер, особенно в 12-27 лет, затем снижается.

Гетерохронность – неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека (Н. Е. Яценко).

Закон гетерохронии – разновременность прохождения основных стадий и внутренняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека.

Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.

Выделяется внутрисистемная (внутрифункциональная) и межсистемная (межфункциональная) гетерохронность.

Пример внутрифункциональнойгетерохронности – возрастное снижение чувствительности к восприятию цвета. Наиболее долго сохраняется восприятие среднего участка спектра (желто-зеленый) и тренируемые.

Межсистемная гетерохронность проявляется в том, что разные системы формируются в разное время; при этом вначале формируются более старые в филогенетическом смысле образования. Например: у ребенка эволюционно более старые области мозга (древний мозг, средний мозг) полностью сформированы к моменту рождения; но лобная и теменная части мозга заканчивают формирование только к 2 годам; достижение различных видов зрелости: физиологическая - 16 лет (половое созревание); личностная - 18-22 года (окончание учебы); зрелость как субъекта деятельности - 34-40 лет.

Противоречивость временной структуры развития личности усиливает внутрен­нюю противоречивость онтогенетической эволюции человека. Один из моментов об­щей противоречивости развития выражен в последовательности фаз оптимального развития, пиков максимальных достижений функций и свойств человека: сенсорное и сенсомоторное развитие 18-25 лет; творческие и интеллектуальные достижения 35 и 47 лет, в том числе в некоторых областях (наука, литература) 40 и 55 лет; наиболее общие социальные достижения 55-65 лет.

Гетерохронность выражает противоречивый характер развития человека под влиянием конкретных социально-экономических и экологических условий, а также генетических факторов. Решающая роль здесь принадлежит самому человеку как субъекту деятельности (трудовой, гностической, коммуникативной), его образу жиз­ни, которые влияют на ход эволюции функций и таким образом изменяют времен­ную структуру индивидуального развития, а также противодействуют старению (затормаживают инволюцию психических функций): образование, в детстве и ранней взрослости эффективно моторное научение, а дальше - словесное; одаренность, у одаренных людей интеллектуальный прогресс имеет место более длительный период, инволюция наступает позже и протекает медленнее.

Таким образом, сочетание филогенеза (общей эволюции психических функций) и онтогенеза (совершенствование профессионально важных функций) может приводить к неожиданным результатам, изменяя филогенетические закономерности.

 

Шкала Апгар.

Шкала Апгар – современный способ оценки готовности младенцев квнеутробнойжизни

 

Шкала для оценки здоровья новорожденного по внешним признакам необходима акушерам-гинекологам, педиатрам, присутствующим на родах. Согласно результатам осмотра и суммированию баллов принимается решение об обязательности оказания младенцу экстренной реанимационной помощи, о возможности передать его роженице в палату совместного пребывания. Система APGAR разработана в 1952 году как методический материал для студентов, подспорье в работе медицинских сестер. Нововведению дали имя создателя – врача-анестезиолога Вирджинии Апгар, профессора. Изобретать рейтинг потребовали участившиеся случаи рождения детей с внутриутробными патологиями, удушениями в родах. И его успешно используют в акушерстве и педиатрии уже 70 лет. Шкала Апгар – диапазон очков от 0 до 10 баллов. Ребенка осматривают дважды на первой и пятой минуте после рождения, присваивают оценки по 5 показателям:
цвет эпидермиса – А (Appearance);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.005 с.)