Развитие , факторыегоопределяющие . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие , факторыегоопределяющие .



Тест.

1. Физиология- это?

А) наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания.

Б) наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных

В) наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности

2. Какой из этапов онтогенеза является первым?

А) Постнатальный этап

Б) Пренатальный этап

3. за первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на:

А)30%

Б) 100%

В)50%

4. Кто сформулировалэнергетическое правило скелетных мышц?

А) И. А. Аршавский

Б) Э.Г. Геккель

В) А. Н. Северцов

5. Что обеспечивает свертывание крови?

А) Лизин

Б) Гепарин

В) Тромбин

6. О какой функции нервной системы идет речь «представляет собой процессы регуляции всех внутренних органов и физиологических систем организма человека.»?

А) высшей

Б) низшей

В) средней

7. Что входит в состав тигроидного вещества нейрона?

А) ДНК

Б) РНК

В) АТФ

8. Нерв- это?

А) отросток нервной клетки, покрытый оболочкой;

Б) аксон одного нейрона;

В) проводящие пути спинного мозга.

9. Короткий, сильно ветвящийся отросток нервной клетки:

А) нервное волокно;

Б) аксон

В) дендрит

10. Дифференцировка- это?

А) один из видов условного (внутреннего) торможения.

Б) период, ступень в развитии, росте человека, животного, растения

В) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

 

Ответы:

1-В

2-Б

3-В

4-А

5-В

6-Б

7-Б

8-А

9-В

10-А

Содержание:

Вариант 4

1. Развитие, факторы его определяющие.

2. Ретардация, ее причины.

3. Сформулировать понятие «гетерохрония». Непрерывность и неравномерность развития.

4. Шкала Апгар.

5. Понятие о переутомлении, профилактика.

6. Развитие ЦНС в постнатальном периоде. Перечислить рефлексы, которые вырабатываются на 2 неделе, на 3 и 5 месяце жизни ребенка.

7. Малый круг кровообращения

8. Строение гортани, бронхов, легких, возрастные особенности.

9. Развитие условных рефлексов и торможения у подростков.

10. Плоскостопие, виды, причины, профилактика.

11. Юношеская гипертония, ее признаки, профилактика.

12. Назвать соединения костей черепа.

13. Дать определение «поясничный лордоз», когда он формируется?

14. Причины приобретенных деформаций скелета таза.

15. Поджелудочная железа, ее расположение, функция, гормоны, гипо- и гиперфункция.

16. Астигматизм, косоглазие, их причины. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.

 

 

Ретардация, ее причины.

Ретардация — понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.

Причины:

 Явление ретардации мало изучено, но его существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития.

 Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т. д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).

Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.

Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

Последствия:

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

 Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

 Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

Методики:

1) Антропометрия.

Позволяет количественно описать строение тела. (рост, вес, объём и т.д.)

2) Физиометрические показатели.

Отражают одновременно уровень морфологического развития и функциональные возможности систем организма. (сила сжатия кисти и т.д.)

3) Физиологические показатели.

Позволяют оценить функциональные возможности организма и динамику протекания процессов жизнедеятельности. (ЭКГ)

4) Биохимические показатели.

Позволяют изучить состав жидких сред и продуктов жизнедеятельности. (кровь, слюна и т.д.)

5) Функциональные пробы.

Применяются с целью исследования физиологической системы в процессе её функциональной активности. (бег, приседания и т.д.)

6) Наблюдения: без вмешательства со стороны.

Эксперимент: естественный эксперимент – условия, в которых человек не выходит из своей естественной среды. (стихийные бедствия)

лабораторный эксперимент – условия создаёт человек. (тестирование препаратов)

7) Математическое моделирование и статистика.

 

5) Опорно-двигательная система: строение, функции. Возрастные особенности отделов скелета.

 

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц, она выполняет следующие функции:

1.Защитная;

2.Функция опоры;

3. Обеспечивает активные движения человека;

4. Выполняет кроветворную функцию;

5. Участвует в обмене веществ;

Пассивная часть опорно-двигательной системы скелет, состоящий из костей, хрящей, суставов и связок. В скелете человека более 200 костей.

Каждая кость – орган, состоящий из костной ткани.

Костная ткань = клетки с отростками + межклеточное вещество + нервы + сосуды + соединительно-тканная оболочка.

Кости:

1.Губчатые (содержат красный костный мозг)

2. Трубчатые (содержат желтый костный мозг).

 

Состав клетки (свойства кости): органические вещества (гибкость и упругость), неорганические вещества (твердость).

Направление роста (источник новых клеток): в длину (хрящ), в толщину (надкостница).

Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное

Сустав – сочленяющая кость с суставной впадиной + сочлененная кость с головкой + прочные связки + суставная сумка + суставная жидкость

Основные отделы:

Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы, обеспечивающая все многообразие движений, совершаемых в организме человека. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие, перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клеткой и диафрагмой, глотание, образуется голос, осуществляются движения глаз, работа внутренних органов, в том числе и сердца. У человека два вида мышц: гладкие и поперечно-полосатые.

Гладкие мышцы находятся во внутренних органах: стенках сосудов, мочевого пузыря, мочеточников, кишечника. Их сокращение происходит произвольно.

Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают прикрепление мышц к сухожилиям и костям скелета. Скелетные мышцы приводят в движение кости относительно друг друга в составах, кроме того, они участвуют в образовании стенок брюшной и грудной полостей, таза. Входят в состав стеной верхней части пищевода и гортани. Осуществляют движение глазного яблока, дыхательные и глотательные движения. Все скелетные мышцы можно разделить на две группы – сгибатели и разгибатели.

Мимические мышцы – мышцы лица, не связаны с суставами.

Сердечная мышца – особая поперечно-полосатая, где волокна связаны, быстро сокращается.

У человека в каждой мышце содержатся все типы мышечных волокон; их соотношение меняется в зависимости от назначения каждой мышцы. К каждой мышце подходят кровеносные сосуды, которые пронизывают внешнюю оболочку и распадаются в мышце на сеть капилляров. Через кровь осуществляется снабжение мышечных волокон кислородом и питательными веществами. Кроме того, к каждой мышце подходит нервное волокно, которое передает сигналы.

Возрастные особенности. Кость новорожденного характеризуется большим количеством воды, кроме этого кости детей имеют больше оссеина, который придает кости упругость и эластичность. Кости людей старшего поколения имеют большее количество неорганических веществ, что придает кости хрупкость и ломкость.
Костный скелет взрослого человека насчитывает 203 - 206 костей, а ребенка - 356.

Рост мышц в длину может продолжаться до 23-25 лет, а в толщину до 35 лет
Химический состав мышц с возрастом также меняется. Мышцы детей содержат больше воды, они богаты нуклеопротеидами. По мере роста происходит нарастание актомиозина и АТФ, креатинфосфорной кислоты, миоглобина. В связи с тем, что миоглобин является источником кислорода, увеличение его количества способствует совершенствованию сократительной функции мышцы.

 

 

Шкала Апгар.

Шкала Апгар – современный способ оценки готовности младенцев квнеутробнойжизни

 

Шкала для оценки здоровья новорожденного по внешним признакам необходима акушерам-гинекологам, педиатрам, присутствующим на родах. Согласно результатам осмотра и суммированию баллов принимается решение об обязательности оказания младенцу экстренной реанимационной помощи, о возможности передать его роженице в палату совместного пребывания. Система APGAR разработана в 1952 году как методический материал для студентов, подспорье в работе медицинских сестер. Нововведению дали имя создателя – врача-анестезиолога Вирджинии Апгар, профессора. Изобретать рейтинг потребовали участившиеся случаи рождения детей с внутриутробными патологиями, удушениями в родах. И его успешно используют в акушерстве и педиатрии уже 70 лет. Шкала Апгар – диапазон очков от 0 до 10 баллов. Ребенка осматривают дважды на первой и пятой минуте после рождения, присваивают оценки по 5 показателям:
цвет эпидермиса – А (Appearance);

Малый круг кровообращения.

У человека, как у всех млекопитающих и птиц, два круга кровообращения — большой и малый. Сердце четырехкамерное — два желудочка + два предсердия.

Когда смотрите на рисунок сердца, представьте, что смотрите на человека, стоящего к вам лицом. Тогда его левая половина тела будет напротив вашей правой, а правая — напротив вашей левой. Левая половина сердца находится ближе к левой руке, а правая ближе к середине тела. Или представьте не рисунок, а самого себя. «Почувствуйте», где у вас левая сторона сердца, а где — правая.

В свою очередь, каждая половина сердца – левая и правая – состоит из предсердия и желудочка. Предсердия расположены вверху, желудочки — внизу.

Бронхи.

Бронхи у детей узки, их хрящевая ткань мягка, мышечные и эластические волокна развиты слабо, слизистая оболочка содержит мало слизистых желез, богато снабжена сосудами. Рост бронхов наиболее энергичен в первый год жизни и в период полового созревания. Правый бронх является как бы продолжением трахеи, а левый отходит от трахеи под большим углом. Левый бронх у новорожденных и детей раннего возраста всегда более длинный и узкий по сравнению с правым. У подростков в связи с усиленным ростом бронхов в длину происходит уменьшение их хрящевых стенок и усиленное развитие мышечной и эластической тканей. Бронхи детей содержат гораздо меньше хрящевой ткани по сравнению со взрослыми.

Легкие человека разделены на доли (правое имеет три доли, а левое - две). Это деление выражено со второго месяца развития плода.

Легкие новорожденного относительно велики: масса легких у детей относится к массе тела как 1: 43 или 1: 59. Легкие растут непрерывно до 16 лет, но имеются периоды наиболее сильного роста: в 3 месяца и от 13 до 16 лет.

В возрастом масса легких изменяется: у новорожденного - 50 г, у годовалого ребенка - 150 г, у 12-летнего - 500 г, а у взрослого - 1 кг. Относительная масса легких уменьшается во все возрастные периоды. Объем легких значительно увеличивается в первый год жизни. У 2-3-недельного ребенка легкие занимают 2/3 объема грудной клетки. Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема: у новорожденных размер альвеол в 2 раза меньше, чем у детей 12 лет, и в 3 раза, чем у взрослых. Процесс дифференциации легких заканчивается к 7 годам.

У взрослого человека альвеола представляет собой шар с поверхностью 0,126 мм и внутренним объемом 4,14 мл. У плода в спавшихся легких альвеолы имею кругловатую или овальную форму, в легких ребенка, наполненных воздухом, они многогранной формы вследствие производимого на них давления.

В процессе развития легочного альвеолярного эпителия к моменту рождения у плода образуется сурфактант - вещество, стабилизирующее силу поверхностного натяжения легких. Оно продуцируется крупными клетками альвеолярного эпителия - гранулярными пневмоцитами. Если сурфактант не образуется, то легкие новорожденного не расправляются.

 

                      

 

 

Причины плоскостопия

Плоскостопие чаще бывает приобретённым, но возникает на фоне врождённой недостаточности соединительной ткани, наследственной субтильности. Такую стопу еще часто называют «аристократической».

Встречаются, например, такие дамы, у которых «и в кольцах узкая рука», как писал Блок, или «узенькая пятка», что успел подсмотреть пушкинский Дон Жуан. Словом, тонкая кость. Женщины страдают в 4 раза чаще мужчин.

А одним из неблагоприятных факторов развития является неправильно изготовленная обувь. Плоскостопием расплачиваются модницы за высокие каблуки и узкие носки обуви, когда ноги опираются не на всю ступню, а только на головки плюсневых костей.

«Здоровой» считается обувь с каблуком не выше 4 см.

К сожалению, многие наши фабрики выпускают обувь, не считаясь с заключением врачей-подиатров (специальность «подиатр» хорошо известна в развитых странах Запада, в России подиатрия делает только первые шаги; в целом подиатрия — это раздел скелетно-мышечной медицины, занимающийся проблемами стопы — нижней конечности, осанки и походки).

Для правильного формирования сводов стопы нужна постоянная стимуляция мышц и связок. Стимуляторами могут выступать жесткая трава, камни, песок, земля (если ходить по ним босиком).

  Плоскостопие — изменение формы стопы, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Различают первоначальное поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23%, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп — 29,3%. Симптомы плоскостопия
  • Боли в стопах, коленях, бедрах, спине.
  • Неестественная походка и осанка.
  • Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие.
  • «Тяжелая» походка.
  • Косолапие при ходьбе.
— Деформированные стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, или подагра (halluxvalgus), безобразно широкая стопа), деформация коленных суставов, непропорциональное развитие мышц ног и голени. — Плоскостопие предрасполагает к развитию вросшего ногтя. Причины плоскостопия Плоскостопие чаще бывает приобретённым, но возникает на фоне врождённой недостаточности соединительной ткани, наследственной субтильности. Такую стопу еще часто называют «аристократической». Встречаются, например, такие дамы, у которых «и в кольцах узкая рука», как писал Блок, или «узенькая пятка», что успел подсмотреть пушкинский Дон Жуан. Словом, тонкая кость. Женщины страдают в 4 раза чаще мужчин. А одним из неблагоприятных факторов развития является неправильно изготовленная обувь. Плоскостопием расплачиваются модницы за высокие каблуки и узкие носки обуви, когда ноги опираются не на всю ступню, а только на головки плюсневых костей. «Здоровой» считается обувь с каблуком не выше 4 см. К сожалению, многие наши фабрики выпускают обувь, не считаясь с заключением врачей-подиатров (специальность «подиатр» хорошо известна в развитых странах Запада, в России подиатрия делает только первые шаги; в целом подиатрия — это раздел скелетно-мышечной медицины, занимающийся проблемами стопы — нижней конечности, осанки и походки). Для правильного формирования сводов стопы нужна постоянная стимуляция мышц и связок. Стимуляторами могут выступать жесткая трава, камни, песок, земля (если ходить по ним босиком).
 

Агрессивными для стопы являются паркет, ламинаты, другие твёрдые покрытия, в том числе толстая подошва, при которой мышцы и связки стопы не работают. Все знают, что неработающие мышцы атрофируются. Первопроходцы космоса, возвращаясь на родную землю, не могли ходить (сказывалось длительное нахождение в невесомости). Пришлось мышцы и связки в космосе нагружать при помощи тренажёров.

Так и своды стоп без нагрузки ленятся и провисают: приобретается плоскостопие на всю оставшуюся жизнь. Впрочем, два года назад к нам обратился молодой человек, который хотел стать, как отец, офицером, но не прошёл медицинскую комиссию из-за плоскостопия. Восемь месяцев напряженной работы с мышцами, связками стопы — и он стал курсантом высшего военного заведения.

По данным литературы, от 65% и выше детей к школьному возрасту приобретают плоскостопие. Если учитывать, что в большинстве городов России нет врачей-педиатров, то полноценная коррекция плоскостопия населению просто недоступна. Значит, более 65% детского населения переходит во взрослый период с расцветающим плоскостопием, а в последующем (у бабушек) — с «ягодками» в форме шишек на стопах.

И дело также в том, что донашивание чужой обуви приводит к утяжелению заболевания. Разношенная чужая обувь неправильно распределяет нагрузку на стопу. Получается, когда мы дарим обувку, то оказываем медвежью услугу. Детская обувь должна быть с небольшим каблучком, жёстким задником и рессорным супинатором — своеобразными «камнями» и «шишками» под ногами.

У взрослых чаще бывает статическое плоскостопие, которое связано с чрезмерными нагрузками на ноги. Виной этому, прежде всего, избыточный вес. Страдают и люди, профессия которых предполагает длительное стояние на ногах — парикмахеры, продавцы, станочники. Эти люди находятся в группе риска по приобретению плоскостопия так же, как и хирурги, часами стоящие у операционного стола.

Виды плоскостопия

При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, её передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, длина стоп уменьшается за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения I пальца наружу и молотко-образной деформации среднего пальца. При продольном плоскостопии уплощён продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы, длина стоп увеличивается.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин.

Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16–25 лет, поперечное — в 35–50 лет. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, паралитическую и статическую.

Врожденное плоскостопие установить раньше 5—6-летнего возраста нелегко, так как у всех детей моложе этого возраста определяются все элементы плоской стопы. Однако приблизительно в 3% всех случаев плоскостопия плоская стопа бывает врожденной.

Травматическое плоскостопие — последствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей. Паралитическая плоская стопа — результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени (последствие Полиомиелита).

Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.

Статическое плоскостопие (встречающееся наиболее часто 82,1%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны:

  • увеличение массы тела;
  • работа в стоячем положении;
  • уменьшение силы мышц при физиологическом старении;
  • отсутствие тренировки у лиц сидячих профессий и т. д.

К внутренним причинам, способствующим развитию деформаций стоп, относится также наследственное предрасположение, к внешним причинам — перегрузка стоп, связанная с профессией (женщина с нормальным строением стопы, 7–8 часов проводящая за прилавком или в ткацком цехе, может со временем приобрести это заболевание), ведением домашнего хозяйства, ношение нерациональной обуви (узкой, неудобной).

При ходьбе на «шпильках» происходит перераспределение нагрузки: с пятки она перемещается на область поперечного свода, который её не выдерживает, деформируется, отчего и возникает поперечное плоскостопие.

Основные симптомы продольного плоскостопия — боль в стопе, изменение её очертаний.

 

Тест.

1. Физиология- это?

А) наука о живых существах и их взаимодействии со средой обитания.

Б) наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных

В) наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности

2. Какой из этапов онтогенеза является первым?

А) Постнатальный этап

Б) Пренатальный этап

3. за первый год жизни длина тела новорожденного увеличивается на:

А)30%

Б) 100%

В)50%

4. Кто сформулировалэнергетическое правило скелетных мышц?

А) И. А. Аршавский

Б) Э.Г. Геккель

В) А. Н. Северцов

5. Что обеспечивает свертывание крови?

А) Лизин

Б) Гепарин

В) Тромбин

6. О какой функции нервной системы идет речь «представляет собой процессы регуляции всех внутренних органов и физиологических систем организма человека.»?

А) высшей

Б) низшей

В) средней

7. Что входит в состав тигроидного вещества нейрона?

А) ДНК

Б) РНК

В) АТФ

8. Нерв- это?

А) отросток нервной клетки, покрытый оболочкой;

Б) аксон одного нейрона;

В) проводящие пути спинного мозга.

9. Короткий, сильно ветвящийся отросток нервной клетки:

А) нервное волокно;

Б) аксон

В) дендрит

10. Дифференцировка- это?

А) один из видов условного (внутреннего) торможения.

Б) период, ступень в развитии, росте человека, животного, растения

В) физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

 

Ответы:

1-В

2-Б

3-В

4-А

5-В

6-Б

7-Б

8-А

9-В

10-А

Содержание:

Вариант 4

1. Развитие, факторы его определяющие.

2. Ретардация, ее причины.

3. Сформулировать понятие «гетерохрония». Непрерывность и неравномерность развития.

4. Шкала Апгар.

5. Понятие о переутомлении, профилактика.

6. Развитие ЦНС в постнатальном периоде. Перечислить рефлексы, которые вырабатываются на 2 неделе, на 3 и 5 месяце жизни ребенка.

7. Малый круг кровообращения

8. Строение гортани, бронхов, легких, возрастные особенности.

9. Развитие условных рефлексов и торможения у подростков.

10. Плоскостопие, виды, причины, профилактика.

11. Юношеская гипертония, ее признаки, профилактика.

12. Назвать соединения костей черепа.

13. Дать определение «поясничный лордоз», когда он формируется?

14. Причины приобретенных деформаций скелета таза.

15. Поджелудочная железа, ее расположение, функция, гормоны, гипо- и гиперфункция.

16. Астигматизм, косоглазие, их причины. Профилактика нарушений зрения у детей и подростков.

 

 

Развитие, факторыегоопределяющие.

Развитие - изменение ее количественных и качественных свойств. Развитие личности — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.

Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, а общество выступает как условие осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей.

1. Материальное (физическое) развитие:

o Телесной составляющей (сила, выносливость, гибкость);

o Технической составляющей (аграрная, промышленная, информационная);

o Финансовой составляющей (личная, корпоративная, публичная).

2. Духовное (психическое) развитие (самосознание: самооценка, самопознание, саморазвитие) культуры мышления:

o бытовой;

o этичной и моральной;

o интеллектуальной и научной культур (естественная, гуманитарная, техническая);

o интуиции и культуры искусства (выразительное, зрелищное, изобразительное).

3. Социальное развитие социальный статус).

 

Факторы, влияющие на развитие личности

Развитие личности может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм деятельности и т.д.

Регрессивное развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры, упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы, так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как беду.

В процессе развития личности одни качества к ней приходят, приобретаются, занимая свою нишу в ее структуре, другие уходят, утрачивая было значение, третьи остаются, открываясь нередко с новой, порой неожиданной стороны. Такого рода изменения происходят постоянно, вызывая переоценки устоявшихся ценностей, сложившихся стереотипов.

Процесс развития личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций, конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия, преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного развития быть не может.

Параметры развития - способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых, фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:

1. страх, рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего становится агрессия;

2. несправедливые обвинения, унижения;

3. нервное напряжение, стрессы;

4. одиночество;

5. тотальную не успешность.

Стимулирует процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности, соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора - помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%).

 

 

Ретардация, ее причины.

Ретардация — понятие, обратное акселерации. Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отставание в интеллектуальном развитии ребенка.

Причины:

 Явление ретардации мало изучено, но его существование свидетельствует в пользу теории циклической смены эпох акселерации (считается, что в последние 5 лет ее темпы замедлились) и ретардации развития.

 Причины такой цикличности точно не установлены, но, по мнению ученых, это связано с несколькими факторами: увеличением солнечной активности, изменением климата на планете, с качеством питания и т. д. В целом причины можно разделить на эндогенные (врожденные и приобретенные) и экзогенные (вредное воздействие среды, низкий социальный уровень развития населения).

Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Зачастую дети с задержкой развития обучаются индивидуально.

Не стоит забывать также, что ретардация, как и акселерация, может быть гармоничной и негармоничной. Каждому ребенку присущ индивидуальный темп развития.

Последствия:

Наследственные ретарданты, как правило, к моменту окончания процессов роста не уступают в этом показателе своим сверстникам, просто достигают этих величин они на 1-2 года позже. Причиной отставания могут явиться и перенесенные заболевания, но они приводят к временной задержке роста и после выздоровления темпы роста становятся выше, т. е. генетическая программа реализуется за более короткий срок.

 Существенное отрицательное влияние оказывает социальный фактор. В меньшей степени – низкий материальный доход семьи и в большей – отрицательный эмоциональный микроклимат, окружающий ребенка в семье или в детских учреждениях. Дети, воспитывающиеся в условиях недостаточного внимания со стороны родителей и дети, воспитывающиеся в детских домах и школах-интернатах, отстают в своем развитии на 1,5-2 года от сверстников.

 Таким образом, ретардация, не зависимо от причин, ее обусловливающих, сказывается как на темпах физического, так и психического развития.

Методики:

1) Антропометрия.

Позволяет количественно описать строение тела. (рост, вес, объём и т.д.)

2) Физиометрические показатели.

Отражают одновременно уровень морфологического развития и функциональные возможности систем организма. (сила сжатия кисти и т.д.)

3) Физиологические показатели.

Позволяют оценить функциональные возможности организма и динамику протекания процессов жизнедеятельности. (ЭКГ)

4) Биохимические показатели.

Позволяют изучить состав жидких сред и продуктов жизнедеятельности. (кровь, слюна и т.д.)

5) Функциональные пробы.

Применяются с целью исследования физиологической системы в процессе её функциональной активности. (бег, приседания и т.д.)

6) Наблюдения: без вмешательства со стороны.

Эксперимент: естественный эксперимент – условия, в которых человек не выходит из своей естественной среды. (стихийные бедствия)

лабораторный эксперимент – условия создаёт человек. (тестирование препаратов)

7) Математическое моделирование и статистика.

 

5) Опорно-двигательная система: строение, функции. Возрастные особенности отделов скелета.

 

Опорно-двигательная система состоит из скелета и мышц, она выполняет следующие функции:

1.Защитная;

2.Функция опоры;

3. Обеспечивает активные движения человека;

4. Выполняет кроветворную функцию;

5. Участвует в обмене веществ;

Пассивная часть опорно-двигательной системы скелет, состоящий из костей, хрящей, суставов и связок. В скелете человека более 200 костей.

Каждая кость – орган, состоящий из костной ткани.

Костная ткань = клетки с отростками + межклеточное вещество + нервы + сосуды + соединительно-тканная оболочка.

Кости:

1.Губчатые (содержат красный костный мозг)

2. Трубчатые (содержат желтый костный мозг).

 

Состав клетки (свойства кости): органические вещества (гибкость и упругость), неорганические вещества (твердость).

Направление роста (источник новых клеток): в длину (хрящ), в толщину (надкостница).

Соединение костей: подвижное, полуподвижное, неподвижное

Сустав – сочленяющая кость с суставной впадиной + сочлененная кость с головкой + прочные связки + суставная сумка + суставная жидкость

Основные отделы:

Мышцы – активная часть опорно-двигательной системы, обеспечивающая все многообразие движений, совершаемых в организме человека. Благодаря мышцам тело сохраняет равновесие, перемещается в пространстве, осуществляются дыхательные движения грудной клеткой и диафрагмой, глотание, образуется голос, осуществляются движения глаз, работа внутренних органов, в том числе и сердца. У человека два вида мышц: гладкие и поперечно-полосатые.

Гладкие мышцы находятся во внутренних органах: стенках сосудов, мочевого пузыря, мочеточников, кишечника. Их сокращение происходит произвольно.

Поперечно-полосатые мышцы обеспечивают прикрепление мышц к сухожилиям и костям скелета. Скелетные мышцы приводят в движение кости относительно друг друга в составах, кроме того, они участвуют в образовании стенок брюшной и грудной полостей, таза. Входят в состав стеной верхней части пищевода и гортани. Осуществляют движение глазного яблока, дыхательные и глотательные движения. Все скелетные мышцы можно разделить на две группы – сгибатели и разгибатели.

Мимические мышцы – мышцы лица, не связаны с суставами.

Сердечная мышца – особая поперечно-полосатая, где волокна связаны, быстро сокращается.

У человека в каждой мышце содержатся все типы мышечных вол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.114.245 (0.171 с.)