Особенности построения психосберегающих технологий в сохранении психологического здоровья детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности построения психосберегающих технологий в сохранении психологического здоровья детей



Психосберегающие технологии по преодолению тревожности у детей и сохранению психологического здоровья раскрываются в следующих аспектах: профилактическом и коррекционном.

Коррекционный аспект осуществляться на следующих взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

1. Разработка коррекционных программ и подбор соответствующих методик.

2. Обучение ребенка приемам и методам овладения своим волнением.

3. Расширение функциональных и операциональных возможностей ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, чувству уверенности в своих силах.

4. Перестройка особенностей личности ребенка, прежде всего его мотивационной сферы и самооценки.

5. Выработка стратегии и тактики взаимодействия родителей и учителей с тревожным ребенком.

Особо следует подчеркнуть, что без реальных изменений социально-психологической обстановки коррекционная деятельность может оказаться неэффективной в силу того, что среда, продолжая являться носителем фрустрирующего заряда, будет продолжать негативно воздействовать на ребенка, что может вызывать обратимые реакции.

Коррекционная деятельность, направленная на преодоление тревожности у детей, преследует следующие задачи:

1. Снятие эмоциональной напряженности.

2. Помощь в открытии своего “Я”, уверенности в себе.

3. Развитие умения самостоятельно принимать решения и анализировать сложные фрустрирующие ситуации.

4. Развитие эмоционального самосознания своего поведения.

5. Помощь в снятии и избавлении от страхов.

6. Помощь в преодолении негативных переживаний.

7. Формирование социального доверия.

8. Развитие социальных эмоций.

9. Развитие коммуникативных навыков.

10. Формирование адекватной самооценки.

11. Развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека.

12. Создание положительного образа физического”Я”.

13. Развитие умения адекватно выделять свои достоинства.

14. Коррекция аффективного поведения.

При устранении тревожности у детей, могут использоваться следующие методы:

· метод десенсибилизации. Направлен на снижение индивидуальной чувствительности к тем объектам и ситуациям, которые вызывают у субъекта страх, и предполагает обучение релаксации при неоднократном представлении устрашающих стимулов. Сначала ребенок обучается приемам расслабления мышц лица, шеи, тела. Дело в том, что у людей, страдающих фобиями, каждая из этих групп мышц либо хронически напряжена, либо напрягается в момент страха. Когда у ребенка вырабатывается способность к полному мышечному расслаблению, путем интервью выявляется круг ситуаций, вызывающих страх. С помощью ребенка эти ситуации ранжируются по степени убывания устрашающего эффекта. Затем, когда он находится в состоянии полного мышечного расслабления, психолог просит его представить наименее пугающую ситуацию. Данная процедура длится до тех пор, пока ребенок не научится оставаться полностью расслабленным в момент мысленного «проживания» пугающей ситуации;

· метод моделирования. Этот метод предполагает наблюдение за опытом чужого переживания и его имитацию. Кто-то из близких людей демонстрирует ребенку модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые пугают ребенка, моделируют способы взаимодействия с пугающим объектом. В качестве модификации могут быть использованы следующие методы психокоррекции:

- игры-драматизации. Игра должна быть построена таким образом, чтобы ребенок смог обнаружить слабые стороны в своем противнике, закрепить эти слабые стороны во внутреннем плане, а в конце обязательно победить;

- рисуночные методы. Графическое изображение тревожной ситуации не приводит к усилению фрустрированности, а наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания. Рисование позволяет ребенку приблизиться к своей проблеме, преодолеть желание убежать, скрыться от нее. А приближение к проблеме и плотное рассмотрение ее уже есть шаг на пути овладения ситуацией. Кроме того, существенным психотерапевтическим эффектом обладает тот факт, что рисование выполняется в присутствии значимого доброжелательного взрослого, поддержку которого ребенок испытывает на себе.

Примерные задания, направленные на коррекцию тревожности в детском и подростковом возрасте.

Задание 1.

Задачи:

- снятие эмоциональной напряженности;

- формирование социального доверия;

- развитие адекватной самооценки;

- создание положительного образа физического и психического образа “Я”.

Методы: “Автопортрет глазами окружающих”, “Автопортрет. Какой я на самом деле”, “Автопортрет. Каким бы я хотел видеть себя”. 

Инструкция: “Нарисуй себя таким, каким видят тебя окружающие”.

“Нарисуй себя таким, каким ты видишь самого себя”.

“Нарисуй себя таким, каким ты бы хотел видеть себя”.

Ход работы:

Рисование себя глазами окружающих позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, критично подойти к своей личности, задуматься о том, почему окружающие воспринимают его так, а не иначе, в чем причина подобного отношения к себе, что необходимо изменить в своей внешности, поведении, чтобы окружающие улучшили свое отношение к ребенку. Рисование себя глазами окружающих, кроме того, имеет диагностическую нагрузку. По ходу рисования и последующего обсуждения определяется социальная ситуация развития ребенка, характер его взаимоотношений со значимыми людьми, их требования и ожидания по отношению к нему. В рисунки дети зачастую могут вплетать черты присвоенные им окружающими, не смотря на то, что эти черты у детей отсутствуют. В данном случае, это может свидетельствовать о конформизме ребенка, значительной зависимости его от мнения окружающих, о стремлении играть навязанную ему не свою роль. Подобная демонстрация «не своего Я» в значительной мере фрустрирует ребенка, порождая у него возникновение целого паттерна страхов, относительно утраты самостоятельности при стремлении чувствовать себя свободным, независимым. Подобный внутренний конфликт может иногда проявляться и во внешней деятельности. Ребенок вдруг неожиданно для окружающих демонстрирует якобы несвойственные ему формы поведения и эмоционального реагирования. Окружающие же на подобные срывы поведения находят стереотипные ответы в виде оценочных суждений («Мы от тебя такого не ожидали», «Ты нас подводишь», «Нам из-за тебя стыдно» и др.), в виде усиления требований («Если такое еще раз повториться, то…») и др. Подобный характер реагирования окружающих способствует накоплению негативизма, который в более зрелом возрасте может проявиться в виде протестного поведения – реакции оппозиции, отрицание родительских норм и др. Особое внимание в рисунке должно уделяться тональности, которая указывает на степень эмоционального приятия ребенка окружающими. Так, мрачные рисунки свидетельствуют о частоте негативных оценочных суждений со стороны взрослых, о их эмоциональной значимости для ребенка, при этом следует отметить тот факт, что именно отрицательные суждения взрослых обладают наибольшей эмоциональной значимостью, нежели позитивные, поскольку обладают большим эмоциональным зарядом. Аффективно окрашенные отрицательные суждения могут спровоцировать появление у ребенка сценарного поведения, которое выражается в стремление доказать окружающим свою привлекательность. В этом случае ребенок демонстрирует социально одобряемое поведение. Когда же его усилия не оцениваются по достоинству, а уровень требований все возрастает, ребенок может отказаться от требуемой модели и начать соответствовать той роли, которую ему приписывают. Рисование себя глазами окружающих, таким образом, позволяет установить степень давления, оказываемую на ребенка со стороны окружающей его социальной среды.

Рисование реального Я. Позволяет ребенку актуализировать и проанализировать свое Я, установить отношение к себе, отношение к своим отдельным чертам и качествам. Зачастую дети стремятся в рисунке продемонстрировать качества, которые являются для них наиболее ценными, но по тем или иным причинам остаются незамеченными окружающими. Психокоррекционная значимость рисования своего реального Я состоит в том, что ребенок в спокойной атмосфере начинает рефлектировать, вычленяя свои реальные позитивные и негативные черты, мешающие ему строить взаимодействие с социальной средой на бесфрустрационной основе. Примечателен тот факт, что у высокотревожных детей в рисунках себя глазами окружающих и в рисунке своего актуального Я прослеживается некоторое подобие. Подобие этих рисунков свидетельствует о зависимости самооценки ребенка от окружающих, а собственная система оценивания еще не сформирована. Самооценка такого ребенка часто амбивалентна, ситуативна и подвержена колебаниям настроения окружающих.

Рисование идеального Я позволяет ребенку приблизить себя к своему идеалу, дифференцированно подойти к личностным качествам, необходимым ребенку для достижения чувств успешности и уверенности, произвести ревизию идеализируемым качествам, отобразить наиболее значимые из них, определить систему ценностных ориентиров. Зачастую идеализированный образ у ребенка размыт и недифференцирован. В качестве идеалов неосознанно выступают конкретизированные персонажи либо интернализированные нормы, привитые окружающими. Соответственно развитие самосознания приобретает хаотичный, зачастую зависимый от окружающих характер. Ребенок движется не исходя из внутренних схем и потребностей, а исходя из страха несоответствия, руководствуясь не своими, а чужими идеалами. Таким образом, задача рисования своего идеального Я состоит в оказании помощи ребенку в дифференциации своих эталонов, сопоставлении их с собой, приведении реальных ценностных ориентиров к идеализированным образцам.

После выполнения рисунков проводится беседа с ребенком, выявляющая отношения и пожелания окружающих относительно его личностных особенностей, определяется разница между «Я-реальным» и «Я-идеальным», обнаруживаются причины, мешающие ему наиболее близко приблизиться к идеальному образу. Ребенок, создавая образ идеального “Я”, фиксируется на его сильных привлекательных сторонах, совместно с психологом определяя процентное соотношение в “я”-реальном “я”-идеального.

Данная работа может быть проведена в течении 2-х-3-х занятий.

Задание 2.

Задачи:

- помощь в развитии уверенности в себе;

- снятие эмоционального напряжения;

- помощь в осознании страхов и проведение пропедевтической работы по их коррекции.

Метод: рисунок на тему “Мои страшные сны” или “Мои дневные страхи”.

Инструкция: “Нарисуй самый значительный свой страх либо проблему”.

Ход работы: Данное задание дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх - не поясняется.

Если рисунок сделан, то, значит, ребенок в некоторой степени смог преодолеть его волевым целенаправленным усилием. Графическое изображение снижает степень страха, не приводя к его усилению, снижает напряжение от тревожного ожидания. Нельзя говорить детям, что рисование избавит их от страха - это влечет повышенные ожидания, что может послужить препятствием. Сам факт получения задания мобилизует детей на организацию деятельности по борьбе со страхами. Преградой к рисованию может быть страх страха. Не нужно торопить ребенка. Решиться рисовать страх - это значит, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен. В процессе рисования объект страха не представляет собой застывшее психическое образование, так как сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как образ. Проявляющийся при рисовании интерес постоянно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением.

Рисунки могут рассматриваться не по порядку. Начинать следует с легко устранимых страхов - воды (у мальчиков и у девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек) [9,10]. Каждый рисунок показывается всем присутствующим, ребенок конкретизирует страх. Раньше это было трудноосуществимо, так как возникал страх от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же он свободно говорит о страхе.

После просмотра первого рисунка, реплика: «Ты нарисовал страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза укорачивается: «Боишься или перестал?», «Боишься - не боишься?»

Вопрос должен иметь эмоционально приподнятый оттенок. Вместе с тем избегается искусственное внушение отсутствия страха: «Теперь не боишься?» Эта фраза носит обязывающий характер, и ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент.

Ободрение и оптимистический настрой будет и от привлечения внимания присутствующих к изображению страха: «Как это интересно сделано, с выдумкой. Взрослый бы так не смог. Цвета подобраны и т.д.».

Если положительного эффекта пока нет, рисунок может быть отложен: «Ничего, мы потом к нему вернемся».

По окончании обсуждения показываются те страхи, по отношению к которым достигнут положительный эффект. Нужно похвалить, похлопать по плечу, пожать руку. Необходимо сказать, что твои рисунки со страхами навсегда останутся у меня. Они теперь будут хранится в шкафу или под замком.

Задание 3.

Задачи:

- развитие эмоционального осознания поведения других людей;

- опосредованное освобождение от страхов.

Метод: карикатурное изображение страхов других людей.

Инструкция: “Попытайся изобразить карикатурно страхи и проблемы других людей”.

Ход работы: Ребенок, изображая страхи других людей, опосредованно учится видеть, что каждый страх актуален лишь субъективно, он индивидуален: то что страшно для одного, для другого не имеет большого значения. Ребенок постепенно подводится к мысли о том, что страх существует не столько в реальной ситуации, сколько внутри каждого человека, а при приближении к страху он становится даже комичным. Описывая чужие страхи, ребенок должен прийти к пониманию того, что для других людей его собственные страхи, возможно, так же не представляют особых сложностей, а раз для других людей его страхи не «страшны», то, возможно их вообще не стоит опасаться. Таким образом, страхи ребенка постепенно дискредитируются.

Задание 4.

Задачи:

- снятие эмоционального напряжения;

- коррекция аффективного поведения;

- помощь в преодолении страхов.

Метод: карикатурное изображение собственного страха.

Инструкция: “Нарисуй карикатуру своего страха”.

Ход работы: Ребенок, осознав свои страхи, получает возможность перейти из плоскости серьезного их восприятия в плоскость высмеивания их, что опосредованно позволяет ему приблизиться к образу идеального “Я” и взглянуть на проблемы с точки зрения борьбы с ними. Выполняя данное задание ребенок не просто приближается к рассмотрению ситуаций, фрустрирующих его, но он начинает активно манипулировать ими: преобразуя и решительно снижая их значимость. Если раньше ребенок боялся даже мысленно подойти вплотную к тревожащей его ситуации, то сейчас он пытается овладеть ею, проанализировать, выделив в ней реально существующие опасные элементы и отбросив мнимые.

Задание 5.

Задачи:

- создание эмоционального внутреннего комфорта;

- развитие воображения;

- коррекция эмоции осознания своего поведения;

- помощь в преодолении негативных переживаний;

- развитие социальной активности.

Метод: рисунок страхов.

Инструкция: “Нарисуй свои страхи, изобразив себя не боящимся их”.

Ход работы: если раньше ребенок рисовал объект страха и пытался посмеяться над ним, то теперь он должен изобразить себя в активной, противостоящей страху, позиции. Подобная установка действует в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страха.

На данном этапе количество занятий может варьироваться в зависимости от количества страхов у ребенка.

Задание 6.

Задачи:

- закрепление положительного успеха;

- развитие самооценки и уверенности в себе;

- развитие эмоционального комфорта.

Метод: беседа.

Ход работы: индивидуальное обсуждение всех страхов и тревожащих ребенка ситуаций, выяснение того, боится теперь ребенок или нет. Положительный успех закрепляется при помощи создания алгоритма борьбы с тревожащими ребенка ситуациями:

1. В ситуациях, когда возникают проблемы, не убегать и не прятаться от них.

2. Приближение к своим страхам и тревожным ситуациям – это уже половина победы.

3. Не спешить. Надо всегда помнить, что время на решение проблемы всегда есть. Она не появляется просто так, из ниоткуда, соответственно, не нанесет мгновенный ущерб.

4. Попытаться взглянуть на проблему глазами окружающих близких людей: как они повели бы себя в ней.

5. Попытаться оценить ситуацию: свои силы (что реально зависит от меня) и объективность (действительно ли ситуация настолько страшна, как кажется на первый взгляд).

6. Попытаться проанализировать всю ситуацию в целом и по частям.

7. Оценить свои возможности: с какими конкретно ситуациями я способен справиться самостоятельно, а где мне потребуется помощь. Не стоит сразу бежать за поддержкой к окружающим, но необходимо помнить, что они всегда готовы прийти на помощь.

8. Действовать нужно решительно и смело. Только так ты сможешь уважать себя и заставишь других относиться к себе также.

Основные требования к родителям и учителям тревожных детей:

1. При невыраженной тревоге - не фиксировать ребенка на ней, а лучше всего отвлечь его играми, попробовать сделать так, чтобы ребенок мог сыронизировать в игре над тревожной ситуацией.

2. Появление тревожности у ребенка не является сигналом к тому, чтобы оберегать его еще больше.

3. Игнорирование тревожности, ирония, отсутствие сочувствия, наказания за трусость приводят к тому, что дети боятся признаться в своих опасениях, а это усугубляет состояние тревожности.

4. Помощь в устранении тревожности - принятие активного участия в жизни ребенка, при соблюдении прав на свободу выбора и партнерские взаимоотношения.

5. Родители должны признаться себе в том, какие у них были страхи в детстве.

6. Своевременный прогноз и внимание к страхам - профилактика подростковых нарушений в поведении.

Профилактический аспект психосберегающих технологий направлен на предотвращение появления проблем тревожности у детей и раскрывается в:

o организации социально-психологической среды (система взаимодействия ребенка и окружающих взрослых; снижение фрустрирующего воздействия учебных нагрузок; дифференцированный подход в установлении требований к каждому ребенку и др.), которая способствовала бы предупреждению возникновения тревожных состояний;

o организации и разработка просветительских мероприятий, направленных на повышение уровня психологических знаний у педагогов и родителей;

o реализации практической психологической помощи:
индивидуальные консультации по личным и коммуникативным проблемам для детей, родителей и педагогов;
индивидуальные консультации по личным и профессиональным проблемам для учителей, классных руководителей, родителей;

· коррекционная деятельность (тренинги, групповые занятия);
спецкурсы.

Профилактика тревожности у детей. Общие рекомендации учителям и родителям.

 Успешность профилактики тревожности во многом зависит от знания учителями и родителями не только причин, но и особенностей психического развития ребенка. Наибольший спектр реалистичных тревожных ситуаций возникает в дошкольном и младшем школьном возрастах, так как дети этих возрастных категорий в большей степени обусловлены эмоциями, чем характером. Кроме того, существует значительный спектр ситуаций незнакомых – и потому пугающих. Подобная тревожность часто носит возрастной, преходящий характер. Однако следует учитывать, что в подростковом возрасте тревожность трансформируется из области конкретной реалистичной тревоги в область социальной тревоги: появляется тревога, связанная с боязнью несоответствия и потери авторитета.

Профилактика:

1. Отсутствие запретов со стороны родителей на выражение ребенком тревоги.

2. Чем больше проявляется интерес ребенка к совместной деятельности со взрослыми, тем меньше у него уровень тревожности и наоборот.

3. Дать больше самостоятельности ребенку.

4. Приучать к самостоятельности за счет системы предоставления множества выборов и альтернатив поведения с рассказом о последствиях.

5. Доверительное отношение.

6. Использование взрослыми поощряющего типа социализации тревоги:

n психологическая поддержка ребенка родителями и учителями (успокоить, пожалеть, выслушать и т.д.). Остановка на этой стадии создает предпосылки для развития инфантилизма у ребенка;

n совместное выявление причин, вызвавших эмоцию страха и тревогу;

n совместный поиск приемлемых путей, позволяющих устранить негативный стимул;

n совместные действия, направленные на устранение стимула, повлекшего за собой проблему.

При таком подходе возможности ребенка выражать тревогу, бороться с ним и побеждать будут гораздо более развитыми. Такое обращение способствует формированию чувства доверия, честности, готовности к сотрудничеству и помощи, воспитывает мужество и устойчивость к фрустрации.

 

Послесловие

 

В современном социуме часто происходят кардинальные и динамические изменения. Это положение относится и к сфере специального образования. Ведутся интенсивные поиски развития специального образования. Имеющийся опыт дополняется, расширяется и обогащается в процессе переосмысления практики других стран. Требуется, с одной стороны, развитие информационной культуры педагогов-специалистов в области коррекционной педагогики, с другой – использование различных образовательных технологий, раскрывающих новые методы, способы, приемы коррекционного обучения и воспитания.

Приведенные в данном пособии технологии обучения решают профессиональные задачи. Они обеспечивают прежде всего формирование социального взаимодействия, коммуникативной компетенции, развитие познавательной деятельности и личности ребенка с особенностями психофизического развития. Технологии отражают обучение действием. При использовании приведенных технологий учитель -- и наставник и помощник.

Пособие содержит теоретические материалы, что обеспечивает научное обоснование технологий. Читатель учится понимать специфику обучения и взаимоотношений с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Вместе с тем теория дополняется конкретными разработками, рекомендациями к непосредственному проведению коррекционного обучения. Естественно, что конспекты занятий не могут быть механически перенесены в педагогическую действительность. Для каждого ребенка индивидуально определяются возможности оказания коррекционно-образовательных услуг. Педагог учитывает имеющиеся нарушения в психофизическом развитии ребенка, свои возможности и определяет приоритеты в использовании изложенных технологий.

Важно учитывать сложившиеся традиции, условия работы в конкретном образовательном учреждении. Любой положительный опыт не может быть механически перенесен в конкретную педагогическую реальность. Требуется актуализация собственного опыта, адаптация технологии к личным возможностям. Теория и практика специального образования постоянно изменяется и развивается. Тенденции развития отражают улучшение подготовки учащихся к участию в социально-экономической и культурной жизни. Это означает, что технологии могут быть трансформированы с учетом усиления социальной составляющей, подготовки учащихся к самостоятельной жизни и собственных предпочтений педагога, отражающих его личностную ориентацию.

В заключение хотелось бы напомнить, что гуманизация системы специального образования немыслима без включения в этот процесс всех без исключения детей с нарушениями психофизического развития. Девиз «Образование, включающее всех», является императивом. Каждый ребенок имеет право на действенную помощь. Никто не знает границ человеческих возможностей. Любой диагноз – это все-таки предположение. Специальные образовательные технологии включают во взаимодействие всех детей. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя различные подходы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условия для продвижения ребенка с особенностями развития.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.059 с.)