Технология коррекционной работы с аутичными детьми . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология коррекционной работы с аутичными детьми .



Технология коррекционной работы с аутичными детьми включает работу по следующим направлениям:

· коррекция эмоциональной сферы;

· коррекция психического развития;

· осуществление здоровьесберегающего обучения.

В процессе коррекции эмоциональной сферы учитывается, что эмоциональные процессы в норме являются той сферой психического бытия ребенка, которая заряжает и регулирует все остальные его функции, такие как восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др. Главное развитие эмоциональной сферы у дошкольника – это появление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения, что является основной характеристикой перехода от преддошкольного к дошкольному возрасту.

У детей с аутизмом наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, боязни окружающего [В.В. Лебединский, (1990); О.С. Никольская (1997)]. Детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, избегание взгляда глаза в глаза, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Основной проблемой для взрослых становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную “эмоциональную холодность”. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка, поэтому в работе нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст, который может быть значительно меньше реального, биологического. Ребенок с аутизмом не может произвольно управлять своими эмоциями. У него отсутствует адекватное реагирование в различных (стрессовых) ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их «выразительным движениям» [С.Л.Рубинштейн]: мимике – выразительным движениям лица; пантомимике – выразительным движениям всего тела и «вокальной мимике» – выражениям эмоций в интонации и тембре голоса. У ребенка с трудом возникают (либо не возникают вовсе) высшие чувства – сочувствие, сопереживание, сострадание, в то время, как «через отношение к другим людям формируются и специфические человеческие чувства к самому себе, как личности» [С.Л. Рубинштейн]. На преодоление этих проблем и направлена коррекционная работа по развитию эмоционально - аффективной сферы.

Ребенок обследуется и по результатам обследования составляется индивидуальная программа коррекции эмоциональной сферы ребенка, в которой педагогом решаются следующие задачи:

установление положительного эмоционального контакта;

преодоление негативных реакций;

выработка положительной эмоциональной реакции на занятие;

коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникации посредством игры;

обучение ребенка “языку чувств” включает несколько этапов:

1-й этап — обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;

2-й этап — обучение правильному распознаванию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;

3-й этап — обучение поведенческой этике на эмоциональной основе;

4-й этап — обучение умению анализировать собственные эмоции.

На основе развития воображения осуществляется обучение ребенка правильному эмоциональному восприятию литературных произведений: сказок, стихов, рассказов и т.д.

В процессе коррекции эмоциональной сферы ребенок учится определять и понимать природу происхождения эмоций, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Научившись замечать перемены в эмоциональном состоянии других людей и правильно расшифровывать их выразительные проявления, ребенок научается и адекватно на них реагировать. Работая над развитием эмоциональной сферы можно воздействовать и изменять в лучшую сторону жизненно важные для ребенка отношения с окружающими, углублять и расширять контакты с внешним миром.

Один из возможных путей контролируемого и целенаправленного эмоционального развития ребенка лежит через искусство: художественную литературу, музыку, изобразительное искусство. С этой целью в работе над эмоциями можно использовать стихотворения, сказки, рассказы. Можно применять и различные иллюстрации к ситуациям из жизни людей, животных, явлений природы, что позволяет расширять представления ребенка о разнообразии окружающего мира. Предлагаются также разнообразные упражнения, игры, этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи.

Предлагаем к рассмотрению некоторые задания, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти задания можно использовать на занятии в качестве минутки отдыха, или в свободное время. В течение дня рекомендуется применять по одному заданию из каждой группы, чтобы дети не перегружались и сохраняли интерес к предлагаемым упражнениям. Задания служат ориентиром, примерным образцом для дальнейшей работы. Их можно дополнять, расширять и видоизменять, в зависимости от индивидуальных потребностей учащихся

Радость

 «Театр»

Пособие: материал для изготовления масок: белая бумага, краски, кисточки или набор цветной бумаги, ножницы, клей, веревочки для завязок.

Играющие: минимум двое участников.

На бумаге рисуют или приклеивают разноцветные маски (взрослый работает вместе с ребенком). Каждый участник примеряет себе любую маску и изображает эмоцию, зафиксированную на маске. Используются следующие маски: грустные – Пьеро, ослик Иа и т.д.; радостные – веселая девочка, зайка и т.д. (знакомые ребенку герои). Затем маски снимаются, все берутся за руки, улыбаются, весело двигаются, танцуют.

Печаль

"Остров плакс".

Играющие: один ведущий и минимум двое участников.

 Путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то другого, но дети-плаксы отталкивают его и продолжают плакать. При этом головы играющих детей должны быть подняты, брови сведены, уголки губ опущены, всхлипывание – (3 – 5 минут). Благодаря этому упражнению происходит также насыщение крови кислородом.

Злость

Сражение»

Пособие: маленькие подушечки, наполненные ватином, синтепоном, которые могут изготовить родители или сами дети.

Играющие (минимум): один взрослый и один ребенок.

Взрослый начинает, тем самым как бы давая разрешение на подобные действия, снимает запрет на агрессию.

Играющие кидают друг в друга подушками, издавая победные кличи «Ура!», «Победа!», стараясь попасть по нижним частям тела.

Бокс»

Пособие: подушки (сшитые так же).

Каждому ребенку дают мягкую подушку. Он должен, усердно боксировать по ней руками и хорошенько ее побить. Ребенка хвалят: «Молодец!»

Прогоняем злость»

Играющие дети стоят по кругу с достаточным расстоянием, чтобы не задеть друг друга. Они начинают боксировать в воздухе с невидимым противником, не попадая по соседу. Дети громко кричат: «Злость, уходи!». Упражнение продолжается 3 минуты. Затем, по команде взрослого, дети закрывают глаза, расслабляют руки, отдыхают. Взрослый заканчивает игру словами: «Вся злость ушла!».

Страх

Ванька - Встанька»

Играющие (минимум): один взрослый и один ребенок

Ребенок приседает, наклоняет голову к коленям. Ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Взрослый становится позади, кладет руки на плечи сидящему ребенку, начинает медленно и плавно раскачивать его (назад и вперед), как Ваньку - Встаньку. Продолжительность упражнения индивидуальна

Храбрец»

Пособие: бумага, ножницы, карандаши.

Взрослый предлагает ребенку сообща нарисовать то, что его пугает. Если ребенок самостоятельно не рисует, то рисует взрослый, а ребенок помогает и дорисовывает какие – либо детали (что он умеет). Затем взрослый предлагает ребенку ножницами разрезать свой «страх» на мелкие кусочки и помогает сделать это.

Когда страх «рассыплется», взрослый показывает ребенку, что теперь его собрать уже невозможно. Потом кусочки рисунка они, вместе с ребенком, заворачивают в лист бумаги и выбрасывают в мусорное ведро. Теперь бояться нечего!

Дерево»

Взрослый предлагает ребенку игру: «Сильно надави пятками на пол, сожми кулачки. Ты — большое и крепкое дерево, ты – сильный и смелый!»

Сдержанность»

В состоянии, когда ребенок взволнован, хочет ударить, что-то бросить, взрослый предлагает успокоиться: «Обними себя сильно руками и постой немного. Молодец, ты успокоился!»Для выражения эмоциональных состояний можно использовать различные этюды, при этом взрослый не читает содержание этюда детям, а эмоционально пересказывает предложенную ситуацию и предлагает им поочередно изобразить ее, подсказывая характерные выразительные движения.

Интерес

Жучка принюхивается»

Ситуация: Собака Жучка увидела косточку и застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились. Жучка с интересом смотрит на косточку и принюхивается.

Машенька прислушивается»

Ситуация: Машенька (из сказки «Три медведя») уснула на кроватке маленького медвежонка. В это время домой вернулись медведи. Машенька проснулась и прислушивается, о чем они говорят.

Бабочка»

Ситуация: Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большую красивую бабочку. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, а она крылышками замахала и улетела.

Печаль

1. «До встречи!»

Ситуация: От вокзала отходит поезд, на котором бабушка уезжает в деревню. Девочка с мамой и папой провожают ее. Они машут ей поднятыми руками «До свидания! До встречи!».

2.«Потерял(а) варежку (ленточку из косы, брошку и т.д.)

Ситуация: Девочка приходит с прогулки домой печальная, она потеряла варежку (ленточку...)

Спокойствие.

«Тишина»

Ситуация: Мама спит на диване. Дети играют с кубиками и строят дорогу. Играя, они показывают друг другу: «Тише!», прижимая пальчик к губам.

Радость

Нежность»

Ситуация: Девочка с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и трется головой о ее руки.

Угощение»

Ситуация: У мальчика – день рождения. Ему подарили коробку с конфетами. Он предлагает детям угоститься. Они берут по одной конфете и благодарят, кладут конфеты в рот. По их лицам видно, что угощение вкусное. Дети жуют и улыбаются.

Неожиданная встреча»

Ситуация: Дружили два мальчика. Летом они расстались: один мальчик остался в городе, а другой уехал с родителями в деревню. Скучно в городе без друга. Кончалось лето. Однажды, идя по улице, мальчик вдруг увидел, как из машины вышел его друг. Они очень обрадовались друг другу!

Подарок»

Ситуация: Девочке подарили новую игрушку - мишку.

Она рада, весело скачет, кружится. Играет с мишкой.

Для понимания эмоционального состояния окружающих можно использовать следующие упражнения:

«Изображаем эмоции»

Взрослый предлагает игру и просит ребенка или всех детей класса (группы):

улыбнуться, как:

- Мама - сыну;

-  Чебурашка – крокодилу Гене;

-  ребенок, получивший подарок.

позлиться, как:

 - злая собака;

 - Мороз – Красный Нос;

испугаться, как:

- Ребенок, дотронувшийся до горячего утюга;

- Курица, защищающая своих цыплят от коршуна;

устать, как:

- Мама после работы;

- Хоккеист после матча;

отдохнуть, как:

- балерина после спектакля;

- дачник после работы на огороде.

Для отработки понимания эмоциональных реакций других людей детям предлагается поучаствовать в отработке своих внешних (мимических и мышечных) проявлениях того или иного чувства. Для этого применимы задания следующего плана:

· для тренировки мимики лица с целью усиления мышечного чувства лица взрослый предлагает детям:

- Сморщить лоб, поднять брови (удивиться), расслабить его. Совсем расслабить. Сохранить лоб абсолютно гладким в течение одной минуты.

- Нахмуриться (рассердиться), затем расслабить брови.

- Расширить глаза (испугаться), затем расслабить веки, представив, что наступила ночь и хочется спать.

- Расширить ноздри (вдохнуть, почувствовав какой – то запах; выдохнуть) – расслабиться.

- Зажмуриться (ужас) – расслабить веки (ложная тревога).

- Сузить глаза – расслабиться.

- Поднять верхнюю губу, сморщить нос (презрение) – расслабиться.

- Оскалить зубы – расслабить щеки и рот.

- Оттянуть вниз нижнюю губу (отвращение) – расслабление.

· для отработки выразительных движений и развития умений распознавать эмоционально – выразительные движения, взрослый предлагает детям изобразить жестами слова:

«Низкий», «высокий», «толстый», «тонкий», «я», «там», «здесь», «он» и т.п.

или принять определенную позу:

- «Мне холодно», «мне жарко», «У меня болит живот», «Я несу тяжелую сумку» и т.п.

Технология коррекционной работы с детьми с аутизмом включает и коррекцию психического развития, которое тесно связано с патологическим развитием их эмоциональной сферы и, как следствие этого, искажено. У детей наблюдается нарушение внимания, восприятия, мышления, памяти и речи. Присутствуют проблемы ориентировки в пространстве и времени, форме, величине, цвете предметов. Детям свойственна конкретность мышления и затрудненность переноса сформированного навыка из одной ситуации в другую. Умственное развитие часто ограничено «коридорами» стереотипов и не направлено на понимание причинно-следственных связей. Характерными признаками интеллектуального развития при аутизме можно считать: ограниченность, узость понимания, жесткость и механичность в восприятии, буквальность мышления, затрудненность символизации в игре и в быту.Вместе с темнельзя отождествлять аутизм и интеллектуальное недоразвитие. Среди лиц с аутизмом есть те, кто заканчивает массовые школы и даже получает высшее образование, но есть и лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

При коррекции интеллектуального развития стремятся развивать способности детей к абстрагированию, углубляют их ориентировку в пространстве, временных категориях, форме, обучают навыкам счета, графическим навыкам. При этом прослеживается основной принцип обучения детей с аутизмом – постепенное усложнение деятельности с обязательной опорой на наглядность, задания просты, повторяются многократно в неизмененном виде. Параллельно проводятся занятия с широким сочетанием тактильно – мышечных и зрительных форм познания. Так, возможно сочетание пальчиковой гимнастики и занятий по математике – «математика с руками», использование наглядного материала, выполненного из шероховатой бумаги, для обводки цифры рукой ребенка и т.п.

Для коррекции психического развития ребенка с аутизмом стремятся вовлекать его в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, обязательно учитывая интересы и ориентируясь на его любимые виды деятельности. В играх применяют четкие правила, определенную строгую последовательность событий и действий, постепенно стремясь к переносу усвоенного в реальную действительность, развивая тем самым у детей мышление, память, внимание, восприятие и речь.

Даются некоторые задания, направленные на коррекцию психического развития. Их можно дополнять, расширять и видоизменять, в зависимости от индивидуальных потребностей детей.

Задания на развитие активного внимания.

По порядку»

И.п. - стоя по кругу. Затем дети по очереди делают следующие движения: первый – приседает и встает, второй – хлопает в ладоши, третий – подпрыгивает. Далее – по установленному порядку. Задание можно усложнять, вводя другие или дополняя движения.

Стихии Земли»

И.п. - стоя по кругу. При слове ведущего «Земля» – всем нужно опустить руки вниз. Если ведущий говорит «Вода» - вытянуть руки вперед, если «Воздух» – поднять руки вверх, «Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Тот, кто ошибется, считается проигравшим.

Нос - ухо»

И.п. – сидя на своих местах. Ведущий дает команду «Ухо!» - дети должны взяться за свое ухо. По команде «Нос!» – за нос, «Щеки!» – за щеки и т.д. Ведущий выполняет задание вместе с детьми, но через некоторое время начинает «ошибаться». Дети при этом показывают те чести, которые называются ведущим и выполняют все правильно. Тот, кто ошибется, выходит из игры.

4. "Пчелка".

И.п. – стоя. Свободно вдохнуть. Затем на выдохе произнести звук "з-з-з". Представить, что пчелка села на нос, руку, ногу. Так дети учатся направлять дыхание и внимание на определенный участок тела.

Задания на развитие памяти.

Запоминаем порядок»

И.п. – стоя друг за другом. Один ребенок – водящий. Он запоминает, в каком порядке стояли дети. Затем отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребенок.

Обезьянка и зеркала»

И.п. – стоя по кругу. В центре круга стоит водящий. Он – обезьянка, которая увидела перед собой много зеркал. Обезьянка думает, что это другие обезьянки и начинает их дразнить. Она грозит им кулаком, прыгает, строит рожицы и т.д. Стоящие в кругу дети, изображающие зеркала, точно повторяют все движения обезьянки.

Опиши по памяти»

И.п. – сидя на своих местах. Ведущий на короткое время показывает детям куклу (предмет), затем прячет ее, а дети по памяти описывают: какие у куклы волосы, в платье какого цвета она одета, были ли банты, туфли и т.п. Можно описывать по памяти одного из учеников класса.

Запоминаем буквы»

И.п. – сидя на своих местах. Ведущий в течение 2 – 3 секунд показывает детям лист бумаги, на котором в беспорядке написаны крупные буквы. Затем показывает лист с другими буквами. Задание – восстановить первое изображение на своих листочках бумаги.

Задания на развитие познавательных и творческих способностей.

Числа в ряд»

Дети продолжают числовые ряды еще на два (или три) числа, предварительно самостоятельно уяснив закономерность построения каждого ряда:

1. 0,9,8,7,6,5,…

2. 5,10,15,20,25,…

3. 6,9,12,15,18,21,…

4. 2,1,3,1,4,1,5,1,…

5. 2,3,5,6,8,9,…

2. «Ответь на вопросы»

Детям предлагается ответить на вопросы ведущего:

              1 - Учитель наказал мальчика. Кто провинился?

              2 - Ваня ударил Петю. Кто драчун?

              3 – Колю слушал учитель. Кто говорил?

              4 – Собака больше кошки. Кто меньше?

              5 –Бабушка моложе дедушки. Кто старше?

              6 – Ель ниже сосны. Что выше?

              7 – Автомобиль впереди троллейбуса. Что позади?

Что раньше?»

Детям предлагается ответить на этот вопрос ведущего:

Я выпил чаю, после этого принял душ.

Я пошел в школу, потом позавтракал.

Я поздоровался, потом начал разговор.

Я поехал домой, потом стал готовить уроки.

Шутливые задачки»

Детям предлагается решить шутливую задачку: «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?». Выслушав ответы, ведущий предлагает детям встать парами напротив друг друга и поочередно проговорить задачу, соотнося слова с соответствующими действиями.

Примерные шутливые задачки:

- Тройка лошадей пробежала три километра. Сколько пробежала каждая лошадь?

- Что тяжелее – килограмм пуха или килограмм железа?

- Фонарь на улице то потухнет, то погаснет, то потухнет, то погаснет. Сколько раз зажигался фонарь?

- От чего утка плавает?

- У бабушки Мани внучка Даша, кот Мурзик, собачка Жучка. Сколько у бабушки внуков?

Чего не бывает»

Дети придумывают и рисуют то, чего на свете не бывает. После рассказа детей о нарисованном, с ними обсуждается, действительно ли это не встречается в жизни.

Придумай сказку»

Детям предлагается рассмотреть несколько сюжетных картинок и придумать по ним сказку. Придумывать можно сказку с продолжением (в течение нескольких дней).

«Зарядка» для ума.

В заданиях «Зарядка для ума» используются упражнения, пересекающие среднюю линию тела. Они помогают использовать как левое, так и правое полушария мозга одновременно и гармонично, что позволяет активизировать и улучшить "перекрестную" работу обоих полушарий.

1. "Перекрестные прыжки".

И.п. – стоя. Прыгать на месте - правая нога вперед, левая назад, затем поменять ноги. Во время прыжков касаться левой рукой правого колена, затем правой рукой левого колена. При этом смотреть в противоположном направлении (правая нога вперед – смотреть влево и т.п.).

2. "Лежащие восьмерки".

И.п. – сидя за столом. Взять в правую руку карандаш и начертить на бумаге восьмерку (знак бесконечности), повторить это действие левой рукой. Затем чертить правой и левой руками одновременно.

3."На замке".

И.п. – сидя на стуле. Положить левую лодыжку поверх правой. Скрестить руки на груди – левая рука поверх правой. Пальцы соединить в замок, переплетя их между собой, и положить их на грудь. Посидеть в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Затем разъединить ноги, сомкнуть кончики пальцев между собой и подышать глубоко тоже в течение минуты.

В рамках технологии коррекционной работы с аутичными детьми осуществляется здоровьесберегающее обучение. При этом учитывается то, что оздоровление – это не только совокупность лечебно-профилактических мер, но и развитие или расширения психофизиологических возможностей ребенка. В основе работы находится индивидуализированный подход, рассматривающий каждого ребенка как личность, обладающую возможностями самосовершенствования.

Здоровьесберегающее обучение опирается на оптимально гуманные факторы образовательной среды, необходимые для сохранения психофизического здоровья детей. К ним относятся:

- организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);

- методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;

- психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога);

-санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);

- двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики);

- рациональное питание (меню и режим питания);

- медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.

    К педагогу, как участнику технологического процесса, предъявляются определенные требования. Именно педагог отвечает за сохранение психофизического здоровья детей в норме. Педагог - профессионал поддерживает факторы образовательной среды на оптимальном уровне, обладает педагогической интуицией и владеет коррекционными методами. Педагог повышает устойчивость нервной системы детей для преодоления трудностей, направляет свое внимание на внутренние ощущения детей, понимая их, умеет различными приемами (играми, упражнениями) преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность учащихся.

В рамках здоровьесберегающего обучения предполагается обучать детей приемам саморасслабления, повышать их самооценку, развивать потенциальные возможности в разрешении внутренних конфликтов, страхов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины. Для этого используются упражнения на снятие психомышечного напряжения и обучение приемам саморасслабления, а также задания, служащие профилактикой различных заболеваний (близорукости, сколиоза, простудных заболеваний и др.). Способность аутичного ребенка к произвольному расслаблению (релаксации), как один из компонентов умения управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки, сосредотачиваться на высказываниях собеседника, предполагает работу по следующим направлениям:

· осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

· снятие напряжения и вхождение в состояние расслабленности с помощью релаксационных упражнений;

· погружение в чувство спокойствия в игровых ситуациях.

При обучении детей релаксации можно использовать релаксационную музыку с записью природных звуков – пение птиц, шум моря, водопада и др.

При выполнении заданий, направленных на профилактику различных заболеваний, тренируются (напрягаются и расслабляются) отдельные группы мышц – рук, ног, туловища, шеи, а также верхние дыхательные пути. После проделанных упражнений на напряжение – расслабление с детьми рекомендуется проводить обсуждение того, что они чувствовали, какие испытывали ощущения. Так детям предоставляется возможность почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением, спокойным состоянием, необходимым для хорошего самочувствия.

Воспроизводим примерные варианты заданий, которые можно видоизменять или дополнять:

по обучению навыкам расслабления:

1. "Воздушный шар"

Один ребенок имитирует работу насоса со звуковым сопровождением. Остальные дети представляют себя воздушными шарами, которые надуваются воздухом, постепенно поднимая руки вверх, надувая щеки. Напряжение в руках, ногах, мышцах шеи, лица достигает предела, и шар лопается. Дети медленно расслабляют мышцы и в расслабленном состоянии потихоньку опускаются на пол.

2. "Шалтай-Болтай".

И.п. – стоя, в расслабленном состоянии. Руки свободно свисают. Затем, под текст стихотворения о Шалтае – Болтае, делать повороты. При этом руки болтаются свободно, как у тряпичной куклы. Повторить 3 раза.

Стряхни усталость»

И.п. – стоя, широко расставив ноги. Затем слегка наклониться, свободно опустить руки, склонить голову к груди. В таком положении слегка покачиваться вперед и назад.

Затем взрослый дает ребенку команду: «А сейчас стряхни усталость! Встряхни руками и наклони голову. Повтори еще раз. Усталость ушла!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.109 с.)