Тема. Предмет посуды - чайник. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Предмет посуды - чайник.



 Примечание: Каждая часть предлагаемого занятия может быть отдельным занятием.

Цель: Закрепить знаний детей о чайнике, его внешнем виде и назначении. Учить детей выделять, называть и показывать части чайника. Учить определять расположение частей предмета относительно друг друга. Упражнять детей в сборке чайника из частей (разрезные картинки), раскладывании элементов в определенном порядке. *Познакомить детей с многозначностью слов. *Учить выделять общие части у посуды. Способствовать формированию социально-бытовой компетенции детей.

Оборудование: чайник натуральный, предметные картинки – чайник, кастрюля, чашка, разрезные картинки с изображением чайника – демонстрационный и на каждого ребенка, инструкционные карты.

Ход занятия:

1. Психогимнастика.

Улыбнитесь друг другу, похлопайте в ладоши.

2. Рассматривание чайника.

- Посмотрите на стол. Что стоит на столе? Покажите чайник.

- В чайнике вода для чая. Покажите, где вода.

- Я наливаю воду из чайника. (Учитель выливает воду из чайника в стакан).

- Я держу чайник за ручку. Ручка сверху чайника.

- Посмотрите вверх, потяните свои руки вверх.

- Покажи, Ваня, ручку чайника. Возьми чайник. Мы держим чайник за ручку. (Учитель предлагает каждому из детей взять чайник за ручку).

Помощь: указательный жест; совместное действие - рука учителя лежит сверху руки ребенка; ребенок держит чайник, который стоит на столе.

3. Закрепление знаний о части чайника - ручке.

 – Как называется эта часть чайника? (Показываем на ручку). Покажи ручку чайника.

- Какая ручка на ощупь? (Дети проводят по ней пальцем, обхватывают ладонью – холодная).

- Какая по длине ручка? (Большая). Ручку держим всей ладонью.

- Сколько ручек у чайника? (Одна ручка).

- Для чего нужна ручка? (Держать чайник).

- Где ручка у чайника? (Сверху).

- Покажите ваши руки. Поднимите руки вверх, потрясите руками, похлопайте, потрите руки друг о друга.

- У вас есть руки, а у чайника есть ручка.

4. Выделение части чайника – крышки.

- Чайник закрываю крышкой.

- У чайника есть крышка? Покажите ее.

- Что вы показали? (Крышку). Где находится крышка? (Сверху чайника).

- *Какая она по цвету, форме? Обведите крышку пальцем, ладонью.

- Снимите крышку с чайника. Что у тебя в руке?

- Закройте чайник. Дети по очереди закрывают чайник крышкой.

- Для чего нужна крышка? (Закрывать чайник).

5. Выделение части чайника – носика.

- Посмотрите на чайник. Я выливаю воду. Откуда льется вода?

- Это носик чайника.

- Покажите носик у чайника. (Дети показывают носик).

- Что вы показали? (Носик).

- Где носик у чайника? (Сбоку, справа).

- А у вас есть носик? (Да). Покажите у себя нос-носик. Что вы показали? (Носик).

- И у вас есть носик, и у чайника есть что? (Показываем на носик).

- Для чего у чайника носик? (Выливать воду).

- Проведите по носику чайника пальцем. Обхватите носик ладонью. Какой носик по длине? (Длинный)

6. Физминутка.

Вот большой и важный чайник,

Очень важный, как начальник. Одну руку на пояс, другую поднять вверх.

Вот фарфоровые блюдца.

Только тронь их, разобьются. Показываем ладошками блюдца.

Вот и маленькие чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.     Одну руку на бок.

Вот и маленькие ложки,

Голова на тонкой ножке.   Прямая рука смотрит вверх, ладонь полусогнута.

7. Складывание чайника из разрезных частей.

- Найдите чайник на рисунке.

- Будем собирать чайник из частей.

- Покажите и назовите части чайника: крышка, ручка, носик.

- Сверху чайника крышка и ручка. Что сверху чайника? Покажите ручку, крышку.

- Сбоку чайника носик. Где носик? Покажите носик.

- Я складываю чайник: прикладываю крышку, ручку, носик. Получился чайник.

- Теперь вы сложите чайник из частей.

Помощь педагога: рассматривание образца, совместная деятельность, действие по образцу, по словесной инструкции, действие по инструкционной карте, подсказка действия, поощрение, указание на ошибку.

8. Подведение итогов

- Какой предмет мы рассматривали? Что мы собирали? (Чайник)

- Какие части есть у чайника? (Ручка, носик и т.д.)

- Покажите и назовите части чайника.

- Ручка, носик, крышка – это части... (чайника).

- Покажите на себе носик, одну ручку, другую.

- Молодцы.

Тема: Экскурсия на кухню.

Цель: Познакомить детей с оборудованием кухни, кухонной посудой и ее назначением. Учить детей показывать и правильно называть предметы посуды. Учить определять размер предметов, употребляя слова «большой», «маленький». Формировать навыки безопасного обращения с посудой. Способствовать формированию социально-бытовой компетенции детей.

1. Подготовительный этап.

- Ребята, кто нам готовит вкусный суп, кашу, котлеты? (Показываются картинки с изображением повара и блюд, которые он готовит)

- Правильно, повар нам готовит еду.

- Где повар готовит еду? (На кухне)

Сегодня мы пойдем на экскурсию в столовую.

2. Основной этап.

На кухне дети рассматривают плиты, кастрюли, сковороды и т.д.

а) Рассматривание кастрюли.

- Что это? (Воспитатель показывает на кастрюлю). Это кастрюля.

- Для чего нужна кастрюля? (В ней варят).

- Что можно сварить в кастрюле?(Суп, компот, кашу, макароны, картошку)

- Какая по размеру кастрюля? (Большая)

- А эта? (Показывают кастрюлю меньшего размера). (Маленькая).

- Покажите у кастрюли крышку, ручки. Для чего нужна крышка, ручки?

- Сколько у кастрюли ручек?

- Покажите, где у кастрюли ручки? (С двух сторон).

- Где у кастрюли крышка? (Сверху).

б) Рассматривание сковороды.

- Ребята, а можно пожарить блины в кастрюле? Почему нельзя?

- На чем можно пожарить блины? (На сковороде)

- Кто узнает, где сковорода? (Стоят кастрюли и сковорода)

- Какая сковорода по форме? (Круглая)

- Какая сковорода по размеру? (Большая).

- Покажите у сковороды ручку. Для чего нужна ручка?

- *На какой предмет она похожа? (На солнышко, на тарелку и т.д.)

в) Рассматривание столовой посуды.

- Какую посуду вы видите на кухне? (Стаканы, подносы, тарелки, миски)

- Для чего нужны стаканы? (В них наливают чай, компот, молоко)

- Покажите, как вы наливаете воду в стакан, как пьете из стакана, как ставите стакан на стол (Имитация действия).

- Для чего нужны миски, тарелки? (В них накладывают еду).

- Покажите, как вы черпаете ложкой суп, как подносите ложку ко рту, жуете, глотаете еду (Имитация действий).

- Для чего нужны подносы? (На них приносят посуду с едой на стол).

- Что можно поставить на подносы? (Тарелки, чашки, стаканы).

- Покажите, как будете ставить посуду на поднос. (Имитация действий или отработка действия с пластиковыми стаканами).

г) Рассматривание плиты.

- Ребята, а на чем повар готовит еду? (На плите)

- Какая плита по размеру? (Большая)

- А дома у вас такая плита по размеру? (Нет)

- А какая? (Маленькая)

- Можно ли пальцем дотрагиваться до горячей плиты? (Нет)

- Почему? (Можно обжечься)

- Как узнать горячая плита или нет? (Горит огонек или от нее идет тепло).

- Чем снять с плиты горячую кастрюлю? (Взять прихватку, полотенце).

- Покажите, чем будут снимать горячую посуду?

- Где висит прихватка, полотенце?

- Для чего они нужны на кухне?

3. Подведение итогов.

- Ребята, где мы с вами были?

- Что вы видели на кухне? (Плиту, кастрюли и т.д.)

- Назовите посуду, в которой варят еду.

- Что варят в кастрюле? (Суп, компот, кашу и др.)

- Найдите кастрюли на картинке (Предлагаются предметные картинки с различными изображениями кастрюль).

- Покажите у кастрюли ручки, крышку. Для чего нужна кастрюля?

- Назовите посуду, на которой жарят.

- Что жарят на сковороде? (Блины, яичницу). Для чего нужна сковорода?

- Назовите посуду, из которой можно пить? (Чашки, стаканы)

- Что будете пить из чашки, стакана?

- Что Вам больше всего понравилось на кухне?

В результате обучения предполагается, что дети могут узнавать, показывать, называть предметы посуды ежедневного использования, умеют их использовать самостоятельно или с помощью взрослого, знают правила поведения за столом и ведут соответственно этим правилам, могут убрать посуду за собой.

Тема: Правила мытья посуды.

    Цели: Познакомить с правилами ухода и мытья посуды. Обогатить словарь детей названиями предметами для мытья посуды. Формировать практическое умение мытья посуды. Учить выполнять действия в определенной последовательности. Учить действовать по инструкции педагога. Развивать диалогическую речь.

    Оборудование: моющие средства, тряпка, губка для мытья посуды, кукольный набор посуды.

    Ход занятия:

1. Организационный момент.

    Игра «1-2-3 – посуду назови». Учитель показывает картинки с изображением посуды или посуду из набора игрушечной посуды и спрашивает:

- Назовите посуду, из которой пьют. Покажите стакан, чашку, кружку.

- Назовите посуду, из которой едят. Покажите тарелку, блюдце, миску.

- Назовите посуду, в которой жарят. Покажите сковороду.

- Назовите посуду, из которой варят. Покажите кастрюлю.

2. Подготовка к восприятию материала.

    Анализ практической ситуации.

- Мы обедали. На столе осталась грязная посуда. Что будем делать с грязной посудой? (Убирать со стола, мыть).

- Что делать, если на тарелке осталась еда? (Выбросить в урну, покормить птичек).

- *Можно ли бросать стеклянную посуду в умывальник? Что будет со стеклянной посудой? (Посуда разобьется).

- В чем (где?) моют посуду? (В раковине, в большой миске).

- Чем моют посуду? (Учитель показывает мочалку, тряпку, губку).

- *Чем моют очень жирную посуду? (Моющим средством).

- Что делают с посудой после мытья? (Ставят в сушилку).

- Чем можно вытереть мокрую посуду? (Полотенцем). Покажите полотенце.

- *Что надевают на себя, чтобы не облить одежду? (Фартук).

3. Сообщение темы. Сегодня мы будем учиться мыть посуду.

- Выберите предметы, которыми можно мыть посуду. (На столе педагога лежат полотенце, губка, тряпка, мыло).

- Назовите предметы для мытья посуды.

- Покажите предмет, которым вытирают мокрую посуду. Назовите его.

- Покажите моющее средство для посуды.

4. Практическое закрепление мытья посуды

а) Учитель дает образец мытья посуды с оречевлением каждого действия.

б) Выполнение алгоритма действий учениками по инструкции учителя.

Возьмите тряпку (губку). Намочите ее водой. Возьмите посуду (чашку, блюдце и т.д.). Намочите ее водой. Левой рукой держите посуду, правой мойте ее губкой. Мокрую посуду положите на тряпку.

    Добивайтесь от ребенка оречевления действий:

- Что ты делаешь? Я мою посуду

- Чем ты моешь посуду?

- Я мою тряпкой.

- Что делаем с посудой потом?

- Попроси у меня полотенце.

5.Подведение итогов.

Рассматривание чистой посуды.

Примечание: Закрепление последовательности мытья посуды закрепляется ежедневно в разных практических ситуациях.

Тема: Хлебобулочные изделия.

Примечание: Каждая часть занятия может быть использована как отдельное занятие.

Цели: Актуализировать и обогатить представления детей о продуктах, сделанных из муки. Учить выделять основной составляющий компонент продуктов. Учить называть и показывать хлебобулочные изделия. Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных существительных. Познакомить детей с символами продуктов. Учить ориентироваться по условным обозначениям. Формировать знания о месте хранения продуктов. Развивать зрительную память, общую и мелкую моторику. Способствовать формированию социально-бытовой компетенции.

Оборудование: натуральные продукты – хлеб, батон, пакет сушек, пакет сухарей, булочка (печенье), серия сюжетных картин «Откуда хлеб пришел», металлическая ложечка, целлофановый пакет, баночка с мукой, пшеничный колосок, рисунок хлебницы или реальный предмет.

Предварительная работа: Чтение сказки «Пшеничный колосок».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Сюрпризный момент: Что я вам принесла? Подсказка (Продукты, сделанные из муки).

а) Учитель выкладывает продукты из муки.

- Я показываю, вы называете продукты: Это хлеб. Это батон и т.д.

- Покажите и назовите каждый продукт.

б) *Назовем продукты ласково:

хлеб - … (хлебушек), батон - … (батончик), сухари - …(сухарики), сушки - … (сушечки), булка - …(булочка).

3. Работа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел?».

– Где я купила хлеб, батон, булочку, сушки? (В магазине).

– Как хлеб и батон попали в магазин? (Их привезли на машине).

– Из чего пекут хлеб? (Из муки).

– Посмотрите, что в этой баночке? Это мука.

– Откуда взялась мука? Муку смололи из зерна.

– Рассматривание пшеничного колоска и зерен.

– Где вырос колосок? (В поле).

– Какой колосок был вначале? (Маленький). А потом какой стал колосок? (Большой).

– *Рисование схемы: «Что нужно колоску для роста» (солнце, вода).

4. Динамическая пауза.

Вы превратились в маленькое зернышко. (Дети садятся на корточки, голову поджимают к коленям). Маленькое зернышко посадили в землю. Полил дождь (дети барабанят пальцами по полу).

Пригрело солнышко (дети поднимают ладошки вверх, пальцы обеих рук широко разведены).

Вырастает колосок (дети медленно встают, руки вверху).

 Дует ветер (дети глубоко дышат), колоски колышет (дети делают легкие покачивания из стороны в сторону).

Вырос колосок. Приехал комбайн (трактор), скосил колоски (дети руками имитируют движение колес).

Повезли зернышки на мельницу. На мельнице смололи зернышки в муку (дети, расставив руки в стороны, делают круговые движения, имитируя движения крыльев мельницы). Теперь давайте замесим тесто и испечем хлеб. (Имитируют движения).

5. Беседа «Что пекут из муки?»                                                                         

- У нас есть мука. Что испечем из муки? (Батон, печенье, булочки).

- Из чего пекут хлеб, батон? (Из муки).

- Что дома можно спечь из муки? (Блины, оладьи, пирог).

- Продукты сделаны из муки. Какие это продукты? (Мучные). Почему они называются мучные?

6. Знакомство с графическим обозначением (символом) хлебного отдела.

Вы пришли в магазин. Как узнать, где хлебный отдел? (Посмотреть на вывеску).

- Что будет нарисовано на вывеске? (Хлеб, батон). Показываем вывеску.

- Как узнать, мягкий хлеб или черствый? (Надо хлеб потрогать ложечкой).

- Давайте определим, наш хлеб свежий или черствый. (Дети по очереди подходят и нажимают на хлеб, батон ложечкой. Определяют его свежесть).

- Если нет ложечки, чем можно потрогать хлеб? (Пакетом, бумагой).

- Можно ли трогать хлеб руками. Почему нельзя?

- Мы купили хлеб. Куда нам его положить? (В пакет).

- *Можно положить хлеб вместе с сырым мясом? Почему нельзя?

- Принесли хлеб домой. Куда положим хлеб? (В хлебницу). Покажите хлебницу на рисунке.

7. Игра «Кто больше запомнит продуктов?»

Посмотрите на продукты. Назовите их: хлеб, батон, сушки. Запомните их. Закройте глаза. До кого я дотронусь, тот называет продукты, которые запомнил.

8. *«Что будешь делать, если…?»

- Что делать, если в столовой не доел хлеб?

- Что делать, когда хлеб упал на пол?

- Что будешь делать, если хлеб стал черствый (твердый)?

9. Сюжетно-ролевая игра «В хлебном магазине».

- Как называется человек, который продает продукты? (Продавец).

- Кто будет продавцом?

- Как называются люди, которые покупают продукты? (Покупатели).

- Мы все будем покупателями. Пойдем в магазин, в котором продают хлеб, батон, сухари. Как называется такой магазин? (Хлебный магазин).

Варианты диалогов:

1вариант. - Здравствуйте.

- У Вас свежий хлеб?

- Дайте хлеб и батон.

- Возьмите, пожалуйста.

- Спасибо.

2 вариант.

– Здравствуйте. Что вы хотите купить?

- Сухари.

- Сухарей нет. Возьмите сушки.                      

- Спасибо.

10. Итог.

- О каких продуктах мы говорили сегодня?

- Из чего сделаны эти продукты?

- Назовите мучные продукты.

 Тема: Экскурсия в магазин.

    Цель: Познакомить детей с разнообразием и назначением отделов в магазине. Закрепить в речи названия продуктов, названия отделов «мясной», «хлебный», «молочный». Учить определять назначение отдела по условному обозначению. *Учить выделять составляющий компонент продуктов, соотносить продукты с названием отдела. Учить ориентироваться в магазине. Способствовать формированию социально-бытовой адаптации.

    Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

    Ход экскурсии:

1. Организационный момент. Актуализирующая беседа.

Сегодня мы пойдем в магазин.

- Зачем люди ходят в магазин? (Покупать продукты, одежду и т.д.)

- Какие продукты покупают в магазине?

- Как называется человек, который продает продукты? (Продавец).

- Как называются люди, которые покупают продукты? (Покупатель).

- *Как называется магазин, в котором продают продукты? (Универсам, гастроном).

- *Как найти магазин в городе? (По вывеске, по надписи).

2. Сегодня мы пойдем в магазин за покупками.

- Как ведут себя в магазине воспитанные дети? (Не кричат, не берут без спроса продукты).

- Можно трогать хлеб руками? Почему? (Потому что руки могут быть грязными, на них много микробов, и хлеб тоже будет грязным).

3. Экскурсия в магазин.

- Мы подошли к магазину. Посмотрите на витрину магазина.

- Что на ней нарисовано? (Молоко, хлеб и т.д.).

- Как вы думаете, что продается в этом магазине? (Продукты). Какие? (Дети называют продукты). Давайте посмотрим, правильно ли вы назвали продукты? Заходим в магазин.

- Куда мы зашли? (В магазин).

- Зачем мы пришли в магазин? (Купить продукты).

- Куда мы положим продукты? (В корзину). Педагог берет корзину.

а) Знакомство с мясным отделом.

Как узнать, где в магазине продается мясо? (Обращаем внимание на вывеску с изображением мяса).

- Это мясной отдел. Здесь продается мясо.

- Посмотрите сюда. (Обращаем внимание детей на витрину мясного отдела).

- Какие продукты продаются в мясном отделе? (Колбасы, сосиски и т.д.).

- Из чего сделаны мясные продукты? (Из мяса).

- Какие продукты сделаны из мяса? (Колбаса, котлеты и т.д.).

б) Знакомство с молочным отделом.

- Давайте купим молоко.

- Кто догадается. Где молочный отдел? (Обращаем внимание на вывеску с изображением молочной бутылки).

- Подходим к молочному отделу. Это молочный отдел.

- Какие продукты покупают в молочном отделе? (Дети называют молоко, кефир, сметана).

- Из чего сделаны кефир, сметана, творог? (Из молока).

- Нам надо купить бутылку молока. (Педагог просит одного из детей взять бутылку молока и поставить в корзину).

в) Знакомство с хлебным отделом.

    Нам надо купить хлеб.

- Кто догадается, где хлебный отдел? (Ориентируем на вывеску).

- Подходим к стеллажам с хлебом.

- Чем пахнет в хлебном отделе? (Хлебом).

- Какие продукты продаются в хлебном отделе? (Дети перечисляют мучные продукты? Сушки, булочки и т.д.).

- Давайте купим хлеб?

- Как определить: мягкий хлеб или черствый?
(Потрогать специальной ложкой).

- Педагог показывает ложечку и определяет вместе с детьми свежесть хлеба. Просит ребенка взять хлеб и положить хлеб в корзину.

- За продукты надо заплатить. Где будем платить за покупки? (В кассе). Покажите, где касса. Педагог расплачивается за покупки.

4. Возвращение с экскурсии. Подведение итогов.

- Куда мы с вами ходили?

- Что мы купили в магазине?

- Какие продукты продаются в мясном (молочном, хлебном) отделе?

Таким образом, по окончании обучения дети овладевают: умением различать и называть предметы ежедневного использования, определять их назначение и качество (с помощью учителя), умением общаться при помощи речи и жестов, обращаться с вопросом, просьбой к окружающим людям.

Успех формирования социально-бытовой компетенции детей с интеллектуальной недостаточностью завит от адаптации содержания программы обучения к возможностям конкретного ребенка. Технология формирования социально-бытовой компетенции ориентирована на реализацию личностно-деятельного принципа обучения детей, что позволяет расширить образовательное пространство, обеспечить формирование жизненно необходимых знаний, умений, навыков и осуществить коррекцию имеющихся нарушений каждого ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.122 с.)