Архиепископ Северо-Американский и Канадский Аполлинарий (Кошевой) (1874-1933). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архиепископ Северо-Американский и Канадский Аполлинарий (Кошевой) (1874-1933).



«С кончался Патріархъ Тихонъ — и перестали подчиняться. Да отъ этихъ митрополитовъ даже и не требовалось никакого особеннаго подчиненія Архіерейскому Сѵноду. Они вѣдь оба были членами Сѵнода, управляли своими епархіями на автономныхъ началахъ, т. е. почти самостоятельно. Отъ нихъ требовалось и требуется только такое помимо каноновъ, что дѣлаетъ несноснымъ для этихъ митрополитовъ единеніе, а вмѣстѣ съ единеніемъ и возможность со стороны Сѵнода заглянуть въ непроницаемыя дебри церковнаго управленія этихъ митрополитовъ своими епархіями. Сюда надо смотрѣть всякому желающему знать истинную причину нежеланія митр. Платона и митр. Евлогія подчиниться высшему наблюденію Архіерейскаго Сѵнода».

О круженіе митр. Евлогія заставило его не допускать надзоръ Архіерейскаго Сѵнода за «обновлявшимъ» православіе Богословскимъ Институтомъ въ Парижѣ, съ разлагающей работой создателей и питомцевъ котораго приходится теперь считаться и въ Сѣв. Америкѣ, куда ихъ постепенно перебрасывали. Митрополита же Платона совершенно не устраивалъ надзоръ высшей заграничной церковной власти въ отношеніи его, все болѣе осложнявшихся, денежныхъ и хозяйственныхъ дѣлъ.

 

В есной 1934 года скончался митр. Платонъ. Его замѣстителемъ сталъ митр. Ѳеофилъ. Здѣсь будетъ умѣстно сказать нѣсколько словъ. Когда викаріи митр. Платона послали свое обращеніе Сѵноду въ весьма неподходящей редакціи, епископъ Ѳеофилъ почувствовалъ неправильность этого поступка и послалъ на имя митр. Антонія письмо, въ которомъ между прочимъ пишетъ: «...перечитавши теперь отвѣтъ, я нахожу, что многое сказанное въ немъ не должно имѣть мѣста или должно быть выражено иначе...» и далѣе: «...вмѣстѣ съ симъ я глубоко извиняюсь, что сей отвѣтъ причинилъ Вашему Высокопреосвященству и членамъ Сѵнода усмотрѣнное въ немъ оскорбленіе». Вышеуказанное письмо характеризуетъ миролюбивое настроеніе митр. Ѳеофила, и когда онъ сталъ замѣстителемъ умершаго митр. Платона, явилась надежда на изжитіе пагубной смуты. Митр. Антоній 5/ 18 мая 1934 годаобратился съ посланіемъ къ русскимъ людямъ въ Сѣв. Америкѣ и Канадѣ, призывая объединиться вновь въ единое тѣло Зарубежной Церкви. 13/26 іюля состоялась встрѣча митр. Ѳеофила съ епископомъ Тихономъ для обсужденія вопроса о возстановленіи церковнаго единства, о чемъ было помѣщено сообщеніе въ ном. 8 «Церковной Жизни» отъ 1/ 14 августа 1934 года. Въ томъ же номерѣ было напечатано, что посланіе митр. Антонія къ Сѣв. Американской паствѣ встрѣтило много сочувствующихъ, но есть и противники единства и въ этомъ духѣ высказывается епископъ Леонтій, теперешній митрополитъ. Въ ном. 15 «Православной Прикарпатской Руси» отъ 1/ 14 августа 1934 г. былъ помѣщенъ призывъ къ единству, подписанный 24 іерархами, въ томъ числѣ митр. Діонисіемъ и другими архіереями польской Церкви и всѣми дальневосточными іерархами. Къ этому призыву присоединились еще другіе архіереи, какъ-то епископъ Арсеній, архіепископъ Владиміръ, епископъ Ѳеофилъ, впослѣдствіи митрополитъ, и друг. Оставили призывъ безъ отвѣта митр. Евлогій, епископъ Леонтій, нынѣшній митрополитъ, Веніаминъ епископъ Питсбургскій.

В ъ томъ же 1934 году такая же тяга къ церковному миру стала замѣчаться и въ Европѣ. Съ Дальняго Востока прибылъ въ Бѣлградъ епископъ Несторъ. Онъ собирался проѣхать въ Парижъ съ цѣлью склонить митр. Евлогія къ прекращенію церковнаго раскола. Пріѣхавъ въ Бѣлградъ, онъ увидѣлъ, что этотъ путь не такъ легокъ. Тогда онъ предложилъ сыну моему, студенту Богословскаго факультета Бѣлградскаго университета отвезти въ Парижъ митр. Евлогію короткое письмо митр. Антонія. Сынъ на это согласился; Владыка Антоній вручилъ письмо, и сынъ поѣхалъ. Письмо было ласковое и привѣтливое, преисполненное любви. Въ немъ говорилось, что, если митр. Евлогій только обратится къ нему, то съ любовію будетъ принятъ. Пріѣхалъ сынъ въ Парижъ въ прощеное воскресеніе и, узнавъ, что Владыка Евлогій служитъ вечерню на Сергіевскомъ подворьи, отправился туда. По окончаніи службы, во время обряда прощанія, сынъ подошелъ къ Владыкѣ, положилъ установленный поклонъ и сказалъ: «Владыка Антоній шлетъ Вамъ свой поклонъ». Эти слова поразили митр. Евлогія, и онъ, узнавъ у сына кто онъ, велѣлъ ему тотчасъ послѣ вечерни явиться къ нему въ его покои на рю Дарю. Придя къ митрополиту въ его покои, сынъ ему вручилъ письмо. Митрополитъ прочелъ письмо и прослезился. Результатомъ этого было, что 17/ 30 марта 1934 года митр. Евлогій написалъ митр. Антонію отвѣтъ, гдѣ пишетъ, что готовъ признать, что въ защитѣ своей правоты ему быть можетъ не слѣдовало прибѣгать въ 1926 году къ оставленію Собора, что онъ очень жалѣетъ объ этомъ, проситъ простить его и снять съ него и клира наложенное прещеніе.

П исьмо это мнѣ дали, и я его читалъ.

В ъ маѣ мѣсяцѣ того же года митр. Евлогій прибылъ въ Бѣлградъ. Ѣхалъ онъ изъ Парижа въ Берлинъ, а оттуда въ Бѣлградъ. Въ Берлинъ ему была прислана телеграмма воздержаться отъ поѣздки въ Бѣлградъ. Эта телеграмма была послана гр. В. Н. Коковцевымъ и получена архимандритомъ Іоанномъ Шаховскимъ. Послѣдній переслалъ ее въ Бѣлградъ, совѣтуя не слушать указанія Коковцева.

П о пріѣздѣ въ Бѣлградъ митр. Евлогій прямо съ вокзала проѣхалъ на квартиру митр. Антонія. Оба Владыки трогательно другъ друга привѣтствовали и другъ надъ другомъ прочитали отпустительныя молитвы, сперва митр. Антоній накрывъ епитрахилью митр. Евлогія, а потомъ по просьбѣ митр. Антонія митр. Евлогій прочелъ надъ нимъ ту же молитву, накрывъ его тоже епитрахилью. Ликованіе церковнаго народа было не поддающееся описанію, и всѣ ждали совмѣстнаго служенія двухъ митрополитовъ, но этого сдѣлать было нельзя, т. к. по каноническимъ правиламъ митр. Антоній не могъ единолично отмѣнять рѣшеніе Собора. Митр. Евлогій присутствовалъ въ церкви на Богослуженіяхъ, его поминали на ектеніяхъ и на Великомъ Входѣ.

О сенью того же года Соборъ снялъ прещеніе съ митр. Евлогія и его клира. Тотъ же Соборъ снялъ прещеніе и съ Американскихъ епископовъ. Несмотря на это, полнаго единенія еще достигнуто не было, и стали возвышаться голоса противъ такового и въ Европѣ и Америкѣ, гдѣ въ этомъ духѣ высказывался епископъ Леонтій. Такое положеніе стало волновать церковный народъ, и это вылилось въ обращеніе къ Сербскому Патріарху Варнавѣ. Делегація въ составѣ протоіерея Владислава Неклюдова, старосты Троицкой церкви въ Бѣлградѣ Севрюгова, члена приходскаго Совѣта Троицкой церкви Н. И. Иванова и меня была принята Святѣйшимъ въ его дворцѣ въ Сремскихъ Карловцахъ. Этотъ замѣчательный во всѣхъ отношеніяхъ Первосвятитель Сербской Церкви, истинный другъ русскихъ и болѣющій душей за церковныя раздѣленія русской Зарубежной Церкви, что такъ ярко выражено въ его словѣ, произнесенномъ въ Бѣлградской русской церкви, упомянутомъ выше, принялъ делегацію радушно и выслушалъ съ большимъ вниманіемъ дѣлаемые ему доклады. При разставаніи Патріархъ сказалъ, что сдѣлаетъ все возможное, чтобы помочь дѣлу церковнаго единенія.

В ъ 1935 году Патріархъ Варнава пригласилъ къ себѣ митр. Евлогія, митр. Ѳеофила и представителя Дальняго Востока епископа Хайларскаго Димитрія. Указанные іерархи откликнулись на Патріаршій зовъ и пріѣхали въ Сремскіе Карловцы. Подъ предсѣдательствомъ Патріарха происходили засѣданія, первое изъ нихъ 18/ 31 октября. Изъ протокола видно, какъ митр. Ѳеофилъ выразилъ полную готовность со своей стороны пойти навстрѣчу общему желанію водворить миръ и единство на основаніяхъ, изложенныхъ въ докладѣ, который онъ тутъ же огласилъ. Послѣ всесторонняго обсужденія, происходившаго въ нѣсколькихъ засѣданіяхъ, явилось «Временное положеніе о Русской Православной Церкви заграницей». Это «Положеніе» было подписано Патріархомъ Варнавой, митр. Антоніемъ, митр. Евлогіемъ, митр. Ѳеофиломъ, митр. Анастасіемъ и епископомъ Димитріемъ. Вотъ главныя части этого «Положенія».

  Русская Православная Церковь заграницей, состоящая изъ находящихся за предѣлами Россіи епархій, духовныхъ миссій и церквей, есть неразрывная часть Россійской Православной Церкви, временно существующая на автономныхъ началахъ. Высшимъ органомъ законодательства, суда и управленія для Русской Православной Церкви заграницей является Соборъ Архіереевъ, собирающійся ежегодно, а его исполнительнымъ органомъ — Священный Архіерейскій Сѵнодъ. Заграничная часть Русской Церкви состоитъ изъ четырехъ областей: Зап.-Европейской, Ближне-Восточной, Сѣв. Американской и Дальне-Восточной, въ каждой изъ которыхъ образуются митрополичьи округа.

З а подписью митр. Антонія, митр. Евлогія, митр. Ѳеофила, митр. Анастасія и епископа Димитрія 16/ 29 ноября 1935 года было выпущено воззваніе къ «Возлюбленной во Христѣ Русской православной паствѣ въ разсѣяніи сущей». Это посланіе гласило, что глава Сербской Церкви Патріархъ Варнава, ища путей къ возстановленію русскаго единства заграницей, пригласилъ четырехъ іерарховъ главныхъ областей на совѣщаніе, которое и рѣшило создать четыре митрополичьихъ округа, прочно объединенныхъ въ общемъ центрѣ — Соборѣ русскихъ заграничныхъ іерарховъ и его исполнительномъ органѣ Священномъ Сѵнодѣ.

«В зыщите мира и пожените его», провозглашаютъ іерархи ко всеобщей радости.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.007 с.)