II . Актуализация опорных знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Актуализация опорных знаний



КАРТА ЗАНЯТИЯ № 13

Учебный предмет: Биология

Тема Современные представления о зарождении жизни.
Цели занятия

образовательные: сформировать определение понятия «жизнь»; изучить основные аспекты теорий и гипотез возникновения жизни на Земле;

развивающие: развить интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле; умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам;

воспитательные: воспитывать интерес к получению биологических знаний.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Вид занятия: лекция с элементами беседы

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

План занятия:

1.Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
2.Доказательства родства человека с млекопитающими.
3.Эволюция человека.
4.Единство происхождения человеческих рас.

Оснащение: Проектор, экран, презентация, раздаточный материал, видео ролик, таблицы.

Литература:

Основные источники:

1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс]

Дополнительные источники:

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с

3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,

5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с

6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с

7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с

8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с

9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002

10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с

11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с

12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Интернет-источники:

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета).

5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

Преподаватель Корниенко Т.В.

Тема: Современные представления о зарождении жизни..   

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

Сторонник креационизма

Эту теорию в 1650 году выдвинул архиепископ Ашер.

Креационизм — это направление в биологии, объясняющее происхождение мира актом божественного творения и отрицание изменяемости видов в их историческом развитии. Формирование креационизма в биологии связано с переходом в конце XVIII — начале XIX века к систематическому изучению морфологии, фи­зиологии, индивидуального развития и размножения орга­низмов, положившему конец представлениям о внезапных превращениях видов и возникновении сложных организ­мов в результате случайного сочетания отдельных органов.

Вопрос 3. Эволюция человека

Эволюция приматов. Около 30 млн. лет назад появились небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. От них произошли гиббоны, орангутанги и вымершие дриопитеки. Дриопитеки дали три ветви, которые повели к шимпанзе, горилле и человеку. Происхождение человека от обезьян, ведущих древесный образ жизни, предопределило особенности его строения, которые, в свою очередь, явились анатомической основой его способности к труду и дальнейшей социальной эволюции.

Прямохождение. В конце кайнозойской эры наступило похолодание. Тропические и субтропические леса отступили на юг. Обезьяны, не отступившие к экватору вместе с тропическими лесами и перешедшие к жизни на земле, приспосабливались к суровым условиям. Обезьяны были беззащитными, неспособные быстро бегать, лишенные густой и теплой шерсти. Они могли выжить благодаря стадному образу жизни и использованию рук. Решающим шагом на пути то обезьяны к человеку стало прямохождение.

Древнейшие люди. Одна из групп обезьян 10–12 млн. лет назад дала начало ветви, ведущей к человеку. Эти животные, их остатки найдены в Южной Африке. Они получили название австралопитеки. Они жили стадами, имели массу 20–50 кг и рост 120–150, ходили на двух ногах, руки были свободны. Масса мозга составляла 550г.

Древние люди. Неандертальцы появились около 200 тыс. лет назад. Их было несколько групп. Одна группа отличалась мощным физическим развитием при небольшом росте, низким скошенным лбом, низким лбом, крупными зубами. Масса их мозга была 1500 г.

Другая группа отличалась меньшими надбровными валиками, высоким лбом, более тонкими челюстями, более развитым подбородком.  

Современные люди. 40–50 тыс. лет назад появились кроманьонцы. Они были высокого роста (180см.), с высоким лбом, объём их черепной коробки был 1600 см.Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к уменьшению зависимости человека от окружающей среды и появлению абстрактного мышления.

Первая легенда

1) Первая возникла в Китае. Согласно ней, Бог решил создать человека и населить его потомками весь мир. Он вылепил человека из глины и положил в печь, чтобы обжечь и сделать прочным, но передержал, и вышел тот совсем черным. Так возникли чернокожие люди. Следующего он вынул из печи слишком рано, и был он совсем белый - так появились белые люди. Наконец, последнего он держал в печи ровно столько, сколько надо, и получился идеально желтый человек. Поэтому китайцы и должны править миром.

Вторая легенда

2) Эта версия была сочинена белыми миссионерами, проповедовавшими в Африке. Вылепил Бог всех людей из глины, взглянул на них и увидел, какие они все грязные. Он велел им пойти к реке и тщательно помыться. Ленивые и непослушные далеко в воду заходить не стали, лишь потоптались немного у берега и руки в воде пополоскали. А хорошие люди вымылись, как следует, полностью. Когда все они вернулись, то Бог снова осмотрел их - и разгневался на непослушных. Действительно, они так и остались грязными, как были, только ладошки и ступни ног у них были чистыми и розовыми. Тогда Бог сказал, что за свою леность они будут всегда подчиняться тем, кто вымылся, как он велел.

VII. Рефлексия

Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Поставьте себе общую оценку за работу на занятии, заполни рефлексивно - оценочный лист. (Приложение 2)

VIII. Домашнее задание: О.1читать.§45-50, ответить на вопросы.

 

 

Приложение 1

Вариант 1

1. Первое определение в науке понятию «вид» дал:

а) Дж. Рей б) К. Линней в) Ж. Б. Ламарк  г) Ч. Дарвин

2. Основной направляющий фактор эволюции, по Дарвину:

а) наследственность б) изменчивость в) естественный отбор 

в) борьба за существование

3. Наиболее острая форма борьбы за существование:

а) межвидовая б) внутривидовая в) с условиями неорганической природы

г) межвидовая и внутривидовая

4. Элементарная единица эволюции:

а) отдельный вид б) совокупность видов, объединенных родством

в) отдельная популяция какого-либо вида

г) отдельная особь

5. Миграции особей популяции как фактор эволюции приводит к:

а) расселению особей на новые территории,

б) уменьшению или увеличению численности популяции

в) обновлению генофонда популяции, либо образованию новой популяции

г) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций

6. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция:

а) географическая б) генетическая в) экологическая г) этологическая

7. Учение о формах естественного отбора в популяциях организмов разработал:

а) Ч. Дарвин б) А. Северцов в) И. Шмальгаузен г) С. Четвериков

8. Пример покровительственной окраски:

а) зелёная окраска кузнечика  б) зеленая окраска листьев у большинства растений

в) ярко- красная окраска у божьей коровки

г) сходство в окраске брюшка у мухи – журчалки и осы

9. Пример маскировки:

а) зеленая окраска кузнечика б) сходство окраски осы и мухи – журчалки

в) ярко-красная окраска у божьей коровки

г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком

10. Микроэволюция приводит к:

а) изменениям генотипов отдельных особей и обособлении популяций

б) формированию родов, семейств, отрядов

в) изменению генофонда популяций и образованию новых видов

г) возникновению обособленных популяций и образованию географических подвидов и рас

11. По морфологическому критерию птицы отличаются от других хордовых:

а) хромосомным набором б) перьевым покровом в) способностью к полету

г) интенсивным обменом веществ

12. Приспособленность организмов к среде обитания результат:

а) стремления особей к самоусовершенствованию

б) деятельности человека  в) модификационной изменчивости

г) взаимодействия движущих сил эволюции

13. Отбор при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют

а) стабилизирующим б) движущим в) искусственным г) методическим

14. При распознавании видов двойников учитывается главным образом критерий

а) генетический б) географический в) морфологический г) физиологический

 15. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует:

А) искусственный отбор б) естественный отбор в) наследственная изменчивость

Г) борьба за существование

Вариант 2

1. Область распространения северного оленя в зоне тундры - это критерий:

а) экологический б) генетический в) морфологический г) географический

2. Исходным материалом для естественного отбора является:

а) модификационная изменчивость б) наследственная изменчивость

в) борьба особей за выживание

г) приспособленность популяций к среде обитания

3. Численность волков может быть ограничивающим фактором для

а) зайцев- русаков б) соболей в) медведей г) лисиц

4. Наиболее остро борьба за существование происходит между

а) особями одного вида б) особями одного рода

в) популяциями разных видов г) популяциями и условиями среды

5. Единица эволюции видов в природе:

а) порода б) популяция в) сорт г) отряд

6. Какой морфологический критерий характерен для земноводных:

а) пятипалый тип конечности б) глаза, прикрытые веками в) голая слизистая кожа

г) роговой покров чешуи

7. в направлении приспособления организмов к среде обитания действует

а) искусственный отбор б) естественный в) наследственная изменчивость

г) борьба за существование.

8. Направляющим фактором эволюции является

а) естественный отбор     б) наследственная изменчивость

в) географическая изоляция в) дрейф генов

9. Исходная единица систематики организмов:

а) вид б) род в) популяция г) отдельная особь

10. Следствием изоляции популяции является

а) миграция особей на соседнюю территорию

б) нарушение их полового состава в) близкородственное скрещивание

г) нарушение их возрастного состава

11. Пример мимикрии:

А) зеленая окраска у кузнечика б) ярко-красная окраска божьей коровки

В) сходство в окраске брюшка у мухи- журчалки и осы

Г) сходство в окраске и форме тела гусеницы и сучка.

12. Согласно взглядам Ч. Дарвина, естественный отбор приводит к:

А) выживанию в поколениях наиболее приспособленных особей

Б) гибели в поколениях наименее приспособленных особей

В) возникновению приспособленности у организмов к условиям существования

Г) изменчивости, представляющей материал для развития приспособленности

13. Основатель научной систематики (классификации)

А) Дж. Рей б) К.Линней в) Ж.Б.Ламарк г) Ч. Дарвин

14.Пример предостерегающей окраски

А) ярко-красная окраска у цветка розы б) ярко-красная окраска у божьей коровки

В) сходство в окраске съедобной и несъедобной бабочек.

Г) игольчатая форма рыбы иглы

15. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о

А) дивергенции б) естественном отборе в) дегенерации г) искусственном отборе

 

Критерии оценки:

оценка «5» ставится за 14-15 правильно выполненных задания

оценка «4» ставится за 12-14 правильно выполненные задания

оценка «3» ставится за 9-11 правильно выполненных задания

оценка «2» ставится за 8 правильно выполненных задания

 

Приложение 1

КАРТА ЗАНЯТИЯ № 13

Учебный предмет: Биология

Тема Современные представления о зарождении жизни.
Цели занятия

образовательные: сформировать определение понятия «жизнь»; изучить основные аспекты теорий и гипотез возникновения жизни на Земле;

развивающие: развить интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле; умение сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам;

воспитательные: воспитывать интерес к получению биологических знаний.

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: изучение нового материала и первичного закрепления

Вид занятия: лекция с элементами беседы

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая

План занятия:

1.Принципы и закономерности развития жизни на Земле.
2.Доказательства родства человека с млекопитающими.
3.Эволюция человека.
4.Единство происхождения человеческих рас.

Оснащение: Проектор, экран, презентация, раздаточный материал, видео ролик, таблицы.

Литература:

Основные источники:

1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс]

Дополнительные источники:

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с

3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,

5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с

6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с

7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с

8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с

9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002

10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с

11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с

12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Интернет-источники:

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета).

5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

Преподаватель Корниенко Т.В.

Тема: Современные представления о зарождении жизни..   

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

II. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме «Эволюционное учение» (Приложение 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.073 с.)