Формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке учащихся с ограниченными возможностями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формировать и закреплять эмоционально-позитивные установки в самооценке учащихся с ограниченными возможностями.



2. Готовить к самостоятельной жизни детей-сирот: адекватному вхождению воспитанников в систему социальных отношений; социализации воспитанников через обучение при взаимодействии друг с другом и педагогом в процессе

Создавать условия для самореализации детей.

 4. Развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля.

 5. Преодолевать недостатки психического и физического развития детей (контингент детей, обучающихся по программе VIII вида).

  

 

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы).

В данном подразделе следует поместить следующую информацию

Ø временные границы, на сколько лет рассчитана программа, её продолжительность,

Ø этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе;

Ø количество часов на каждый год.

Ø количество часов на каждый модуль.

 

Пример № 8.

 

Сроки реализации программы

1. Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения — 144 часа; 2 год обучения — 144 часа.

2. Программа рассчитана на 2 года обучения по 144 часа в год. На полное освоение программы требуется 288 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий.

3. Программа рассчитана на 1 и 2 года обучения — 2 модуля с сентября по декабрь, с января по май.

 

Формы занятий: (основные, характерные для данной программы).

О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особенности», но там речь идет именно формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы занятий определяются количеством обучающихся, особенностями материала, местом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделении форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Пример № 9

Возможные формы организации деятельности учащихся на занятии:

Индивидуальная Групповая Фронтальная
индивидуально- групповая ансамблевая, оркестровая работа по подгруппам (по звеньям)

Пример № 10

Возможные формы проведения занятий:

     Акция, круглый стол, сбор, аукцион, круиз, семинар, бенефис, лабораторное занятие, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, вернисаж, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль.встреча с интересными людьми, наблюдение, студия, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, творческий отчет, диспут, дискуссия, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, праздник, турнир, защита проектов, практическое занятие, игра деловая, фестиваль, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, шоу, игровая программа, профильный лагерь, экзамен, класс-концерт, поход, экскурсия, КВН, размышление, экспедиция, конкурс, рейд, эксперимент, консультация, репетиция, эстафета, конференция, ринг, ярмарка, концерт, салон и другие.

Форма обучения:

–очная (сочетание аудиторных и выездных занятий) или очно-дистанционная (сочетание очных занятий и электронного обучения) или дистанционная (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий).

–групповая (занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах, численный состав группы – (количество человек) или индивидуальная.

 

Режим занятий:

   При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа 25 (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

 

Пример № 11

 

Режим занятий

на 1-м году обучения занятия проводятся … раз в неделю по … часа (время занятий включает … минут учебного времени и обязательный …-минутный перерыв);

на 2-м году обучения занятия проводятся … раз в неделю по … часа (время занятий включает … минут учебного времени и обязательный …-минутный перерыв).

   Все пояснения должны относиться к путям повышения результативности программы.

   При этом необходимо учитывать, что содержание дополнительной общеобразовательной программы должно соответствовать:

1. достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям региона;

2. определенному уровню и направленности дополнительной общеобразовательной программы;

3. целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей, а также современным образовательным технологиям.

 

 Пример № 10

 

   Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом:

   На занятиях дети знакомятся с (прописать...). Освоение материала в основном происходит в процессе практической, творческой, проектной или исследовательской деятельности (прописать…). Закономерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (прописать точности употребления терминов), стремиться к (прописать логическое изложение материала), выделять (прописать композиционные части текста), применять (прописать что конкретно - знания, нормы литературного языка).Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» и т. д., придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.Для того, чтобы подвести детей (прописать... лет), к освоению (прописать чего...), предлагается метод (прописать какой...). (Далее кратко описываются особенности применения этого метода).Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (прописать какого…) является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит (прописать что…).

 

     Так описываются характерные для реализации дополнительной общеобразовательной программы методы и методические приемы.

 

   Ожидаемый (прогнозируемый) результат — это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся. Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания. Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать».

   Педагогический работник должен иметь четкое представление о том, каких результатов добьются обучающиеся на разных этапах освоения данной программы. Поэтому в дополнительной общеобразовательной программе необходимо прописать конкретные знания, умения, навыки обучающихся по итогам каждого модуля или года обучения. Желательно выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка. Кроме того, педагогу нужно проверить, отражает ли спрогнозированный ожидаемый результат выполнение поставленных ранее задач.

   Ожидаемые (прогнозируемые) результаты прописываем по каждому модулю обучения по дополнительной общеобразовательной программе.

Пример № 11.

 

Варианты формулировок ожидаемых результатов:

   К концу первого (второго, третьего...) модуля обучения обучающийся:

будет знать…

будет уметь…

будет иметь представление…

будет стремиться…

 будет обучен…

 овладеет понятиями…

 получит навыки…

 расширит представления…

 научится делать…

 будет сформирована устойчивая потребность…

 будут воспитаны морально- волевые и нравственные качества;

 будет развита устойчивая потребность к самообразованию;

 будет сформирована активная жизненная позиция…

 будут развиты творческие способности…

 будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

 

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы (указываются на каждый модуль обучения):

 

Предметные результаты

 

1 Модуль обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

– …

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

– Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности:

– …

Программные требования к уровню развития:

– …

Метапредметные результаты:

 

2 Модуль обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

– …

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

– …

Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности:

– …

Программные требования к уровню развития:

– …

Метапредметные результаты:

– …

Пример № 12

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

·  что изучает наука экология;

· элементарные экологические понятия и термины;

· компоненты неживой и живой природы;

· жизненные формы растений;

· видовое разнообразие животных;

· элементарные явления окружающей природы и их взаимосвязи с жизнью человека;

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

· определять виды растений по внешним признакам;

· определять животных по внешним признакам;

· классифицировать птиц на зимующих и перелётных;

· изготавливать простейшие кормушки;

· выполнять правила поведения в природе и их пропагандировать;

· выполнять творческие задания.

 

Личностные результаты:

· приобретение опыта сознательного восприятия окружающей природы и осмысленной необходимости её сохранения, проявление неравнодушного отношения к проблемам окружающего мира;

· приобретение опыта эмоционально-ценностного, доброго отношения к окружающему миру, стремления развивать в себе чувства наблюдательности, чуткости, доброты, отзывчивости к людям и живой природе;

· принятие и освоение своей роли в деле сохранения окружающей нас природы;

· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные требования к уровню развития:

· сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

· развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

· использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; способность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Способы проверки результатов освоения программы:

В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержания программы.

Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:

· педагогическое наблюдение;

· педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия обучающихся в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, исследований, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;

· мониторинг.Для отслеживания результативности можно использовать:

Пример № 13 Мониторинг

Педагогический мониторинг Мониторинг образовательной деятельности детей
контрольные задания и тесты самооценка обучающихся
диагностика личностного роста и продвижения ведение зачетных книжек
анкетирование ведение творческого дневника учащегося
педагогические отзывы оформление листов индивидуального образовательного маршрута
ведение журнала учета или педагогического дневника ведение летописи
введение оценочной системы оформление фотоотчётов, портфолио

 

Пример № 14 Виды контроля

Вид контроля  Время проведения Цель проведения Формы контроля
Входной В начале учебного года Определение уровня развития детей, их творческих способностей Беседа, опрос, тестирование, анкетирование
Текущий В течение всего учебного года Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности обучающихся к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Педагогическое наблюдение, опрос, контрольное занятие, самостоятельная работа
Промежуточный По окончании изучения темы или модуля. Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Выставка, конкурс, концерт, фестиваль, праздник, соревнование, творческая работа, опрос, контрольное занятие, зачёт, открытое занятие, олимпиада, самостоятельная работа, защита рефератов, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование
Итоговый В конце учебного года или курса обучения Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Выставка, конкурс, фестиваль, праздник, концерт, соревнование, творческая работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, экзамен, защита рефератов, взаимозачет, игра-испытание, переводные и итоговые занятия, эссе, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ, тестирование, анкетирование и др.

Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения обучающихся.

 

Пример № 15

Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов - беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, выставки, фестивали, концерты, экзамены, зачеты, конкурсы, соревнования, грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, журнал, оценки, дневники, анкеты, тестирование, протоколы диагностики, выставки, конкурсы, фестивали, праздники, контрольные работы, зачеты, концерты, экзамены, открытые и итоговые занятия, диагностика, анализ мероприятий, диагностические игры, анализ выполнения программ, анкетирование, анализ результатовучастия детей в мероприятиях социально-значимой деятельности, анализ приобретенных навыков общения, самооценка обучающихся, протоколы соревнований, аудиозапись, видеозапись, фото, отзывы (детей и родителей), маршрутные листы, статьи в прессе, аналитические справки, методические разработки, портфолио, отчеты, переводные, итоговые занятия, открытые занятия, поступление выпускников в профессиональные учреждения по профилю, диагностические карты, тесты, аналитические справки, защита творческих работ.

 

Пример № 16

 

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме (продолжить…) во время проведения (продолжить...), когда работы детей по конкретной теме (продолжить...). В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных (продолжить...) В конце года готовится (большая выставка творческих работ), в которой участвуют (продолжить...) и т.д.

Учебный план

     Учебный план оформляется в виде таблицы (см. 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года), который включает:

· перечень разделов, тем;

· количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические виды занятий.

   В нижней части таблицы суммируется количество часов в столбцах «Всего», «Теория», «Практика». Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года, которая составляет 36 недель.

   В учебном плане прописываются темы в соответствии с модульной системой, а именно темы программы делятся на количество модулей (например: с сентября по декабрь, с января по май).

   Учебный план должен составляться на каждый год обучения (если программа реализуется более одного года) и отражать его особенности. Педагогический работник имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени, обращая внимание на то, что в дополнительном образовании практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60 % на 30 %). Также в учебном плане необходимо закладывать часы:

· на комплектование группы первого года обучения;

· на вводное занятие (введение в программу);

· на входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль;

· концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

· мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

· итоговое занятие, отчетное мероприятие.

   В учебном плане обозначаются основные разделы и темы. Расчёт количества часов в учебном плане ведется на одну учебную группу (или на одного учащегося, если это группа индивидуального обучения). Кроме того, необходимо планировать занятия таким образом, чтобы по окончанию каждого модуля было итоговое занятие. В столбцах «формы контроля, аттестации» и «практика» необходимо разнообразить их формы.

      

Пример № 17 Оформление учебного плана

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля, аттестации
всего теория практика  

Модуль 1 – (прописать количество часов)

1. Вводное занятие        
2. Название раздела        
2.1. Название темы        
…. ……        
  Итоговое занятие 1   1 презентация проекта

Модуль 2 – (прописать количество часов)

 и т.д.          
Итого          

 

Необходимо помнить, что модуль - это законченный элемент программы и по результатам освоения модуля рекомендуется проводить рубежный контроль достижения заявленных результатов, например итоговое занятие по обобщению и систематизации знаний в формеконтроля (прописать …см. пример № 14).

Кроме того, в дополнительной общеобразовательной программе необходимо предоставить в приложении текстовое содержание методов оценки уровня освоения программного материала по каждому модулю либо предоставить по форме в виде таблицы:

 

Оценочные материалы:

Форма, название Ссылка на источник
Проверочная работа «Путешествие по карте города» https://урок.рф/library/proverochnaya_rabota_po_teme_ptitci_014612.html
Проверочная работа «История моего города» https://kladraz.ru/blogs/blog20003/konspekt-zanjatija-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-na-temu-oznakomlenie-s-maloi-rodinoi.html

 

Содержание программы

   Содержание дополнительной общеобразовательной программы раскрывается (без указания часов) в именительном падеже через краткое описание разделов и тем внутри разделов.

     В содержании программы необходимо указать:

· название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами учебном плане);

· телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему (без методики);

· указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии;

· при включении в дополнительную общеобразовательную программу экскурсий, игровых занятий, досуговых и массовых мероприятий, в содержании указывается тема и место проведения каждой экскурсии, игры, мероприятия и др.

 

Пример № 18

Содержание программы

Тема 5.1. Холодный батик

Теория

Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Знакомство с характеристикой цветов, которые входят в цветовое решение «орнамента». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками.

Практика

Задания. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков.

Календарный учебный график

Пример № 19

Оформление календарного учебного графика

№ п\п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля

Модуль 1 – (прописать количество часов)

                 

Модуль 2 – (прописать количество часов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.077 с.)