Семинар 15. Человек в мире культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 15. Человек в мире культуры.



Основные понятия, которыми должен овладеть студент:

Эволюция, революция. Личность, массы. Свобода, необходимость. Культура, цивилизация. Свобода, ответственность. Идеал. Счастье, смысл человеческого бытия.

1. Культура как мера человеческого в человеке.

2. Представления о совершенном человеке (идеале) в различных культурах. Смысл человеческого бытия.

3. Человек и исторический процесс. Личность и массы. Роль личности в истории.

4. Свобода и ответственность. Свобода и необходимость. Проблема индивидуальной свободы и социальной ответственности.

 

Семинар 16. Социальная философия.

Основные понятия, которыми должен овладеть студент:

Природа, общество. Географическая среда. Географический детерминизм. Биологизаторство, социологизаторство. Государство, гражданское общество. Народ, этносы, классы, страты.

1. Общество и его структура. Подсистемы общества: экономическая, духовная, социальная, политическая.

2. Государство как социальный институт. Основные концепции происхождения и сущности государства.

3. Гражданское общество и государство. Социальная справедливость, идеи ненасилия и толерантности в современном мире.

4. Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества (классов, групп, страт…).

 

Семинар 17. Теория исторического развития.

Основные понятия, которыми должен овладеть студент:

Общественно–экономическая формация, цивилизация, прогресс, регресс.

1. Философские концепции общественного развития. Понятие прогресса, его основные критерии. Понятие исторического пространства и времени.

2. Линеарная и циклическая концепции общественного развития. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию истории.

3. Современная научно-техническая революция, её характерные признаки и социальные противоречия.

 

Семинар 18. Современная цивилизация и глобальные проблемы человечества.

Основные понятия, которыми должен овладеть студент:

Наука, техника. Научно-техническая революция, научно-технический прогресс. Глобализм, футурология, эсхатология, сциентизм, экология. Устойчивое развитие. Коэволюция. Экологический императив. Экологический гуманизм.

1. Глобальные проблемы современности: их предыстория, значение, перспективы разрешения.

2. Глобализация и ее противоречия. Социокультурные трансформации современного глобального мира и сохранение традиций.

3. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах).


Вопросы для самостоятельной подготовки

Темы сообщений

1. Основные направления и школы философии в ХХ веке: Марксизм и неомарксизм. Философия жизни. Неокантианство. Позитивизм. Феноменология. Экзистенциализм. Герменевтика и структурализм. Постмодернизм.

2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг)

3. Генезис русской философской мысли в рамках православной культуры. «Слово о законе и благодати» (Митрополит Илларион).

4. Философия почвенничества и народничества;

5. Евразийство.

6. «Философский пароход» (1922 г.): пути послереволюционного развития русской философии.

7. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского.

8. Детерминизм и индетерминизм. Причина и следствие, их диалектика. Понятие о статистических и динамических закономерностях.

9. Бессознательное в философии: как самостоятельная непостижимая сущность бытия (мистики, романтики); аффекты и смутные идеи (Спиноза); незаметные восприятия (Лейбниц); порождающее начало, творящее мир (Шеллинг); принцип свободной деятельности человека (Фихте); воля, лежащая в основе мира (Шопенгауэр); воля к власти (Ницше)

10. Структура научного познания. (Предмет и основания науки. Эмпирический и теоретический уровни).

11. Эмпирическое познание и общелогические методы.

12. Теоретическое познание. Методы исследования и построения научной теории.

13. Формы научного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

14. Научное и вненаучное знание, проблема их демаркации. Критерии научности.

15. Проблема рациональности. Рациональное и иррациональное в научно-исследовательской деятельности.

16. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности.

17. Наука и техника. Противоречивость научно-технического прогресса. Предпосылки и особенности научно-технической революции.

18. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего (в эсхатологических представлениях и в футурологических прогнозах).


Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Особенности образовательных программ нового поколения позволяют планировать выделение целых тем или ряда вопросов темы для самостоятельного изучения. Допускается самостоятельная, без лекций, подготовка 1-2 вопросов (или частных подвопросов) по теме с их последующим обсуждением на семинарских занятиях. Возможность самостоятельного изучения выделяемых по темам вопросов обеспечивается пояснениями преподавателя на предыдущих занятиях и наличием материала в рекомендуемых пособиях.

Основным направлением самостоятельной работы в условиях дневной формы обучения оказывается подготовка к семинарскому занятию. Целесообразно при подготовке к семинарам соблюдать определенную последовательность работы. Начинать подготовку следует со знакомства с планом семинара, списком рекомендованной литературы. Затем прочитать конспект лекции. Это позволит определить, что и в какой мере следует читать по учебникам и (или) пособиям. План семинара и задание преподавателя могут предполагать чтение и конспектирование первоисточников, ознакомление с дополнительной литературой. Методисты рекомендуют на 1 час аудиторных занятий выделять 1 час самостоятельной работы, реализуемой чаще всего при подготовке к семинару. При изучении курса философии с установленным объёмом 50 аудиторных часов за один семестр потребуется планировать и практически выделять каждую неделю 3-4 часа времени для подготовки к семинару. Предусмотрите регулярную работу в читальном зале библиотеки с несколькими учебниками и пособиями, словарями, энциклопедиями, рекомендованными первоисточниками и с дополнительной литературой. Работа в библиотеке потребуется и при подготовке выбранных тем фиксированных сообщений, докладов и рефератов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.006 с.)