Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения



Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Лаборатория практического обучения

 

Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения

Протокол №  от

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

II курса лечебного факультета, факультета иностранных студентов.

по дисциплине: «Медицинский уход и манипуляционная техника»

 

Тема № 3.6: Постановка клизм.

(занятие 17)

 

Время 2,5 часа

 

Гомель, 2020

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Освоить основные лечебные манипуляции медицинской сестры при уходе за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы. Научиться технике постановки клизм.

Мотивация для усвоения темы

Потребность в нормальном осуществлении физиологических отправлений является одной из жизненно необходимых потребностей человека. Неудовлетворение её наблюдается при различных патологических процессах в организме (запор, диарея, анурия, олигурия и т.д.).

Помощь человеку в такой ситуации может оказать консультация врача-специалиста. Медицинская сестра тоже участвует в этом процессе, являясь активным исполнителем назначений врача. От правильности проведения сестринских манипуляций, от знаний и компетентности медсестры зависит, зачастую, состояние здоровья пациента, интенсивность процессов выздоровления, избежание распространения внутрибольничной инфекции.

При подготовке и проведении постановки клизм от компетентности медсестры зависит решение важной проблемы – создание психологического комфорта пациента, так как эти манипуляции подразумевают вторжение в сверхинтимные зоны пациента.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию органов пищеварительной системы.

2. Основные принципы ухода за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы.

Студент должен уметь

1. Осуществлять уход за пациентами с заболеваниями органов пищеварительной системы.

2. Выполнятьпостановку различных видов клизм.

Материальное оснащение занятия

1. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения здравоохранения.

2. Должностные инструкции процедурной медсестры.

3. Приказ №1355 от 27.11.2017г МЗ РБ: «Об утверждении Инструкции по выполнению инъекций и внутривенных инфузий».

4. Постановление министерства здравоохранения
Республики Беларусь 5 июля 2017 г. № 73 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, оказывающим медицинскую помощь, в том числе к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в этих организациях».

5. Тренажёры для отработки практических навыков.

6. Изделия медицинского назначения.

3. Контрольные вопросы

1. Показания, противопоказания, возможные осложнения при постановкеразличных видов клизм.

2. Оснащение для постановки клизм.

3. Постановка очистительной, сифонной, лекарственной клизмы.

Ход занятия

Во время занятия студенты ознакомятся с показаниями, противопоказаниями, возможными осложнениями, методикой постановки различных видов клизм.

Теоретическая часть занятия проходит в учебной аудитории, отработка практических навыков проводится в учебном модуле лаборатории практического обучения.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПО ТЕМЕ

Показания, противопоказания, возможные осложнения при постановкеразличных видов клизм.

 

ПОКАЗАНИЯ, ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРИ ПОСТАНОВКЕ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ.

При постановке очистительной клизмы опорожняется только нижний отдел толстой кишки. Это достигается путем разжижения каловых масс и усиления перистальтики толстой кишки.

 

ПОКАЗАНИЯ:

· перед родами;

· перед операциями;

· при запорах;

· перед проведением эндоскопического исследования кишечника и рентгенологического исследования органов брюшной полости;

· перед постановкой лекарственной клизмы.

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

· кровотечение из желудочно-кишечного тракта;

· острые язвенно-воспалительные процессы в прямой кишке;

· боли в животе неясной природы;

· злокачественные опухоли прямой кишки;

· трещины в области заднего прохода или выпадение прямой кишки;

· первые дни после операции на органах желудочно-кишечного тракта;

· массивные отеки.

ПОКАЗАНИЯ:

· с целью оказания местного лекарственного воздействия на прямую кишку;

· для введения в прямую кишку веществ, оказывающих общее действие на организм.

 

ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:

· острые воспалительные процессы в области анального отверстия;

· опухоли прямой кишки;

· кровоточащий геморрой.

 

ПОСТАНОВКА МИФОННОЙ КЛИЗМЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Медсестре перед постановкой клизмы сменить халат, дополнительно одеть фартук.

2. Провести гигиеническую антисептику рук, надеть перчатки.

3. Подготовить манипуляционный стол.

4. Установить доверительные отношения с больным.

5. Уточнить у больного понимание цели и хода процедуры, получить его согласие.

6. Убедиться, что нет противопоказаний к проведению данной процедуры.

7. Кушетку покрыть клеёнкой, конец которой свисает в таз, сверху положить пеленку.

8. Уложить больного на левый бок, с согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами.

9. Соединить свободный конец зонда с резиновой трубкой при помощи стеклянного переходника.

10. Слепой конец зонда смазать на расстояние 5-6 см вазелиновым маслом.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП:

1. 1-ым и 2-ым пальцами левой руки раздвинуть ягодицы и осторожно, вращательными движениями, ввести слепой конец зонда в прямую кишку на глубину 20-30 см.

2. Подсоединить воронку.

3. Опустить воронку до уровня кушетки и держать под наклоном. По стенке, наклоненной воронки наливать воду до ее заполнения, постепенно выравнивая воронку (чтобы в кишечник не попал воздух).

4. Медленно поднять воронку вверх, следя за тем, чтобы уровень воды не опустился ниже устья воронки.

5. Опустить воронку вниз и подождать, пока она заполнится промывными водами из кишечника.

6. Слить промывные воды в таз (при необходимости 1-ю порцию промывных вод взять для бактериологического исследования в стерильную емкость).

7. Процедуру повторять до "чистых" промывных вод (либо специального указания врача).

8. Отсоединить воронку и переходник с резиновой трубкой.

9. Зонд оставить в кишечнике на 10-20 минут, опустив свободный конец его в таз, для удаления остатков воды из кишечника.

10. Извлечь зонд из прямой кишки.

11. Салфеткой осушить кожу вокруг анального отверстия. Справиться о состоянии больного.

12. Наблюдать за больным в течение 10-15 минут.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

1. Промыть систему при помощи шприца Жанэ в контейнере «для промывания шприцев и других ИМН».

2. Разобрать систему и замочить резиновые части в контейнере «Дезинфекция шприцев и других ИМН».

3. Стеклянный переходник и воронку замочить в контейнере «Дезинфекция шприцев и других ИМН».

4. Промывные воды вылить в унитаз, при подозрении на вирусный гепатит промывные воды засыпать сухой хлорной известью 200г/кг на 90 минут.

5. Пеленку положить в мешок для грязного белья

6. Обработать дезинфектантом манипуляционный столик, фартук, клеёнку, кушетку путем протирания

7. Снять с себя фартук и перчатки. Перчатки погрузить в контейнер «Дезинфекция перевязочного материала и СИЗ».

8. Сменить халат, вымыть руки с мылом, осушить полотенцем.

Примечание:

1.Постановку сифонной клизмы следует проводить с помощником и в присутствии врача.

2.При упорных запорах ввести зонд на 20-30 см не удается, поэтому необходимо сделать отметку на 30 см от слепого конца. Ввести зонд на возможную глубину, продвигая его до отметки по мере очищения кишечника.

 

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный медицинский университет»

Лаборатория практического обучения

 

Обсуждено на заседании лаборатории практического обучения

Протокол №  от

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

для проведения занятия со студентами

II курса лечебного факультета, факультета иностранных студентов.

по дисциплине: «Медицинский уход и манипуляционная техника»

 

Тема № 3.6: Постановка клизм.

(занятие 17)

 

Время 2,5 часа

 

Гомель, 2020

Учебные и воспитательные цели, мотивация для усвоения темы, требования к исходному уровню знаний

Цель занятия

Освоить основные лечебные манипуляции медицинской сестры при уходе за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы. Научиться технике постановки клизм.

Мотивация для усвоения темы

Потребность в нормальном осуществлении физиологических отправлений является одной из жизненно необходимых потребностей человека. Неудовлетворение её наблюдается при различных патологических процессах в организме (запор, диарея, анурия, олигурия и т.д.).

Помощь человеку в такой ситуации может оказать консультация врача-специалиста. Медицинская сестра тоже участвует в этом процессе, являясь активным исполнителем назначений врача. От правильности проведения сестринских манипуляций, от знаний и компетентности медсестры зависит, зачастую, состояние здоровья пациента, интенсивность процессов выздоровления, избежание распространения внутрибольничной инфекции.

При подготовке и проведении постановки клизм от компетентности медсестры зависит решение важной проблемы – создание психологического комфорта пациента, так как эти манипуляции подразумевают вторжение в сверхинтимные зоны пациента.

Требования к исходному уровню знаний

Студент должен знать:

1. Анатомию и физиологию органов пищеварительной системы.

2. Основные принципы ухода за пациентами с заболеваниями пищеварительной системы.

Студент должен уметь

1. Осуществлять уход за пациентами с заболеваниями органов пищеварительной системы.

2. Выполнятьпостановку различных видов клизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.024 с.)