Опишите принципы понятие эксперимента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опишите принципы понятие эксперимента.



Экзаменационный билет 1

Экзаменационный билет 2

Дайте определение и опишите актуальность научного исследования.

При обосновании актуальности исследования в разделе «Введение» необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Актуальность проблемы исследования - это востребованность изучения и решения данной проблемы в обществе. Обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания. Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: · восполнение каких-либо пробелов в науке; · дальнейшее её развитие проблемы в современных условиях; · своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; · обобщение накопленного опыта; · суммирование и продвижение знаний по основному вопросу; · постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности. Актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Охарактеризуйте эмперические методы исследования.

Общие методы научного познания обычно делят на две большие группы:методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

методы теоретического исследования (абстрагирование, анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Методы эмпирического исследования

наблюдение,

сравнение,

измерение,

эксперимент

материальное моделирование

Наблюдение

Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность, преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений внешнего мира с целью изучения и отыскания смысла в явлениях. Суть его состоит в том, что изучаемый объект не должен подвергаться воздействию со стороны наблюдателя, то есть юбъект должен находится в обычных, естественных условиях. Это наиболее простой метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
Различают наблюдение прямое (визуальное), когда информацию получают без помощи приборов и наблюдение косвенное - информация получается при помощи приборов или автоматически при помощи регистрирующей аппаратуры.
В повседневности и в науке наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств и желаний субъектов. Чтобы стать основой последующих теоретических и практических действий, эти наблюдения должны информировать нас об объективных свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряд требований, важнейшими из которых являются:

планомерность;

целенаправленность;

активность;

систематичность.

Сравнение

Oдин из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Оно позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям.

сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями. Вопервых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения. Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной, или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.

Измерение

B отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов. В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.

Эксперимент

Частным случаем наблюдения является эксперимент. Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимента становится возможным изучение того или иного явления в «чистом виде»;
2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях;
3) важнейшим достоинством эксперимента является его повторяемость.

Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с «заместителем» этого объекта — моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространено в науке.

Материальное моделирование

Моделирование - метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов. Модель - мысленная или материально реализованная система, замещающая другую систему, с которой она находится в состоянии сходства. Модель заменяет объект исследования и имеет некоторые общие свойства с изучаемым объектом. Материальные модели выполняются из вещественныз материалов. Метод моделирования позволяет получить информацию о различных свойствах изучаемых явлений на основе опытов с моделями.

Существует несколько видов материальных моделей:

Пространственно подобные (геометрически подобные) - макеты или муляжи.

Физически подобные.

Математически подобные.

Билет 3

1 .Под функциональным прогнозированием населения понимаются перспективные оценки численности и состава тех групп населения и домохозяйств, которые обеспечивают деятельность государственных и частных организаций и институтов — фирм, компаний, армии, судов, банков и т.д. Необходимое условие существования любых социально-экономических организаций заключается в наличии в них двух характерных функциональных групп: производителей и потребителей товаров и услуг в самом широком понимании, вплоть до военных и политических. Прогнозируемые демографические показатели для различных общественных институтов будут существенно отличаться как по линии «производители—потребители», таки их целям — функциям.Так, по линии сферы образования прогнозируются: численность учащихся, их распределение по ступеням образования, численность и состав учителей и преподавателей вузов, образовательная структура населения и др. Для нужд производства готовятся прогнозные показатели: экономически активного населения, в том числе занятого в различных отраслях хозяйства, численности безработных, с выделением во всех группах половозрастного состава, уровня профессиональной подготовки и т.п. Характерные показатели прогнозного обеспечения финансов и сферы социального обеспечения: распределение населения и домохозяйств по уровню доходов и расходов, численный состав налогоплательщиков, пенсионеров, держателей банковских вкладов и т.п. Торговля и потребительские рынки охватываются прогнозами емкости потребительского рынка в целом и по отдельным видам товаров и услуг, прогнозами, содержащими оценку объемов спроса (по числу людей) на продукты питания, лекарственные и гигиенические средства и т.д. Для военной сферы оцениваются на перспективу потенциальные возможности призыва в армию здоровой и достаточно грамотной части населения.

 

2. Научно-технические прогнозы непосредственно примыкают к системе

прогнозов социально-экономических процессов. Они с полным основанием могут

трактоваться как ее подсистема, сохраняя при этом всю свою специфику,

вытекающую из своеобразия объектов, целей и методов прогнозирования.

  Тесная связь научно-технического прогнозирования с экономикой, а

через нее с социологией выражается не только в использовании элементов

социально-экономического анализа при    оценке исходных позиций

прогнозирования, в процессе его и при выборе результирующих вариантов, но и

прежде всего в том, что сам прогнозируемый научно-технический прогресс

является определяющим фактором эффективности процесса общественного

производства.

  Существенные отличия научно-технического прогноза от прогноза

экономического развития находятся на уровне различий между понятиями наука

и техника, с одной стороны, и промышленность, сельское хозяйство, медицина

и т.п. – с другой.

  Типология научно-технических прогнозов весьма представительна. Можно,

например, классифицировать прогнозы науки и техники по масштабам, уровню

комплексности, времени упреждения, по регионам и т. д. Существенно при этом

различать и научное предвидение таких взаимосвязанных объектов(развитие

науки как системы знаний; развитие организационной системы науки; развитие

техники, в котором выделяют в свою очередь уровень промышленно освоенных

технических средств и уровень новых технических разработок.

Экзаменационный билет 5

Экзаменационный билет 6

Экзаменационный билет 8

 

1.Изобразите схему этапов организации научно-исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская работа чаще всего включает практическую часть, т.е. научное исследование. Любое исследование предполагает предварительную работу, цель которой – наметить общие контуры исследования, его программу, а также примерные сроки выполнения каждого этапа. Научно-исследовательская деятельность предполагает следующие этапы:

1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.

2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.

3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.

4 этап – выбор методов исследования.

5 этап – сбор фактического материала.

6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.

Рассмотрим данные этапы и исследовательскую деятельность на каждом из них более подробно.

Определение проблемы, предмета и объекта исследования. В любом исследовании постановка проблемы является исходным пунктом.

Проблема – это неизученные или слабоизученные особенности, уровни, взаимосвязи каких-либо явлений, представляющих интерес, как для науки, так и для практики. Это вопрос, на который необходимо найти ответ, требующий определенных практических и теоретических действий.

В процессе определения проблемы существует соблазн охватить исследованием как можно более широкий круг явлений, получить ответы на все вопросы. Подобная ошибка распыляет усилия исследователя, снижает качество исследования, делает его поверхностным. Следует ограничивать свои интересы решением конкретной, актуальной проблемы.

Определение проблемы исследования тесно связано с выбором предмета и объекта исследования.

Предмет исследования – это конкретная особенность, факт, явление, рассмотрение и изучение которых необходимо для решения проблемы исследования.

Объект исследования – это то, что изучается; объектами исследования могут быть люди, группы людей, организации, физические объекты, психические феномены и т.п.

Продуманные и четко сформулированные проблема, предмет и объект исследования позволяют уже на первом этапе исследования определить объем и направленность предстоящей работы, тематику литературы, с которой необходимо познакомиться, заранее позаботиться о методиках. Также это экономит время, затрачиваемое на исследование.

Изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий, предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы. Цель этого этапа – выяснить, что известно науке по изучаемой проблеме, а что изучено слабо или совсем не изучено. Это последнее и может составить специфику проблемы исследования.

Кроме того, исследователь часто сталкивается с проблемой неопределенности или противоречивости имеющихся в литературе понятий. В этом случае трудно сравнивать результаты разных исследований, если в них неоднозначно употребляются одни и те же понятия. Для нейтрализации этого факта исследователь должен изучить литературу по данной проблеме, чтобы быть в курсе той полемики, которая ведется в литературе относительно интересующих его понятий и теорий. Если однозначность в определении понятий не удалась, приходится принять одну из возможных точек зрения и обязательно оговорить это в дипломной работе.

Работа с литературой должна начинаться еще в процессе выбора темы. Она приобретает важнейшее значение после согласования плана работы.

Студент, как правило, подбирает требуемую литературу самостоятельно. Роль научного руководителя заключается в основном в рекомендациях и советах по отбору источников.

При работе с литературой в первую очередь изучается специальная научная литература, а затем периодические издания. При наличии нескольких изданий по определенной проблеме целесообразно избрать более позднее издание, отражающее окончательно сложившуюся точку зрения.

Широта и полнота изучения источников и литературы, умение выделить необходимое, главное, сопоставление и анализ различных фактических и статистических данных – важнейший показатель качества исследований студента и навыков работы с литературой.

Изучение литературы начинают с поисков соответствующих источников в библиотечных каталогах и просмотра библиографии прочитанных книг.

Выходные данные литературных источников по теме исследования можно записывать и составлять из них картотеку, что позволит легко составить перечень используемой литературы в дальнейшем.

Наиболее информативные литературные источники по теме исследования следует законспектировать, можно отметить собственные мысли и идеи, возникающие при прочтении литературы. На основании конспектов и выписок из прочитанной литературы осуществляют аналитическое описание предмета исследования. Обычно его делают в хронологической последовательности литературных источников, это фиксирует развитие представлений об изучаемой проблеме. Обзор литературы заканчивается выводами о том, что известно науке по данной теме, что является спорным, что составляет сферу научных интересов студента. Сделанный обзор является черновым вариантом 1-й главы работы.

Формулировка цели, задач и гипотезы исследования. Анализ литературы дает возможность сформулировать цель и гипотезу исследования.

Цель исследования – это решение, изучение того вопроса, который составляет проблему исследования, уточненную в процессе анализа соответствующей литературы.

Гипотеза – это логически обоснованное предположение о структуре изучаемого предмета, о характере и сущности связей между изучаемыми явлениями и факторами, их детерминирующими.

Гипотеза определяет главное направление поисков и исследования, является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования.

Формулирование гипотезы исследования – задача довольно сложная, требующая настойчивой и кропотливой работы. Отсутствие гипотезы характеризует отсутствие проблемы или крайнюю нечеткость ее формулировки.

При формулировке гипотезы следует соблюдать следующие условия:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

В результате проверки гипотезу доказывают или опровергают. Проверить гипотезу – значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. Предположение, сформулированное в гипотезе, носит вероятностный характер; это означает, что сделанное предположение справедливо лишь с определенной долей вероятности. В ходе исследования необходимо доказать достоверность вероятностного предположения.

Задачи исследования конкретизируют цель и служат для проверки гипотезы. Задач выдвигается столько, сколько необходимо для проверки гипотезы.

Выбор методов исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы (или нескольких гипотез) подбирают методы и методики, адекватные задачам исследования.

Методы исследования – это инструмент исследователя. Они помогают четко регламентировать процедуру исследования, достаточно четко фиксировать изучаемые явления, открывают путь к достижению цели и позволяют экономить силы и время. Однако не следует забывать, что методики наиболее эффективны, когда ими пользуется человек, способный творчески мыслить и самостоятельно анализировать и синтезировать полученный материал.

Успех исследования повышается при сочетании различных методов, что позволяет раскрыть различные стороны изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку объективности получаемых результатов.

Сбор фактического материала. Прежде чем осуществлять сбор необходимой информации, нужно научиться хорошо владеть выбранными методиками. Для этого полезно проверить их на объекте, не входящем в исследование (пилотажное, пробное исследование), что позволит учесть проблемы, как самой методики, так и работы с ней. После этого проводятся необходимые процедуры по сбору первичной информации, учитываются этические критерии при работе с людьми, обращается внимание на правильное и точное применение методик, что повышает объективность результатов.

Сбор фактического материала осуществляется, как правило, в процессе производственной и научно-исследовательской практики и является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество, объективность выводов во многом будут зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал.

Изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяет выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления, его логические взаимосвязи, а также экономическое и правовое значение. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.

В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов, подкрепить их наиболее типичными примерами и цифровыми расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методы математического анализа.

Обработка результатов исследования и их интерпретация. На этом этапе проводят обработку собранных материалов, пользуясь существующими в данной области науки методами (статистический анализ, графическое, математическое и иное моделирование и др.). Полученные данные группируют, представляя в виде таблиц, графиков и диаграмм.

Теоретическая интерпретация – самый ответственный шаг в деятельности исследователя. Для этого он должен иметь хорошую теоретическую подготовку по соответствующей дисциплине. Именно на этом этапе исследователь вновь возвращается к гипотезе, выясняет степень ее подтверждения или не подтверждения.

Полный анализ полученных результатов позволяет сформулировать практические рекомендации по данной проблеме.

Систематизация, анализ и обработка фактического материала предлагают широкое использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только содействуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений.

Сбор и обработка фактического материала являются самым трудоемким этапом в подготовке курсовых работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и научного руководителя.

В целях ускорения обработки и систематизации фактического материала рекомендуется широко использовать современную вычислительную технику с соответствующими статистическими программами (например, Excel, SPSS, STATISTICA и др.). На этом заканчивается само исследование и начинается его оформление.

 

2.Опишите основные стадии научно-технического прогресса.

В настоящее время мировое сообщество поднимается на новую, пятую по счету волну научно-технического прогресса. Она опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, бионики, использования новых видов энергии, эффекта сверхпроводимости, освоения космического пространства и др.

Научно-технические прогнозы обычно разрабатываются одновременно с прогнозами экономического и социального развития страны.

Следует отметить, что научно-технические прогнозы довольно разнообразны. По своему содержанию и назначению различают прогнозы появления открытий и изобретений в данной области науки, создания принципиально новой техники и технологии, а также использования уже известных открытий.

В настоящее время можно выделить следующие виды прогнозов научно-технического прогресса: глобальные (для нескольких стран или планеты в целом), народно-хозяйственные (в области развития науки и техники), межотраслевые, отраслевые и производственные.

По прогнозируемому периоду различают краткосрочные (от одного года до пяти лет), среднесрочные (до 15 лет) и долгосрочные (свыше 15 лет) прогнозы.

Известно, что научно-технический прогресс протекает в шести основных последовательных стадиях:

1. Фундаментальные исследования проводят Академия наук РБ со своими филиалами, научно-исследовательские институты и вузы страны. Конечной целью фундаментальной стадии является открытие новых законов, закономерностей явлений в природе и обществе, обоснование новых теорий и других научных открытий. Эти открытия являются основой для подготовки научных кадров высшей квалификации и дальнейшего развития идей на стадии прикладных исследований.

2. Прикладные исследования продолжают фундаментальные исследования с целью внедрения их результатов в практику. Это позволяет разрабатывать предложения по модернизации техники, технологии, организации труда и производства. Прикладными исследованиями занимаются институты АН, все ВУЗы ведомственные и отраслевые научные организации.

3. Опытно-конструкторские разработки осуществляются различными научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями, опытными станциями (в сельском хозяйстве), которые готовят к внедрению новые технологии (интенсивные сорта, улучшенные породы животных) или продукцию к серийному производству.

Несмотря на кризисную ситуацию в 90-х гг., АПК должен в перспективе развиваться на основе широкого использования интенсивных технологий, разработки зональных систем машин, которые смогли бы максимально механизировать производство наиболее трудоемких продуктов в отраслях растениеводства и животноводства.

4. Подготовка производства предполагает подготовку предприятий к изменяющейся внешней экономической среде. С целью лучшего приспособления к рыночной среде необходимо прогнозировать выпуск новой техники, модернизацию существующих производств, их реконструкцию для производства новой продукции.

5. Серийное производство продукции предполагает достижение пропорциональности, согласованности, ритмичности и непрерывности производства. Это может быть обеспечено, с одной стороны, прогнозированием разумных пропорций между основными сферами АПК и, с другой стороны, государственным регулиро­ванием.

6. Эксплуатация техники позволяет качественно оценить ее и прогнозировать появление других, наиболее надежных и экономичных технических средств. В этом случае учитывается наиболее вероятный жизненный цикл товара с целью сокращения времени стадий «исследование — разработка».

При обосновании научно-технического прогресса на различных стадиях выбираются наиболее приоритетные методы прогнозирования. Так, при прогнозировании фундаментальных и прикладных исследований желательно применять методы системного анализа, построения сценариев, всю совокупность экспертных и формализованных методов. В этом случае ограничивается применение статистических методов, однако широко используются методы экономико-математического моделирования. При прогнозировании на стадии разработки могут быть применены методы: вариантный, межотраслевого баланса, анализа патентной документации, научно-технической информации на основе обзора литературных источников, индивидуальных и коллективных экспертных оценок. При прогнозировании на стадиях подготовки производства, серийного производства и эксплуатации желательно широко использовать экспертные оценки, статистическое и экономико-математическое моделирование, математические теории распознавания образов, катастроф и нейросетей.

 

3.Раскройте сущность эвристических методов прогнозирования.

Эвристические методы прогнозирования — это специальные приемы мыслительной деятельности, направленные на выявление перспектив эффективного развития управляемого объекта. Технология эвристических методов сочетает качественные и количественные подходы к прогнозированию. Можно выделить следующие эвристические методы: метод интервью, метод аналитических докладных записок, метод составления сценариев и морфологический анализ.

Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения оперативно давать квалифицированные советы на поставленные вопросы. Одновременно может проводиться опрос нескольких экспертов, однако в этом случае есть опасность потери самостоятельности экспертов и, кроме того, интервью грозит превратиться в дискуссию. Метод интервью по сути (но не по форме) схож с методом очного анкетирования. Анкетирование заключается в предъявлении эксперту опросного листа-анкеты, на котором он должен дать ответ в письменной форме (в то время как интервьюирование предполагает устный ответ эксперта интервьюеру). Анкетирование может быть и заочным, когда нет непосредственного контакта эксперта с организатором прогнозной деятельности.

Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения и метод рангов. При использовании метода предпочтения эксперт должен пронумеровать возможные варианты, способы и т.п. в порядке предпочтения, обозначив номером 1 самый важный критерий, номером 2 — менее важный и т.д. При применении метода рангов эксперту предлагается расположить рассматриваемые варианты вдоль шкалы, имеющей определенное число делений (например, от нуля до десяти). Разрешается располагать варианты (способы) в промежуточных точках между делениями, а также одному делению шкалы соотносить несколько вариантов.

Метод составления сценариев — наиболее популярный за последние десятилетия метод обработки качественных и количественных оценок. Термин «сценарий» впервые был употреблен в 1960 г. футурологом X. Каном при формировании картины будущего развития, необходимой для решения стратегических вопросов в военной области. Сценарий — это описание (картина) будущего развития, составленное с учетом правдоподобных предположений. Прогноз обычно включает несколько сценариев, исход которых различен. В большинстве случаев это три сценария — оптимистический, пессимистический и средний как наиболее вероятный, ожидаемый. В каждом сценарии необходимо выделить варианты развития, т.е. пути достижения целей сценария.

Составление сценария, как правило, включает несколько этапов: 1) структурирование и формулировка вопроса. Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен настолько точно, насколько это возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта. Необходимо осветить структурные характеристики и внутренние проблемы проекта; 2) определение и группировка сфер влияния. Для осуществления данного этапа необходимо выделить критически важные факторы среды бизнеса и оценить их влияние на будущее предприятия; 3) установление показателей будущего развития критически важных факторов среды предприятия. После того как основные сферы влияния обозначены, необходимо определить их возможное состояние в будущем исходя из намеченных предприятием целей. Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно оптимистическими, амбициозными; 4) формирование и отбор согласующихся наборов предположений. Если на предыдущем этапе предприятие определило будущее состояние среды бизнеса и ее влияние на предприятие исходя из его целей, то на данном этапе возможное развитие критически важных факторов среды предприятия определяется исходя из их текущего состояния и вероятных изменений.

Морфологический анализ получил наибольшее применение из эвристических методов. В теории управления морфологический анализ («морфологический» означает «внешний вид») основан на полных и строгих классификациях объектов, явлений, свойств и параметров, т.е. выявлении структуры объекта исследования и прогнозирования и оценке возможных значений ее элементов с последующим перебором и определением вариантов сочетаний этих значений. Таким образом, под морфологией нами понимается структурная форма системы, организованная и сформированная в соответствии с ее функциями.

Морфологический анализ применяется при прогнозировании сложных процессов для получения комплексной картины будущего развития и представляется наиболее рациональным при решении задач, которым невозможно или затруднительно дать точное математическое описание, т.е. невозможно количественно измерить и оценить объект исследования. Морфологический анализ дает возможность нахождения всех решений исследуемой проблемы, включая ранее неизвестные, а также трудно предсказуемые варианты. В связи с этим суть данного метода состоит в необходимости тщательного анализа выбранных вариантов, что может оказаться весьма трудоемким из-за их большого количества.

Морфологический анализ называется также функциональным, поскольку при его реализации проводится разделение структуры на элементы и определение конкретных функций этих элементов. Под функциональным элементом понимается элементарная часть объекта экспертизы, выполняющая хотя бы одну функцию по обеспечению работы других функциональных элементов или системы в целом. Функциональная структура дает только качественную характеристику состояния объекта, количественного значения она не имеет. Это соответствует прямой задаче: если есть функциональная структура, состоящая из элементов, и набор критериев, налагающих известные ограничения на функционирование системы, необходимо проанализировать функционирование этой системы с учетом критериев. Морфологический синтез предполагает поиск такой структуры сложной системы, которая оптимально отвечает условиям функционирования: это обратная задача.

9 билет

1. Дайте характеристику плана опытно-конструкторских разработок.

Планирование опытно-конструкторских работ опирается на разработки в области перспективных направлений науки и техники, а также на ускоренное освоение современных научно-технических достижений. Стандартная схема планирования ОКР предполагает конкурсный отбор приоритетных работ по самым значимым направлениям. Цель такого отбора — сосредоточить финансовые и материальные ресурсы на ключевых процессах. При этом приоритетные работы определяют научные комитеты или научно-технические советы в рамках долгосрочного (3-5 лет), среднесрочного (2-3 года) или годового планирования.

На долгосрочной основе планируются приоритеты научной деятельности целевых программ. Такое планирование ведется на уровне Министерств и Ведомств в рамках Федеральных целевых программ. Форма, порядок подготовки и рассмотрения долгосрочных планов определяется порядком, принятым в вышеуказанных целевых программах. Основная цель такого планирования — оценить комплексное научное обоснование проблем Заказчика в рамках указанного планового периода. Опираясь на эту задачу, разрабатываются показатели развития на заданный временной диапазон.

В отличие от долгосрочного, среднесрочное планирование относится к числу необязательных схем планирования опытно-конструкторских работ и охватывает двух- или трехгодичный период. Это «скользящее» решение, позволяющее по окончании части срока долгосрочного плана провести ревизию оставшегося и откорректировать задачи на период по завершении предыдущего срока.

Для годового планирования разрабатывается сводный План НИОКР, в который входят темы, включенные в целевую программы и задачи, выполняемые в интересах ведомства или отрасли. Таким образом, годовое планирование конкретизирует тематику, необходимую для достижения целей, в том числе и для более длительного периода планирования. Содержание программы для удобства работы может быть тематически детализировано как по кварталам, так и по месяцам.

2. Опишите область применения экспертных методов

Экспертный метод применяется в тех случаях, когда трудно или практически невозможно использовать более объективный метод (экспериментальный или расчетный). В практике диагностирования машин и управления данный метод очень распространен (например, при определении коэффициентов весомости показателей, численных значений показателей, которые не могут определяться каким-либо другим методом). Методология и методика применения экспертных методов достаточно глубоко представлена в различных литературных источниках [1,9, И...13].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.063 с.)