Девиантное поведение и его взаимосвязь с акцентуациями характера. Методы диагностики акцентуации характера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантное поведение и его взаимосвязь с акцентуациями характера. Методы диагностики акцентуации характера



Особенности девиантного поведения личности Девиантное поведение личности всегда не соответствует нормам, которые приняты в обществе или официально установлены в социуме. Оно включает действия, не соответствующие определенным устоявшимся законам, правилам, традициям и социальным установкам. Девиантное поведение можно определить в качестве поступков, отклоняющихся от норм. Здесь важно помнить об изменении социальных норм, что, в свою очередь, способно придавать отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Примером может быть отношение к курению, принятое в разные эпохи. Даже сегодня мы можем наблюдать разное отношение в разных государствах к этой пагубной привычке. Таким образом, девиантное поведение заключается в нарушении не любых, а только самых важных (для данного общества в данное время) социальных норм. Девиантное поведение и личность, которая его проявляет, вызывают отрицательные оценки со стороны окружающих людей. Такая оценка может обладать формой общественного осуждения или социальной санкции, включая уголовное наказание. Санкция, прежде всего, играет роль предотвращения нежелательного поведения. С другой стороны, санкции способны привести к такому негативному явлению, как стигматизация личности, то есть навешивание ярлыка. Так, хорошо известными могут считаться трудности обратной адаптации человека, который отбыл срок наказания и вернулся в обычные условия жизни. Такие попытки могут столкнуться с недоверием и отвержением со стороны окружающих людей. Постепенно ярлык формирует девиантную идентичность (самоощущение), а плохая репутация способна усилить опасную изоляцию и препятствовать положительным переменам. Особенности девиантного поведения заключаются в том, что оно может нанести реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Такой человек дестабилизирует существующий порядок, причиняет моральный и материальный ущерб, может произвести физическое насилие и причинить боль, ухудшить здоровье другого человека. В своих крайних проявлениях девиантное поведение способно представлять непосредственную угрозу для жизни (например, суицидальное поведение, насилие, употребление «тяжелых» наркотиков). Психологический маркер ущерба здесь представлен страданием, которое переживает сам человек или окружающие его люди. Особенности акцентуаций характера
Акцентуации — это крайние варианты нормы, при этом они сами по себе не способны выступать в качестве клинического диагноза. Когда диагностическое заключение отражает лишь акцентуации характера, то оно не может свидетельствовать о психическом здоровье. В соответствии со степенью выраженности выделяют две степени акцентуации характера: Явную акцентуацию относят к крайним вариантам нормы (наличие относительно постоянных черт определенного типа характера); Скрытую акцентуацию относят не к крайним, а к обычным вариантам нормы (черты характера в обычных условиях выражены слабо или не проявляются). Даже если проводить продолжительное наблюдение и обратиться к разносторонним контактам и детальному ознакомлению с биографией, сложность представляет четкая характеристика определенного типа характера. Черты скрытой акцентуации могут ярко, порой неожиданно, выявиться под воздействием ситуаций и психических травм, предъявляющих повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Взаимосвязь личностных акцентуаций и девиантного поведения Психологические исследования, которые проводил А. Е. Личко, показали определенную связь особенностей акцентуаций характера и отклоняющегося поведения (правонарушения, сексуальная патология, вредные привычки, алкоголизм, наркомания и др.). Было определено, что гипертимность влияет на групповые формы отклоняющегося поведения. Такие люди пытаются лидировать среди асоциальных приятелей по причине легкомыслия, жажды развлечений, желания получить деньги на удовольствия. При этом они сами становятся вдохновителями групповых нарушений порядка. Для гипертимов характерен интерес не только к бытовому пьянству в группах, но и к обширному кругу дурманящих средств. Они считают, что, принимая такие вещества (газообразные и токсические) наркоманом стать невозможно. Такие люди легко соглашаются на незаконные сделки, совершают мелкое воровство, а отсутствие застенчивости у таких подростков толкает их на ранние сексуальные связи. Циклоиды не нарушают поведение, но проявляют интерес к алкоголю только в период подъема настроения. В случае с астено-невротической акцентуацией сексуальная активность может ограничиваться короткими и быстро истощающимися вспышками. Шизоидные личности склонны к правонарушениям, но попадают в поле зрения полиции относительно реже, чем личности с другими акцентуациями. Это можно объяснить тем, что они любят действовать в одиночку, тщательно скрывая собственные поступки и намерения, «работают» без сообщников, хорошо обдумывая собственные шаги. Эпилептоидные личности способны давать аффективные вспышки, как правило, в период дисфории. В этом случае они совершают сексуальные эксцессы, для которых характерны садомазохистские наклонности. Алкогольное опьянение сопровождается у эпилептоидов дисфорическими и амнестическими расстройствами, агрессией и психомоторным возбуждением.

1.Опросник Шмишека основан на типологии К.Леонгарда и позволяет диагностировать перечисленные выше акцентуации.

К.Леогард выделял следующие типы акцентуации характера, темперамента, личности: демонстративный, педантичный, застревающий (аффективно-застойный), возбудимый, гипертимический, дистимический, аффективно-лабильный, экзальтированный, тревожный, эмотивный,

2.Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко является еще одной методикой класса личностных типологических опросников. ПДО предназначен для диагностики акцентуаций характера и психопатий у подростков в возрасте от 14 до 18 лет.

В опросник включены фразы, разбитые на 25 тем. В число тем вошли: оценка собственных витальных функций (самочувствие, настроение, сон, сексуальные проблемы и др.), отношение к близким, окружающим (родителям, друзьям, школе) и к некоторым иным аспектам (критике, наставлениям, социальным нормам и др.). ПДО включает 25 таблиц-наборов фраз («Самочувствие», «Настроение» и др.). В каждом наборе от 10 до 19 предлагаемых ответов. Некоторые из предлагаемых фраз-ответов индифферентны, то есть не имеют диагностического значения.

Методика проведения исследования.

С испытуемым проводится два исследования. В первом исследовании ему предлагается в каждой таблице выбрать наиболее подходящий для него ответ и соответствующий номер поставить в регистрационном листе №1. Если в каком-нибудь наборе подходит не один, а несколько ответов, допускается сделать два-три выбора. Более трех выборов в одной таблице делать не разрешается. В разных таблицах можно сделать неодинаковое число выборов. Во втором исследовании предлагается в тех же таблицах выбрать наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (при желании можно выбрать в каждой таблице два-три неподходящих ответа, но не более) и поставить соответствующие номера в регистрационный лист № 2.

В обоих исследованиях разрешается отказываться от выбора ответа в отдельных таблицах, проставляя 0 в регистрационном листе. Если число отказов в обоих исследованиях составляет в сумме 7 и более, то это свидетельствует либо о трудностях работы с вопросником в силу невысокого интеллекта (встречается при легкой дебильности), либо, при достаточном интеллекте, о негативном отношении к исследованию. В последнем случае работу с опросником можно повторить после психотерапевтической беседы.

Обычно для проведения каждого исследования требуется от получаса до часа времени. Исследования можно проводить одновременно с небольшой группой испытуемых при условии, чтобы они не могли совещаться друг с другом или подсматривать выборы друг друга.

При получении регистрационных листов необходимо сразу же проверить, не поставлено ли в какой-либо графе более трех номеров выборов и предложить испытуемому сократить их число, а если отказов 7 и более - попытаться их уменьшить.

Образцы регистрационных листов приводятся далее.

ПДО не пригоден для обследования подростков при наличии выраженной интеллектуальной недостаточности (так называемая пограничная умственная отсталость не препятствует обследованию) или острого психотического состояния с нарушениями сознания, бредом, галлюцинациями и т.п., а также при выраженном психическом дефекте шизофренического, органического и других типов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.)