Особенности детей, имеющих мотивацию избегания неудач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности детей, имеющих мотивацию избегания неудач



Особого внимания требуют школьники, имеющие выраженную мотивацию избегания неудач. Как уже говорилось, они сильно тревожатся на уроках, боятся допустить ошибку, стараются во всем быть абсолютно правильными. Тратят на это много сил, поэтому быстро устают, часто болеют. В трудных случаях возможен отказ от выполнения тех заданий, которые им кажутся сложными. Взрослые, не понимая причин этого, называют такое состояние ребенка ленью. Хотя на самом деле он просто очень боится, что у него не получится сделать то, что требуется.

Контрольная работа для такого ученика представляет собой серьезное испытание. Он начинает волноваться заранее, даже если уверен в своих силах. Может заболеть голова, живот. В особо острых случаях накануне может резко повыситься температура, а к вечеру уже пройти. Если задание письменное, то иногда потеют руки, сильно напрягаются и устают от этого. Внимание ухудшается, и ребенок делает такие ошибки, какие обычно он не допускает. Заметив это, нередко родители просят психолога позаниматься с ним, проверить внимание. А оно в этом случае, как правило, вполне сохранно.

На уроке ученику так хочется показать хороший результат, что он либо постоянно тянет руку и обижается, если его не всегда спрашивают, либо, наоборот, внутренне напрягается - телом, голосом и редко поднимает руку. А бывает, что перестает поднимать руку после случайной ошибки.

Иногда страх ошибиться на уроке ребенок переносит в другие сферы жизни. Например, не хочет быть капитаном команды в соревнованиях или

выступать на сцене боясь быть А в самом трудном случае вообще отказывается от участия в ситуациях, где нужно проявить лидерство, хотя стремится к этому и реально имеет для этого все основания.

Почему это происходит? Причина - в семье. Самое удивительное, что такого ребенка могут воспитать только хорошие родители, которые отдают ему много сил и внимания. Ребенок – большая ценность у домочадцев, а иногда и основной смысл жизни. Чаще всего сами родители хорошо образованы и социально успешны поэтому не только хотят правильно воспитывать, но и знают, как это делать.

Ребенок в такой семье очень любит маму и папу, гордится и стремится походить на них. Но дело в том, что он видит их у успешными, а тот путь, который они преодолели, чтобы достичь кого положения, ему если и известен, то не наполнен эмоциональным смыслом. Поэтому сравнение себя с родителями - всегда не пользу ребенка. Он кажется себе недостаточно успешным, и каждая сделанная им ошибка подтверждает это, говорит о его никчемности, о том, что он недостоин любви таких замечательных родителей.

Рекомендации родителям и педагогам

Как педагогам и родителям помогать таким детям? Самое важное правильно реагировать на их ошибки. Не следует говорить «Ничего страшного, не волнуйся», потому что ребенок воспримет такие слова, как «Это страшно, волнуйся». Эффективнее использовать слегка с позитивным смыслом с исключением частицы «не», например: «Все нормально», «Будь спокойнее», «Потом сделаешь правильно» и т. д. Если ребенок сильно переживает за свою ошибку, нужно найти способ его похвалить за что-либо другое: «Ошибся, зато внимательно, красиво писал», «Ошибся, зато видно, как ты старался», ли возможно, стоит учить его находить причину ошибки: «Ошиб может быть, потому, что перепутал право или лево, подумай сам Но главное - необходимо приучать ребенка к тому, чтобы понимал обучающее воздействие ошибок, усваивал это как жизненную философию, чтобы любая ошибка воспринималась им не с огорчением, а осмыслялась и давала опыт, побуждала к самоизменениям. Для этого можно повторять детям крылатые фразы:

•     «Не ошибается тот, кто ничего не делает»;

•     «Успех радует, а учит ошибка»;

•     «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить» и т. п.

Также надо приучать ребенка анализировать причины ошибок, формулировать опыт, который он от них получил. Например, если допустил ошибку в вычислениях, то в дальнейшем надо два раза проверять; плохо прочитал стихотворение - значит, повтори его утром перед школой; много ошибок, например пропущенных букв, -читай текст вслух по слогам.

И ни в коем случае не следует ругать или укорять за ошибки детей с мотивацией избегания неудачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.005 с.)