Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебной мотивации обучающихся 5-7 классов.
Содержание стр. Учебно-тематический план _________________________________________3 Пояснительная записка ____________________________________________ 4 Введение_________________________________________________________6 1. Особенности изучения и формирования мотивационной сферы личности школьника._______________________________________________________7 1.1. Уровни учебной мотивации учащихся_____________________________9 1.2. Психолого-педагогические особенности организации эмоционального климата, для повышения учебной мотивации _________________________10 1. 3. Требования, предъявляемые к гуманным отношениям между учителем и учеником в процессе изучения и формирования мотивации учащихся_____13 1.4. Методы организации учебной деятельности, формирующие мотивы обучения________________________________________________________14 2. Методические рекомендации для учителей по повышению учебной мотивации учащихся. 2.1. Этапы формирования учебной мотивации на отдельных этапах урока_16 2.2. Методические рекомендации по организации учебного процесса, способствующие развитию учебной мотивации________________________17 2.3. Нестандартные приемы работы, развивающие мотивацию к учебной деятельности_____________________________________________________20 2.4. Общие приемы создания ситуаций успеха у учащихся_______________21 2.5 Приемы создания ситуации успеха на уроке________________________22 2.6 Рекомендации для родителей по формированию мотивации ребенка___22 3. Комплекс диагностического инструментария для исследования мотивационной сферы учащихся.____________________________________23 Заключение______________________________________________________28 Список использованных источников_________________________________28 Приложения_____________________________________________________30
Содержание курса Программа семинара включает в себя три занятия по два часа каждое в течение учебного года (одно занятие в месяц).
Пояснительная записка Программа семинара разработана на основе Концепции модернизации Российского образования, которая выводит на первое место деятельностный тип обучения. Новая парадигма образования предполагает необходимость больших изменений в учителе, ученике, учебно-воспитательном процессе. Чтобы работать в современных условиях, учителю необходимо учитывать психологизацию процесса образования, подразумевающую всестороннее изучение личности ученика как субъекта обучения. А поскольку состояние мотивационной сферы учащегося является одним из определяющих факторов его успешного учения, постольку умение учителя формировать и корректировать мотивы учеников очень важно. В связи с этим тематика программы представляется крайне актуальной. Принято считать, что если ребенок не хочет учиться, значит он ленивый или неспособный. И первое, что обычно приходит на ум родителям в таком случае, ~ заставить или наказать. Однако чаще всего подобные методы дают обратный эффект - еще больше отбивают интерес к овладению новыми знаниями. Поэтому к ребенку у которого снижена учебная мотивация, нужен индивидуальный подход. Какой - подскажет педагог-психолог. Достаточно часто педагоги и родители наблюдают снижение учебной мотивации у детей в средней школе. В этом явлении можно выделить две ступени - 5-й и 7-й классы. Действительно, у некоторых ребят учебная мотивация снижается после окончания начальной школы, поскольку исчезает строгий контроль одного учителя. У других она сохраняется до 6-7-го класса -пика подросткового кризиса, когда, демонстрируя перед родителями свою самостоятельность, школьники активно отстаивают свою позицию и перестают учиться. Основной причиной можно назвать использование принуждения еще в ходе дошкольного обучения. Взрослые из-за недостаточного знания возрастных особенностей детей нередко, к примеру, сажают их за прописи или предлагают механически запоминать буквы или цифры. Поэтому овладение знаниями у детей происходит не в силу их внутренних познавательных потребностей, а вследствие внешних мотивов - желания заслужить поощрение взрослых и избежать наказания.
В начальной школе список стимулов увеличивается. Добавляются широкие социальные мотивы - долга, ответственности. А некоторым становится важно учиться, чтобы доказать свое лидерство в классе, быть лучшим - такой мотив называется узколичностным. У тревожных детей, имеющих выраженный социальный страх не соответствовать нормам и требованиям окружения, формируется мотив избегания неудач. Это, казалось бы, внешне желательное свойство на самом деле имеет обратную сторону. Ученики с выраженным мотивом избегания неудач очень волнуются на контрольных мероприятиях, при ответах у доски, поэтому в таких ситуациях выполняют задания хуже, чем делают это обычно. Есть ребята, у которых преобладает эмоциональный мотив. Для них значимо наличие личностного контакта с учителем, возможности проявления эмоций и обмена ими в ходе урока. Однако и в начальных классах, как и до школы, многие дети учатся не из желания расширять знания о мире, не для реализации своих познавательных потребностей, получения удовольствия от учебного труда, а по вышеперечисленным причинам. Учитель начальной школы, который проводит много времени со своими учениками, как правило, либо интуитивно понимает, либо осознает особенности своих учеников и учитывает их на уроке. Таким образом, проблема снижения учебной мотивации остро встает уже в среднем звене школы, основанном на предметном обучении. Какие могут быть варианты решения этой проблемы? Главное - организовать сам процесс обучения так, чтобы стимулировать познавательные мотивы детей. Но это не в компетенции школьного педагога-психолога, это сфера деятельности школьной администрации. Цель программы: создать условия для обобщения и систематизации приемов, методов и средств изучения и развития мотивов учения школьников. Задачи: - изучить особенности формирования учебной мотивации у школьников; - рассмотреть различные методы и приемы, позволяющие осуществлять управление мотивационной сферой учащихся, в том числе её формирование и коррекцию; - познакомить учителей с диагностическими методами изучения мотивации учения школьников;
Введение Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса. Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у школьников среднего звена, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие психолого- педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Итак, цель моей программы семинара заключается в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации учащихся среднего звена. Данная цель конкретизировалась в следующих основных задачах:
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.01 с.) |