Голосоведение,егоособенностииразновидности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Голосоведение,егоособенностииразновидности



Голосоведение - важнейшеесвойствофактуры. Можнополностьюсогласитьсястрактовкойголосоведения,предпринятойФ.Г. Арзамановым: это "движениеотдельногоголосаивсехголосоввместевмногоголосноммузыкальномпроизведенииприпереходеотодногосочетаниязвуковкдругому",выражающее "общийпринципразвитиямелодическихлиний (голосов), изкоторыхскладываетсямузыкальнаяткань (фактура)"

Кспецифическимпризнакамголосоведенияотносятся:

свободноеразвитиеголосовсихопоройнавариантностьивозможнымперекрещиванием;

переменностьголосовсточкизренияназначенияосновногонапеваиегоподголоска (подголосков);

тяготениекустоямивыделениеопорныхтонов,чтоформируетладо-образование (унисонноеначалоизавершениефраз,октавно-унисонноеокончаниепесенидр.;

преобладаниепрямого (режекосвенного) движенияголосовыхлинийнадпротивоположнымдвижениемголосов;

закономерноерасслоениеголосовнаподъемеприсовпадениикульминационныхвершинвдвиженииголосовыхлинийисоединениеихнаинтонационномспаде.

Условнонестольмногочисленныеразновидностиголосоведенияможноклассифицироватьследующимобразом,разделивнагруппы:

1. Прямоеведениеголосов - наиболеераспространенныйвид,гдевозможнодублированиеголосов,сопровождаемоеслияниемихвунисон. Вслучаепараллельногодвиженияголосоводнотипныеинтервалы,заисключениемтерций,обнаруживаютсясравнительноредко,преобладаетихпеременно-смешанноесочетание.

2. Ленточноеголосоведение,примыкающеекпервомувиду,представленоинтервальнымдублированиемголосов,приэтомконтурыихлинийвизуальнонапоминаютизгибыленты.

3. Косвенноедвижениеголосовможетбытькоротким,преходящимидолгим,пролонгированным.

4. Противоположноеголосоведениенаблюдаетсяприрасходящемсяивстречномдвиженииголосовыхлинийвкульминационныхзонахдраматическогохарактера; нередко - вусловияхразвитияконтрастногоподголоскауверхнегоголоса,противопоставленноголиниинизкихмужских.

Чтожекасаетсяфактурнойорганизациихоров acappella,тоэто,пожалуй,одинизсамыхсложныхжанровисполнительскогомастерства,гдесочетаютсяважныетеоретическиеположенияотипахивидахизложениязвуковойткани,еепараметрахиэлементах,функцияхголосов,рассматриваемыхсточкизренияихсочетания,соотношений,характера,вокализацияпоэтическоготекстаиисполнительскиевозможностипевческихголосов.

Аcappella - большоеискусство,котороедостигаетсятолькоспетостьюансамбляипрофессионализмомруководителя. Существуетмножествовариантовразвитияпроизведения - acappella,например: последовательноеразвитиеотдвухголосиякчетырехголосию,чемусоответствуетсменатембровогоколоритаиконкретныхприемов (интервальноедублирование,унисонныйзачинихоровойподхват,смешанныйтипмногоголосия). Можноиспользоватьминимумвыразительныхсредств,которыевполнеорганичныдляэтогожанра: строгаядиатоника,тональнаяустойчивость,натурально-ладовыеобороты,чтоисоздаетобщийколоритсочинения. Всезависитотфантазииитворческогополета.

Жанрacappellaбогатиколористическиминаходками,интереснымитембровымисочетаниями. Изменяятембральнуюокраскутемысмещениемеевразныерегистры,постепенноусложняяхоровуютканьувеличениемколичестваголосовотдвухголосиядовосьмиголосия,сменойвидовизложения,волновымфактурнымнарастаниемиспадом,сгущениемиразрежениемзвуковойткани,можнодостичьизобразительныхэффектов,вызываяассоциациисусиливающимисяизатухающимипорывамиветра.

Хоровыепартииможнотрактоватьпо-разному, - взависимостиотихвокальныхособенностейифункциональныхзадач,врезультатечегокаждыйголоснаделяетсяиндивидуализированноймелодическойлинией,образуявсочетаниисдругими,пластичнуюзвуковуюткань,отличающуюсячистотойиясностьюголосоведения,плавностьюиосмысленностью.

Варсеналеacappellaсамыеразнообразныевокально-хоровыесредства: пениенаслоги,гласныезвуки,закрытымртом,glissandi,имитацияинструментальныхприемов. Впроизведенияхможновставитьяркиефоническиеэффектырезкойсменырегистраигармоническойкраски,разделениеисполнительскогоансамблянадвасемантическиобособленныхпласта,контрастноечередованиетембровыхгрупп,многогранноеиспользованиесолирующихголосов,чистыхисмешанныхтембровразличныхпартий,звучащихкакпорознь,такивунисонномизложении. Аcappella. значительнорасширяетвокально-техническиересурсыхора,используякластеры,glissandi,говор,щелчкиязыком,выкрики,свободноелинеарноеразвертываниеголосов,неточнуюфиксациюзвука. Важнотонкочувствоватьспецификухоровогопенияacappella,чтопроявляетсявтеснойвзаимосвязипоэтическогословаимузыки,вокальнойприродемышления,глубокомзнаниипевческихголосов (применениепреимущественноудобныхтесситур,мелодичностьголосоведения,эффективноеиспользованиевокально-тембровыхкрасок), естественныхприродныхсвойствисполнительскогоансамбля,разнообразиярегистровитемброввсегохораикаждойиндивидуальнойпартии.


Вывод

 

Вокальнаяаранжировка - сложная,увлекательная,интереснаятворческаяработа,требующаянемалыхмузыкальныхзнанийиумений,большойфантазииивдохновения,постоянноголичностногоразвития.

Аранжировка - естьимпровизация,индивидуализацияисполнителя,выплесктворческойнатуры,своеобразныймузыкальныйязык,безкоторогомирмузыкибылбысерыминеинтересным!


Список литературы

 

1. Асафьев.Б. "Русскаямузыка" Л., 1968.

2. БагадуровВ. "Вокальноевоспитаниедетей" М., 1980.

3. АпраксинаО. "Методикамузыкальноговоспитания" М., 1984.

4. ДмитриевскийГ. "Хороведениеиуправлениехором" М., 1948.

5. СоколовВл. "Работасхором" 2-еизд.М., 1983.

6. ЧесноковП. "Хориуправлениеим" М., 1968.

7. ЕгоровА. "Коллективиличность" М., 1975

8. ПтицаКл. "Работасдетскимхором" М., 1981.

9. МорозовВ. "Вокальныйслухиголос" М., Л., 1965.

10. АпраксинаО. "Методикаразвитиядетскогоголоса" М., 1983.

11. ТюлинЮ. "Учениеомузыкальнойфактуреимелодическойфигурации" М., 1976.

12. ШерманН. "Формированиеравномерно - темперированногостроя" М., 1964.

13. ГарбузовН. "Внутризонныйинтонационныйслухиметодыегоразвития" М., Л., 1951.

14. ДобрынинаМ. "Обусловияхинекоторыхпринципахвоспитаниячистойинтонацииупевцов. Вопросыфизиологиипенияивокальнаяметодика" Вып. XXV.М., 1969.

15. АнисимовА. "Элементыхудожественно - исполнительскойкультурыхора. Дирижер - хормейстер" Л., 1976.

16. НазайкинскийЕ. "Омузыкальномтемпе" М., 1967.

17. СоколовВ. "Средствахудожественнойвыразительности. Работасхором"М.,! 983.

18. БалашовВ. "Поэтическоесловоивокальнаяинтонация" // РаботавхореМ., 1977.

19. ВиноградовК. "Работанаддикциейвхоре" М. 1967.

20. БондаркоЛ. "Звуковойстройсовременногорусскогоязыка" М., 1977.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.215.188 (0.008 с.)