Хоровыепартии,составляющиеихголоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хоровыепартии,составляющиеихголоса



РЕФЕРАТ

Попредмету

"Работасвокальнымансамблем"

Натему "Вокальнаяаранжировка"

 

Выполниластудентка

IIIкурсаЭ.О.Э. П.

ЧумачковаНаталья

 

г. Мурманск2010


Содержание

 

Введение

Определение типа голоса

Хоровые партии, составляющие их голоса

Некоторые особенности аранжировки сопровождения вокала

Создание облегченного инструментального сопровождения

Выбор тональности для аранжируемой песни

Голосоведение, его особенности и разновидности

Вывод

Список литературы


Введение

 

Вокальнаяаранжировка, реальныевозможностиансамбля;диапазон,тесситура,выборудобнойтональности;логикаиплавностьголосоведения.

Работастворческимколлективом,вокальнымансамблемстроитсянаосноведостижениймногихнаук: музыкознанияиэстетики,психологииипедагогики.

Восновеработытворческогоколлективалежатувлеченностьидуховнаяобщность,определяющиедеятельностьтворческогоколлектива. Черезисполнительскуюдеятельностьраскрываютсялюбовькмузыке,ансамблевомупению.

Творческийколлектив (вдальнейшемименуемыйтакже "вокальнымансамблем") - этоорганизованныйколлективпевцов,чьяисполнительскаядеятельностьподчиненаединымцелямизадачам.

Вокальныйансамбльвозглавляетруководитель (лидер). Индивидуальнаяработаруководителясучастникамиансамбляноситмногоплановыйхарактер. Вовремярепетиций,концертов,студийныхзаписей,нарадио,телевиденииивпроцессеподготовкикнимучастникиансамблядолжнывыполнятьвсеуказанияруководителя,точноследуяустановленномурежимуработы. Вмежличностномобщенииприобретаетсяопытэмоционально-творческихконтактовнаосновевзаимногоинтересаидоброжелательногоотношениядругкдругу.

Врезультатепродуманнойучебно-воспитательнойработыразвиваетсятворческаяинициативакаждогоучастникаансамбляиоткрываетсяперспективадляразвитиявсегоколлектива.

Дляуспешногосуществованиявокальногоансамблябольшоезначениеимеетправильноподобранныйрепертуар. Репертуардолженотвечатьзадачаммузыкально-художественноговоспитанияансамбляи,втожевремя,долженбытьдоступенповокально-техническомуиисполнительскомууровню. Врепертуарнеобходимовключатьпроизведенияразнообразныепоформе,жанру,содержанию.

Привыборепроизведениянеобходимоучитыватьследующиепараметры: количествоголосов; ихтесситурныевозможности; интонационные,ритмические,динамическиетрудности; наличиеаккомпанемента ("живойинструментальныйансамбль" или "фонограмма").

Этижепринципылежатвосновевокальныхаранжировок.

Музыкально - исполнительскийпроцессвансамблепредполагаетовладениеегоучастникамисистемойспециальныхмузыкально - теоретическихвокально-ансамблевыхзнаний,уменийинавыков,применениекоторыхнеразрывносвязаностеориейипрактикоймузыкальногоисполнительства.

Теорияипрактикаработысвокальнымансамблемнеотделимыотосновныхприемовработысансамблем. Вметодикевокально-ансамблевойработызнанияакустическихзакономерностейимеханизмаработыголосовогоаппаратанеобходимыдляруководителя.

Помереразвитиямузыкальнойкультурыивозросшегоинтересаслушательскойаудитории,всенастоятельнееощущаетсяпотребностьосмыслениянакопленноговокально-хоровогоопыта. Впостоянномизмененииотношениякпевческомуделуменяютсязадачи,стоящиепередним. Вместестемпоявилисьновыеметодическиевоззрения,приемы.

Аранжировка - однаизважнейшихсоставляющихуспеха "музыкальногопроизведения".

Аранжировка - (переложение,обработка) - приспособлениемузыкальнойкомпозициидляиногосоставаисполнителей,чемпервоначальный (иличемпредусмотренныйавтором).

Удачносоставленнаямелодия ("наборнот") - этоещёне "хит". Длятогочтобымелодия "зазвучала" необходимосособойточностьюподобратькнейинструменты,придуматьоригинальнуюобработкузвуков,всоответствиисжанровойнаправленностью "задумкиавтора" (заказчика)"подложить" ритм - группы,ненарушаяиндивидуальногомузыкальногостиля.

Оченьчасто,слушаяпесни,искушённыймузыкальноеслух "начинаетскучать" ужепослепервогокуплета. Причинатому - однообразиевокальнойаранжировки. Большинствопевцовигруппнанашейэстрадеисполняютпесниодноголосно (всюпеснювунисон).

Непродуманностьвокальнойаранжировкизачастую "мстит" дажесамымсладкоголосымпевцам. Слушатьтакоеисполнениетакжетяжело,какрассматриватькартину,написаннуюоднимцветом. Именнопоэтому,необходимоправильноподбиратьбэк-вокальныепартии,соответствующиеВашемуголосу.


Определениетипаголоса

 

Развитиеголосавсегдатребуетвернойдиагностикиеготипа. Поставитьверныйдиагноз - верноопределитьтипголосавначалеобучения - одноизусловийправильногоегоформирования. Потомуопределениетипаголоса,втехслучаях,когдавэтомимеетсясомнение,являетсяоднойизважнейшихзадачначальногопериодаобучения.

Мызнаем,чтовформированиихарактераголосаиграютрольнетолькоконституционныефакторы,ноиприспособления, т.е. приобретенныенавыки,привычки. Поэтомупонять,чтоболееблизкоприродеданногоголоса,ачтонесвойственноему,наносно,результатпривычки,далеконевсегдаявляетсяпростойзадачей. Когданачинающийпевец,копируякакого-либолюбимогоартиста,поетнесвойственнымемухарактеромголоса, "басит", "тенорит", "цыганит" и т.п., точащевсегоэтолегкоопределитьнаслухиисправить. Вэтомслучаеестественный,природныйхарактерголосавыявляетсясовсейочевидностью. Однакобываютслучаи,когдаголосзвучитестественно,ненапряженно,восновномверно,ивсежехарактерегоостаетсяпромежуточным,невыявленным. Здесьважнополучитькакие-тоданные,позволяющиеуточнитьдиагностикутипаголоса.

Покаещенауканерасполагаеткаким-либоединымметодом,которыйпозволилбысразуибезошибочноопределитьтоттипголоса,которыйестественносвойственданномучеловеку. Поэтомуопределениетипаголосаследуетвестипорядупризнаков. Кчислуихнужноотнеститакиекачестваголоса,кактембр,диапазон,месторасположенияпереходныхнотипримарныхтонов,способностьвыдерживаниятесситуры,атакже'конституциональныепризнаки,вчастностианатомо-физиологическиеособенностиголосовогоаппарата,такие,какдлинаголосовыхсвязокихронаксиявозвратногонерва.

Тембридиапазонобычновыявляютсяуженаприемныхиспытаниях,нонитот,нидругойпризнаквотдельностиещенемогутнамсуверенностьюсказать,какимголосомобладаетученик. Бывает,чтотембрговоритзаодинтипголоса,адиапазонемунесоответствует. Тембрголосалегкодеформируетсяотподражанияилинеправильногопенияиможетобманутьдажепридирчивыйслух.

Типичныедиапазоныбылиуказанынамиприописанииклассификацииголосов. Встречаютсяиголосасвесьмаширокимдиапазоном,захватывающимнотынехарактерныедляданноготипаголоса. Сдругойстороны,встречаютсяитакие,которыеимеюткороткийдиапазон,недостигающийнужныхдляпениявданномхарактереголосатонов. Диапазонутакихпевцовчащевсегобываетукороченсодногокрая, т.е. либонедостаетнесколькихнотвверхнемегоотрезке,либовнижнем. Редкокогдаонбываетсуженсобоихконцов.

Дополнительныеданные,помогающиеклассифицироватьголос,мыполучаемизанализапереходныхнот. Какизвестно,голосимеетрегистровоестроение, т.е. вотдельныхотрезкахдиапазоназвучитнеодинаковоиприпереходеотодногорегистравдругойменяется,ломается,причемпевецвсегдаощущаетнаэтихнотахопределенноенеудобство. Этипереломные,илипереходныедотыврезультатеобработкимогутбытьскрыты,статьнезаметными,ноуначинающегопевцаобычноощущаютсяявственно. Различныетипыголосовимеютпереходныезвукинаразнойвысоте. Этим-тоипользуетсяпедагог,чтобывернеепоставитьдиагнозтипаголоса.

Типичныепереходныеноты,такжеварьирующиеуразныхпевцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - сольпервойоктавы.

Баритон - ре-ми-бемоль - мипервойоктавы.

Бас - ля-си - си-бемольмалойдо-до-диезпервойоктавы.

Сопрано - ми-фа-фа-диезпервойоктавы.

Меццо-сопранодо-ре-ре-диезпервойоктавы.

Уженщинэтоттипичныйрегистровыйпереходнаходитсявнижнемотрезкедиапазона,аумужчин - вверхнем. Уженщинимеетсяещеодинпереходотцентракверхнимзвукам,ноонмалохарактерен.

Кромеэтогопризнакавопределениитипаголосамогутпомочьтакназываемыепримарныезвуки,илизвуки,наиболеелегкоиестественнозвучащиеуданногопевца. Какбылоустановленопрактикой,оничащевсегонаходятсявсреднейчастиголоса, т.е. утеноравобластидопервойоктавы,убаритона - вобластилямалой,убаса - фамалойоктавы. Соответственноиуженскихголосов.

Правильноерешениевопросаотипеголосаможетподсказатьтакжеспособностьпевцавыдерживатьтесситуру,свойственнуюданномутипуголоса. Подтесситурой (отсловаtissu - ткань) понимаетсясредняязвуковысотнаянагрузканаголос,имеющаясявданномпроизведении.

Тесситура (ит. tessitura,буквально - ткань) - высотноеположениезвуковмузыкальногопроизведенияпоотношениюкдиапазонупевческогоголосаилимузыкальногоинструмента. Различаютсреднюю,наиболееудобнуюдляисполнения,высокуюинизкуютесситуру. Соответствиетесситурывозможностямпевческогоголосаилимузыкальногоинструментаявляетсянеобходимымусловиемполноценногохудожественногоисполнения.

Тесситураможетбытьнизкой,нопроизведение - содержатьпредельныеверхниезвуки,инаоборот - высокой,нобезпредельныхверхнихзвуков. Такимобразом,понятиетесситурыотражаеттотучастокдиапазона,гдеголосчащевсегодолжендержатьсяприпенииданногопроизведения. Еслиголос,близкийпохарактеруктеноровому,упорнонедержиттеноровойтесситуры,томожносомневатьсявправильностивыбраннойимманерыголосообразованияиговоритзато,чтоданныйголос,вероятно, - баритон. Тесситура - важныйпоказательввыявлениитипаголоса,определяющийвозможностиданногопевцавсмыслепениятехилииныхпартий.

Тесситурапроизведениялегкоможетбытьопределенапоследующейдиаграмме. Еслиповертикалиотложитьзвукидиапазона,вкоторомнаписаноданноепроизведение,апогоризонталивопределенноммасштабедлительностькаждойноты,встречающейсянапротяжениивсегопроизведения,тонаглядновидно,накакихзвукахбудетпроисходитьосновнаяработаголосовогоаппарата.

Средипризнаков,помогающихопределитьтипголоса,имеютсяианатомо-физиологические. Давноотмечено,чторазнымтипамголосовсоответствуетразличнаядлинаголосовыхсвязок.

Действительно,многочисленныенаблюденияпоказываютсуществованиетакойзависимости. Чемвышетипголоса,темкорочеитоньшеголосовыесвязки. Многочисленныеизмеренияихдлиныприпомощиградуированногозеркалавыявилисредниецифры,характерныедлякаждоготипаголоса. Жизньпоказала,чтонапрактикеэтицифрыневсегдасоответствуютдействительности,встречаютсяголоса,имеющиедлинусвязок,неукладываютсявотведенныеразмеры.

Следуетпомнитьтакже,чтоголосовыесвязкимогутбытьпо-разномуорганизованывработеипоэтомуиспользованыдляобразованияразныхтембров. Обэтомясноговорятслучаисменытипаголосаупрофессиональныхпевцов. Одниитежеголосовыесвязкимогутслужитьдляпенияразнымитипамиголосоввзависимостиотсвоегоприспособления.

Всежетиповаяихдлина,априопытномвзглядефониатраипримерноепредставлениеотолщинеголосовыхсвязок,могуториентироватьвотношениитипаголоса.

Диапазоны,регистры.

Всепевческиеголосаповысотевоспроизводимыхзвуковипотембруразделяютсянаженские,мужскиеидетские (пофизиологическомупринципу). Каждаяизэтихбольшихгруппделитсянавысокиеинизкиеголоса.

Силазвучаниячеловеческогоголосанеодинаковавразличныхучасткахзвуковогодиапазона,яркостьзвучанияусиливаетсяпривосходящемдвижениииослабеваетвнисходящем. Хоровоепениеввосходящемдвижениибольшейчастьюразвиваетсявзвучаниесветлое,прозрачное,блестящее. И,наоборот - пениехоравнисходящемдвижениипревращаетсявзвучаниеболеетихое,матовое,глухое.

Каждаяхороваяпартияимеетопределенныйдиапазонилизвуковойобъем. Мыразличаемдиапазоныхоровойпартии: общийит. н. рабочий. Наиболееудобнымипрактическииспользуемымвхоровойпрактикеявляетсясредний,рабочийрегистрдиапазонаголосаихоравцелом.

Умениеправильноопределитьголосиназначитьеговопределеннуюхоровуюпартиюнеобходимокаждомуруководителюхоровогоколлективакакдлявыработкикачественногохоровогозвучания,такидляохраныголосапевцов (пениевнесвойственномдиапазонегубительноичреватосерьезнымизаболеваниямиголосовогоаппарата!).

Женскиеголоса. Вженскихголосахразличаюттрирегистра: грудной,средний,илимикстовый,иголовной. Крайниенотырегистров,припереходеотодногорегистракдругому,называютсяпереходными. Протяженностьрегистровипереходныенотыувысокихинизкихголосовнеодинаковы.

ВысокиеженскиеголосаСопрано - высокиеженскиеголоса,похарактерузвучаниябываютлирические,драматические,лирико-драматические,колоратурные,лирико-колоратурные.

Лирическоесопраноимееттеплый,задушевный,“мягкий" тембр. Диапазон: допервой - дотретьейоктавы; голослегкоидетнаверх. Лучшевсегозвучатнотывторойоктавы. Верхниетонылегкоподдаютсяизменениюсилызвука. Рабочийдиапазонлежитвпределахфапервой - лявторойоктавы.

Диапазон (отгр. diapason (chordon) - черезвсе (струны)) - I. Звуковойобъеммелодии,звукоряда,певческогоголоса,музыкальныхинструментов. Определяетсяинтерваломмеждусамымнизкимисамымвысокимзвуком.2. Общиймузыкальныйдиапазон - объемзвуков,используемыхвмузыкальнойпрактике - от16,35Гц (Досубконтроктавы) до7901,4Гц (сипятойоктавы).3. Вдревнегреческоймузыке - названиеоктавы.4. Названиенекоторыхтруборгана.5. ВоФранции - мензурадуховогоинструментаилиорганнойтрубы,атакжетондлянастройкиинструментов.6. Звуковойобъеммузыкальногопроизведенияилиегопартий.

Диапазондинамический - максимальнаяразницасилызвуканафортеипиано,издаваемогопевцом (илиинструментом). Диапазондинамическийявляетсяоднимизизмеряемыхпоказателейвокальногомастерства,чтопозволяетсчитатьегообъективнымкритериемуровнявокальнойтехникипевца.

Различаютцентральноеилегкоелирическоесопрано. Центральноесопранопополнотезвучанияприближаетсякдраматическому,имеетхорошозвучащуюсерединуичастоболеекороткийголовнойрегистр. Легкоелирическоесопраноспредельныминотамими - сольтретьейоктавы,обладающееприроднойбеглостью,легкостьюиподвижностью,называетсялирико-колоратурнымсопрано. Уэтогоголосасилойикрасотойвыделяютсянотыголовногозвучания,серединазвучитслабо,акрайниенижниенотыпосравнениюсверхнимичастобываютбеззвучны.

Драматическоесопраноотличаетсянасыщеннымзвучаниемдраматическогоплана. Диапазон: ля - сималойоктавы - дотретьей. Голостяжелый,струдомидетнаверх. Верхниенотызвучатнапряженноипотомунаиболееупотребимынаforte. Наиболеесвободноиполнозвучитсреднийрегистр (фапервой - ревторойоктавы). Вголосахсосмешанным,лирико-драматическимзвучаниемвзависимостиотпреобладанияодногоилидругогохарактеравыделяютсясоответствующиепризнаки.

Легкиелирическиеилирико-колоратурныеголосавхоресоставляютпартиюпервогосопрано,остальныевысокиеженскиеголоса - второесопрано.

Основнымкритериемотборавпартиюпервогосопрано,кромедостаточногодиапазонаверхнихнот (полнойвторойоктавыилипервыхноттретьейоктавы), являетсяяркаязвучностьилегкостьнаверхнихнотах.

Общийдиапазонсопрановойпартии - допервой - дотретьейоктавы; рабочийдиапазон - фапервой - лявторойоктавы; переходныеноты - ми-фапервой,ми-фа,фа#второйоктавы.

НизкиеженскиеголосаМеццо-сопрано - низкиеженскиеголоса,вхоревходятвпартиюальтов. Вотличиеотсопрано,укоторыхнотыгрудногорегистразвучатслабоибеднопотембру,вэтихголосах,помимообщегоболеегустогозвучания,нотынижере,допервойоктавыимеютзначительноегрудноерезонирование,достаточнуюсилуикрасотутембра. Различаютвысокоеинизкоемеццо-сопрано. Первоечащевсеголирическогохарактера,второе - драматического. Переходныенотыодниитеже.

Высокоемеццо-сопрано - довольноподвижныйголос; нотыгрудногорегистразвучатунегомягчеинесколькослабее,чемунизкогомеццо-сопрано. Вхоренаиболееприменимынотывпределахпервойоктавы.

Низкоемеццо-сопраноотвысокогоотличаетсямалойподвижностью,болеегустымигрудныминотами. Такойголоссширокимдиапазономгрудногорегистраиособенногустыми. Полнокровныминотамивмалойоктаве,называютконтральто. Уконтральтопереходныенотыкголовномурегиструлежатприблизительнонатерциюниже (сибемоль - сипервойоктавы). Утакогоголосаярковыраженноегрудноерезонированиераспространяетсяиногданавесьсреднийрегистр,всвязисчемпереходкголовномурегиструоченьрезкийизатрудненный. Звукивторойоктавыкрикливы,неудобны,воспроизводятсяструдом. Рабочийдиапазонвпределахлямалой - сипервойоктавы.

Вхоревысокиемеццо-сопраносоставляютпартиюпервыхальтов,анизкиемеццо-сопраноотносятсяковторымальтам.

Высокоемеццо-сопраноиногдатрудноотличитьотдраматическогосопрано. Придифференциацииэтихголосовобращаютвниманиеназвучаниегрудныхнотиособеннозвуковвмалойоктаве. Наличиеполнозвучныхнотмалойоктавыуказываетнамеццо-сопрано. Норешающеезначениеимеетопределениепереходныхноткголовномурегиструиудобнойтесситуры (сопрановойилимеццо-сопрановой).

Общийдиапазональтовойпартии - фа-сольмалой - фа-сольвтройоктавы; рабочийдиапазон - допервой - до-ревторойоктавы; переходныеноты - до#-репервой,сипервой-до-до#второйоктавы.

Мужскиеголоса Мужскиеголосазвучатнаоктавунижеженских,внихразличаюттолькодварегистра: груднойиголовной,резкоразграниченные,особенноунизкихголосов. Переходныенотымеждурегистрамиувысокихинизкихголосовразличны.

Тенор - высокиймужскойголос. Похарактерузвучаниятенораразличаютсяналирическиеидраматические. Улирическоготеноранаиболееполнозвучитперваяоктава. Наверхэтотголосидетлегко. Нижняяполовинамалойоктавызвучитслабо,неинтереснопотембру. Общийдиапазон: домалой - довторойоктавы; рабочийдиапазон: сольмалой - соль,ляпервойоктавы. Переходныеноты: мибемоль-фа#первойоктавы.

Лирическийтенорсширокимдиапазономголовногорегистра,которыйформируетсялегкоисвободнодонотре,мивторойоктавы,называетсяальтино. Этоточеньредкийголосбеззатрудненийпреодолеваетпереходныеноты,аверхниенотыунегопозвучаниюблизкикнизкимженскимголосам. Альтиноособойсилойзвуканеотличаются,нополезнывхоредлярасширениядиапазонаиобогащениякрасокзвучания.

Драматическийтеноротличаетсянасыщеннымзвучаниемсоответствующегохарактера. Переходныенотыкголовномурегиструтеже,ноониосваиваютсяструдом. Неудобствонаэтихнотахвыраженобольше,чемулирическихтеноров. Головныенотывоспроизводятсянапряженноимогутбытьисполненынаforteилиmezzoforte. Рабочийдиапазонвобластималойоктавыидопереходныхноткголовномурегистру. Накрайнихнижнихнотахсилазвукаобычнопадает. Нобываютдраматическиетенора,укоторыхнижниезвукималоотличаютсяотбаритональногозвучания. Н.В. Матвеевв“книгеХоровоепение”*рекомендуетизбегатьучастиявхоредраматическихголосов, т.к. онипохарактерусвоеготембра (наличиенекоторойвибрации) разрушаютансамбльпартии.

НизкиемужскиеголосаНизкиемужскиеголоса: баритоныибасызвучатвбольшой,малойинижнейполовинепервойоктавы,иногдавконтроктаве. Груднойрегистрзанимаетприблизительно2/3диапазона.

Баритон - довольноподвижныйголос,особеннолирическийбаритон. Полныйдиапазон: лябольшой - фа,сольпервойоктавы. Переходныеноты: до#-мибемольпервойоктавы. Наибольшаясилаияркостьзвучанияпоявляетсявверхнейполовинедиапазона. Рабочийдиапазон: домалой - репервойоктавы.

Похарактерузвучанияразличаютсябаритонылирическиеидраматические. Драматическиебаритоныпогустотезвучанияприближаютсякбасамииногда,принадобности,еслиобладаютдостаточнойсилойзвукананижнихнотах,могутбытьиспользованывпартиивторыхбасов. *Басимеетширокийдиапазоннижнихнот. Переходныенотыниже,чемубаритона,нанотахсималой - допервойоктавы. Наиболееполнозвучитнижняяполовинадиапазона. Звукивбольшойоктавеотличаютсянизкимзвучаниемдостаточнойсилы. Общийдиапазон: Мибольшой - фапервойоктавы. Рабочийдиапазон: Фа,Сольбольшойоктавы - ре,мипервойоктавы.

Басы,имеющиевсвоемдиапазоненотыконтроктавы. Называютсябасамипрофундоилиоктавистами. Уэтогоголосакороткийдиапазонверхнихнот. Голоснаверхидетструдом,верхняяполовинамалойоктавызвучитнапряженноинекрасиво. Октависты - голосаспецифическихоровые,звукиконтроктавыобычнобольшойсилойнеотличаются,ноипризвучаниинаpianoсоздаюткрасивыйорганныйфон,оченьценныйдляхора.

Баритонывхоресоставляютпартиюпервыхбасов,аостальныенизкиеголоса - партиювторыхбасов.

Вхоровойпрактикеприопределенииголосавтуилиинуюпартиюосновноезначениеимеетнестолькохарактерголоса (лирический,драматический), скольковеличинадиапазона,звучаниеверхнихилинижнихнот,владениеими. Новоизбежаниепестротызвучанияследуетучитыватьихарактерголосаиповозможностистаратьсясоставлятькаждуюпартиюизодинаковыхпохарактеруголосов.

 

Вывод

 

Вокальнаяаранжировка - сложная,увлекательная,интереснаятворческаяработа,требующаянемалыхмузыкальныхзнанийиумений,большойфантазииивдохновения,постоянноголичностногоразвития.

Аранжировка - естьимпровизация,индивидуализацияисполнителя,выплесктворческойнатуры,своеобразныймузыкальныйязык,безкоторогомирмузыкибылбысерыминеинтересным!


Список литературы

 

1. Асафьев.Б. "Русскаямузыка" Л., 1968.

2. БагадуровВ. "Вокальноевоспитаниедетей" М., 1980.

3. АпраксинаО. "Методикамузыкальноговоспитания" М., 1984.

4. ДмитриевскийГ. "Хороведениеиуправлениехором" М., 1948.

5. СоколовВл. "Работасхором" 2-еизд.М., 1983.

6. ЧесноковП. "Хориуправлениеим" М., 1968.

7. ЕгоровА. "Коллективиличность" М., 1975

8. ПтицаКл. "Работасдетскимхором" М., 1981.

9. МорозовВ. "Вокальныйслухиголос" М., Л., 1965.

10. АпраксинаО. "Методикаразвитиядетскогоголоса" М., 1983.

11. ТюлинЮ. "Учениеомузыкальнойфактуреимелодическойфигурации" М., 1976.

12. ШерманН. "Формированиеравномерно - темперированногостроя" М., 1964.

13. ГарбузовН. "Внутризонныйинтонационныйслухиметодыегоразвития" М., Л., 1951.

14. ДобрынинаМ. "Обусловияхинекоторыхпринципахвоспитаниячистойинтонацииупевцов. Вопросыфизиологиипенияивокальнаяметодика" Вып. XXV.М., 1969.

15. АнисимовА. "Элементыхудожественно - исполнительскойкультурыхора. Дирижер - хормейстер" Л., 1976.

16. НазайкинскийЕ. "Омузыкальномтемпе" М., 1967.

17. СоколовВ. "Средствахудожественнойвыразительности. Работасхором"М.,! 983.

18. БалашовВ. "Поэтическоесловоивокальнаяинтонация" // РаботавхореМ., 1977.

19. ВиноградовК. "Работанаддикциейвхоре" М. 1967.

20. БондаркоЛ. "Звуковойстройсовременногорусскогоязыка" М., 1977.

РЕФЕРАТ

Попредмету

"Работасвокальнымансамблем"

Натему "Вокальнаяаранжировка"

 

Выполниластудентка

IIIкурсаЭ.О.Э. П.

ЧумачковаНаталья

 

г. Мурманск2010


Содержание

 

Введение

Определение типа голоса

Хоровые партии, составляющие их голоса

Некоторые особенности аранжировки сопровождения вокала

Создание облегченного инструментального сопровождения

Выбор тональности для аранжируемой песни

Голосоведение, его особенности и разновидности

Вывод

Список литературы


Введение

 

Вокальнаяаранжировка, реальныевозможностиансамбля;диапазон,тесситура,выборудобнойтональности;логикаиплавностьголосоведения.

Работастворческимколлективом,вокальнымансамблемстроитсянаосноведостижениймногихнаук: музыкознанияиэстетики,психологииипедагогики.

Восновеработытворческогоколлективалежатувлеченностьидуховнаяобщность,определяющиедеятельностьтворческогоколлектива. Черезисполнительскуюдеятельностьраскрываютсялюбовькмузыке,ансамблевомупению.

Творческийколлектив (вдальнейшемименуемыйтакже "вокальнымансамблем") - этоорганизованныйколлективпевцов,чьяисполнительскаядеятельностьподчиненаединымцелямизадачам.

Вокальныйансамбльвозглавляетруководитель (лидер). Индивидуальнаяработаруководителясучастникамиансамбляноситмногоплановыйхарактер. Вовремярепетиций,концертов,студийныхзаписей,нарадио,телевиденииивпроцессеподготовкикнимучастникиансамблядолжнывыполнятьвсеуказанияруководителя,точноследуяустановленномурежимуработы. Вмежличностномобщенииприобретаетсяопытэмоционально-творческихконтактовнаосновевзаимногоинтересаидоброжелательногоотношениядругкдругу.

Врезультатепродуманнойучебно-воспитательнойработыразвиваетсятворческаяинициативакаждогоучастникаансамбляиоткрываетсяперспективадляразвитиявсегоколлектива.

Дляуспешногосуществованиявокальногоансамблябольшоезначениеимеетправильноподобранныйрепертуар. Репертуардолженотвечатьзадачаммузыкально-художественноговоспитанияансамбляи,втожевремя,долженбытьдоступенповокально-техническомуиисполнительскомууровню. Врепертуарнеобходимовключатьпроизведенияразнообразныепоформе,жанру,содержанию.

Привыборепроизведениянеобходимоучитыватьследующиепараметры: количествоголосов; ихтесситурныевозможности; интонационные,ритмические,динамическиетрудности; наличиеаккомпанемента ("живойинструментальныйансамбль" или "фонограмма").

Этижепринципылежатвосновевокальныхаранжировок.

Музыкально - исполнительскийпроцессвансамблепредполагаетовладениеегоучастникамисистемойспециальныхмузыкально - теоретическихвокально-ансамблевыхзнаний,уменийинавыков,применениекоторыхнеразрывносвязаностеориейипрактикоймузыкальногоисполнительства.

Теорияипрактикаработысвокальнымансамблемнеотделимыотосновныхприемовработысансамблем. Вметодикевокально-ансамблевойработызнанияакустическихзакономерностейимеханизмаработыголосовогоаппаратанеобходимыдляруководителя.

Помереразвитиямузыкальнойкультурыивозросшегоинтересаслушательскойаудитории,всенастоятельнееощущаетсяпотребностьосмыслениянакопленноговокально-хоровогоопыта. Впостоянномизмененииотношениякпевческомуделуменяютсязадачи,стоящиепередним. Вместестемпоявилисьновыеметодическиевоззрения,приемы.

Аранжировка - однаизважнейшихсоставляющихуспеха "музыкальногопроизведения".

Аранжировка - (переложение,обработка) - приспособлениемузыкальнойкомпозициидляиногосоставаисполнителей,чемпервоначальный (иличемпредусмотренныйавтором).

Удачносоставленнаямелодия ("наборнот") - этоещёне "хит". Длятогочтобымелодия "зазвучала" необходимосособойточностьюподобратькнейинструменты,придуматьоригинальнуюобработкузвуков,всоответствиисжанровойнаправленностью "задумкиавтора" (заказчика)"подложить" ритм - группы,ненарушаяиндивидуальногомузыкальногостиля.

Оченьчасто,слушаяпесни,искушённыймузыкальноеслух "начинаетскучать" ужепослепервогокуплета. Причинатому - однообразиевокальнойаранжировки. Большинствопевцовигруппнанашейэстрадеисполняютпесниодноголосно (всюпеснювунисон).

Непродуманностьвокальнойаранжировкизачастую "мстит" дажесамымсладкоголосымпевцам. Слушатьтакоеисполнениетакжетяжело,какрассматриватькартину,написаннуюоднимцветом. Именнопоэтому,необходимоправильноподбиратьбэк-вокальныепартии,соответствующиеВашемуголосу.


Определениетипаголоса

 

Развитиеголосавсегдатребуетвернойдиагностикиеготипа. Поставитьверныйдиагноз - верноопределитьтипголосавначалеобучения - одноизусловийправильногоегоформирования. Потомуопределениетипаголоса,втехслучаях,когдавэтомимеетсясомнение,являетсяоднойизважнейшихзадачначальногопериодаобучения.

Мызнаем,чтовформированиихарактераголосаиграютрольнетолькоконституционныефакторы,ноиприспособления, т.е. приобретенныенавыки,привычки. Поэтомупонять,чтоболееблизкоприродеданногоголоса,ачтонесвойственноему,наносно,результатпривычки,далеконевсегдаявляетсяпростойзадачей. Когданачинающийпевец,копируякакого-либолюбимогоартиста,поетнесвойственнымемухарактеромголоса, "басит", "тенорит", "цыганит" и т.п., точащевсегоэтолегкоопределитьнаслухиисправить. Вэтомслучаеестественный,природныйхарактерголосавыявляетсясовсейочевидностью. Однакобываютслучаи,когдаголосзвучитестественно,ненапряженно,восновномверно,ивсежехарактерегоостаетсяпромежуточным,невыявленным. Здесьважнополучитькакие-тоданные,позволяющиеуточнитьдиагностикутипаголоса.

Покаещенауканерасполагаеткаким-либоединымметодом,которыйпозволилбысразуибезошибочноопределитьтоттипголоса,которыйестественносвойственданномучеловеку. Поэтомуопределениетипаголосаследуетвестипорядупризнаков. Кчислуихнужноотнеститакиекачестваголоса,кактембр,диапазон,месторасположенияпереходныхнотипримарныхтонов,способностьвыдерживаниятесситуры,атакже'конституциональныепризнаки,вчастностианатомо-физиологическиеособенностиголосовогоаппарата,такие,какдлинаголосовыхсвязокихронаксиявозвратногонерва.

Тембридиапазонобычновыявляютсяуженаприемныхиспытаниях,нонитот,нидругойпризнаквотдельностиещенемогутнамсуверенностьюсказать,какимголосомобладаетученик. Бывает,чтотембрговоритзаодинтипголоса,адиапазонемунесоответствует. Тембрголосалегкодеформируетсяотподражанияилинеправильногопенияиможетобманутьдажепридирчивыйслух.

Типичныедиапазоныбылиуказанынамиприописанииклассификацииголосов. Встречаютсяиголосасвесьмаширокимдиапазоном,захватывающимнотынехарактерныедляданноготипаголоса. Сдругойстороны,встречаютсяитакие,которыеимеюткороткийдиапазон,недостигающийнужныхдляпениявданномхарактереголосатонов. Диапазонутакихпевцовчащевсегобываетукороченсодногокрая, т.е. либонедостаетнесколькихнотвверхнемегоотрезке,либовнижнем. Редкокогдаонбываетсуженсобоихконцов.

Дополнительныеданные,помогающиеклассифицироватьголос,мыполучаемизанализапереходныхнот. Какизвестно,голосимеетрегистровоестроение, т.е. вотдельныхотрезкахдиапазоназвучитнеодинаковоиприпереходеотодногорегистравдругойменяется,ломается,причемпевецвсегдаощущаетнаэтихнотахопределенноенеудобство. Этипереломные,илипереходныедотыврезультатеобработкимогутбытьскрыты,статьнезаметными,ноуначинающегопевцаобычноощущаютсяявственно. Различныетипыголосовимеютпереходныезвукинаразнойвысоте. Этим-тоипользуетсяпедагог,чтобывернеепоставитьдиагнозтипаголоса.

Типичныепереходныеноты,такжеварьирующиеуразныхпевцов:

Тенор - ми-фа-фа-диез - сольпервойоктавы.

Баритон - ре-ми-бемоль - мипервойоктавы.

Бас - ля-си - си-бемольмалойдо-до-диезпервойоктавы.

Сопрано - ми-фа-фа-диезпервойоктавы.

Меццо-сопранодо-ре-ре-диезпервойоктавы.

Уженщинэтоттипичныйрегистровыйпереходнаходитсявнижнемотрезкедиапазона,аумужчин - вверхнем. Уженщинимеетсяещеодинпереходотцентракверхнимзвукам,ноонмалохарактерен.

Кромеэтогопризнакавопределениитипаголосамогутпомочьтакназываемыепримарныезвуки,илизвуки,наиболеелегкоиестественнозвучащиеуданногопевца. Какбылоустановленопрактикой,оничащевсегонаходятсявсреднейчастиголоса, т.е. утеноравобластидопервойоктавы,убаритона - вобластилямалой,убаса - фамалойоктавы. Соответственноиуженскихголосов.

Правильноерешениевопросаотипеголосаможетподсказатьтакжеспособностьпевцавыдерживатьтесситуру,свойственнуюданномутипуголоса. Подтесситурой (отсловаtissu - ткань) понимаетсясредняязвуковысотнаянагрузканаголос,имеющаясявданномпроизведении.

Тесситура (ит. tessitura,буквально - ткань) - высотноеположениезвуковмузыкальногопроизведенияпоотношениюкдиапазонупевческогоголосаилимузыкальногоинструмента. Различаютсреднюю,наиболееудобнуюдляисполнения,высокуюинизкуютесситуру. Соответствиетесситурывозможностямпевческогоголосаилимузыкальногоинструментаявляетсянеобходимымусловиемполноценногохудожественногоисполнения.

Тесситураможетбытьнизкой,нопроизведение - содержатьпредельныеверхниезвуки,инаоборот - высокой,нобезпредельныхверхнихзвуков. Такимобразом,понятиетесситурыотражаеттотучастокдиапазона,гдеголосчащевсегодолжендержатьсяприпенииданногопроизведения. Еслиголос,близкийпохарактеруктеноровому,упорнонедержиттеноровойтесситуры,томожносомневатьсявправильностивыбраннойимманерыголосообразованияиговоритзато,чтоданныйголос,вероятно, - баритон. Тесситура - важныйпоказательввыявлениитипаголоса,определяющийвозможностиданногопевцавсмыслепениятехилииныхпартий.

Тесситурапроизведениялегкоможетбытьопределенапоследующейдиаграмме. Еслиповертикалиотложитьзвукидиапазона,вкоторомнаписаноданноепроизведение,апогоризонталивопределенноммасштабедлительностькаждойноты,встречающейсянапротяжениивсегопроизведения,тонаглядновидно,накакихзвукахбудетпроисходитьосновнаяработаголосовогоаппарата.

Средипризнаков,помогающихопределитьтипголоса,имеютсяианатомо-физиологические. Давноотмечено,чторазнымтипамголосовсоответствуетразличнаядлинаголосовыхсвязок.

Действительно,многочисленныенаблюденияпоказываютсуществованиетакойзависимости. Чемвышетипголоса,темкорочеитоньшеголосовыесвязки. Многочисленныеизмеренияихдлиныприпомощиградуированногозеркалавыявилисредниецифры,характерныедлякаждоготипаголоса. Жизньпоказала,чтонапрактикеэтицифрыневсегдасоответствуютдействительности,встречаютсяголоса,имеющиедлинусвязок,неукладываютсявотведенныеразмеры.

Следуетпомнитьтакже,чтоголосовыесвязкимогутбытьпо-разномуорганизованывработеипоэтомуиспользованыдляобразованияразныхтембров. Обэтомясноговорятслучаисменытипаголосаупрофессиональныхпевцов. Одниитежеголосовыесвязкимогутслужитьдляпенияразнымитипамиголосоввзависимостиотсвоегоприспособления.

Всежетиповаяихдлина,априопытномвзглядефониатраипримерноепредставлениеотолщинеголосовыхсвязок,могуториентироватьвотношениитипаголоса.

Хоровыепартии,составляющиеихголоса

 

Диапазоны,регистры.

Всепевческиеголосаповысотевоспроизводимыхзвуковипотембруразделяютсянаженские,мужскиеидетские (пофизиологическомупринципу). Каждаяизэтихбольшихгруппделитсянавысокиеинизкиеголоса.

Силазвучаниячеловеческогоголосанеодинаковавразличныхучасткахзвуковогодиапазона,яркостьзвучанияусиливаетсяпривосходящемдвижениииослабеваетвнисходящем. Хоровоепениеввосходящемдвижениибольшейчастьюразвиваетсявзвучаниесветлое,прозрачное,блестящее. И,наоборот - пениехоравнисходящемдвижениипревращаетсявзвучаниеболеетихое,матовое,глухое.

Каждаяхороваяпартияимеетопределенныйдиапазонилизвуковойобъем. Мыразличаемдиапазоныхоровойпартии: общийит. н. рабочий. Наиболееудобнымипрактическииспользуемымвхоровойпрактикеявляетсясредний,рабочийрегистрдиапазонаголосаихоравцелом.

Умениеправильноопределитьголосиназначитьеговопределеннуюхоровуюпартиюнеобходимокаждомуруководителюхоровогоколлективакакдлявыработкикачественногохоровогозвучания,такидляохраныголосапевцов (пениевнесвойственномдиапазонегубительноичреватосерьезнымизаболеваниямиголосовогоаппарата!).

Женскиеголоса. Вженскихголосахразличаюттрирегистра: грудной,средний,илимикстовый,иголовной. Крайниенотырегистров,припереходеотодногорегистракдругому,называютсяпереходными. Протяженностьрегистровипереходныенотыувысокихинизкихголосовнеодинаковы.

ВысокиеженскиеголосаСопрано - высокиеженскиеголоса,похарактерузвучаниябываютлирические,драматические,лирико-драматические,колоратурные,лирико-колоратурные.

Лирическоесопраноимееттеплый,задушевный,“мягкий" тембр. Диапазон: допервой - дотретьейоктавы; голослегкоидетнаверх. Лучшевсегозвучатнотывторойоктавы. Верхниетонылегкоподдаютсяизменениюсилызвука. Рабочийдиапазонлежитвпределахфапервой - лявторойоктавы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.076 с.)